Словарь античности

ЕЛЕНА (греч. He­le­ne, лат. He­le­na), в гре­че­ских ска­за­ни­ях пре­крас­ней­шая из жен­щин, дочь Зев­са и Леды, сест­ра Дио­с­ку­ров и Кли­тем­не­стры. Тесей и Пири­фой похи­ти­ли Еле­ну и увез­ли в Атти­ку, но Дио­с­ку­ры осво­бо­ди­ли ее. По сове­ту Одис­сея, кото­рый тоже сва­тал­ся к Елене, мно­го­чис­лен­ные жени­хи покля­лись при­знать ее выбор и все­гда защи­щать ее. Еле­на обру­чи­лась с Мене­ла­ем и роди­ла Гер­ми­о­ну. В спо­ре трех богинь за ябло­ко Эриды Еле­на была обе­ща­на Афро­ди­той Пари­су и уве­зе­на им в Трою. Вер­ные сво­ей клят­ве, все гре­че­ские цари и герои участ­во­ва­ли в Тро­ян­ской войне, чтобы вер­нуть Еле­ну. После гибе­ли Пари­са Еле­на ста­ла супру­гой Деи­фо­ба. После паде­ния Трои она воз­вра­ти­лась домой в Спар­ту. Елене возда­ва­лись боже­ст­вен­ные поче­сти, по неко­то­рым пред­по­ло­же­ни­ям она счи­та­лась миной­ской боги­ней про­из­рас­та­ния. Дру­гая вер­сия ска­за­ния о Елене изло­же­на Сте­си­хо­ром (ее позд­нее при­дер­жи­вал­ся Еври­пид). По этой вер­сии Парис увез с собой в Трою лишь тень Еле­ны, в то вре­мя как насто­я­щая Еле­на после паде­ния Трои была при­ве­зе­на Мене­ла­ем домой из Егип­та. Похваль­ное сло­во Гор­гия и Исо­кра­та Елене свиде­тель­ст­ву­ет о при­тя­га­тель­ной силе это­го обра­за, во все вре­ме­на вдох­нов­ляв­ше­го живо­пис­цев (Д. Тье­по­ло, Я. Тин­то­рет­то, И. Г. Тиш­бейн Стар­ший, Х. фон Маре), поэтов (К. Виланд, И. В. Гёте, О. Уайльд) и музы­кан­тов (К. Глюк, Ж. Оффен­бах, Р. Штра­ус).

См. также:
ЕЛЕНА (Мифы народов мира)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭРГИН, ЕРГИН • ЭРЕВТАЛИОН • ЭРИТЕЯ, ЕРИФЕЯ • ЭРЕБ, ЕРЕБ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 10)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Елена и Андромаха с младенцем Астианактом на руках оплакивают гибель Гектора.
Метопа из храма Геры в устье р. Селе.
Песчаник. Середина VI в. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Похищение Елены, жены Менелая, царя Спарты, троянцами во главе с Парисом.
Рельеф фронтальной стенки этрусской погребальной урны для пепла.
Алебастр.
II—I вв. до н. э.
Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
3. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Похищение Елены, жены Менелая, царя Спарты, троянцами во главе с Парисом.
Рельеф фронтальной стенки этрусской погребальной урны для пепла.
Алебастр. Вторая половина II в. до н. э.
Инв. № I 1035.
Вена, Музей истории искусств.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Прибытие Париса и Елены.
Утраченная фреска из палатинского дворца.
Рим, Палатин.
5. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Похищение Елены, жены Менелая, царя Спарты, троянцами во главе с Парисом.
Рельеф фронтальной стенки этрусской погребальной урны для пепла.
Алебастр. Конец II — начало I в. до н. э.
68 × 47 см.
Инв. № 28132.
Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Венера уговаривает Елену любить Париса. Фрагмент.
Анжелика Кауфман (1741—1807).
Холст, масло. 102 × 127,5 см.
В центре, на плинтусе колонны, подпись и дата — Angelica Kauffmann pinx. 1790.
Инв. № ГЭ 5350.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
7. КЕРАМИКА. Греция.
Похищение Елены Тезеем и Пейритоем (?).
Сосуд чернофигурный. Аттика.
Мастер Амазис.
Глина. 550—525 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Менелай и Елена; Аякс, убивающий Кассандру.
Четвертый стиль. 50—79 гг.
Помпеи, Дом Менандра, I, 10, 4, крыло.
9. КЕРАМИКА. Этрурия.
Взятие Трои ахейцами.
Краснофигурный кратер из Фалерий.
Мастер Наццано.
Глина. IV в. до н. э.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Венера уговаривает Елену любить Париса.
Анжелика Кауфман (1741—1807).
Холст, масло. 102 × 127,5 см.
В центре, на плинтусе колонны, подпись и дата — Angelica Kauffmann pinx. 1790
Инв. № ГЭ 5350.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 1)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Медальон с бортиком (конторниат), медь
380—400 гг.
АВЕРС: ωΜΗΡΟC — драпированный бюст бородатого Гомера, греческого эпического поэта, вправо; справа в поле монограмма PLE.
РЕВЕРС: Елена стоит вправо, пожимает руку Парису (Александру), который стоит анфас, голова влево, на нем фригийский колпак; Елена также касается его щеки своей левой рукой.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА