Словарь античности

ДИОНИС (греч. Dio­ny­sos), гре­че­ский бог вино­гра­дар­ства и вино­де­лия, име­но­вал­ся так­же Вак­хом (лат. Bac­chus), соот­вет­ст­во­вал рим­ско­му Либе­ру. Дио­нис — сын Зев­са и Семе­лы, доче­ри фиван­ско­го царя. После смер­ти мате­ри был выно­шен Зев­сом в его бед­ре. Нянь­ка­ми Дио­ни­са были сест­ра Семе­лы Ино и ним­фы Нисы. На ост­ро­ве Нак­сос Дио­нис всту­пил в брак с Ари­ад­ной. Его спут­ни­ка­ми были сати­ры, силе­ны и ним­фы. Дио­нис име­ет фра­кий­ско-фри­гий­ское про­ис­хож­де­ние. Леген­ды повест­ву­ют о про­ти­во­дей­ст­вии введе­нию куль­та Дио­ни­са в Гре­ции. Культ Дио­ни­са пре­сле­до­вал­ся его про­тив­ни­ка­ми (Ликург, Пен­фей), одна­ко он рас­про­стра­нил­ся до Индии. Почи­та­тель­ни­цы Дио­ни­са мена­ды, назы­вае­мые так­же вак­хан­ка­ми, про­слав­ля­ли его в орги­а­сти­че­ском куль­те. Орги­а­сти­че­ские чер­ты в офи­ци­аль­ном куль­те Дио­ни­са в Гре­ции были суще­ст­вен­но смяг­че­ны. В честь Дио­ни­са в Атти­ке празд­но­ва­лись дио­ни­сии, ленеи, анфе­сте­рии. Апо­ге­ем празд­неств были фал­ли­че­ские про­цес­сии. Из куль­то­вых песен Дио­ни­са, дифи­рам­бов, посте­пен­но раз­ви­ва­лась дра­ма. В лите­ра­ту­ре и искус­стве антич­но­сти Дио­нис пер­во­на­чаль­но выглядит как пожи­лой, боро­да­тый муж­чи­на, впо­след­ст­вии — как пре­крас­ный юно­ша. Пла­сти­ка: рельеф на мону­мен­те Лиси­кра­та в Афи­нах, Микел­ан­дже­ло, Торвальд­сен, вазы Эксе­кия, моза­и­ка из Дело­са; живо­пись: фрес­ки в Пом­пе­ях, кар­ти­ны Альт­дор­фе­ра, Тици­а­на, Рубен­са, Велас­ке­са, Фей­ер­ба­ха; эпос Нон­на, дра­ма Ж. Кокто, сим­фо­ни­че­ская поэ­ма М. Реге­ра, опе­ра Дебюс­си, Ж. Масс­нэ.

См. также:
ДИОНИС (Мифы народов мира)
ДИОНИС (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭРЕХТЕЙ, ЕРЕХФЕЙ • ЭРИБЕЯ, ЕРИБЕЯ • ЭТЕОКЛ, ЕТЕОКЛ • ЭХЕМ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дионис.
Мрамор.
Рим.
2. КЕРАМИКА. Греция.
Дионис и спутники; докимасия.
Кратер чернофигурный. Аттика.
Группа Леагра.
Глина. Ок. 510 г. до н. э.
Высота 28,5 см; диаметр венчика 31,7 см; диаметр подставки 19,1 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с изображением Диониса на пантере, известный как «Бадминтонский саркофаг».
Белый мрамор. 260—270 гг. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с изображением Диониса на пантере, известный как «Бадминтонский саркофаг» (левая торцовая сторона: Теллус).
Белый мрамор. 260—270 гг. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с изображением Диониса на пантере, известный как «Бадминтонский саркофаг». Деталь рельефа: Теллус.
Белый мрамор. 260—270 гг. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с изображением Диониса на пантере, известный как «Бадминтонский саркофаг». Деталь рельефа: Дионис и менада.
Белый мрамор. 260—270 гг. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Антиноя в образе Диониса.
Мрамор.
130-е гг.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда, 4.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фавн и младенец Вакх.
Мрамор.
Неаполь, Национальный археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дионис.
Мрамор. Сер. I в.
Высота 44 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Вакх и Ариадна.
Джузеппе Бартоломео Кьяри (1654—1727).
Холст, масло. 103,5 × 151 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Тетрадрахма, серебро
Антиох VI Эпифан Дионис
Антиохия, 143—142 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VI в лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ ΔΙΟΝΥΣΟΥ — Диоскуры скачут влево, с копьями наперевес; справа — ΤΡΥ, ΣΤΑ и монограмма; снизу — ΟΡ (обозначение даты); все это находится внутри венка из лилий, плюща и хлебных колосьев.
2. AE 14, бронза
Александр I Балас
Антиохия, 153—146 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Диониса в венке вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΥ — слон влево; справа — монограмма.
3. Тетрадрахма, серебро
Антиох VI Эпифан Дионис
Антиохия, 144—143 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VI в лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ ΔΙΟΝΥΣΟΥ — Диоскуры скачут влево, с копьями наперевес; справа — ΤΡΥ, ΣΤΑ и монограмма; снизу — ΘΕΡ (обозначение даты); все это находится внутри венка из лилий, плюща и хлебных колосьев.
4. Тетрадрахма, серебро
Селевк I Никатор
Сузы, 305—295 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Александра вправо, с чертами молодого Диониса и Селевка, в шлеме из шкуры пантеры, украшенном бычьими ушами и рогами, вокруг шеи — шкура пантеры.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Ника, стоящая вправо, возлагающая венок на трофей; снизу слева — монограмма ΤΑΙ; между Никой и трофеем — монограмма ΠΥΡ.
5. Драхма, серебро
Антиох VI Эпифан Дионис
Антиохия, 144—142 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VI в диадеме и лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ ΔΙΟΝΥΣΟΥ — Аполлон Дельфийский сидит на омфале влево, в правой руке держит стрелу, в левой — лук; между ног — монограмма.
6. AE 23, бронза
Антиох XII Дионис Эпифан Филопатор Каллиник
Дамаск, 87—84 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха XII в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΔΙΟΝΥΣΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ ΦΙΛΟΠΑΤΟΡΟΣ ΚΑΛΛΙΝΙΚΟΥ — Зевс стоит влево, на правой руке — Ника с венком, в левой — скипетр.
В обрезе: монограмма.
7. Тетрадрахма, серебро
Селевк I Никатор
Сузы, 300 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Александра вправо, с чертами молодого Диониса и Селевка, в шлеме из шкуры пантеры, украшенном бычьими ушами и рогами, вокруг шеи — шкура пантеры.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Ника, стоящая вправо, возлагающая венок на трофей; снизу слева — ΑΡ; между Никой и трофеем — голова Гелиоса анфас; снизу справа — монограмма ΠΑ.
8. AE 23 (серрат), бронза
Антиох VI Эпифан Дионис
Антиохия, 144—142 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VI в лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ ΔΙΟΝΥΣΟΥ — слон влево; справа — рог изобилия и надпись ΣΤΑ.
9. Аурей, золото
Август
19 г. до н.э.
АВЕРС: TVRPILIANVS III VIR — голова Либера (Бахуса) в плющевом венке вправо.
РЕВЕРС: AVGVSTO / OB. C. S. — в три линии в центре дубового венка.
10. AE 20, медь
Авл Габиний
Ниса-Скифополь, 55—54 гг. до н.э.
АВЕРС: Обнаженная голова вправо.
РЕВЕРС: ΓΑΒ ΝΥ — Дионис стоит, обратившись влево, держит канфар и скипетр; в поле L I.
В обрезе: Λ (?).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА