Словарь античности

ЖЕМЧУГ (лат. mar­ga­ri­tae), дра­го­цен­ный камень, кото­рый по цен­но­сти сто­ял на вто­ром месте после брил­ли­ан­тов. В древ­но­сти его добы­ва­ли из рако­вин жем­чуж­ниц. Лов­цы жем­чу­га долж­ны были нырять за ним на глу­би­ну до 30 м. Осо­бая пре­лесть жем­чу­га и труд­ность добы­ва­ния объ­яс­ня­ют его высо­кую сто­и­мость на рын­ке. Осо­бен­но извест­ны две цен­ные жем­чу­жи­ны Клео­пат­ры. Одну из них она на пари с Анто­ни­ем выпи­ла рас­т­во­рен­ной в уксу­се. Ими­та­ция жем­чу­га была доход­ней­шим пред­при­я­ти­ем ремес­лен­ни­ков. Кро­ме насто­я­ще­го и искус­ст­вен­но­го жем­чу­га, для укра­ше­ний про­из­во­ди­ли цвет­ной, в осо­бен­но­сти голу­бой стек­лян­ный жем­чуг, кото­рый часто встре­ча­ет­ся уже в Мике­нах. Жем­чуг изготов­ля­ли так­же из янта­ря.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНКАУСТИКА • ЭХИОН, ЕХИОН • Ростры Августа • ДЕЛУБР, СВЯТИЛИЩЕ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Валентиниана II.
Мрамор.
Ок. 390 г.
Стамбул, Археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Константин I.
Мрамор.
Флоренция, Галерея Уффици.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Константин I.
Мрамор.
Флоренция, Галерея Уффици.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Константин I.
Мрамор.
Флоренция, Галерея Уффици.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Константин I.
Мрамор.
Флоренция, Галерея Уффици.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Валентиниана II.
Мрамор.
Ок. 390 г.
Стамбул, Археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Валентиниана II. Деталь.
Мрамор.
Ок. 390 г.
Стамбул, Археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Валентиниана II. Деталь.
Мрамор.
Ок. 390 г.
Стамбул, Археологический музей.
9. УКРАШЕНИЯ. Причерноморье.
Браслеты из Ольвии.
Золото, гранат, аметист, изумруд, жемчуг, хризопраз, стекло, эмаль и современные вставки.
Элементы: кон. II в. до н. э.; оправа: 1 в. до н. э. (эллинистическая работа).
Балтимор (США), Художественный музей Уолтерсов.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Марк Плеторий Цестиан
Рим, 57 г. до н.э.
АВЕРС: Бюст Фортуны вправо, задрапированный, волосы уложены в пучок на шее, иногда украшены жемчугом, гроздь которого изображена над ухом. Сзади контрольная метка (полумесяц). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Задрапированная фигура ребенка (MRR, BMCRR, CRR, RSC: богиня Жребия (Sors); RRC, RRM, RCTV: мальчик; Hollstein: девочка) до пояса анфас, в одежде, скрепленной на плечах брошками; ребенок обеими руками держит табличку с надписью SORS; вокруг по часовой стрелке M·PLAETORI·CEST·S·C (Marcus Plaetorius Cestianus, senatus consulto). Кайма из точек.
2. Сестерций, медь
Антонин Пий
Рим, 154—156 гг.
АВЕРС: FAVSTINA AVG. ANTONINI AVG. PII FIL. — бюст Фаустины II, драпированный, вправо; волосы искусно уложены горизонтальными волнами, большими локонами спускаются спереди; вокруг головы — лента с жемчугом, на затылке волосы уложены кольцами в шиньон с жемчугом.
РЕВЕРС: VENVS — Венера, в драпировке, стоит влево, держит яблоко в правой руке и скипетр, почти вертикально — в левой.
3. AE 4, медь
Аркадий
Гераклея, I мастерская, 395—401 гг.
АВЕРС: D. N. ARCADIVS P. F. AVG. — драпированный бюст Аркадия в жемчужной диадеме и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: VIRTVS EXERCITI — император стоит влево, голова вправо, в правой руке копье, левой рукой опирается на стоящий на земле щит; Виктория стоит влево, в левой руке пальмовая ветвь, правой рукой заносит над головой императора венок.
В обрезе: SMHA
4. Аурей, золото
Антонин Пий
Рим, 145—161 гг.
АВЕРС: FAVSTINAE AVG. PII AVG. FIL. — бюст Фаустины II, драпированный, вправо; волосы искусно уложены горизонтальными волнами, большими локонами спускаются спереди; вокруг головы — лента с жемчугом, на затылке волосы уложены кольцами в шиньон с жемчугом.
РЕВЕРС: VENVS — Венера, в драпировке, стоит влево, держит яблоко в правой руке и корабельный руль на голубе — в левой.
5. Аурей, золото
Антонин Пий
Рим, 147—148 гг.
АВЕРС: FAVSTINAE AVG. PII AVG. FIL. — бюст Фаустины II, драпированный, в стефане, вправо; волосы искусно уложены горизонтальными волнами, большими локонами спускаются спереди; на затылке волосы уложены кольцами в шиньон с жемчугом.
РЕВЕРС: LAETITIAE PVBLICAE — Летиция (Радость), в драпировке, стоит влево, держит диадему в протянутой руке и вертикально скипетр — в левой.
6. Аурей, золото
Антонин Пий
Рим, 152—156 гг.
АВЕРС: FAVSTINA AVG. PII AVG. FIL. — бюст Фаустины II, драпированный, вправо; волосы искусно уложены горизонтальными волнами, большими локонами спускаются спереди; на затылке волосы уложены кольцами в шиньон с жемчугом.
РЕВЕРС: CONCORDIA — голубь стоит вправо.
7. Аурей, золото
Марк Аврелий
Рим, 161—176 гг.
АВЕРС: FAVSTINA AVGVSTA — бюст Фаустины II, драпированный, с жемчужной лентой (с жемчужным ободком — RIC), вправо; волосы уложены волнами и закреплены на затылке в пучок.
РЕВЕРС: SALVTI AVGVSTAE — Салюс (Здоровье), в драпировке, сидит облокотившись на троне влево, кормит из патеры в правой руке змею, обвившуюся вокруг алтаря.
8. AE 2, медь
Аркадий
Константинополь, I мастерская, 383—388 гг.
АВЕРС: D. N. ARCADIVS P. F. AVGVSTVS — драпированный бюст Аркадия в жемчужной диадеме и в доспехах.
РЕВЕРС: VIRTVS EXERCITI — император стоит влево, глобус в левой руке, лабарум в правой, у ног пленник.
В левом поле крест.
В обрезе: CONSA
9. Сестерций, медь
Марк Аврелий
Рим, 161—164 гг.
АВЕРС: FAVSTINA AVGVSTA — бюст Фаустины II, драпированный, вправо; волосы искусно уложены, вокруг головы — лента с жемчугом, на затылке волосы закреплены в пучок.
РЕВЕРС: FECVNDITAS — Фекундитас (Плодовитость), в драпировке, стоит во фронт, голова вправо, держит вертикально скипетр в правой руке и ребенка — на левой; ребенок протягивает к ней обе руки.
В поле, слева и справа: S. C.
10. Аурей, золото
Антонин Пий
Рим, 145—161 гг.
АВЕРС: FAVSTINAE AVG. PII AVG. FIL. — бюст Фаустины II, драпированный, вправо; волосы искусно уложены горизонтальными волнами, большими локонами спускаются спереди; вокруг головы — лента с жемчугом, на затылке волосы уложены кольцами в шиньон с жемчугом.
РЕВЕРС: VENVS — Венера, в драпировке, стоит влево, держит яблоко в правой руке и корабельный руль на дельфине, который обвивается вокруг него — в левой.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА