Словарь античности

ЗЕРКАЛА. Круг­лые руч­ные и сто­я­чие зер­ка­ла из поли­ро­ван­но­го метал­ла (брон­за, сереб­ро) с деко­ри­ро­ван­ной руч­кой либо под­став­кой, выпол­нен­ной в виде фигу­ры, были извест­ны в эгей­ской Гре­ции и Вели­кой Гре­ции с арха­и­че­ских вре­мен. Руч­ные зер­ка­ла про­из­во­ди­лись уже в микен­скую эпо­ху. Руч­ные зер­ка­ла с гра­ви­ров­кой в виде фигур и орна­мен­тов появ­ля­ют­ся у этрус­ков. В 5 в. до н. э. в Гре­ции было изо­бре­те­но склад­ное зер­ка­ло. Его зер­каль­ная поверх­ность неред­ко защи­ща­лась крыш­кой с укра­ше­ни­я­ми. Антич­ность не зна­ла стек­лян­ных зер­кал.


Гре­че­ское зер­ка­ло (5 в. до н. э.)

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: КУПА • ДОЛИЙ • ДИАТРЕТА, СОСУД • ДОМ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Крылатая Эос, несущая на руках Кефала. Зеркало с рельефным украшением.
Бронза.
V в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
2. ТОРЕВТИКА. Греция.
Зеркало с изображением Сциллы.
Бронза.
IV—II вв. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Зеркало с изображением суда Париса.
Бронза.
III в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Зеркало из Вульчи с изображением Калхаса.
Бронза.
IV в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
5. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Алкмена, взывающая к Зевсу против Амфитриона.
Кратер-колокол краснофигурный. Пестум.
Приписывается вазописцу Пифону.
Глина.
Ок. 360—320 гг. до н. э.
Лондон, Британский музей.
6. ТОРЕВТИКА. Рим.
Зеркало с тремя Грациями.
Позолоченная бронза.
Сер. II в.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Эфеб.
Подставка для бронзового зеркала.
Бронза. Вторая четверть V в. до н. э.
Реджо-ди-Калабрия, Национальный музей Великой Греции.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с портретом покойной в раковине и сценой морского тиаза.
Мрамор. III в. н. э.
Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с портретом покойной в раковине и сценой морского тиаза (деталь).
Мрамор. III в. н. э.
Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
10. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Саркофаг Ларции Сеянти.
Глина.
II в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Гай Вибий Вар
Рим, 42 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона (MRR: голова Венеры) в лавровом венке вправо; волосы собраны в узел, два локона спадают вниз по шее. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Полуобнаженная Венера стоит, отвернувшись влево, и смотрится в зеркало, которое держит в левой руке; справа колонна; слева C VIBIVS вверх; справа VARVS вверх. Кайма из точек.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА