Античные писатели

АРИСТОТЕЛЬ; Aris­to­te­les, из Ста­ги­ры, 384—322 гг. до н. э., гре­че­ский фило­соф. Сын Нико­ма­ха, вра­ча македон­ско­го царя Амин­ты II. По месту рож­де­ния его ино­гда назы­ва­ли Ста­ги­ри­том. В тече­ние 20 лет (367—347 гг.) был уче­ни­ком и сорат­ни­ком Пла­то­на, а после его смер­ти, уязв­лен­ный выбо­ром Спев­сип­па руко­во­ди­те­лем Ака­де­мии, оста­вил Афи­ны и пре­по­да­вал в Ассе в Тро­аде, а затем в Мити­лене на Лес­бо­се. В 342 г. Филипп II, царь Македо­нии, дове­рил ему вос­пи­та­ние сво­его три­на­дца­ти­лет­не­го сына Алек­сандра. В Македо­нии Ари­сто­тель пре­бы­вал 7 лет. После вступ­ле­ния Алек­сандра на трон он вер­нул­ся в Афи­ны и осно­вал соб­ст­вен­ную фило­соф­скую шко­лу, зна­ме­ни­тый Ликей (Ly­keion), где пре­по­да­вал 12 лет. В Ликее была кры­тая гале­рея для про­гу­лок (pe­ri­pa­tos), поэто­му шко­лу назва­ли Пери­па­том, а ее адеп­тов пери­па­те­ти­ка­ми. Это было образ­цо­вое науч­ное учреж­де­ние, снаб­жен­ное бога­той биб­лио­те­кой и цен­ны­ми собра­ни­я­ми, при­вле­кав­шее выдаю­щих­ся уче­ных, спе­ци­а­ли­стов в раз­лич­ных обла­стях. Иссле­до­ва­ни­я­ми руко­во­дил Ари­сто­тель, а их резуль­та­ты обра­ба­ты­вал син­те­ти­че­ски, созда­вая систе­му, охва­ты­вав­шую все зна­ние о мире того вре­ме­ни. В 323 г., после смер­ти Алек­сандра, сво­его покро­ви­те­ля, Ари­сто­тель оста­вил Афи­ны в стра­хе перед пре­сле­до­ва­ни­я­ми и вско­ре умер в Хал­киде Эвбей­ской. Под име­нем Ари­сто­те­ля сохра­ни­лись немно­го­чис­лен­ные фраг­мен­ты про­из­веде­ний лите­ра­тур­но­го харак­те­ра, напи­сан­ных боль­шей частью в фор­ме диа­ло­га, а так­же обшир­ное собра­ние фило­соф­ских трак­та­тов, пред­на­зна­чен­ных для изу­че­ния в шко­ле, так назы­вае­мый Cor­pus Aris­to­te­li­cum. В Риме эти тек­сты упо­рядо­чил, снаб­дил ката­ло­гом и издал извест­ный пери­па­те­тик Анд­ро­ник Родос­ский. Соглас­но тра­ди­ции, сочи­не­ния Ари­сто­те­ля делят­ся обыч­но на семь групп: 1) логи­че­ские сочи­не­ния, кото­рые позд­ней­шие пери­па­те­ти­ки назва­ли Орга­нон (Or­ga­non — инстру­мен­ты), ибо логи­ку отде­лил от фило­со­фии еще сам Ари­сто­тель и при­знал необ­хо­ди­мым инстру­мен­том и осно­вой вся­кой нау­ки; 2) сочи­не­ния из обла­сти физи­ки, то есть нау­ки о при­ро­де (от гре­че­ско­го сло­ва phy­sis — при­ро­да); 3) био­ло­ги­че­ские сочи­не­ния; 4) сочи­не­ния из обла­сти пси­хо­ло­гии; 5) про­из­веде­ния, касаю­щи­е­ся так назы­вае­мой пер­вич­ной фило­со­фии, поме­щен­ные Анд­ро­ни­ком после книг о физи­ке и назван­ные поэто­му Ta met a phy­si­ka (пост­фи­зи­че­ские сочи­не­ния, мета­фи­зи­ка); 6) так назы­вае­мые прак­ти­че­ские сочи­не­ния по вопро­сам эти­ки, поли­ти­ки, эко­но­ми­ки, тео­рии государ­ства и пра­ва; 7) сочи­не­ния из обла­сти рито­ри­ки и поэ­ти­ки. В сохра­нив­ших­ся про­из­веде­ни­ях Ари­сто­те­ля мы нахо­дим мно­го­чис­лен­ные повто­ры и несоот­вет­ст­вия, следы попра­вок и ком­мен­та­рии; сле­до­ва­тель­но, мож­но пред­по­ло­жить, что они пред­став­ля­ют собой собра­ние лек­ций и чер­но­вых наброс­ков Ари­сто­те­ля, допол­нен­ных замет­ка­ми его уче­ни­ков и слу­ша­те­лей. И если сего­дня во мно­гих слу­ча­ях уже труд­но рас­по­знать, что напи­сал сам Ари­сто­тель, то целое несет отпе­ча­ток его гения, ува­же­ние вну­ша­ют широта зна­ний и глу­би­на его фило­соф­ской инту­и­ции. Ари­сто­тель не толь­ко создал фило­соф­скую систе­му, кото­рая про­су­ще­ст­во­ва­ла мно­го веков и ока­за­ла огром­ное вли­я­ние на исто­рию чело­ве­че­ской мыс­ли и евро­пей­ской фило­со­фии, но так­же зало­жил осно­вы раз­ви­тия таких науч­ных дис­ци­плин, как логи­ка, био­ло­гия и пси­хо­ло­гия. Логи­че­ские сочи­не­ния Ари­сто­те­ля вклю­ча­ют 6 трак­та­тов: Кате­го­рии, О выра­же­нии мыс­лей, Пер­вые ана­ли­ти­ки, Вто­рые ана­ли­ти­ки, To­pi­ka, О софи­сти­че­ских обма­нах. В Кате­го­ри­ях (Ka­te­go­riai) Ари­сто­тель изла­га­ет свою док­три­ну об осно­вах бытия, опре­де­ля­ю­щих любой пред­мет. Он раз­ли­ча­ет 10 кате­го­рий: суб­стан­ция, коли­че­ство, каче­ство, отно­ше­ние, место, вре­мя, поло­же­ние, сфе­ра воздей­ст­вия, назна­че­ние и пости­же­ние. Цен­траль­ным поня­ти­ем явля­ет­ся кате­го­рия суб­стан­ции. Суб­стан­ция — это про­сто инди­виду­аль­ный кон­крет­ный пред­мет, отдель­ный чело­век, конь или дере­во. Кате­го­рии 2—10 обо­зна­ча­ют лишь атри­бу­ты дан­ных суб­стан­ций, опре­де­ля­ют ее точ­нее, пред­став­ля­ют то, что мож­но ска­зать о суб­стан­ции. Пер­вая кате­го­рия каса­ет­ся пред­ме­та выска­зы­ва­ния, девять осталь­ных — раз­лич­ных заклю­че­ний о нем. Поми­мо пер­вич­ной инди­виду­аль­ной суб­стан­ции Ари­сто­тель выде­лял суб­стан­цию вто­рич­ную, родо­вую. Под­лин­ным пред­ме­том позна­ния явля­ет­ся не пер­вич­ная суб­стан­ция (напри­мер, Кал­ли­ас), но веч­ная и неиз­мен­ная вто­рич­ная (напри­мер, чело­век). Ари­сто­тель назы­ва­ет ее поня­тий­ной суб­стан­ци­ей и отож­дествля­ет с сущ­но­стью. Она тем не менее про­яв­ля­ет­ся в самих вещах (uni­ver­sa­lia in re­bus), а не вне их, ибо невоз­мож­но отде­лить пред­мет от его сущ­но­сти, как это делал Пла­тон, про­ти­во­по­став­ляя идеи — вещам, мир идей — пред­мет­но­му миру. Пер­вая суб­стан­ция непре­рыв­но изме­ня­ет­ся от рож­де­ния до смер­ти, но сохра­ня­ет при этом свою инди­виду­аль­ность, тож­де­ст­вен­ность себе самой, раз­ви­ва­ясь в рам­ках сво­его рода и вида. Осно­вой чело­ве­че­ско­го зна­ния явля­ет­ся чув­ст­вен­ное вос­при­я­тие: наблюде­ние, экс­пе­ри­мент и позна­ние фак­тов, — но сверх это­го оно тре­бу­ет про­ник­но­ве­ния в при­чи­ны. В поис­ках отве­та на вопрос поче­му? — поче­му вещи изме­ня­ют­ся, где заклю­че­на сила, поз­во­ля­ю­щая мате­рии пере­хо­дить из одно­го состо­я­ния в дру­гое и тво­рить раз­лич­ные пред­ме­ты — Ари­сто­тель при­хо­дит к сво­ей док­трине о мате­рии и фор­ме. Каж­дая пер­вич­ная суб­стан­ция есть син­тез двух неразде­ли­мых состав­ля­ю­щих: мате­рии (hy­le) и фор­мы (eidos); напри­мер, ста­туя скла­ды­ва­ет­ся из мра­мо­ра и обра­за. Если мы мыс­лен­но отде­лим одно от дру­го­го, то мате­рия будет дви­жу­щей силой дей­ст­вия, в фор­ма — его целью. Фор­ма изме­ня­ет мате­рию в стро­го опре­де­лен­ном направ­ле­нии — в направ­ле­нии мак­си­маль­но­го раз­ви­тия родо­вых черт. Эти чер­ты разум обоб­ща­ет в поня­тия, кото­рые мы раз­ли­ча­ем путем дефи­ни­ции, per ge­nus pro­xi­mum et dif­fe­ren­tiam spe­cy­fi­cam — через родо­вую при­над­леж­ность и харак­тер­ные отли­чия (напри­мер, чело­век есть суще­ство, обла­даю­щее даром речи и разу­мом). В мате­рии заклю­че­на сила, потен­ци­аль­ная воз­мож­ность (гр. dy­na­mis, лат. po­ten­tia) реа­ли­зу­ет­ся бла­го­да­ря фор­ме (в яйце заклю­че­на потен­ци­аль­ная кури­ца, в желуде — дуб и т. д.). Про­ти­во­по­лож­но­стью «воз­мож­но­сти» явля­ет­ся «дей­ст­ви­тель­ность» (ener­geia). Пере­ход от воз­мож­но­сти к дей­ст­ви­тель­но­сти назы­ва­ет­ся дви­же­ни­ем. Через дви­же­ние, в пони­ма­нии Ари­сто­те­ля, про­яв­ля­ет­ся воздей­ст­вие силы, он раз­ли­чал 4 раз­но­вид­но­сти это­го воздей­ст­вия, то есть 4 рода дви­же­ния: пере­ме­ще­ние в про­стран­стве (пря­мое и вра­ща­тель­ное), дви­же­ние, про­из­во­дя­щее каче­ст­вен­ные изме­не­ния; дви­же­ние, про­из­во­дя­щее коли­че­ст­вен­ные изме­не­ния: уве­ли­че­ние и умень­ше­ние, а так­же дви­же­ние, вызы­ваю­щее воз­ник­но­ве­ние или раз­ру­ше­ние пер­вич­ных суб­стан­ций. Источ­ни­ком дви­же­ния явля­ет­ся низ­шая фор­ма, при этом выс­шая фор­ма есть цель это­го дви­же­ния. Чув­ст­вен­но вос­при­ни­ма­е­мый мир явля­ет­ся миром мате­рии, фор­мы и дви­же­ния. Наряду с ним суще­ст­ву­ет, одна­ко, чистая фор­ма и чистое дей­ст­вие, без какой-либо при­ме­си мате­рии и воз­мож­но­сти; это ари­сто­телев­ский Бог-Разум (Нус), суще­ст­во­ва­ние кото­ро­го осно­вы­ва­ет­ся на осо­зна­нии само­го себя. У чело­ве­ка его соот­вет­ст­ви­ем явля­ет­ся созида­тель­ный бес­смерт­ный дея­тель­ный разум, про­ти­во­по­став­лен­ный пас­сив­но­му, кото­рый уми­ра­ет вме­сте со смерт­ной душой. В дру­гом логи­че­ском трак­та­те О выра­же­нии мыс­лей (Pe­ri her­me­neias) Ари­сто­тель уста­нав­ли­ва­ет зна­че­ние слов: суще­ст­ви­тель­ное, гла­гол, отри­ца­тель­ное и утвер­ди­тель­ное пред­ло­же­ние, суж­де­ние и выска­зы­ва­ние. Он ого­ва­ри­ва­ет осо­бо суж­де­ния с выра­же­ни­ем отно­ше­ния, так назы­вае­мые модаль­ные, и слу­чаи про­пус­ка отдель­ных зве­ньев логи­че­ской цепоч­ки. В Пер­вых ана­ли­ти­ках (Ana­ly­ti­ka pro­te­ra) Ари­сто­тель пред­став­ля­ет опре­де­ле­ние сил­ло­гиз­ма и раз­ли­ча­ет 3 его типа: науч­ный, диа­лек­ти­че­ский и эри­сти­че­ский. Ана­ли­зи­ру­ет индук­тив­ный и дедук­тив­ный мето­ды умо­за­клю­че­ния. Во Вто­рых ана­ли­ти­ках (Ana­ly­ti­ka hys­te­ra) он отдель­но рас­смат­ри­ва­ет науч­ные сил­ло­гиз­мы, в To­pi­ka — диа­лек­ти­че­ские. Послед­нее про­из­веде­ние явля­ет­ся посо­би­ем по ора­тор­ско­му искус­ству, объ­яс­ня­ю­щим такие тер­ми­ны, как 10 кате­го­рий, пра­ви­ла несоот­вет­ст­вия и опу­щен­ной середи­ны, тож­де­ст­вен­ность, род и вид, дефи­ни­ции и др. Трак­тат О софи­сти­че­ских обма­нах (Pe­ri so­phis­ti­kon elen­chon) каса­ет­ся эри­сти­че­ских суж­де­ний и обра­щен про­тив искус­ных в пара­док­сах фило­со­фов так назы­вае­мой мегар­ской шко­лы. Сре­ди сочи­не­ний по физи­ке самым зна­чи­тель­ным явля­ет­ся трак­тат Физи­ка (Phy­si­ke ak­roa­sis) в 8 кни­гах. В нем Ари­сто­тель уточ­ня­ет поня­тия, слу­жа­щие ему для объ­яс­не­ния явле­ний окру­жаю­ще­го мира, и преж­де все­го поня­тие при­ро­ды (phy­sis) и поня­тие дви­же­ния (ky­ne­sis). Ари­сто­тель выде­ля­ет виды дви­же­ния, ана­ли­зи­ру­ет его сущ­ность и усло­вия дви­же­ния, пони­ма­е­мо­го как отно­ше­ние силы к мате­рии. К физи­че­ским сочи­не­ни­ям Ари­сто­те­ля при­над­ле­жат так­же работы: О рож­де­нии и гибе­ли и О небе. В пер­вом он отде­ля­ет абсо­лют­ные рож­де­ние и гибель от тех, что свя­за­ны со сме­ще­ни­ем и изме­не­ни­я­ми. Во вто­ром трак­та­те он вос­про­из­во­дит кар­ти­ну мира и вво­дит новый, пятый эле­мент — эфир. Шаро­об­раз­ный, веч­но вра­щаю­щий­ся мир состо­ит из двух частей: доль­ней и гор­ней. Пер­вая — это непо­движ­ная зем­ля, кото­рую пооче­ред­но окру­жа­ют три остав­ши­е­ся сти­хии: вода, воздух и огонь. Гор­няя часть мира, начи­наю­ща­я­ся от Луны, запол­не­на веч­ным и неиз­мен­ным эфи­ром, кото­ро­му при­су­ще вра­ща­тель­ное дви­же­ние в отли­чие от пря­мо­ли­ней­но­го дви­же­ния воды, возду­ха и огня. Поня­тия про­стран­ства и вре­ме­ни нахо­дят­ся в непо­сред­ст­вен­ной свя­зи с дви­же­ни­ем. Ари­сто­тель не при­зна­вал пустоты, а дви­же­ние пони­мал как вза­им­ную сме­ну мест. Соглас­но Ари­сто­те­лю, в при­ро­де гос­под­ст­ву­ет целе­со­об­раз­ность, а сооб­ра­же­ния целе­со­об­раз­но­сти пред­став­ля­ют­ся важ­ней­ши­ми. Ари­сто­теле­ва кар­ти­на мира про­су­ще­ст­во­ва­ла в нау­ке до вре­мен Копер­ни­ка, Гали­лея и Нью­то­на. Чрез­вы­чай­но вели­ки заслу­ги Ари­сто­те­ля в обла­сти био­ло­гии. Он был све­ду­щим и спо­соб­ным зоо­ло­гом, инте­ре­со­вал­ся срав­ни­тель­ной мор­фо­ло­ги­ей живот­ных и эмбрио­ло­ги­ей, опи­рал­ся на экс­пе­ри­мен­таль­ный мате­ри­ал, раз­ли­чал ок. 500 видов живот­ных, а его клас­си­фи­ка­ция живот­но­го мира не утра­ти­ла акту­аль­но­сти до вре­мен Лин­нея. Самы­ми зна­чи­тель­ны­ми работа­ми Ари­сто­те­ля по био­ло­гии пред­став­ля­ют­ся: Ана­то­мия живот­ных (Pe­ri zoon mo­rion), Раз­мно­же­ние живот­ных (Pe­ri zoon ge­ne­seos), Исто­рия живот­ных (Pe­ri ta zoa his­to­riai) и дру­гие. Сре­ди пси­хо­ло­ги­че­ских трак­та­тов Ари­сто­те­ля обра­ща­ет на себя вни­ма­ние объ­ем­ный труд О душе (Pe­ri pshy­ches) в 3 кни­гах. Ари­сто­тель при­во­дит опре­де­ле­ние души, а затем раз­гра­ни­чи­ва­ет оду­шев­лен­ные тела (so­ma­ta empshy­cha) и тела, лишен­ные души (so­ma­ta apshy­cha). Оду­шев­лен­ные тела он делит на рас­те­ния, живот­ных и людей. Рас­ти­тель­ная или веге­та­тив­ная душа пред­на­зна­че­на толь­ко к пита­нию и про­дол­же­нию рода, живот­ная душа наде­ле­на вдо­ба­вок спо­соб­но­стью вос­при­я­тия, жела­ния (воли) и дви­же­ния, а чело­ве­че­ская душа — при­ви­ле­ги­ей разум­но­го мыш­ле­ния. Соглас­но Ари­сто­те­лю, суще­ст­ву­ет две раз­но­вид­но­сти мыш­ле­ния: обыч­ное, дис­кур­сив­ное мыш­ле­ние и тео­ре­ти­че­ское, инту­и­тив­ное. Пер­вое Ари­сто­тель свя­зы­ва­ет с пас­сив­ным разу­мом (iras pa­the­ti­kos), сопут­ст­ву­ю­щим инди­виду­аль­ной и смерт­ной душе, дру­гое — с бес­смерт­ным и уни­вер­саль­ным разу­мом (nus poie­ti­kos). Бла­го­да­ря дея­тель­но­му разу­му мы позна­ем основ­ные пра­ви­ла логи­че­ско­го мыш­ле­ния и абстракт­ные поня­тия, не под­даю­щи­е­ся дока­за­тель­ству, но явля­ю­щи­е­ся науч­ны­ми акси­о­ма­ми. Тео­ре­ти­че­ской фило­со­фи­ей Ари­сто­тель зани­ма­ет­ся в Мета­фи­зи­ке. Она состо­ит из 14 книг и явля­ет­ся собра­ни­ем трак­та­тов. Цель­ные сочи­не­ния пред­став­ля­ют собой толь­ко кн. VII и VIII, рас­смат­ри­ваю­щие поня­тие суб­стан­ции, и кн. V — о мно­го­знач­ных сло­вах. В кн. I Ари­сто­тель раз­гра­ни­чи­ва­ет 4 прин­ци­па — нача­ла суще­ст­ву­ю­щих вещей: фор­ма, мате­рия, источ­ник дви­же­ния и цель. Впо­след­ст­вии он сво­дит их к двум основ­ным — фор­маль­но­му нача­лу (фор­ме) и мате­рии. Харак­те­ри­зуя мате­рию, он гово­рит о так назы­вае­мой пер­вич­ной мате­рии (pro­te hy­le), не име­ю­щей ни при­зна­ков, ни фор­мы; оформ­лен­ную же мате­рию он назы­ва­ет конеч­ной мате­ри­ей (escha­te hy­le). Мате­рия и фор­ма тес­но свя­за­ны меж­ду собой в мире, кото­рый мы видим. Суще­ст­ву­ет, одна­ко, чистая фор­ма, без при­ме­си мате­рии — Бог-Разум. Ему Ари­сто­тель посвя­ща­ет XII кн. Мета­фи­зи­ки и назы­ва­ет его пер­вым «непо­движ­ным» источ­ни­ком дви­же­ния, сво­бод­ным от вся­кой мате­рии, веч­но дей­ст­ви­тель­ной мыс­лью, пред­став­ля­ю­щей послед­нее усло­вие суще­ст­во­ва­ния мира явле­ний. Его созна­ние опре­де­ля­ет жизнь и суще­ст­во­ва­ние Все­лен­ной. Сле­дую­щая груп­па сочи­не­ний Ари­сто­те­ля каса­ет­ся так назы­вае­мой прак­ти­че­ской фило­со­фии: эти­ки, поли­ти­ки, тео­рии государ­ства и пра­ва. Сре­ди эти­че­ских трак­та­тов Ари­сто­те­ля наи­бо­лее извест­на Нико­ма­хо­ва эти­ка (Et­hi­ka Ni­ko­ma­cheia), содер­жа­щая зна­ме­ни­тый прин­цип уме­рен­но­сти (me­so­tes); доб­ро­де­тель поме­ща­ет­ся в так назы­вае­мой золо­той середине меж­ду дву­мя край­но­стя­ми; муже­ство, к при­ме­ру, нахо­дит­ся меж­ду удаль­ст­вом и тру­со­стью. Ари­сто­тель делит доб­ро­де­те­ли на прак­ти­че­ские и тео­ре­ти­че­ские. Тео­ре­ти­че­ские доб­ро­де­те­ли — интел­лек­ту­аль­ные — свя­за­ны с так назы­вае­мой тео­ре­ти­че­ской жиз­нью (bios theo­re­ti­kos), созер­ца­тель­ной и даю­щей наи­боль­шее сча­стье. Эта же эти­ка совер­шен­ства пред­став­ле­на в кн. X Нико­ма­хо­вой эти­ки, а так­же в Эвде­мей­ской эти­ке (Et­hi­ka Eude­meia). Вели­кая эти­ка (Et­hi­ka Me­ga­la) не счи­та­ет­ся под­лин­ным сочи­не­ни­ем Ари­сто­те­ля. В кн. VIII—IX Нико­ма­хо­вой эти­ки Ари­сто­тель гово­рит об эти­ке, осно­ван­ной на при­вя­зан­но­сти (fi­lia). Граж­дан­ской, обще­ст­вен­ной эти­ке Ари­сто­тель посвя­тил свою Поли­ти­ку, вме­щен­ную в 8 книг. Это сбор­ник ряда трак­та­тов, в кото­рых на кон­крет­ном мате­ри­а­ле суще­ст­ву­ю­щих зако­нов Ари­сто­тель пред­став­ля­ет тео­рию спра­вед­ли­во­го государ­ства и наи­луч­ше­го обще­ст­вен­но­го строя. Каж­дое государ­ст­вен­ное устрой­ство хоро­шо, если оно обес­пе­чи­ва­ет бла­го всех граж­дан. Суще­ст­ву­ет глав­ным обра­зом 3 хоро­шие фор­мы управ­ле­ния: монар­хия, ари­сто­кра­тия и наро­до­вла­стие; и 3 пло­хие: тира­ния, оли­гар­хия и охло­кра­тия. Две послед­ние кни­ги Поли­ти­ки пред­став­ля­ют образ иде­аль­но­го государ­ства. Для гума­ни­тар­ных наук базо­вое зна­че­ние име­ли Поэ­ти­ка (Pe­ri poie­ti­kes) и Рито­ри­ка (Tech­ne rhe­to­ri­ke). Рито­ри­ка в 3 кни­гах пред­став­ля­ет собой систе­ма­ти­зи­ро­ван­ное посо­бие, пред­на­зна­чен­ное обу­чить искус­ству дока­за­тель­ства при помо­щи искус­ных дово­дов. Кни­га III посвя­ще­на в основ­ном вопро­сам сти­ли­сти­ки, искус­ству пра­виль­но выра­жать­ся и пра­виль­но­му постро­е­нию речи. Поэ­ти­ка пер­во­на­чаль­но состо­я­ла из 2 книг. В кн. I Ари­сто­тель раз­би­рал тра­гедию и эпо­пею, в кн. II — дифи­рам­би­че­скую поэ­зию и комедию. Сохра­ни­лась толь­ко кн. I. Ари­сто­тель обо­зна­ча­ет здесь искус­ство как под­ра­жа­ние (mi­me­sis) и при­во­дит зна­ме­ни­тое опре­де­ле­ние тра­гедии. Она явля­ет­ся про­из­веде­ни­ем, ими­ти­ру­ю­щим дей­ст­ви­тель­ность, в кото­ром дей­ст­ву­ют люди, и об их делах мы узна­ем пря­мо, а не из рас­ска­зов. Тра­гедия, про­буж­дая состра­да­ние и страх, при­во­дит к очи­ще­нию (ka­thar­sis). Ари­сто­тель выде­ля­ет затем 6 состав­ля­ю­щих тра­гедии: сюжет, харак­те­ры, смысл, сце­ни­че­ское обрам­ле­ние, язык и стиль (а так­же музы­ку); он гово­рит о един­стве тра­ги­че­ско­го дей­ст­вия (Пра­ви­ло 3 единств: места, вре­ме­ни и дей­ст­вия, — соблюда­е­мое вели­ки­ми евро­пей­ски­ми тра­ги­ка­ми, сфор­ми­ро­ва­лось позд­нее. Трак­тат на эту тему создал сре­ди про­чих Кор­нель). Ари­сто­тель явля­ет­ся одним их самых раз­но­сто­рон­них мыс­ли­те­лей, а его вли­я­ние как на фило­со­фию, так и на отдель­ные нау­ки было огром­ным.

См. также:
АРИСТОТЕЛЬ (Словарь античности)
АРИСТОТЕЛЬ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДОССЕНН • ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДРАКОНТИЙ, ДРАКОНЦИЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 4)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Аристотель.
Пентелийский мрамор. Римская (?) копия I—II вв. н. э. греческого оригинала ок. 320 г. до н. э.
Инв. № MR 329 / Ma 80 bis.
Париж, Лувр.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Голова Платона. (Подпись «???????????» ошибочная).
Мрамор.
Инв. № 2843.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея географических карт, 63.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Аристотеля.
Мрамор. Римская копия сер. I в. н. э. с греческого оригинала ок. 320 г. до н. э.
Инв. № I 246.
Вена, Музей истории искусств, Античное собрание.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Аристотеля.
Мрамор. Римская копия сер. I в. н. э. с греческого оригинала ок. 320 г. до н. э.
Инв. № I 246.
Вена, Музей истории искусств, Античное собрание.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА