Словарь античности

АЯКСЫ, в гре­че­ской мифо­ло­гии два героя Тро­ян­ской вой­ны, воз­ник­но­ве­ние леген­ды о кото­рых вос­хо­дит, оче­вид­но, к одно­му и тому же мифи­че­ско­му пер­со­на­жу.


1. Боль­шой Аякс, сын сала­мин­ско­го царя Тела­мо­на и Пери­беи (или Пери­бойи); после Ахил­ла самый силь­ный и отваж­ный герой Тро­ян­ской вой­ны. Он отбил у тро­ян­цев труп Ахил­ла, но был побеж­ден Одис­се­ем в спо­ре за его доспе­хи. Из-за это­го Аякс впал в неистов­ство и истре­бил ста­до овец, при­няв их за вра­гов. Когда рас­судок вер­нул­ся к нему, Аякс прон­зил себя мечом. На этот сюжет тра­гедия Софок­ла, скульп­ту­ра Кано­вы, опе­ра Скар­лат­ти.


2. Малый Аякс, сын лок­рид­ско­го царя Оилея, высту­пил с 40 кораб­ля­ми про­тив Трои. При взя­тии Трои Аякс оскор­бил боги­ню Афи­ну, обес­че­стив в ее хра­ме Кас­сан­дру. За это Афи­на и Посей­дон вызва­ли кораб­ле­кру­ше­ние, и Аякс уто­нул. На этот сюжет кар­ти­на Рубен­са.

См. также:
АЯКС (Словарь античности)
АЯКС, АЯНТ (Мифы народов мира)
ЭАНТ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭТЕОКЛ, ЕТЕОКЛ • ДЕЛЬФИНИЙ • ЭЛИСА • ЭННОМ, ЕННОМ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл и Аякс, играющие в настольную игру.
(Слева — Ахилл, справа — Аякс.)
Амфора чернофигурная (тип A). Аттика.
Мастер Экзекий (гончар и художник).
Глина. Ок. 530—520 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Падение Трои: Менелай захватывает Елену; Аякс оттаскивает Кассандру от Палладия на глазах Приама.
Четвертый стиль. 50—79 гг.
Помпеи, Дом Менандра (I, 10, 4, крыло).
3. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Поединок Этеокла и Полиника. (Вариант: Гибель Патрокла).
Рельеф фронтальной стенки этрусской погребальной урны для пепла.
Алебастр. II в. до н. э.
Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Одиссей в Царстве мертвых.
Иоганн Георг Хильтеншпергер (1806—1890).
Настенная панель, 1845—1848 гг.
№ LVII.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж, Галерея истории древней живописи, 57.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Троянская плита (Tabula Iliaca).
Кальцит. I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Торс, прозванный Бельведерским.
Мрамор. Работа Аполлония Афинского, сына Нестора.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал муз, 26.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Медея и Аякс.
Иоганн Георг Хильтеншпергер (1806—1890).
Настенная панель, 1845—1848 гг.
№ LXIX.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж, Галерея истории древней живописи, 69.
8. КЕРАМИКА. Греция.
Битва Аякса, Энея, Диомеда и Гиппаса за мертвое тело Патрокла.
Чаша краснофигурная. Аттика.
Художник Олтос, гончар Эвкситей.
Глина. Ок. 510 г. до н. э.
Берлин, Государственные музеи.
9. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Самоубийство Аякса.
Метопа из храма Геры в устье р. Селе.
Песчаник. Середина VI в. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
10. КЕРАМИКА. Греция.
Ваза Франсуа. Деталь: ручка с изображением крылатой Владычицы зверей (верхний регистр) и Аякса, несущего мертвого Ахилла (нижний регистр).
Кратер чернофигурный. Аттика.
560 г. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА