Джонс. Словарь античных римских монет

CLE­MEN­TIA. Пер­со­ни­фи­ка­ция мило­сер­дия или мяг­ко­сти. В послед­ние меся­цы жиз­ни Юлия Цеза­ря одной из мно­гих поче­стей, рас­то­ча­е­мых ему сена­том, стал храм «Цеза­ря и его Мило­сер­дия», в кото­рый поме­сти­ли ста­туи дик­та­то­ра и боги­ни, взяв­ших­ся за руки. Это под­ра­зу­ме­ва­ло идею мило­сер­дия Цеза­ря к тем из его про­тив­ни­ков, кото­рые выжи­ли. Неиз­вест­но, где был постро­ен этот храм, но на дена­рии П. Сепул­лия Мак­ра, выпу­щен­ном в 44 г. до н. э. после убий­ства Цеза­ря, изо­бра­жен тет­ра­с­тиль с леген­дой «Мило­сер­дию Цеза­ря» (CLE­MEN­TIAE CAE­SA­RIS и дру­гие вари­ан­ты), кото­рый дол­жен его пред­став­лять.

После несколь­ких лет сво­е­го прав­ле­ния (точ­ная дата спор­на) импе­ра­тор Тибе­рий выпу­стил инте­рес­ную пару дупон­ди­ев, каж­дый из кото­рых содер­жал его порт­рет в фор­ме ima­go cli­pea­ta (изо­бра­же­ния на щите) и леген­ды CLE­MEN­TIAE и MO­DE­RA­TIO­NI. Не может быть сомне­ний в том, что эти моне­ты долж­ны были про­слав­лять мило­сер­дие Тибе­рия в началь­ные годы его прав­ле­ния.

с. 57 Вско­ре после захва­та вла­сти Вител­лий выпу­стил в Испа­нии моне­ты, отче­ка­нен­ные во всех трех метал­лах, с изо­бра­же­ни­ем Мило­сер­дия как жен­ской фигу­ры с вет­вью и ски­пет­ром. Этот выпуск, веро­ят­но, ука­зы­ва­ет на мило­сер­дие, про­яв­лен­ное к семье Ото­на, и обе­ща­ет такую же мяг­кость во всех про­чих слу­ча­ях. Адри­ан и Анто­ни­ны вос­про­из­во­ди­ли этот тип с раз­лич­ны­ми атри­бу­та­ми (пате­ра, ски­петр, коло­сья). В этот пери­од, по-види­мо­му, дан­ный тип не имел осо­бо­го отно­ше­ния к совре­мен­ным ему собы­ти­ям, и Мило­сер­дие высту­па­ет в каче­стве одной из ряда импе­ра­тор­ских доб­ро­де­те­лей, таких как Равен­ство (Aequi­tas) и Снис­хо­ди­тель­ность (In­dul­gen­tia). С дру­гой сто­ро­ны, когда Кло­дий Аль­бин избрал Мило­сер­дие как один из типов ревер­са сво­их монет, целью это­го долж­но было стать про­воз­гла­ше­ние его наме­ре­ния про­явить мило­сер­дие к сво­им про­тив­ни­кам.

Во вто­рой поло­вине тре­тье­го века Мило­сер­дие явля­ет­ся темой ревер­сов ряда монет, выпу­щен­ных импе­ра­то­ра­ми от Гал­ли­е­на до Мак­си­ми­а­на. Име­ют­ся некото­рые изме­не­ния боле ран­не­го типа: Мило­сер­дие изо­бра­же­но при­сло­нив­шим­ся к колонне, подоб­но Надеж­де, либо эта идея выра­же­на с помо­щью фигу­ры Ромы или фигур Юпи­те­ра и импе­ра­то­ра, дер­жа­щих меж­ду собой зем­ной шар. Некото­рые моне­ты содер­жат леген­ду CLE­MEN­TIA TEMP(orum), «Мило­сер­дие эпо­хи», и вновь идея здесь ско­рее общая, чем кон­крет­ная.

© 1990 г. Текст: John Melville Jones. A DICTIONARY OF ANCIENT ROMAN COINS, London, SPINK, 2004, с. 56—57.
© 2007 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой.
См. также:
CLEMENTIA (Стивенсон. Словарь римских монет)

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ВЕЧНОСТЬ, ЭТЕРНИТАС • OPS • G. P. R. • PATIENTIA •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 6)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с изображением сцен из жизни военачальника. Сцена virtus и clementia.
Мрамор. II в. н. э.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг из Портоначчо.
Рельеф фриза крышки.
Мрамор. 180—200 гг. н. э.
Инв. № 112327.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Милосердие императора (деталь). Рельефная панель с триумфальной арки Марка Аврелия (предположительно).
Мрамор. 177—180 гг. н. э.
Инв. № MC 809.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Монументальная лестница.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Милосердие императора. Рельефная панель с триумфальной арки Марка Аврелия (предположительно).
Мрамор. 177—180 гг. н. э.
Инв. № MC 809
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Монументальная лестница.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фронтальная панель саркофага военачальника. Сцена помилования побежденных варваров (clementia).
Мрамор. Ок. 180 г. н. э.
Инв. № 942.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Северный портик, 15.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Милосердие императора (clementia).
Рельеф на северной стороне.
Мрамор. 175—196 гг.
Рим, Арка Константина.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 4)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Рим, 44 г. до н.э.
АВЕРС: Четырёхколонный храм с закрытыми дверями; на фронтоне земной шар; вокруг: CLEMENTIAE CAESARIS («Милосердию Цезаря»). (AR — монограммой). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Наездник-акробат (desultor) с двумя конями, галопирующими вправо, едет на ближнем коне; на голове колпак, в правой руке кнут, в левой вожжи; позади венок и пальмовая ветвь; выше P. SEPVLLIVS, ниже MACER. Кайма из точек.
2. Дупондий, медь
Тиберий
Рим, 16—23 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. IMP. VIII — голова Тиберия в лавровом венке влево.
РЕВЕРС: CLEMENTIAE — в центре круглого медальона («щита») небольшой бюст Тиберия (варианты: RIC — Тиберий (?); BMC — Тиберий; Cohen — Клементия [Милосердие]), в драпировке, анфас; бюст находится внутри лаврового венка, окруженного большим кругом из лепестков, похожих на лепестки подсолнуха, вокруг которого, на внешней стороне щита, — рисунок из цветочного орнамента, точек и штрихов.
В поле, слева и справа: S. C.
3. Денарий, Серебро
Гай Юлий Цезарь
Монетный двор, передвигавшийся с Цезарем*, 48—47 гг. до н.э.
АВЕРС: Женская голова вправо, на ней надет венок из дубовых листьев и диадема, в ушах серьги, на шее ожерелье, волосы завязаны в узел. Сзади (=52) вниз. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Трофей с галльским щитом и карниксом (carnyx); внизу сидящий пленник с длинной бородой и связанными за спиной руками, повернут вправо; на поле надпись, разделенная трофеем: CAE SAR. Кайма из точек.
4. Денарий, серебро
Антонин Пий
Рим, 140—144 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. — голова Антонина Пия, в лавровом венке, влево.
РЕВЕРС: TR. POT. COS. III — Клеменция (?) (Милосердие), в драпировке, сидит влево, держит патеру в правой руке и скипетр, почти вертикально — в левой.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА