Словарь античности

ЖЕМЧУГ (лат. mar­ga­ri­tae), дра­го­цен­ный камень, кото­рый по цен­но­сти сто­ял на вто­ром месте после брил­ли­ан­тов. В древ­но­сти его добы­ва­ли из рако­вин жем­чуж­ниц. Лов­цы жем­чу­га долж­ны были нырять за ним на глу­би­ну до 30 м. Осо­бая пре­лесть жем­чу­га и труд­ность добы­ва­ния объ­яс­ня­ют его высо­кую сто­и­мость на рын­ке. Осо­бен­но извест­ны две цен­ные жем­чу­жи­ны Клео­пат­ры. Одну из них она на пари с Анто­ни­ем выпи­ла рас­т­во­рен­ной в уксу­се. Ими­та­ция жем­чу­га была доход­ней­шим пред­при­я­ти­ем ремес­лен­ни­ков. Кро­ме насто­я­ще­го и искус­ст­вен­но­го жем­чу­га, для укра­ше­ний про­из­во­ди­ли цвет­ной, в осо­бен­но­сти голу­бой стек­лян­ный жем­чуг, кото­рый часто встре­ча­ет­ся уже в Мике­нах. Жем­чуг изготов­ля­ли так­же из янта­ря.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН • КАНОВА Антонио • ЛАОКООН • ЭНКАУСТИКА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 3)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Валентиниана II. Деталь.
Мрамор. Ок. 390 г.
Инв. № 2264 (по каталогу Менделя № 506).
Стамбул, Археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Валентиниана II. Деталь.
Мрамор. Ок. 390 г.
Инв. № 2264 (по каталогу Менделя № 506).
Стамбул, Археологический музей.
3. УКРАШЕНИЯ. Причерноморье.
Браслеты из Ольвии.
Золото, гранат, аметист, изумруд, жемчуг, хризопраз, стекло, эмаль.
I в. до н. э., дополнительная обработка элементов конца II в. до н. э.
Высота: 5,24 см.
Инв. № 57.375; 57.376.
Балтимор (США), Художественный музей Уолтерсов.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 11 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE 4, медь
Аркадий
Гераклея, I мастерская, 395—401 гг.
АВЕРС: D. N. ARCADIVS P. F. AVG. — драпированный бюст Аркадия в жемчужной диадеме и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: VIRTVS EXERCITI — император стоит влево, голова вправо, в правой руке копье, левой рукой опирается на стоящий на земле щит; Виктория стоит влево, в левой руке пальмовая ветвь, правой рукой заносит над головой императора венок.
В обрезе: SMHA
2. Аурей, золото
Антонин Пий
Рим, 145—161 гг.
АВЕРС: FAVSTINAE AVG. PII AVG. FIL. — бюст Фаустины II, драпированный, вправо; волосы искусно уложены горизонтальными волнами, большими локонами спускаются спереди; вокруг головы — лента с жемчугом, на затылке волосы уложены кольцами в шиньон с жемчугом.
РЕВЕРС: VENVS — Венера, в драпировке, стоит влево, держит яблоко в правой руке и корабельный руль на голубе — в левой.
3. Аурей, золото
Антонин Пий
Рим, 147—148 гг.
АВЕРС: FAVSTINAE AVG. PII AVG. FIL. — бюст Фаустины II, драпированный, в стефане, вправо; волосы искусно уложены горизонтальными волнами, большими локонами спускаются спереди; на затылке волосы уложены кольцами в шиньон с жемчугом.
РЕВЕРС: LAETITIAE PVBLICAE — Летиция (Радость), в драпировке, стоит влево, держит диадему в протянутой руке и вертикально скипетр — в левой.
4. Аурей, золото
Антонин Пий
Рим, 152—156 гг.
АВЕРС: FAVSTINA AVG. PII AVG. FIL. — бюст Фаустины II, драпированный, вправо; волосы искусно уложены горизонтальными волнами, большими локонами спускаются спереди; на затылке волосы уложены кольцами в шиньон с жемчугом.
РЕВЕРС: CONCORDIA — голубь стоит вправо.
5. Аурей, золото
Марк Аврелий
Рим, 161—176 гг.
АВЕРС: FAVSTINA AVGVSTA — бюст Фаустины II, драпированный, с жемчужной лентой (с жемчужным ободком — RIC), вправо; волосы уложены волнами и закреплены на затылке в пучок.
РЕВЕРС: SALVTI AVGVSTAE — Салюс (Здоровье), в драпировке, сидит облокотившись на троне влево, кормит из патеры в правой руке змею, обвившуюся вокруг алтаря.
6. Сестерций, медь
Марк Аврелий
Рим, 161—164 гг.
АВЕРС: FAVSTINA AVGVSTA — бюст Фаустины II, драпированный, вправо; волосы искусно уложены, вокруг головы — лента с жемчугом, на затылке волосы закреплены в пучок.
РЕВЕРС: FECVNDITAS — Фекундитас (Плодовитость), в драпировке, стоит во фронт, голова вправо, держит вертикально скипетр в правой руке и ребенка — на левой; ребенок протягивает к ней обе руки.
В поле, слева и справа: S. C.
7. AE 2, медь
Аркадий
Константинополь, I мастерская, 383—388 гг.
АВЕРС: D. N. ARCADIVS P. F. AVGVSTVS — драпированный бюст Аркадия в жемчужной диадеме и в доспехах.
РЕВЕРС: VIRTVS EXERCITI — император стоит влево, глобус в левой руке, лабарум в правой, у ног пленник.
В левом поле крест.
В обрезе: CONSA
8. Аурей, золото
Антонин Пий
Рим, 145—161 гг.
АВЕРС: FAVSTINAE AVG. PII AVG. FIL. — бюст Фаустины II, драпированный, вправо; волосы искусно уложены горизонтальными волнами, большими локонами спускаются спереди; вокруг головы — лента с жемчугом, на затылке волосы уложены кольцами в шиньон с жемчугом.
РЕВЕРС: VENVS — Венера, в драпировке, стоит влево, держит яблоко в правой руке и корабельный руль на дельфине, который обвивается вокруг него — в левой.
9. Аурей, золото
Антонин Пий
Рим, 148—152 гг.
АВЕРС: FAVSTINAE AVG. PII AVG. FIL. — бюст Фаустины II, драпированный, вправо; волосы искусно уложены горизонтальными волнами, большими локонами спускаются спереди; вокруг головы — лента с жемчугом, на затылке волосы уложены кольцами в шиньон с жемчугом.
РЕВЕРС: VENERI GENETRICI — Венера, в драпировке, стоит влево, держит скипетр, вертикально, в левой руке и протягивает правую руку.
10. Статер, серебро
Аргос, 370—350 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Геры, обращенная вправо, ее волосы спадают сзади вдоль шеи, она носит стефану, украшенную пальметтами, серьгу и ожерелье из жемчуга.
РЕВЕРС: ΑΡΛΕΙΟΝ — два дельфина, плывущие по кругу влево; между ними коринфский шлем, обращенный вправо, между буквами Ε Μ.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА