Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЭА́НТ, АЯКС

Αἴας, Aiax,

1) Эант локри­ец, сын Оилея, царя лок­рид­ско­го (Ὀϊλῆος, Ὀϊλιάδης, Ὀϊλεί­δης), по про­зва­нию Малый, на 40 кораб­лях при­вел локрий­цев под Трою, где ока­зал­ся одним из самых храб­рых, хотя и был мал ростом; никто так искус­но не мог бро­сить копья и, исклю­чая Ахил­ла, никто так быст­ро не бегал, как Эант (Il. 2, 527. 14, 520). Осо­бен­но отли­чил­ся он вме­сте с Эан­том Тела­мо­но­вым, с кото­рым и вооб­ще часто сопо­став­ля­ет­ся, в бит­ве за тело Патрок­ла (Il. 17). На пути домой он, вслед­ст­вие гне­ва Афи­ны, потер­пел кру­ше­ние у Гирей­ских скал, у южной око­неч­но­сти Евбеи. Посей­дон спа­са­ет его и выно­сит на ска­лу; но само­на­де­ян­ный герой осме­лил­ся про­из­не­сти дерз­кую похваль­бу, что он спас­ся про­тив воли богов. Тогда раз­гне­ван­ный Посей­дон раз­дроб­ля­ет сво­им тре­зуб­цем ска­лу, и бого­хуль­ник поги­ба­ет в вол­нах. Od. 4, 499. Гнев Афи­ны позд­ней­шие поэты объ­яс­ня­ют тем, что при взя­тии Трои Эант ворвал­ся в храм Афи­ны и насиль­но отта­щил от идо­ла боги­ни Кас­сан­дру, кото­рая там, обхва­тив идо­ла рука­ми, иска­ла спа­се­нья. Но затем Ага­мем­нон отнял у Эан­та Кас­сан­дру. Опунт­ские локрий­цы почи­та­ли Эан­та как героя и все­гда остав­ля­ли для него, как помощ­ни­ка в бит­ве, место в бое­вом ряду;

2) Эант сала­ми­нец, сын Тела­мо­на (Τε­λαμώ­νιος, Τε­λαμω­νιάδης), царя сала­мин­ско­го, свод­ный брат Тев­к­ра, по про­зва­нию Вели­кий. Он при­был под Трою с 12 кораб­ля­ми (Il. 2, 557) и после Ахил­ла был здесь самым силь­ным и храб­рым бой­цом, достой­ным про­тив­ни­ком Гек­то­ра. Il. 3, 225. 7, 206. 14, 204. 15, 415. Когда Ахилл, раз­гне­вав­шись на гре­ков, пере­стал при­ни­мать уча­стие в бит­вах, Эант по пре­иму­ще­ству был для гре­ков опло­том (πύρ­γος Ἀχαιῶν) и одна­жды, когда они бежа­ли, один при­крыл их отступ­ле­ние (Il. 11, 545). При защи­те тела Патрок­ла Эант — глав­ный герой (Il. 17). Когда Фети­да пове­ле­ла совер­шить игры в честь пав­ше­го сына сво­его Ахил­ла, она опре­де­ли­ла отдать ору­жие сво­его сына само­му храб­ро­му в вой­ске, тому, кото­рый боль­ше все­го содей­ст­во­вал спа­се­нию из рук вра­гов тела и ору­жия Ахил­ла. Эант и Одис­сей яви­лись сорев­но­ва­те­ля­ми на эту награ­ду. Ее отда­ли Одис­сею; это было при­чи­ной смер­ти Эан­та, и даже в Аиде он все еще гне­ва­ет­ся на Одис­сея (Od. 11, 541). По позд­ней­ше­му ска­за­нию, Ага­мем­нон по сове­ту Афи­ны при­судил отдать ору­жие Одис­сею; Эант, оскорб­лен­ный этим пред­по­чте­ни­ем, поме­шал­ся, ночью напал на ста­да гре­ков и избил живот­ных, вооб­ра­жая в сво­ем безу­мии, что это его нена­вист­ные про­тив­ни­ки. При­дя нако­нец в созна­ние, он прон­зил себя мечом. Pind. Nem. 7. Soph. A. Ov. Met. 13. 1 слл. У Рой­тей­ско­го мыса нахо­ди­лась гроб­ни­ца Эан­та (Αἰάν­τειον). На Сала­мине ему, как нацио­наль­но­му герою, были постав­ле­ны храм и ста­туя, и суще­ст­во­вал празд­ник Αἰάν­τια; и афи­няне чест­во­ва­ли героя и назва­ли по его име­ни филу Эан­ти­ду. Тек­мес­са, дочь фри­гий­ско­го царя Тев­фран­та, кото­рую Эант захва­тил как добы­чу во вре­мя одно­го из сво­их набе­гов, была его люби­мой рабы­ней (Hor. od. 2, 4, 5) и роди­ла ему Еври­са­ка.

См. также:
АЯКС (Словарь античности)
АЯКС, АЯНТ (Мифы народов мира)
АЯКСЫ (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 21—22.
См. по теме: ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД • ЭНИО, ЕНИО • ЭМПУСА, ЕМПУЗА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл и Аякс, играющие в настольную игру.
(Слева — Ахилл, справа — Аякс.)
Амфора чернофигурная (тип A). Аттика.
Мастер Экзекий (гончар и художник).
Глина. Ок. 530—520 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
2. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл и Аякс, играющие в настольную игру.
(Слева — Ахилл, справа — Аякс.)
Амфора чернофигурная (тип A). Аттика.
Мастер Экзекий (гончар и художник).
Глина. Ок. 540—530 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Бельведерский торс.
Мрамор.
Греческая копия I в. до н. э. греческого оригинала 1-й пол. II в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал муз, 26.
4. КЕРАМИКА. Греция.
Аякс, несущий тело Ахилла в окружении скифских лучников.
Шейная амфора чернофигурная. Аттика.
Глина.
Ок. 510 г. до н. э.
Аукционный дом Сотби, Нью-Йорк.
5. КЕРАМИКА. Греция.
Битва Аякса, Энея, Диомеда и Гиппаса за мертвое тело Патрокла.
Чаша краснофигурная. Аттика.
Художник Олтос, гончар Эвкситей.
Глина. Ок. 510 г. до н. э.
Берлин, Государственные музеи.
6. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Самоубийство Аякса.
Метопа из храма Геры в устье р. Селе.
Песчаник. Середина VI в. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Троянская плита (Tabula Iliaca).
Кальцит. I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
8. КЕРАМИКА. Греция.
Ваза Франсуа. Деталь: ручка с изображением крылатой Владычицы зверей (верхний регистр) и Аякса, несущего мертвого Ахилла (нижний регистр).
Чернофигурный волютный кратер. Аттика.
560 г. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
9. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл и Аякс, играющие в настольную игру.
(Слева — Ахилл, справа — Аякс, между ними стоит Афина.)
Шейная амфора чернофигурная. Аттика.
Приписывается мастеру группы Леагра.
Глина.
Ок. 510 г. до н. э.
Лос-Анджелес, Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти в Малибу.
10. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл и Аякс, играющие в настольную игру.
(Слева — Ахилл, справа — Аякс, между ними стоит Афина.)
Шейная амфора чернофигурная. Аттика.
Приписывается мастеру группы Леагра.
Глина. Ок. 510 г. до н. э.
Лос-Анджелес, Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти в Малибу.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА