Джонс. Словарь античных римских монет

CLE­MEN­TIA. Пер­со­ни­фи­ка­ция мило­сер­дия или мяг­ко­сти. В послед­ние меся­цы жиз­ни Юлия Цеза­ря одной из мно­гих поче­стей, рас­то­ча­е­мых ему сена­том, стал храм «Цеза­ря и его Мило­сер­дия», в кото­рый поме­сти­ли ста­туи дик­та­то­ра и боги­ни, взяв­ших­ся за руки. Это под­ра­зу­ме­ва­ло идею мило­сер­дия Цеза­ря к тем из его про­тив­ни­ков, кото­рые выжи­ли. Неиз­вест­но, где был постро­ен этот храм, но на дена­рии П. Сепул­лия Мак­ра, выпу­щен­ном в 44 г. до н. э. после убий­ства Цеза­ря, изо­бра­жен тет­ра­с­тиль с леген­дой «Мило­сер­дию Цеза­ря» (CLE­MEN­TIAE CAE­SA­RIS и дру­гие вари­ан­ты), кото­рый дол­жен его пред­став­лять.

После несколь­ких лет сво­его прав­ле­ния (точ­ная дата спор­на) импе­ра­тор Тибе­рий выпу­стил инте­рес­ную пару дупон­ди­ев, каж­дый из кото­рых содер­жал его порт­рет в фор­ме ima­go cli­pea­ta (изо­бра­же­ния на щите) и леген­ды CLE­MEN­TIAE и MO­DE­RA­TIO­NI. Не может быть сомне­ний в том, что эти моне­ты долж­ны были про­слав­лять мило­сер­дие Тибе­рия в началь­ные годы его прав­ле­ния.

с. 57 Вско­ре после захва­та вла­сти Вител­лий выпу­стил в Испа­нии моне­ты, отче­ка­нен­ные во всех трех метал­лах, с изо­бра­же­ни­ем Мило­сер­дия как жен­ской фигу­ры с вет­вью и ски­пет­ром. Этот выпуск, веро­ят­но, ука­зы­ва­ет на мило­сер­дие, про­яв­лен­ное к семье Ото­на, и обе­ща­ет такую же мяг­кость во всех про­чих слу­ча­ях. Адри­ан и Анто­ни­ны вос­про­из­во­ди­ли этот тип с раз­лич­ны­ми атри­бу­та­ми (пате­ра, ски­петр, коло­сья). В этот пери­од, по-види­мо­му, дан­ный тип не имел осо­бо­го отно­ше­ния к совре­мен­ным ему собы­ти­ям, и Мило­сер­дие высту­па­ет в каче­стве одной из ряда импе­ра­тор­ских доб­ро­де­те­лей, таких как Равен­ство (Aequi­tas) и Снис­хо­ди­тель­ность (In­dul­gen­tia). С дру­гой сто­ро­ны, когда Кло­дий Аль­бин избрал Мило­сер­дие как один из типов ревер­са сво­их монет, целью это­го долж­но было стать про­воз­гла­ше­ние его наме­ре­ния про­явить мило­сер­дие к сво­им про­тив­ни­кам.

Во вто­рой поло­вине третье­го века Мило­сер­дие явля­ет­ся темой ревер­сов ряда монет, выпу­щен­ных импе­ра­то­ра­ми от Гал­ли­е­на до Мак­си­ми­а­на. Име­ют­ся неко­то­рые изме­не­ния боле ран­не­го типа: Мило­сер­дие изо­бра­же­но при­сло­нив­шим­ся к колонне, подоб­но Надеж­де, либо эта идея выра­же­на с помо­щью фигу­ры Ромы или фигур Юпи­те­ра и импе­ра­то­ра, дер­жа­щих меж­ду собой зем­ной шар. Неко­то­рые моне­ты содер­жат леген­ду CLE­MEN­TIA TEMP(orum), «Мило­сер­дие эпо­хи», и вновь идея здесь ско­рее общая, чем кон­крет­ная.

См. также:
CLEMENTIA (Стивенсон. Словарь римских монет)
© 1990 г. Текст: John Melville Jones. A DICTIONARY OF ANCIENT ROMAN COINS, London, SPINK, 2004, с. 56—57.
© 2007 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой.
См. по теме: ВЕЧНОСТЬ, ЭТЕРНИТАС • OPS • G. P. R. • PATIENTIA •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 6)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с изображением сцен из жизни военачальника. Сцена virtus и clementia.
Мрамор. II в. н. э.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Милосердие императора (деталь). Рельефная панель с триумфальной арки Марка Аврелия (предположительно).
Мрамор. 177—180 гг. н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Монументальная лестница.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг из Портоначчо.
Рельеф фриза крышки.
Мрамор. 180—200 гг. н. э.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Милосердие императора. Рельефная панель с триумфальной арки Марка Аврелия (предположительно).
Мрамор. 177—180 гг. н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Монументальная лестница.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фронтальная панель саркофага военачальника. Сцена помилования побежденных варваров (clementia).
Мрамор. Ок. 180 г. н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Северный портик, 15.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Милосердие императора (clementia).
Рельеф на северной стороне.
Мрамор. 175—196 гг.
Рим, Арка Константина.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 4)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Рим, 44 г. до н.э.
АВЕРС: Четырёхколонный храм с закрытыми дверями; на фронтоне земной шар; вокруг: CLEMENTIAE CAESARIS («Милосердию Цезаря»). (AR — монограммой). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Наездник-акробат (desultor) с двумя конями, галопирующими вправо, едет на ближнем коне; на голове колпак, в правой руке кнут, в левой вожжи; позади венок и пальмовая ветвь; выше P. SEPVLLIVS, ниже MACER. Кайма из точек.
2. Дупондий, медь
Тиберий
Рим, 16—23 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. IMP. VIII — голова Тиберия в лавровом венке влево.
РЕВЕРС: CLEMENTIAE — в центре круглого медальона («щита») небольшой бюст Тиберия (варианты: RIC — Тиберий (?); BMC — Тиберий; Cohen — Клементия [Милосердие]), в драпировке, анфас; бюст находится внутри лаврового венка, окруженного большим кругом из лепестков, похожих на лепестки подсолнуха, вокруг которого, на внешней стороне щита, — рисунок из цветочного орнамента, точек и штрихов.
В поле, слева и справа: S. C.
3. Денарий, Серебро
Гай Юлий Цезарь
Монетный двор, передвигавшийся с Цезарем*, 48—47 гг. до н.э.
АВЕРС: Женская голова вправо, на ней надет венок из дубовых листьев и диадема, в ушах серьги, на шее ожерелье, волосы завязаны в узел. Сзади (=52) вниз. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Трофей с галльским щитом и карниксом (carnyx); внизу сидящий пленник с длинной бородой и связанными за спиной руками, повернут вправо; на поле надпись, разделенная трофеем: CAE SAR. Кайма из точек.
4. Денарий, серебро
Антонин Пий
Рим, 140—144 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. — голова Антонина Пия, в лавровом венке, влево.
РЕВЕРС: TR. POT. COS. III — Клеменция (?) (Милосердие), в драпировке, сидит влево, держит патеру в правой руке и скипетр, почти вертикально — в левой.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА