Словарь античности

ЕЛЕНА (греч. He­le­ne, лат. He­le­na), в гре­че­ских ска­за­ни­ях пре­крас­ней­шая из жен­щин, дочь Зев­са и Леды, сест­ра Дио­с­ку­ров и Кли­тем­не­стры. Тесей и Пири­фой похи­ти­ли Еле­ну и увез­ли в Атти­ку, но Дио­с­ку­ры осво­бо­ди­ли ее. По сове­ту Одис­сея, кото­рый тоже сва­тал­ся к Елене, мно­го­чис­лен­ные жени­хи покля­лись при­знать ее выбор и все­гда защи­щать ее. Еле­на обру­чи­лась с Мене­ла­ем и роди­ла Гер­ми­о­ну. В спо­ре трех богинь за ябло­ко Эриды Еле­на была обе­ща­на Афро­ди­той Пари­су и уве­зе­на им в Трою. Вер­ные сво­ей клят­ве, все гре­че­ские цари и герои участ­во­ва­ли в Тро­ян­ской войне, чтобы вер­нуть Еле­ну. После гибе­ли Пари­са Еле­на ста­ла супру­гой Деи­фо­ба. После паде­ния Трои она воз­вра­ти­лась домой в Спар­ту. Елене возда­ва­лись боже­ст­вен­ные поче­сти, по неко­то­рым пред­по­ло­же­ни­ям она счи­та­лась миной­ской боги­ней про­из­рас­та­ния. Дру­гая вер­сия ска­за­ния о Елене изло­же­на Сте­си­хо­ром (ее позд­нее при­дер­жи­вал­ся Еври­пид). По этой вер­сии Парис увез с собой в Трою лишь тень Еле­ны, в то вре­мя как насто­я­щая Еле­на после паде­ния Трои была при­ве­зе­на Мене­ла­ем домой из Егип­та. Похваль­ное сло­во Гор­гия и Исо­кра­та Елене свиде­тель­ст­ву­ет о при­тя­га­тель­ной силе это­го обра­за, во все вре­ме­на вдох­нов­ляв­ше­го живо­пис­цев (Д. Тье­по­ло, Я. Тин­то­рет­то, И. Г. Тиш­бейн Стар­ший, Х. фон Маре), поэтов (К. Виланд, И. В. Гёте, О. Уайльд) и музы­кан­тов (К. Глюк, Ж. Оффен­бах, Р. Штра­ус).

См. также:
ЕЛЕНА (Мифы народов мира)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДАВН • ДЕИФОБА • ДЕЙНО • ДЕО •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Этрурия.
Взятие Трои ахейцами.
Краснофигурный кратер из Фалерий.
Мастер Наццано.
Глина. IV в. до н. э.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Отъезд Хрисеиды.
Фреска IV стиля из Помпей (V. 2. 14).
45—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Елена и Андромаха с младенцем Астианактом на руках оплакивают гибель Гектора.
Метопа из храма Геры в устье р. Селе.
Песчаник. Середина VI в. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Прибытие Париса и Елены.
Утраченная фреска из палатинского дворца.
Рим, Палатин.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Троянская плита (Tabula Iliaca).
Кальцит.
I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Отъезд Хрисеиды.
Фреска IV стиля из Помпей (V. 2. 14).
45—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Венера уговаривает Елену любить Париса.
Анжелика Кауфман (1741—1807).
Холст, масло.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Венера уговаривает Елену любить Париса. Фрагмент.
Анжелика Кауфман (1741—1807).
Холст, масло.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Отъезд Хрисеиды (или похищение Елены).
Фреска из Помпей.
45—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXIII.
10. КЕРАМИКА. Греция.
Похищение Елены Тезеем и Пейритоем (?).
Сосуд чернофигурный. Аттика.
Мастер Амазис.
Глина. 550—525 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Медальон с бортиком (конторниат), медь
380—400 гг.
АВЕРС: ⲰΜΗΡΟC — драпированный бюст бородатого Гомера, греческого эпического поэта, вправо; справа в поле монограмма PLE.
РЕВЕРС: Елена стоит вправо, пожимает руку Парису (Александру), который стоит анфас, голова влево, на нем фригийский колпак; Елена также касается его щеки своей левой рукой.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА