Словарь античности

ДИОНИС (греч. Dio­ny­sos), гре­че­ский бог вино­гра­дар­ства и вино­де­лия, име­но­вал­ся так­же Вак­хом (лат. Bac­chus), соот­вет­ст­во­вал рим­ско­му Либе­ру. Дио­нис — сын Зев­са и Семе­лы, доче­ри фиван­ско­го царя. После смер­ти мате­ри был выно­шен Зев­сом в его бед­ре. Нянь­ка­ми Дио­ни­са были сест­ра Семе­лы Ино и ним­фы Нисы. На ост­ро­ве Нак­сос Дио­нис всту­пил в брак с Ари­ад­ной. Его спут­ни­ка­ми были сати­ры, силе­ны и ним­фы. Дио­нис име­ет фра­кий­ско-фри­гий­ское про­ис­хож­де­ние. Леген­ды повест­ву­ют о про­ти­во­дей­ст­вии введе­нию куль­та Дио­ни­са в Гре­ции. Культ Дио­ни­са пре­сле­до­вал­ся его про­тив­ни­ка­ми (Ликург, Пен­фей), одна­ко он рас­про­стра­нил­ся до Индии. Почи­та­тель­ни­цы Дио­ни­са мена­ды, назы­вае­мые так­же вак­хан­ка­ми, про­слав­ля­ли его в орги­а­сти­че­ском куль­те. Орги­а­сти­че­ские чер­ты в офи­ци­аль­ном куль­те Дио­ни­са в Гре­ции были суще­ст­вен­но смяг­че­ны. В честь Дио­ни­са в Атти­ке празд­но­ва­лись дио­ни­сии, ленеи, анфе­сте­рии. Апо­ге­ем празд­неств были фал­ли­че­ские про­цес­сии. Из куль­то­вых песен Дио­ни­са, дифи­рам­бов, посте­пен­но раз­ви­ва­лась дра­ма. В лите­ра­ту­ре и искус­стве антич­но­сти Дио­нис пер­во­на­чаль­но выглядит как пожи­лой, боро­да­тый муж­чи­на, впо­след­ст­вии — как пре­крас­ный юно­ша. Пла­сти­ка: рельеф на мону­мен­те Лиси­кра­та в Афи­нах, Микел­ан­дже­ло, Торвальд­сен, вазы Эксе­кия, моза­и­ка из Дело­са; живо­пись: фрес­ки в Пом­пе­ях, кар­ти­ны Альт­дор­фе­ра, Тици­а­на, Рубен­са, Велас­ке­са, Фей­ер­ба­ха; эпос Нон­на, дра­ма Ж. Кокто, сим­фо­ни­че­ская поэ­ма М. Реге­ра, опе­ра Дебюс­си, Ж. Масс­нэ.

См. также:
ДИОНИС (Мифы народов мира)
ДИОНИС (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭЛИМ, ЕЛИМ • ЭЛИСА • ЭННОМ, ЕННОМ • ЭРИБЕЯ, ЕРИБЕЯ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фронтальная панель саркофага со сценой кентавромахии.
Проконнесский мрамор. Ок. 150 г. н. э.
Остия, Археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Гермес с младенцем Дионисом.
Пракситель.
Мрамор.
330 г. до н. э.
Олимпия, Археологический музей.
3. МОЗАИКА. Греция.
Триумф Диониса (центральная часть).
Дом Диониса. Конец II в. н. э.
Пафос, Археологический парк.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дионисийские сцены.
Мрамор. 2-я половина I в. н. э.
Геркуланум, Антиквариум (в депозитарии).
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Пьяный Дионис с сатирами и менадами.
Рельеф.
Мрамор. 1-я половина II в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дионисийские сцены (деталь).
Мрамор. 2-я половина I в. н. э.
Геркуланум, Антиквариум (в депозитарии).
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Вакх и Ариадна.
Джузеппе Бартоломео Кьяри (1654—1727).
Холст, масло. 103,5 × 151 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дионис и сатир.
Мрамор.
Римская копия 120—140 гг. н. э. греческого образца.
Флоренция, Галерея Уффици.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Силен и менада (фрагмент сцены пира Диониса).
Торцовая стенка саркофага.
Белый мрамор. Середина II в. н. э.
Ареццо, Городской археологический музей.
10. МОЗАИКА. Греция.
Триумф Диониса (левая часть).
Дом Диониса. Конец II в. н. э.
Пафос, Археологический парк.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Тетрадрахма, серебро
Антиох VI Эпифан Дионис
Антиохия, 143—142 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VI в лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ ΔΙΟΝΥΣΟΥ — Диоскуры скачут влево, с копьями наперевес; справа — ΤΡΥ, ΣΤΑ и монограмма; снизу — ΟΡ (обозначение даты); все это находится внутри венка из лилий, плюща и хлебных колосьев.
2. AE 14, бронза
Александр I Балас
Антиохия, 153—146 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Диониса в венке вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΥ — слон влево; справа — монограмма.
3. Тетрадрахма, серебро
Антиох VI Эпифан Дионис
Антиохия, 144—143 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VI в лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ ΔΙΟΝΥΣΟΥ — Диоскуры скачут влево, с копьями наперевес; справа — ΤΡΥ, ΣΤΑ и монограмма; снизу — ΘΕΡ (обозначение даты); все это находится внутри венка из лилий, плюща и хлебных колосьев.
4. Тетрадрахма, серебро
Селевк I Никатор
Сузы, 305—295 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Александра вправо, с чертами молодого Диониса и Селевка, в шлеме из шкуры пантеры, украшенном бычьими ушами и рогами, вокруг шеи — шкура пантеры.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Ника, стоящая вправо, возлагающая венок на трофей; снизу слева — монограмма ΤΑΙ; между Никой и трофеем — монограмма ΠΥΡ.
5. Драхма, серебро
Антиох VI Эпифан Дионис
Антиохия, 144—142 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VI в диадеме и лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ ΔΙΟΝΥΣΟΥ — Аполлон Дельфийский сидит на омфале влево, в правой руке держит стрелу, в левой — лук; между ног — монограмма.
6. AE 23, бронза
Антиох XII Дионис Эпифан Филопатор Каллиник
Дамаск, 87—84 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха XII в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΔΙΟΝΥΣΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ ΦΙΛΟΠΑΤΟΡΟΣ ΚΑΛΛΙΝΙΚΟΥ — Зевс стоит влево, на правой руке — Ника с венком, в левой — скипетр.
В обрезе: монограмма.
7. Тетрадрахма, серебро
Селевк I Никатор
Сузы, 300 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Александра вправо, с чертами молодого Диониса и Селевка, в шлеме из шкуры пантеры, украшенном бычьими ушами и рогами, вокруг шеи — шкура пантеры.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Ника, стоящая вправо, возлагающая венок на трофей; снизу слева — ΑΡ; между Никой и трофеем — голова Гелиоса анфас; снизу справа — монограмма ΠΑ.
8. AE 23 (серрат), бронза
Антиох VI Эпифан Дионис
Антиохия, 144—142 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VI в лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ ΔΙΟΝΥΣΟΥ — слон влево; справа — рог изобилия и надпись ΣΤΑ.
9. Аурей, золото
Август
19 г. до н.э.
АВЕРС: TVRPILIANVS III VIR — голова Либера (Бахуса) в плющевом венке вправо.
РЕВЕРС: AVGVSTO / OB. C. S. — в три линии в центре дубового венка.
10. AE 20, медь
Авл Габиний
Ниса-Скифополь, 55—54 гг. до н.э.
АВЕРС: Обнаженная голова вправо.
РЕВЕРС: ΓΑΒ ΝΥ — Дионис стоит, обратившись влево, держит канфар и скипетр; в поле L I.
В обрезе: Λ (?).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА