Словарь античности

КИФАРА (греч.), один из самых рас­про­стра­нен­ных струн­ных щип­ко­вых музы­каль­ных инстру­мен­тов антич­ной Гре­ции. Кор­пус дере­вян­ный, плос­кий, с пря­мы­ми или фигур­ны­ми очер­та­ни­я­ми. По бокам име­лись 2 стой­ки, обыч­но слег­ка изо­гну­тые, соеди­нен­ные навер­ху пере­кла­ди­ной. К кор­пу­су кре­пи­лись стру­ны. Чис­ло струн кифа­ры посте­пен­но уве­ли­чи­ва­лось с 4 (8 в. до н. э.) до 7 (7 в. до н. э.) и нако­нец достиг­ло 10—12 (5 в. до н. э.). Пер­во­на­чаль­но ее зву­ча­ние не име­ло полу­то­нов. При­ме­ня­лась как соль­ный или акком­па­ни­ру­ю­щий пению инстру­мент. На кифа­ре игра­ли стоя, дер­жа ее перед гру­дью; при этом левой рукой испол­ня­лась, оче­вид­но, мело­дия, а пра­вая, в кото­рой был плектр, дела­ла рит­ми­че­ские уда­ры по стру­нам. С помо­щью раз­лич­ных поло­же­ний паль­цев испол­ни­тель мог добить­ся более высо­ких зву­ков. Кифа­ра и лира (струн­ный инстру­мент, мень­ше кифа­ры) появи­лись из 4-струн­ной фор­мин­ги, инстру­мен­та пев­цов — испол­ни­те­лей эпо­са; Кифа­ра и лира счи­та­лись инстру­мен­та­ми Апол­ло­на в отли­чие от авло­са — инстру­мен­та Дио­ни­са.

См. также:
КИФАРА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: КИМВАЛ, ЛИТАВРЫ • КИФАРА • ЛЮТНЯ • ГРИГОРИАНСКОЕ ПЕНИЕ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Девять муз, Афина и Аполлон.
Рельеф фронтальной стенки саркофага.
Белый мелкозернистый мрамор. II в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с изображением музыкального состязания между музами и сиренами (деталь).
Мрамор. Третья четверть III в. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг муз.
Мрамор.
Рим. 1-я половина II в. н. э.
Париж, Лувр.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Девять муз, Афина и Аполлон.
Фронтальный вид саркофага с крышкой.
Тасосский мрамор.
Сер. II в. н. э.
Остия, Археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дионисийский саркофаг-ленос со сценами праздника сбора винограда (фронтальная панель).
Белый мрамор. Нач. III в. н. э.
Салерно, Кафедральный собор.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуэтка Орфея, играющего на кифаре.
Мрамор.
Середина III в. н. э.
Римини, Городской музей им. Луиджи Тонини.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Девять муз, Афина и Аполлон. Деталь: Каллиопа, Терпсихора, Урания, Клио.
Рельеф фронтальной стенки саркофага.
Мрамор. II в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с изображением муз на фронтальной панели (известный как саркофаг папы Анаклета II) с двускатной крышкой от другого саркофага.
Мрамор. III — нач. IV в. н. э.
Рим, Базилика Святого Павла за городскими стенами, клуатр.
9. ТОРЕВТИКА. Рим.
Персонификация Африки.
Фиала из Боскореале.
Золото, серебро. I в. н. э.
Париж, Лувр.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с портретом покойной в раковине и сценой морского тиаза (деталь).
Мрамор. III в. н. э.
Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Асс, медь
Домициан
Рим, 88 г.
АВЕРС: IMP. CAES. DOMIT. AVG. GERM. P. M. TR. P. VIII CENS. PER. P. P. — голова Домициана, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: COS. XIIII LVD. SAEC. FEC. — Домициан, в тоге, с непокрытой головой, стоит влево, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над горящим алтарем, украшенным гирляндой; слева стоит почти фронтально музыкант, играющий на лире, правее стоит музыкант, играющий на флейте; на заднем плане шестиколонный храм с венком на фронтоне.
В обрезе: S. C.
2. AE, медь
Тиберий
СИРТИКА, Эя, 22—29 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR AVGVSTVS — обнаженная голова Тиберия влево.
РЕВЕРС: Драпированный бюст Аполлона, в лавровом венке, вправо; перед ним лира, сзади — пунийское название города Эя (Wy’t) пунийскими буквами; все внутри лаврового венка.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА