Словарь античности

КАТОН.


1. Марк Пор­ций Цен­зо­рий, про­зван­ный Стар­шим, родил­ся в 234 в Туску­ле, умер в 149 до н. э., кон­сер­ва­тив­ный рим­ский поли­ти­че­ский дея­тель; юно­шей участ­во­вал в сра­же­нии у Тра­зи­мен­ско­го озе­ра (217) и бит­вах под коман­дой Фабия Мак­си­ма. Участ­во­вал в похо­де Сци­пи­о­на в Афри­ку (204). В том же году назна­чен кве­сто­ром в Сици­лии; в 199 стал эди­лом, в 198 — пре­то­ром. В 195, будучи кон­су­лом, пода­вил вос­ста­ние в Испа­нии. В 191 победо­нос­но сра­жал­ся с Антиохом III при Фер­мо­пи­лах. Катон высту­пал про­тив гре­че­ско­го вли­я­ния в Риме. Когда в 155 до н. э. туда при­бы­ла груп­па гре­че­ских фило­со­фов и Кар­не­ад про­де­мон­стри­ро­вал при­ме­ни­мость уче­ния о веро­ят­но­сти в реаль­ной жиз­ни, Катон счел это настоль­ко опас­ным, что потре­бо­вал немед­лен­но­го отъ­езда деле­га­ции. Извест­ность Катон при­об­рел бла­го­да­ря сво­ей дея­тель­но­сти на посту цен­зо­ра в 184 (отсюда про­зви­ще Цен­зо­рий). Стре­мясь к воз­вра­ту преж­ней стро­го­сти рим­ских пра­вил и обы­ча­ев, Катон очи­стил сенат и всад­ни­че­ство от недо­стой­ных, про­даж­ных чле­нов, про­вел в жизнь закон о нало­ге на рос­кошь и наме­ре­вал­ся тем самым укре­пить и ста­би­ли­зи­ро­вать власть рим­ско­го наро­да. Его эко­но­ми­че­ская поли­ти­ка была направ­ле­на глав­ным обра­зом на повы­ше­ние рен­та­бель­но­сти сред­них сель­ских рабо­вла­дель­че­ских хозяйств типа вилл, совер­шен­ст­во­ва­ние сель­ско­хо­зяй­ст­вен­но­го труда, для чего им был на месте изу­чен соот­вет­ст­ву­ю­щий кар­фа­ген­ский опыт и отда­но рас­по­ря­же­ние о пере­во­де на латин­ский язык сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ных трудов кар­фа­ген­ца Маго­на. Во внеш­ней поли­ти­ке Катон неиз­мен­но тре­бо­вал раз­ру­ше­ния Кар­фа­ге­на, видя в нем глав­но­го поли­ти­че­ско­го и эко­но­ми­че­ско­го кон­ку­рен­та Рима. Сохра­ни­лось пре­да­ние, прав­да не под­твер­жден­ное антич­ны­ми источ­ни­ка­ми, что Катон, о чем бы ему ни при­хо­ди­лось выска­зы­вать свое мне­ние в сена­те, при­бав­лял: «А кро­ме того, я пола­гаю, что Кар­фа­ген не дол­жен суще­ст­во­вать» («Ce­te­rum cen­seo Car­tha­gi­nem es­se de­len­dam»). В эко­но­ми­че­ских взглядах Като­на отра­зи­лись укреп­ля­ю­щи­е­ся товар­но-денеж­ные отно­ше­ния в Риме, тен­ден­ция к росту тор­гов­ли и ростов­щи­че­ско­го капи­та­ла, а так­же воз­ник­шая в хозяй­ст­вен­ной сфе­ре кон­ку­рен­ция. В обла­сти лите­ра­ту­ры ему при­пи­сы­ва­ет­ся сла­ва осно­во­по­лож­ни­ка латин­ской про­зы. Его сочи­не­ние «Про­ис­хож­де­ние» («Ori­gi­nes») в 7 кни­гах (сохра­ни­лись толь­ко фраг­мен­ты) охва­ты­ва­ло пери­од, начи­ная от ран­ней исто­рии Рима и ита­лий­ских пле­мен до вре­мен авто­ра. До нас дошли так­же фраг­мен­ты неко­то­рых из его мно­го­чис­лен­ных речей. Для сво­его сына Катон напи­сал учеб­ни­ки по меди­цине, рито­ри­ке, пра­ву, сель­ско­му хозяй­ству и воен­но­му искус­ству. Пол­но­стью сохра­нил­ся лишь его труд «О сель­ском хозяй­стве» («De ag­ri cul­tu­ra»). Перу Като­на оши­боч­но при­пи­сы­ва­лось сочи­не­ние «Dic­ta (Dis­ti­cha) Ca­to­nis» напи­сан­ное, види­мо, в 3 в. н. э. и полу­чив­шее широ­кое рас­про­стра­не­ние в сред­ние века как учеб­ник.


2. Марк Пор­ций, назван­ный Ути­че­ским или Млад­шим, пра­внук Като­на Стар­ше­го (95—46 до н. э.); изу­чал в Риме фило­со­фию; при­вер­же­нец стои­че­ско­го уче­ния; пред­став­лял инте­ре­сы опти­ма­тов. В 72 Катон вме­сте с вой­ска­ми Крас­са сра­жал­ся про­тив Спар­та­ка; в 62 в каче­стве три­бу­на голо­со­вал в сена­те с кон­су­лом Цице­ро­ном за казнь участ­ни­ков заго­во­ра Кати­ли­ны. Катон, высту­пая за сохра­не­ние ари­сто­кра­ти­че­ской рес­пуб­ли­ки, видел в Цеза­ре опас­ней­ше­го вра­га и реши­тель­ным обра­зом объ­явил себя его про­тив­ни­ком. В 49, с нача­ла граж­дан­ской вой­ны, вынуж­ден был бежать, спа­са­ясь от Цеза­ря, через Сици­лию, Родос и Кире­ну в Ути­ку (Север­ная Афри­ка), где в 46 после пора­же­ния при Тап­се решил­ся на доб­ро­воль­ную смерть, бро­сив­шись на соб­ст­вен­ный меч. Катон — ярост­ный побор­ник Рим­ской рес­пуб­ли­ки как государ­ст­вен­ной фор­мы прав­ле­ния — счи­тал­ся позд­нее про­тив­ни­ком еди­но­вла­стия. Сво­им совре­мен­ни­кам казал­ся само­до­воль­ным поли­ти­ком и док­три­не­ром. Несмот­ря на это, его вли­я­ние было столь огром­ным, что Цезарь вынуж­ден был напи­сать 2 пам­фле­та, направ­лен­ных про­тив про­слав­ле­ния Като­на его сто­рон­ни­ка­ми, в первую оче­редь Цице­ро­ном.

См. также:
КАТОН (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДОССЕНН • КИПРИАН Тасций Цецилий • КУРИАЦИЙ МАТЕРН • ДРЕПАНИЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Марка Порция Катона Утического?
Мрамор. Сер. I в. до н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробие Катона и Порции.
Мрамор.
Первые десятилетия I в.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея бюстов, 4.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Группа Гратидии Хриты и М. Гратидия Либана (т. н. Катон и Порция).
Изначально рельеф.
Мрамор.
Последняя четверть I в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея бюстов, 4.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Мужской портрет (Авл Постумий Альбин, консул 99 г. до н. э.?)
Переработан в эпоху Флавиев.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 53.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Марка Порция Катона Утического?
Мрамор. Сер. I в. до н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Марка Порция Катона Утического.
Бронза.
I в. до н. э. — I в. н. э.
Рабат (Марокко), Археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Мужской портрет.
Мрамор. I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Марка Антония (или Катона Цензора?).
Мрамор.
Рим, Капитолийские музеи, Электростанция Монтемартини, I. 59.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Мужской портрет (Авл Постумий Альбин, консул 99 г. до н. э.?)
Переработан в эпоху Флавиев.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 53.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Марка Порция Катона Утического?
Мрамор. Сер. I в. до н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА