Мифы народов мира

АЯ́КС, АЯ́НТ (Αἴας, род. падеж — Αἴαν­τος), в гре­че­ской мифо­ло­гии имя двух участ­ни­ков Тро­ян­ской вой­ны; оба вое­ва­ли под Тро­ей как соис­ка­те­ли руки Еле­ны. В «Илиа­де» они часто высту­па­ют рука об руку: в бит­ве за сте­ну, окру­жаю­щую ахей­ский лагерь (XII 265—370), в обо­роне кораб­лей (XIII 46—82, 126 след.), в сра­же­нии за тело Патрок­ла (XVII 531 след., 668 след., 718—753) и срав­ни­ва­ют­ся с дву­мя могу­чи­ми льва­ми или быка­ми (XIII 197—205; 701—708).

Аякс Оилид, сын Оилея и Эрио­пиды (Эрио­пы), царь Лок­риды, пред­во­ди­тель опол­че­ния (40 чело­век) из Лок­риды (Сред­няя Гре­ция). Искус­ный копье­ме­та­тель и пре­крас­ный бегун, усту­паю­щий в ско­ро­сти толь­ко Ахил­лу. Его вои­ны сла­вят­ся как луч­ни­ки и пращ­ни­ки. Этот, т. н. «мень­ший Аякс» или «малый Аякс», — не столь могу­чий и не столь высо­кий ростом по срав­не­нию с Аяк­сом Тела­мо­нидом (Hom. Il. II 527—535). Он изве­стен сво­им буй­ным и дерз­ким нра­вом. Так, во вре­мя взя­тия Трои он совер­шил наси­лие над Кас­сан­дрой, искав­шей защи­ты у алта­ря Афи­ны (Apol­lod. epit. V 22; Verg. Aen. II 403—406). По сове­ту Одис­сея ахей­цы соби­ра­лись за это свя­тотат­ство побить Аяк­са кам­ня­ми (Paus. X 31, 2), но тот нашёл убе­жи­ще у алта­ря той же Афи­ны. Одна­ко при воз­вра­ще­нии флота из-под Трои раз­гне­ван­ная боги­ня раз­би­ла бурей у Киклад­ских ост­ро­вов ахей­ские кораб­ли (в т. ч. корабль Аяк­са, мет­нув в него перун). Аякс спас­ся и, уце­пив­шись за ска­лу, похва­лял­ся, что он жив вопре­ки воле богов. Тогда Посей­дон рас­ко­лол тре­зуб­цем ска­лу, Аякс упал в море и погиб. Тело его было погре­бе­но Фети­дой на ост­ро­ве Мико­нос, вбли­зи Дело­са (Apol­lod. epit. VI, 6; Hyg. Fab. 116). Свя­тотат­ство Аяк­са по реше­нию ора­ку­ла жите­ли Лок­риды иску­па­ли в тече­ние тыся­чи лет, посы­лая в Трою еже­год­но двух дев, кото­рые при­слу­жи­ва­ли в хра­ме Афи­ны, нико­гда не покидая его. Соглас­но Апол­ло­до­ру (epit. VI 20) и Поли­бию (XII 5), этот обы­чай пре­кра­тил­ся после Фокид­ской вой­ны (4 в. до н. э.).

Аякс Тела­мо­нид, ведёт свой род от Зев­са и ним­фы Эги­ны. Он — внук Эака, сын Тела­мо­на и Пери­беи, двою­род­ный брат Ахил­ла. Имя его свя­за­но с мифом, в кото­ром фигу­ри­ру­ет Геракл как друг сала­мин­ско­го царя Тела­мо­на. Во вре­мя посе­ще­ния ост­ро­ва Сала­мин Геракл обра­ща­ет­ся с моль­бой к Зев­су даро­вать Тела­мо­ну доб­лест­но­го сына; когда Зевс в знак согла­сия с прось­бой Герак­ла посы­ла­ет в виде зна­ме­ни орла, Геракл сове­ту­ет Тела­мо­ну назвать буду­ще­го сына име­нем Αἴας (от греч. αἴετός — орёл; Apol­lod. III 12, 7). Аякс — царь Сала­ми­на, при­вед­ший под Трою 12 кораб­лей (Hom. Il. II 557—558). Под Тро­ей Аякс про­сла­вил­ся как герой, усту­паю­щий в доб­ле­сти толь­ко Ахил­лу. Он огро­мен ростом (т. н. «боль­шой Аякс»), гро­зен, могуч, воору­жён гро­мад­ным семи­кож­ным щитом, покры­тым медью (VII 206—223). Аякс высту­па­ет в бою как сам бог Арес (VII 208), шага­ет креп­ко, потря­сая мощ­ным копьём. Он мечет в Гек­то­ра огром­ней­ший камень и про­би­ва­ет им щит вра­га (VII 268—270). При появ­ле­нии Аяк­са, несу­ще­го свой щит как баш­ню, тро­ян­цы раз­бе­га­ют­ся в испу­ге (XI 485—487), а он про­дол­жа­ет разить вра­гов, бушуя на рав­нине (XI 496 след.). Когда убит Патрокл и про­ис­хо­дит борь­ба за его тело, Аякс сво­им щитом при­кры­ва­ет повер­жен­но­го (XVII 132—139), а затем помо­га­ет ахей­цам уне­сти с поля боя тело Патрок­ла, отра­жая вме­сте с Аяк­сом Оилидом тро­ян­цев (XVII 718—753). В бит­ве у кораб­лей Аякс про­ти­во­сто­ит Гек­то­ру (XV 500—514). Защи­щая корабль от огня, он уби­ва­ет в руко­паш­ной схват­ке 12 мужей (XV 730—745). После гибе­ли Ахил­ла Аякс самоот­вер­жен­но защи­ща­ет от тро­ян­цев его тело (Apol­lod. epit. V 4) и поэто­му счи­та­ет себя впра­ве уна­сле­до­вать доспе­хи уби­то­го героя. Одна­ко доспе­хи при­суж­да­ют­ся (при­чём судья­ми высту­па­ют тро­ян­цы или союз­ни­ки ахей­цев) Одис­сею, и оскорб­лён­ный Аякс реша­ет пере­бить ночью ахей­ских вождей. Но Афи­на, спа­сая ахей­цев, насы­ла­ет на него безу­мие и жерт­вой меча Аяк­са ста­но­вят­ся ста­да скота. Когда рас­судок воз­вра­ща­ет­ся к Аяк­су, он не может пере­жить навле­чён­но­го им на себя позо­ра и, обма­нув бди­тель­ность сво­ей жены Тек­мес­сы и сорат­ни­ков, в отча­я­нии кон­ча­ет жизнь само­убий­ст­вом. Тело Аяк­са по реше­нию Ага­мем­но­на не было пре­да­но огню, и его моги­лой стал Ретей­ский мыс (Apol­lod. epit. V 6). Аякс не может забыть нане­сён­но­го ему Одис­се­ем оскорб­ле­ния даже в аиде, где на при­вет­ли­вые речи Одис­сея он отве­ча­ет мрач­ным мол­ча­ни­ем, сохра­няя и в цар­стве мёрт­вых непре­клон­ный и упор­ный дух (Hom. Od. XI 541—565). Судь­бе Аяк­са, его безу­мию и смер­ти посвя­ще­ны тра­гедия Софок­ла «Аякс» и не дошед­шая до нас три­ло­гия Эсхи­ла «Спор об ору­жии».

Аякс Тела­мо­нид почи­тал­ся как герой. На аго­ре в горо­де Сала­мине нахо­дил­ся храм Аяк­са (Paus. I 35, 3). Перед бит­вой у Сала­ми­на, как сооб­ща­ет Геро­дот, гре­ки при­нес­ли молит­вы богам и при­зва­ли на помощь Аяк­са и его отца Тела­мо­на (VIII 64). Празд­ник аян­тии в честь Аяк­са справ­лял­ся с боль­шой тор­же­ст­вен­но­стью в Атти­ке и на Сала­мине. Бли­зость Аяк­са к Афи­нам под­чёрк­ну­та в «Илиа­де», где гово­рит­ся, что рядом с кораб­ля­ми афи­нян Аякс поста­вил свои кораб­ли (Hom. Il. II 558).

Аякс Оилид и Аякс Тела­мо­нид отно­сят­ся к очень древним мифо­ло­ги­че­ским обра­зам. Это необуздан­ные и гор­дые герои, иду­щие не толь­ко про­тив воли людей, но и про­тив воли богов. Веро­ят­но, что искон­но оба Аяк­са состав­ля­ли один целост­ный мифо­ло­ги­че­ский образ, кото­рый в даль­ней­шем пре­тер­пел опре­де­лён­ную моди­фи­ка­цию, пред­став в виде двух очень близ­ких по сво­е­му духу и отли­чаю­щих­ся ско­рее внеш­ни­ми чер­та­ми геро­ев (Аякс боль­шой и Аякс малый, ср. Дио­с­ку­ры, Близ­неч­ные мифы). Может быть, Лок­рида и есть древ­ней­шая роди­на геро­и­че­ско­го архе­ти­па, а Сала­мин — вто­ри­чен и появил­ся в мифе через Тела­мо­на. Имя Тела­мон име­ет харак­тер нари­ца­тель­ный (греч. τε­λαμών, ремень или пере­вязь для щита и меча), и Аякс Тела­мо­нид высту­па­ет как обла­да­тель зна­ме­ни­то­го щита, удер­жи­ва­е­мо­го креп­ки­ми рем­ня­ми. Частое сов­мест­ное выступ­ле­ние обо­их Аяк­сов в «Илиа­де» так­же поз­во­ля­ет сде­лать пред­по­ло­же­ние о пер­во­на­чаль­но еди­ном обра­зе Аяк­са.


Лит.: Mühll P., Der gros­se Aias, Ba­sel, 1930.

А. А. Тахо-Годи

В антич­ном искус­стве Аякс Оилид изо­бра­жа­ет­ся глав­ным обра­зом на моне­тах из Лок­риды, где он пред­ста­ёт в обли­ке тяже­ло­во­ору­жён­но­го вои­на, в вазо­пи­си (сце­на наси­лия над Кас­сан­дрой), на фрес­ках. Миф об Аяк­се и Кас­сан­дре послу­жил сюже­том кар­тин П. П. Рубен­са и др.

Аякс Тела­мо­нид — один из наи­бо­лее популяр­ных пер­со­на­жей. В вазо­пи­си вопло­ще­ны раз­лич­ные сюже­ты мифа: «спор из-за доспе­хов Ахил­ла», «само­убий­ство Аяк­са», «поедин­ки Аяк­са с Гек­то­ром и дру­ги­ми тро­ян­ца­ми», «уча­стие Аяк­са в бит­ве за тело Ахил­ла» и др. В евро­пей­ском изо­бра­зи­тель­ном искус­стве — «Цар­ство Фло­ры» Н. Пус­се­на, ста­туя «Аякс» А. Кано­вы и др.

См. также:
АЯКС (Словарь античности)
АЯКСЫ (Словарь античности)
ЭАНТ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 146—147.
См. по теме: ЭТЕОКЛ, ЕТЕОКЛ • ДЕЛЬФИНИЙ • ДРИОП • ЭЛИМ, ЕЛИМ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл и Аякс, играющие в настольную игру.
(Слева — Ахилл, справа — Аякс.)
Амфора чернофигурная (тип A). Аттика.
Мастер Экзекий (гончар и художник).
Глина. Ок. 530—520 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Бельведерский торс.
Мрамор.
Греческая копия I в. до н. э. греческого оригинала 1-й пол. II в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал муз, 26.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Медея и Аякс.
Иоганн Георг Хильтеншпергер (1806—1890).
Настенная панель, 1845—1848 гг.
№ LXIX.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж, Галерея истории древней живописи, 69.
4. КЕРАМИКА. Греция.
Битва Аякса, Энея, Диомеда и Гиппаса за мертвое тело Патрокла.
Чаша краснофигурная. Аттика.
Художник Олтос, гончар Эвкситей.
Глина. Ок. 510 г. до н. э.
Берлин, Государственные музеи.
5. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Самоубийство Аякса.
Метопа из храма Геры в устье р. Селе.
Песчаник. Середина VI в. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Троянская плита (Tabula Iliaca).
Кальцит. I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
7. КЕРАМИКА. Греция.
Ваза Франсуа. Деталь: ручка с изображением крылатой Владычицы зверей (верхний регистр) и Аякса, несущего мертвого Ахилла (нижний регистр).
Чернофигурный волютный кратер. Аттика.
560 г. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
8. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл и Аякс, играющие в настольную игру.
(Слева — Ахилл, справа — Аякс, между ними стоит Афина.)
Шейная амфора чернофигурная. Аттика.
Приписывается мастеру группы Леагра.
Глина.
Ок. 510 г. до н. э.
Лос-Анджелес, Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти в Малибу.
9. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл и Аякс, играющие в настольную игру.
(Слева — Ахилл, справа — Аякс, между ними стоит Афина.)
Шейная амфора чернофигурная. Аттика.
Приписывается мастеру группы Леагра.
Глина. Ок. 510 г. до н. э.
Лос-Анджелес, Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти в Малибу.
10. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл и Аякс, играющие в настольную игру.
(Слева — Ахилл, справа — Аякс.)
Амфора чернофигурная (тип A). Аттика.
Мастер Экзекий (гончар и художник).
Глина. Ок. 530—520 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА