Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АНТЕФИ́КСЫ

An­te­fi­xa, укра­ше­ния из жже­ной гли­ны око­ло кров­ли под дож­де­вы­ми жело­ба­ми (quae ex ope­re fi­gu­li­no tec­tis af­fi­gun­tur sub stil­li­ci­dio, Fest. p. 8); обык­но­вен­но это были изо­бра­же­ния голо­вы чело­ве­ка или живот­ных, листьев или вен­ков и т. п. Liv. 26, 23. 34, 4.

См. также:
АНТЕФИКСЫ (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 93.
См. по теме: Aedes, Aedicula, Templum, Delubrum, Fanum, Sacellum, Sacrarium, Curia, Lucus • ДИПТЕР • АМФИПРОСТИЛЬ • АМФИТЕАТР •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Антефикс в виде головы горгоны Медузы.
Терракота. Конец VI в. до н. э.
Высота — 0,17 м.
Одесса, Археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Антефикс в виде головы горгоны Медузы.
Терракота. Конец VI в. до н. э.
Высота — 0,49 м.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Антефикс в виде головы Медузы Горгоны из Капуи.
VI в. до н. э.
Кампания.
4. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Антефикс в виде головы менады.
Глина. V—IV вв. до н. э.
Киев, Музей западного и восточного искусства.
5. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Антефикс в виде женской головы.
Терракота. Конец VI в. до н. э.
Высота — 0,34 м.
Москва, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
6. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Антефикс в виде силена и менады.
Терракота. VI в. до н. э.
Высота — 0,6 м.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
7. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Антефикс в виде Тифона.
Терракота. Конец VI в. до н. э.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
8. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Антефикс (голова менады).
Терракота. Конец VI в. до н. э.
Высота — 0,3 м.
Киев, Музей западного и восточного искусства.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Антефикс с бюстом Дианы из храма Дианы Арицийской (Diana Nemorensis) у озера Неми.
II в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Антефикс с женской головой из Ариции.
IV—III вв. до н. э.
Рим, Римский национальный музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, медь
Траян
Рим, 112—117 гг.
АВЕРС: IMP. CAES. NERVAE TRAIANO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. VI P. P. — бюст Траяна в лавровом венке с драпировкой на плече вправо.
РЕВЕРС: S. P. Q. R. OPTIMO PRINCIPI — речной бог лежит влево, облокотившись на утес под арочным сводом грота, поддерживаемым двумя колоннами и украшенным антефиксами по всей длине; в правой руке держит тростник.
В обрезе: AQVA TRAIANA, слева и справа от надписи: S. C.
2. Денарий, серебро
Квинт Кассий Лонгин
Рим, 55 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Весты, под покрывалом, в диадеме, вправо; серьга с одной подвеской в форме креста; спереди VESTA; сзади Q. CASSIVS (Quintus Cassius). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Круглый храм Весты, увенчанный фигурой, держащей скипетр и патеру, украшенный по бокам антефиксами; внутри храма курульное кресло; слева урна с двумя ручками, справа табличка (tabella) с начертанными буквами A. C. (Absolvo. Condemno). Кайма из точек.
3. Денарий, серебро
Квинт Кассий Лонгин
Рим, 55 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Либертас (Свобода), волосы собраны в узел, украшенный драгоценностями, и спадают вдоль шеи; другие драгоценности в волосах надо лбом; на ней серьга из одной подвески в форме креста и ожерелье из подвесок; спереди LIBERT. (Libertas); сзади Q. CASSIVS (Quintus Cassius). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Круглый храм Весты, увенчанный фигурой, держащей скипетр и патеру, украшенный по бокам антефиксами; внутри храма курульное кресло; слева урна с двумя ручками, справа табличка (tabella) с начертанными буквами A. C. (Absolvo. Condemno). Кайма из точек.
4. Денарий, серебро
Квинт Кассий Лонгин
Рим, 55 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Весты, под покрывалом, в диадеме, вправо; серьга с одной подвеской в форме креста; спереди VEST. (Vesta); сзади Q. CASSIVS (Quintus Cassius). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Круглый храм Весты, увенчанный фигурой, держащей скипетр и патеру, украшенный по бокам антефиксами; внутри храма курульное кресло; слева урна с двумя ручками, справа табличка (tabella) с начертанными буквами A. C. (Absolvo. Condemno). Кайма из точек.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА