Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЭА́НТ, АЯКС

Αἴας, Aiax,

1) Эант локри­ец, сын Оилея, царя лок­рид­ско­го (Ὀϊλῆος, Ὀϊλιάδης, Ὀϊλεί­δης), по про­зва­нию Малый, на 40 кораб­лях при­вел локрий­цев под Трою, где ока­зал­ся одним из самых храб­рых, хотя и был мал ростом; никто так искус­но не мог бро­сить копья и, исклю­чая Ахил­ла, никто так быст­ро не бегал, как Эант (Il. 2, 527. 14, 520). Осо­бен­но отли­чил­ся он вме­сте с Эан­том Тела­мо­но­вым, с кото­рым и вооб­ще часто сопо­став­ля­ет­ся, в бит­ве за тело Патрок­ла (Il. 17). На пути домой он, вслед­ст­вие гне­ва Афи­ны, потер­пел кру­ше­ние у Гирей­ских скал, у южной око­неч­но­сти Евбеи. Посей­дон спа­са­ет его и выно­сит на ска­лу; но само­на­де­ян­ный герой осме­лил­ся про­из­не­сти дерз­кую похваль­бу, что он спас­ся про­тив воли богов. Тогда раз­гне­ван­ный Посей­дон раз­дроб­ля­ет сво­им тре­зуб­цем ска­лу, и бого­хуль­ник поги­ба­ет в вол­нах. Od. 4, 499. Гнев Афи­ны позд­ней­шие поэты объ­яс­ня­ют тем, что при взя­тии Трои Эант ворвал­ся в храм Афи­ны и насиль­но отта­щил от идо­ла боги­ни Кас­сан­дру, кото­рая там, обхва­тив идо­ла рука­ми, иска­ла спа­се­нья. Но затем Ага­мем­нон отнял у Эан­та Кас­сан­дру. Опунт­ские локрий­цы почи­та­ли Эан­та как героя и все­гда остав­ля­ли для него, как помощ­ни­ка в бит­ве, место в бое­вом ряду;

2) Эант сала­ми­нец, сын Тела­мо­на (Τε­λαμώ­νιος, Τε­λα­μω­νιάδης), царя сала­мин­ско­го, свод­ный брат Тев­к­ра, по про­зва­нию Вели­кий. Он при­был под Трою с 12 кораб­ля­ми (Il. 2, 557) и после Ахил­ла был здесь самым силь­ным и храб­рым бой­цом, достой­ным про­тив­ни­ком Гек­то­ра. Il. 3, 225. 7, 206. 14, 204. 15, 415. Когда Ахилл, раз­гне­вав­шись на гре­ков, пере­стал при­ни­мать уча­стие в бит­вах, Эант по пре­иму­ще­ству был для гре­ков опло­том (πύρ­γος Ἀχαιῶν) и одна­жды, когда они бежа­ли, один при­крыл их отступ­ле­ние (Il. 11, 545). При защи­те тела Патрок­ла Эант — глав­ный герой (Il. 17). Когда Фети­да пове­ле­ла совер­шить игры в честь пав­ше­го сына сво­е­го Ахил­ла, она опре­де­ли­ла отдать ору­жие сво­е­го сына само­му храб­ро­му в вой­ске, тому, кото­рый боль­ше все­го содей­ст­во­вал спа­се­нию из рук вра­гов тела и ору­жия Ахил­ла. Эант и Одис­сей яви­лись сорев­но­ва­те­ля­ми на эту награ­ду. Ее отда­ли Одис­сею; это было при­чи­ной смер­ти Эан­та, и даже в Аиде он все еще гне­ва­ет­ся на Одис­сея (Od. 11, 541). По позд­ней­ше­му ска­за­нию, Ага­мем­нон по сове­ту Афи­ны при­судил отдать ору­жие Одис­сею; Эант, оскорб­лен­ный этим пред­по­чте­ни­ем, поме­шал­ся, ночью напал на ста­да гре­ков и избил живот­ных, вооб­ра­жая в сво­ем безу­мии, что это его нена­вист­ные про­тив­ни­ки. При­дя нако­нец в созна­ние, он прон­зил себя мечом. Pind. Nem. 7. Soph. A. Ov. Met. 13. 1 слл. У Рой­тей­ско­го мыса нахо­ди­лась гроб­ни­ца Эан­та (Αἰάν­τειον). На Сала­мине ему, как нацио­наль­но­му герою, были постав­ле­ны храм и ста­туя, и суще­ст­во­вал празд­ник Αἰάν­τια; и афи­няне чест­во­ва­ли героя и назва­ли по его име­ни филу Эан­ти­ду. Тек­мес­са, дочь фри­гий­ско­го царя Тев­фран­та, кото­рую Эант захва­тил как добы­чу во вре­мя одно­го из сво­их набе­гов, была его люби­мой рабы­ней (Hor. od. 2, 4, 5) и роди­ла ему Еври­са­ка.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 21—22.
См. также:
АЯКС (Словарь античности)
АЯКС, АЯНТ (Мифы народов мира)
АЯКСЫ (Словарь античности)

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНИО, ЕНИО • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД • ЭМПУСА, ЕМПУЗА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 10)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Греция.
Ваза Франсуа. Деталь: ручка с изображением крылатой Владычицы зверей (верхний регистр) и Аякса, несущего мертвого Ахилла (нижний регистр).
Кратер чернофигурный. Аттика.
560 г. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Самоубийство Аякса.
Метопа из храма Геры в устье р. Селе.
Песчаник. Середина VI в. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
3. КЕРАМИКА. Греция.
Текмесса накрывает тело Аякса.
Тондо килика краснофигурного (тип B). Аттика.
Мастер Бригос.
Терракота. Ок. 490 г. до н. э.
Inv. 86.AE.286.
Лос-Анджелес (США), Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти Малибу.
4. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл и Аякс, играющие в настольную игру. Деталь.
(Слева — Ахилл, справа — Аякс, между ними стоит Афина.)
Шейная амфора чернофигурная. Аттика.
Приписывается мастеру группы Леагра.
Глина. Ок. 510 г. до н. э.
Инв. № 86.AE.81.
Лос-Анджелес (США), Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти Малибу.
5. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл и Аякс, играющие в настольную игру.
(Слева — Ахилл, справа — Аякс, между ними стоит Афина.)
Шейная амфора чернофигурная. Аттика.
Приписывается мастеру группы Леагра.
Глина. Ок. 510 г. до н. э.
Инв. № 86.AE.81.
Лос-Анджелес (США), Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти Малибу.
6. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Поединок Этеокла и Полиника. (Вариант: Гибель Патрокла).
Рельеф фронтальной стенки этрусской погребальной урны для пепла.
Алебастр. II в. до н. э.
Инв. № 28136.
Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
7. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл и Аякс, играющие в настольную игру.
(Слева — Ахилл, справа — Аякс.)
Амфора чернофигурная (тип A). Аттика.
Мастер Экзекий (гончар и художник).
Глина. Ок. 530—520 гг. до н. э.
Инв. № 16757.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Менелай и Елена; Аякс, убивающий Кассандру.
Четвертый стиль. 50—79 гг.
Помпеи, Дом Менандра, I, 10, 4, крыло.
9. КЕРАМИКА. Греция.
Битва Аякса, Энея, Диомеда и Гиппаса за мертвое тело Патрокла.
Чаша краснофигурная. Аттика.
Художник Олтос, гончар Эвкситей.
Глина. Ок. 510 г. до н. э.
Берлин, Государственные музеи.
10. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл и Аякс, играющие в настольную игру. Фрагмент.
(Слева — Ахилл, справа — Аякс.)
Амфора чернофигурная (тип A). Аттика.
Мастер Экзекий (гончар и художник).
Глина. Ок. 530—520 гг. до н. э.
Инв. № 16757.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА