Словарь античности

КИФАРА (греч.), один из самых рас­про­стра­нен­ных струн­ных щип­ко­вых музы­каль­ных инстру­мен­тов антич­ной Гре­ции. Кор­пус дере­вян­ный, плос­кий, с пря­мы­ми или фигур­ны­ми очер­та­ни­я­ми. По бокам име­лись 2 стой­ки, обыч­но слег­ка изо­гну­тые, соеди­нен­ные навер­ху пере­кла­ди­ной. К кор­пу­су кре­пи­лись стру­ны. Чис­ло струн кифа­ры посте­пен­но уве­ли­чи­ва­лось с 4 (8 в. до н. э.) до 7 (7 в. до н. э.) и нако­нец достиг­ло 10—12 (5 в. до н. э.). Пер­во­на­чаль­но ее зву­ча­ние не име­ло полу­то­нов. При­ме­ня­лась как соль­ный или акком­па­ни­ру­ю­щий пению инстру­мент. На кифа­ре игра­ли стоя, дер­жа ее перед гру­дью; при этом левой рукой испол­ня­лась, оче­вид­но, мело­дия, а пра­вая, в кото­рой был плектр, дела­ла рит­ми­че­ские уда­ры по стру­нам. С помо­щью раз­лич­ных поло­же­ний паль­цев испол­ни­тель мог добить­ся более высо­ких зву­ков. Кифа­ра и лира (струн­ный инстру­мент, мень­ше кифа­ры) появи­лись из 4-струн­ной фор­мин­ги, инстру­мен­та пев­цов — испол­ни­те­лей эпо­са; Кифа­ра и лира счи­та­лись инстру­мен­та­ми Апол­ло­на в отли­чие от авло­са — инстру­мен­та Дио­ни­са.

См. также:
КИФАРА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: КИМВАЛ, ЛИТАВРЫ • КИФАРА • ЛЮТНЯ • АРФА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 55 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Интерьер Гробницы Щитов до реставрации.
III—II вв. до н. э.
Тарквинии, Гробница Щитов.
2. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Делийская триада (Лето, Аполлон, Артемида). Т. н. малая метопа из храма Y в Селинунте.
Плотный известняк из Менфи.
560—550 гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Интерьер Гробницы Щитов после реставрации.
III—II вв. до н. э.
Тарквинии, Гробница Щитов.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с изображением муз на фронтальной панели (известный как саркофаг папы Анаклета II) с двускатной крышкой от другого саркофага.
Мрамор. III — нач. IV в. н. э.
Рим, Базилика Святого Павла за городскими стенами, клуатр.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Аполлон, играющий на кифаре (саркофаг папы Анаклета II).
Мрамор. III — нач. IV в. н. э.
Рим, Базилика Святого Павла за городскими стенами, клуатр.
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Аполлон и Артемида совершают жертвенное возлияние над дельфийским омфалосом.
Мрамор. Вотивный рельеф. IV в. до н. э.
Спарта, Археологический музей.
7. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер с изображением путешествия Орфея в Загробный мир.
Кратер краснофигурный с волютами. Апулия.
Мастер Загробного мира (Trendall).
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с изображением музыкального состязания между музами и сиренами (деталь).
Мрамор. Третья четверть III в. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцена жертвенного возлияния (libatio).
Мрамор.
I в. до н. э., реставрация в середине XVIII в.
Париж, Лувр.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Аполлон.
Эпоха Нерона.
Помпеи, Большая палестра.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 1)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE, медь
Тиберий
СИРТИКА, Эя, 22—29 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR AVGVSTVS — обнаженная голова Тиберия влево.
РЕВЕРС: Драпированный бюст Аполлона, в лавровом венке, вправо; перед ним лира, сзади — пунийское название города Эя (Wy’t) пунийскими буквами; всё внутри лаврового венка.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА