Словарь античности

КВАДРИГА (лат. quad­ri­ga — чет­вер­ная упряж­ка), бего­вая колес­ни­ца с четырь­мя запря­жен­ны­ми в один ряд коня­ми. Пер­во­на­чаль­но при­ме­ня­лась как бое­вая колес­ни­ца, с 7 в. до н. э. — лишь для спор­тив­ных состя­за­ний, при­об­ре­тая одновре­мен­но зна­че­ние почет­ной колес­ни­цы. Впо­след­ст­вии ею поль­зо­ва­лись импе­ра­то­ры. После того как Мав­сол впер­вые пове­лел отлить квад­ри­гу, появи­лись изо­бра­же­ния импе­ра­то­ров на ней. Квадри­ги запря­га­лись так­же сло­на­ми. Квадри­ги неод­но­крат­но изо­бра­жа­лась на моне­тах.


Изо­бра­же­ние квадри­ги на рим­ской моне­те импе­ра­тор­ской эпо­хи.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ЭНДРОМИДА, ЭНДРОМ • ЛОШАДЬ, КОНЬ • ЭННАЭТЕРИДА, ЕННАЕТЕРИДА, ДЕВЯТИЛЕТИЕ • ЭКУЛЕЙ, ЕКУЛЕЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 44 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Триумфальное шествие Тита.
Рельеф на северной стене арки Тита.
81—96 гг.
Рим, Римский Форум, Арка Тита.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Великая Греция.
Беговая колесница. Фреска на внутренней стороне стенки саркофага из луканской гробницы.
340—330 гг. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Триумфальное шествие Тита.
Рельеф на северной стене арки Тита.
81—96 гг.
Рим, Римский Форум, Арка Тита.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Триумфальное шествие Тита. Деталь: Тит и Виктория.
Рельеф на северной стене арки Тита.
81—96 гг.
Рим, Римский Форум, Арка Тита.
5. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер с изображением путешествия Орфея в Загробный мир. Деталь: Гелиос и Селена на колесницах.
Кратер краснофигурный с волютами. Апулия.
Мастер Загробного мира.
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
6. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер с изображением путешествия Орфея в Загробный мир.
Кратер краснофигурный с волютами. Апулия.
Мастер Загробного мира (Trendall).
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцена в гавани Клавдия в Остии. Деталь.
Мрамор. Ок. 200 г.
Рим, Музей Торлония.
8. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Т. н. «Ваза Патрокла», сторона A. Деталь.
Кратер краснофигурный. Апулия.
Мастер Дария.
Глина. 340—320 гг. до н. э.
Инв. № 81954 (?).
Неаполь, Национальный археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя военачальника в парадных доспехах.
Мрамор. Эпоха Нерона (54—68 гг. н. э.).
Инв. № 9948.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя военачальника в парадных доспехах (деталь).
Мрамор. Эпоха Нерона (54—68 гг. н. э.).
Инв. № 9948.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 53 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, медь
Нерон
Лугдунум, 65 г.
АВЕРС: NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Нерона в лавровом венке, обращенная влево; в точке опоры бюста небольшой земной шар.
РЕВЕРС: Вид триумфальной арки, изображенной фронтально, с венком, свисающим поперек нее с левой стороны; сверху император анфас в квадриге, сопровождаемый Викторией справа, стоящей анфас, держащей венок и пальмовую ветвь, и Пакс (Мир) слева, стоящей анфас, держащей кадуцей и рог изобилия; в нише стоит анфас статуя Марса, держащего копье в правой руке и круглый щит в левой; по краям слева и справа, немного ниже уровня квадриги, видны небольшие стоящие анфас фигуры солдат (?). Фасад и цоколь арки украшены искусными рельефами.
В поле, слева и справа: S. C.
2. Денарий, серебро
Август
Испания, монетный двор 2 (Колония Патриция?), 18 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Августа в лавровом венке, обращённая вправо. По сторонам, против часовой стрелки, CAESARI AVGVSTO
РЕВЕРС: Храм под куполом, с четырьмя колоннами, на подиуме с тремя ступенями, внутри триумфальная колесница (currus), дышло поднято вверх, внутри орёл (aquila) и миниатюрная квадрига в галопе. В поле SPQR.
3. Аурей, золото
Август
Испания, монетный двор 2 (Колония Патриция?), 18 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Августа в лавровом венке, обращённая влево. По сторонам, против часовой стрелки, CAESARI AVGVSTO
РЕВЕРС: Храм под куполом, с четырьмя колоннами, на подиуме с тремя ступенями, внутри триумфальная колесница (currus), дышло поднято вверх, внутри орёл (aquila) и миниатюрная квадрига в галопе. В поле SPQR.
4. Денарий, серебро
Рим, 116—115 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Ромы вправо, в крылатом шлеме с тройным козырьком, ровным по краям и заострённым; серьга из простой одинарной капли, над ней локон, волосы падают на шею тремя тонкими прядями, ещё одна прядь на левом плече; впереди Q. CVRT вверх; сзади X. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Юпитер, обнажённый до пояса, в квадриге вправо, держит скипетр в левой руке и мечет молнию правой; задние ноги коней прямые, как у стоящих; передние подняты, как в галопе; над ними авгурский жезл (lituus), под ними M. SILA (LA монограммой), внизу в обрезе ROMA. Линейная кайма.
5. Денарий, серебро
Рим, 58 г. до н.э.
АВЕРС: Верблюд с седлом, идущий вправо; перед ним коленопреклонённый царь Арета, который держит в левой руке узду, а правой протягивает ветвь оливы, перевязанную лентой; выше M SCAVR AED CVR, по бокам EX и S C, ниже REX ARETAS. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Юпитер в квадриге галопом едет влево, держит в левой руке вожжи, правой рукой мечет молнию; под конями скорпион; выше P HVPSAE AED CVR, ниже C HVPSAE COS PREIVER — слева направо, CAPTVM — снизу вверх. Кайма из точек.
6. Денарий, серебро
Рим, 43 г. до н.э.
АВЕРС: Орёл с распростёртыми крыльями стоит, повернувшись вправо, на молнии; вверху PETILLIVS, внизу CAPITOLINVS.
РЕВЕРС: Шестиколонный храм Юпитера Капитолийского; между тремя центральными колоннами висячие орнаменты (CRR: гирлянды); фронтон украшен бигами по бокам и квадригой на вершине (видны только частично); между ними вооружённые фигуры; в поле фронтона фигура сидящего Юпитера между двумя другими (возлежащими?) фигурами (RRC: неопределённая фигура). Кайма из точек.
7. Денарий, серебро
Рим, 116—115 гг.
АВЕРС: Голова Ромы вправо, в крылатом шлеме с тройным заострённым козырьком; серьга из простой одинарной точки, над ней прядь волос; волосы падают на шею четырьмя растрёпанными прядями; ещё одна прядь на левом плече; позади X, впереди ROMA вверх. Кайма из точек.
РЕВЕРС: CN. DOMI (в поле); Юпитер, на квадриге вправо обнажённый до пояса, держит в правой руке (лавровую) ветвь, в левой молнию; передние ноги коней изображены как у идущих, задние как в галопе. Кайма линейная.
8. Аурей, золото
Тиберий
Лугдунум, 15—16 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVSTVS — голова Тиберия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: TR. POT. XVII — Тиберий, в лавровом венке, в палудаментуме, стоит в квадриге вправо, держит лавровую ветвь в правой руке и скипетр с навершием в виде орла — в левой руке; у всех четырех лошадей морды вперед.
В обрезе: IMP. VII
9. Денарий, серебро
Тиберий
Лугдунум, 15—16 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVSTVS — голова Тиберия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: TR. POT. XVII — Тиберий, в лавровом венке, в палудаментуме, стоит в квадриге вправо, держит лавровую ветвь в правой руке и скипетр с навершием в виде орла — в левой руке; у всех четырех лошадей морды вперед.
В обрезе: IMP. VII
10. Аурей, золото
Тиберий
Лугдунум, 14—15 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVSTVS — голова Тиберия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: TR. POT. XVI — Тиберий, в лавровом венке, в палудаментуме, стоит в квадриге вправо, держит лавровую ветвь в правой руке и скипетр с навершием в виде орла — в левой руке; у всех четырех лошадей морды вперед.
В обрезе: IMP. VII
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА