Мифы народов мира

ДИО́НИС (Διόνυ­σος), БА́ХУС, ВАКХ, в гре­че­ской мифо­ло­гии бог пло­до­но­ся­щих сил зем­ли, рас­ти­тель­но­сти, вино­гра­дар­ства, вино­де­лия. Боже­ство восточ­но­го (фра­кий­ско­го и лидий­ско-фри­гий­ско­го) про­ис­хож­де­ния, рас­про­стра­нив­ше­е­ся в Гре­ции срав­ни­тель­но позд­но и с боль­шим трудом утвер­див­ше­е­ся там. Хотя имя Дио­ни­са встре­ча­ет­ся на таб­лич­ках крит­ско­го линей­но­го пись­ма «B» ещё в 14 в. до н. э., рас­про­стра­не­ние и утвер­жде­ние куль­та Дио­ни­са в Гре­ции отно­сит­ся к 8—7 вв. до н. э. и свя­за­но с ростом горо­дов-государств (поли­сов) и раз­ви­ти­ем полис­ной демо­кра­тии. В этот пери­од культ Дио­ни­са стал вытес­нять куль­ты мест­ных богов и геро­ев. Дио­нис как боже­ство зем­ледель­че­ско­го кру­га, свя­зан­ное со сти­хий­ны­ми сила­ми зем­ли, посто­ян­но про­ти­во­по­став­лял­ся Апол­ло­ну — как преж­де все­го боже­ству родо­вой ари­сто­кра­тии. Народ­ная осно­ва куль­та Дио­ни­са отра­зи­лась в мифах о неза­кон­ном рож­де­нии бога, его борь­бе за пра­во вой­ти в чис­ло олим­пий­ских богов и за повсе­мест­ное уста­нов­ле­ние сво­его куль­та.

Суще­ст­ву­ют мифы о раз­ных древ­них вопло­ще­ни­ях Дио­ни­са, как бы под­готав­ли­ваю­щие его при­ход. Извест­ны арха­и­че­ские ипо­ста­си Дио­ни­са: Загрей, сын Зев­са Крит­ско­го и Пер­се­фо­ны; Иакх, свя­зан­ный с Элев­син­ски­ми мисте­ри­я­ми; Дио­нис — сын Зев­са и Демет­ры (Diod. III 62, 2—28). Соглас­но основ­но­му мифу, Дио­нис — сын Зев­са и доче­ри фиван­ско­го царя Кад­ма Семе­лы. По нау­ще­нию рев­ни­вой Геры Семе­ла попро­си­ла Зев­са явить­ся к ней во всём сво­ём вели­чии, и тот, пред­став в свер­ка­нии мол­ний, испе­пе­лил огнём смерт­ную Семе­лу и её терем. Зевс выхва­тил из пла­ме­ни Дио­ни­са, появив­ше­го­ся на свет недо­но­шен­ным, и зашил его в своё бед­ро. В поло­жен­ное вре­мя Зевс родил Дио­ни­са, рас­пу­стив швы на бед­ре (Hes. Theog. 940—942; Eur. Bacch. 1—9, 88—98, 286—297), а потом отдал Дио­ни­са через Гер­ме­са на вос­пи­та­ние нисей­ским ним­фам (Eur. Bacch. 556—559) или сест­ре Семе­лы Ино (Apol­lod. III 4, 3). Дио­нис нашёл вино­град­ную лозу. Гера все­ли­ла в него безу­мие, и он, ски­та­ясь по Егип­ту и Сирии, при­шёл во Фри­гию, где боги­ня Кибе­ла — Рея исце­ли­ла его и при­об­щи­ла к сво­им орги­а­сти­че­ским мисте­ри­ям. После это­го Дио­нис через Фра­кию отпра­вил­ся в Индию (Apol­lod. III 5, 1). Из восточ­ных земель (из Индии или из Лидии и Фри­гии) он воз­вра­ща­ет­ся в Гре­цию, в Фивы. Во вре­мя пла­ва­ния с ост­ро­ва Ика­рия на ост­ров Нак­сос Дио­ни­са похи­ща­ют мор­ские раз­бой­ни­ки-тиррен­цы (Apol­lod. III 5, 3). Раз­бой­ни­ки при­хо­дят в ужас при виде уди­ви­тель­ных пре­вра­ще­ний Дио­ни­са. Они зако­ва­ли Дио­ни­са в цепи, чтобы про­дать в раб­ство, одна­ко око­вы сами упа­ли с рук Дио­ни­са; опле­тя вино­град­ны­ми лоза­ми и плю­щом мач­ту, пару­са кораб­ля, Дио­нис явил­ся в виде мед­веди­цы и льва. Сами пира­ты, бро­сив­ши­е­ся со стра­ха в море, пре­вра­ти­лись в дель­фи­нов (Hymn. Hom. VII). В этом мифе отра­зи­лось арха­и­че­ское рас­ти­тель­но-зооморф­ное про­ис­хож­де­ние Дио­ни­са. Рас­ти­тель­ное про­шлое это­го бога под­твер­жда­ет­ся его эпи­те­та­ми: Эвий («плющ», «плю­ще­вой»), «вино­град­ная гроздь» и т. д. (Eur. Bacch. 105, 534, 566, 608). Зооморф­ное про­шлое Дио­ни­са отра­же­но в его обо­рот­ни­че­стве и пред­став­ле­ни­ях о Дио­ни­се-быке (618, 920—923) и Дио­ни­се-коз­ле. Сим­во­лом Дио­ни­са как бога пло­до­но­ся­щих сил зем­ли был фал­лос.

На ост­ро­ве Нак­сос Дио­нис встре­тил люби­мую им Ари­ад­ну, поки­ну­тую Тесе­ем, похи­тил её и на ост­ро­ве Лем­нос всту­пил с ней в брак; от него она роди­ла Эно­пи­о­на, Фоан­та и др. (Apol­lod. epit. I 9). Повсюду, где появ­ля­ет­ся Дио­нис, он учреж­да­ет свой культ; везде на сво­ём пути обу­ча­ет людей вино­гра­дар­ству и вино­де­лию. В шест­вии Дио­ни­са, носив­шем экс­та­ти­че­ский харак­тер, участ­во­ва­ли вак­хан­ки, сати­ры, мена­ды или бас­са­риды (одно из про­звищ Дио­ни­са — Бас­са­рей) с тир­са­ми (жез­ла­ми), уви­ты­ми плю­щом. Опо­я­сан­ные зме­я­ми, они всё сокру­ша­ли на сво­ём пути, охва­чен­ные свя­щен­ным безу­ми­ем. С воп­ля­ми «Вакх, Эвое» они сла­ви­ли Дио­ни­са Бро­мия («бур­но­го», «шум­но­го»), били в тим­па­ны, упи­ва­ясь кро­вью рас­тер­зан­ных диких зве­рей, высе­кая из зем­ли сво­и­ми тир­са­ми мёд и моло­ко, выры­вая с кор­нем дере­вья и увле­кая за собой тол­пы жен­щин и муж­чин (Eur. Bacch. 135—167, 680—770). Дио­нис сла­вит­ся как Лиэй («осво­бо­ди­тель»), он осво­бож­да­ет людей от мир­ских забот, сни­ма­ет с них путы раз­ме­рен­но­го быта, рвёт око­вы, кото­ры­ми пыта­ют­ся опу­тать его вра­ги, и сокру­ша­ет сте­ны (616—626). Он насы­ла­ет безу­мие на вра­гов и страш­но их кара­ет; так он посту­пил со сво­им двою­род­ным бра­том фиван­ским царём Пен­фе­ем, кото­рый хотел запре­тить вак­хи­че­ские неистов­ства. Пен­фей был рас­тер­зан вак­хан­ка­ми под пред­во­ди­тель­ст­вом сво­ей мате­ри Ага­вы, при­няв­шей в состо­я­нии экс­та­за с.381 сына за живот­ное (Apol­lod. III 5, 2; Eur. Bacch. 1061—1152). На Ликур­га — сына царя эдо­нов, высту­пав­ше­го про­тив куль­та Дио­ни­са, бог наслал безу­мие, а затем Ликург был рас­тер­зан сво­и­ми же лошадь­ми (Apol­lod. III 5, 1).

В чис­ло 12 олим­пий­ских богов Дио­нис вошёл позд­но. В Дель­фах он стал почи­тать­ся наряду с Апол­ло­ном. На Пар­на­се каж­дые два года устра­и­ва­лись оргии в честь Дио­ни­са, в кото­рых участ­во­ва­ли фиа­ды — вак­хан­ки из Атти­ки (Paus. X 4, 3). В Афи­нах устра­и­ва­лись тор­же­ст­вен­ные про­цес­сии в честь Дио­ни­са и разыг­ры­вал­ся свя­щен­ный брак бога с супру­гой архон­та басилев­са (Aris­tot. Rep. Athen. III 5). Из рели­ги­оз­но-куль­то­вых обрядов, посвя­щён­ных Дио­ни­су (греч. tra­go­dia, букв. «песнь о коз­ле» или «песнь коз­лов», т. е. коз­ло­но­гих сати­ров — спут­ни­ков Дио­ни­са), воз­ник­ла древ­не­гре­че­ская тра­гедия. В Атти­ке Дио­ни­су были посвя­ще­ны Вели­кие, или Город­ские, Дио­ни­сии, вклю­чав­шие тор­же­ст­вен­ные про­цес­сии в честь бога, состя­за­ния тра­ги­че­ских и коми­че­ских поэтов, а так­же хоров, испол­няв­ших дифи­рам­бы (про­хо­ди­ли в мар­те — апре­ле); Ленеи, вклю­чав­шие испол­не­ние новых комедий (в янва­ре — фев­ра­ле); Малые, или Сель­ские, Дио­ни­сии, сохра­нив­шие пере­жит­ки аграр­ной магии (в декаб­ре — янва­ре), когда повто­ря­лись дра­мы, уже игран­ные в горо­де.

В элли­ни­сти­че­ское вре­мя культ Дио­ни­са сли­ва­ет­ся с куль­том фри­гий­ско­го бога Саба­зия (Саба­зий ста­ло посто­ян­ным про­зви­щем Дио­ни­са). В Риме Дио­нис почи­тал­ся под име­нем Вак­ха (отсюда вак­хан­ки, вак­ха­на­лии) или Баху­са. Отож­дествлял­ся с Оси­ри­сом, Сера­пи­сом, Мит­рой, Адо­ни­сом, Амо­ном, Либе­ром.


Лит.: Лосев А. Ф., Антич­ная мифо­ло­гия в её исто­ри­че­ском раз­ви­тии, М., 1957, с. 142—82; Ниц­ше Ф., Рож­де­ние тра­гедии из духа музы­ки, Полн. собр. соч., т. 1, [М.], 1912; Ot­to W. P., Dio­ny­sos. Mythos und Kul­tus, 2 Aufl., Fr./M., 1939; Jün­ger F. G., Grie­chi­sche Göt­ter. Apol­lon, Pan, Dio­ny­sos, Fr./M., 1943; Méautis G., Dio­ny­sos ou le pou­voir de fas­ci­na­tion, в его кн.: Mythes in­con­nus de la Grè­ce an­ti­que, P., [1944], p. 33—53; Jean­mai­re H., Dio­ny­sos. His­toi­re du cul­te de Bac­chus, P., 1951.

А. Ф. Лосев

Сохра­ни­лось мно­же­ство памят­ни­ков антич­но­го искус­ства, вопло­тив­ших образ Дио­ни­са и сюже­ты мифов о нём (любовь Дио­ни­са к Ари­адне и др.) в пла­сти­ке (ста­туи и релье­фы) и вазо­пи­си. Широ­ко рас­про­стра­не­ны были (осо­бен­но в вазо­пи­си) сце­ны шест­вия Дио­ни­са и его спут­ни­ков, вак­ха­на­лий; эти сюже­ты нашли отра­же­ние в релье­фах сар­ко­фа­гов. Дио­ни­са изо­бра­жа­ли сре­ди олим­пий­цев (релье­фы восточ­но­го фри­за Пар­фе­но­на) и в сце­нах гиган­то­ма­хии, а так­же плы­ву­щим по морю (килик Эксе­кия «Дио­нис в ладье» и др.) и сра­жаю­щим­ся с тиррен­ца­ми (рельеф памят­ни­ка Лиси­кра­ту в Афи­нах, ок. 335 до н. э.). В сред­не­ве­ко­вых книж­ных иллю­ст­ра­ци­ях Дио­нис изо­бра­жал­ся обыч­но как оли­це­тво­ре­ние осе­ни — с.382 вре­мя сбо­ра уро­жая (ино­гда толь­ко октяб­ря). В эпо­ху Воз­рож­де­ния тема Дио­ни­са в искус­стве свя­зы­ва­ет­ся с утвер­жде­ни­ем радо­сти бытия; широ­кое рас­про­стра­не­ние при­об­ре­та­ют с 15 в. сце­ны вак­ха­на­лий (нача­ло их изо­бра­же­нию поло­жил А. Ман­те­нья; к сюже­ту обра­ща­лись А. Дюрер, А. Альт­дор­фер, Х. Баль­дунг Грин, Тици­ан, Джу­лио Рома­но, Пьет­ро да Кор­то­на, Анни­ба­ле Каррач­чи, П. П. Рубенс, Я. Йор­данс, Н. Пус­сен). Той же сим­во­ли­кой про­ни­за­ны сюже­ты «Вакх, Вене­ра и Цере­ра» и «Вакх и Цере­ра» (см. в ста­тье Демет­ра), осо­бен­но популяр­ные в живо­пи­си барок­ко. В 15—18 вв. популяр­но­стью в живо­пи­си поль­зо­ва­лись сце­ны, изо­бра­жаю­щие встре­чу Дио­ни­са и Ари­ад­ны, их свадь­бу и три­ум­фаль­ное шест­вие. Сре­ди про­из­веде­ний пла­сти­ки — релье­фы «Вакх пре­вра­ща­ет тиррен­цев в дель­фи­нов» А. Фила­ре­те (на брон­зо­вых две­рях собо­ра свя­то­го Пет­ра в Риме), «Встре­ча Вак­ха и Ари­ад­ны» Дона­тел­ло, ста­туи «Вакх» Микел­ан­дже­ло, Я. Сан­со­ви­но и др. Дио­нис зани­ма­ет осо­бое место сре­ди дру­гих антич­ных пер­со­на­жей в садо­вой пла­сти­ке барок­ко. Наи­бо­лее зна­чи­тель­ные про­из­веде­ния 18 — нач. 19 вв. — ста­туи «Вакх» И. Г. Дан­не­ке­ра и Б. Торвальд­се­на. Сре­ди музы­каль­ных про­из­веде­ний 19—20 вв. на сюже­ты мифа: опе­ра-балет А. С. Дар­го­мыж­ско­го «Тор­же­ство Вак­ха», дивер­тис­мент К. Дебюс­си «Три­умф Вак­ха» и его же опе­ра «Дио­нис», опе­ра Ж. Мас­сне «Вакх» и др.

См. также:
ДИОНИС (Словарь античности)
ДИОНИС (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 380—382.
Узнайте на uborka-vip.ru что включает в себя генеральная уборка.
См. по теме: ЭРЕХТЕЙ, ЕРЕХФЕЙ • ЭТЕОКЛ, ЕТЕОКЛ • ЭХЕМ • ДЕДАЛИОН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Греция.
Дионис, едущий в квадриге, и танцующая менада.
Чернофигурная шейная амфора. Аттика.
Приписывается Группе Леагра.
Глина.
Ок. 510 г. до н. э.
Аукционный дом Сотби, Нью-Йорк.
2. МОЗАИКА. Греция.
Триумф Диониса (центральная часть).
Дом Диониса. Конец II в. н. э.
Пафос, Археологический парк.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с мифом о Дионисе и Ариадне.
Мрамор. Ок. 235 г. н. э.
Париж, Лувр.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Силен с маленьким Дионисом на руках.
Мрамор.
Римская копия I—II вв. н. э. бронзового греческого оригинала ок. 300 г. до н. э., предположительно, работы Лисиппа.
Париж, Лувр.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Вакх и Ариадна.
Джузеппе Бартоломео Кьяри (1654—1727).
Холст, масло. 103,5 × 151 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Антиноя в образе Диониса.
Мрамор.
130-е гг.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда, 4.
7. МОЗАИКА. Греция.
Дионис верхом на пантере.
Напольная мозаика.
Ок. 120—80 гг. до н. э.
Делос, Дом масок.
8. МОЗАИКА. Греция.
Детство Диониса.
Кипр, Дом Эона.
Сер. IV в. н. э.
Пафос, Археологический парк.
9. СКУЛЬПТУРА. Южная Италия.
Дионисийский саркофаг с кентаврами-клипеофорами.
Лунский мрамор. 220—270 гг. н. э.
Салерно, Кафедральный собор.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фронтальная панель саркофага с изображением дионисийской процессии.
Мрамор. III в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Тетрадрахма, серебро
Антиох VI Эпифан Дионис
Антиохия, 143—142 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VI в лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ ΔΙΟΝΥΣΟΥ — Диоскуры скачут влево, с копьями наперевес; справа — ΤΡΥ, ΣΤΑ и монограмма; снизу — ΟΡ (обозначение даты); все это находится внутри венка из лилий, плюща и хлебных колосьев.
2. AE 14, бронза
Александр I Балас
Антиохия, 153—146 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Диониса в венке вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΥ — слон влево; справа — монограмма.
3. Тетрадрахма, серебро
Антиох VI Эпифан Дионис
Антиохия, 144—143 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VI в лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ ΔΙΟΝΥΣΟΥ — Диоскуры скачут влево, с копьями наперевес; справа — ΤΡΥ, ΣΤΑ и монограмма; снизу — ΘΕΡ (обозначение даты); все это находится внутри венка из лилий, плюща и хлебных колосьев.
4. Драхма, серебро
Антиох VI Эпифан Дионис
Антиохия, 144—142 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VI в диадеме и лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ ΔΙΟΝΥΣΟΥ — Аполлон Дельфийский сидит на омфале влево, в правой руке держит стрелу, в левой — лук; между ног — монограмма.
5. Тетрадрахма, серебро
Селевк I Никатор
Сузы, 305—295 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Александра вправо, с чертами молодого Диониса и Селевка, в шлеме из шкуры пантеры, украшенном бычьими ушами и рогами, вокруг шеи — шкура пантеры.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Ника, стоящая вправо, возлагающая венок на трофей; снизу слева — монограмма ΤΑΙ; между Никой и трофеем — монограмма ΠΥΡ.
6. AE 23, бронза
Антиох XII Дионис Эпифан Филопатор Каллиник
Дамаск, 87—84 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха XII в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΔΙΟΝΥΣΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ ΦΙΛΟΠΑΤΟΡΟΣ ΚΑΛΛΙΝΙΚΟΥ — Зевс стоит влево, на правой руке — Ника с венком, в левой — скипетр.
В обрезе: монограмма.
7. Тетрадрахма, серебро
Селевк I Никатор
Сузы, 300 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Александра вправо, с чертами молодого Диониса и Селевка, в шлеме из шкуры пантеры, украшенном бычьими ушами и рогами, вокруг шеи — шкура пантеры.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Ника, стоящая вправо, возлагающая венок на трофей; снизу слева — ΑΡ; между Никой и трофеем — голова Гелиоса анфас; снизу справа — монограмма ΠΑ.
8. AE 23 (серрат), бронза
Антиох VI Эпифан Дионис
Антиохия, 144—142 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VI в лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ ΔΙΟΝΥΣΟΥ — слон влево; справа — рог изобилия и надпись ΣΤΑ.
9. Аурей, золото
Август
19 г. до н.э.
АВЕРС: TVRPILIANVS III VIR — голова Либера (Бахуса) в плющевом венке вправо.
РЕВЕРС: AVGVSTO / OB. C. S. — в три линии в центре дубового венка.
10. AE 20, медь
Авл Габиний
Ниса-Скифополь, 55—54 гг. до н.э.
АВЕРС: Обнаженная голова вправо.
РЕВЕРС: ΓΑΒ ΝΥ — Дионис стоит, обратившись влево, держит канфар и скипетр; в поле L I.
В обрезе: Λ (?).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА