Словарь античности

КУЛАЧНЫЙ БОЙ, вид спор­та. Уже во вре­ме­на Гоме­ра был высо­ко­раз­вит. С 688 до н. э. кулач­ный бой был вклю­чен в про­грам­му Олим­пий­ских игр. До 5 в. до н. э. кула­ки бой­цов обма­ты­ва­лись кожа­ны­ми рем­ня­ми, затем эти «мяг­кие» повяз­ки были заме­не­ны пле­те­ны­ми кожа­ны­ми пер­чат­ка­ми, кон­чи­ки паль­цев оста­ва­лись сво­бод­ны­ми. Ко вре­ме­ни утвер­жде­ния про­фес­сио­наль­но­го спор­та пер­чат­ки при­об­ре­ли твер­дость кожа­ных касте­тов с ост­ры­ми кра­я­ми, с помо­щью кото­рых мож­но было при­чи­нить тяж­кие повреж­де­ния про­тив­ни­ку. Рим­ские писа­те­ли сооб­ща­ли о наса­жи­вае­мых на пер­чат­ки метал­ли­че­ских бля­хах. Цель­но­ме­тал­ли­че­ские рука­ви­цы впер­вые появи­лись в импе­ра­тор­ском Риме в боях гла­ди­а­то­ров. Не суще­ст­во­ва­ло ни весо­вых кате­го­рий (лишь диф­фе­рен­ци­а­ция по воз­рас­ту), ни огра­ни­че­ния боев по вре­ме­ни. Неспо­соб­ность про­дол­жать бой в откры­той борь­бе или доб­ро­воль­ная сда­ча про­тив­ни­ка пре­кра­ща­ла схват­ку. Опре­де­ля­лись пра­ви­ла доз­во­лен­ных и недоз­во­лен­ных уда­ров. Сна­ря­же­ние и пра­ви­ла кулач­но­го боя опре­де­ля­ли его стиль. Важ­ное зна­че­ние при­да­ва­лось как удач­ным уда­рам, так и укло­не­нию от них с помо­щью обман­ных дви­же­ний. Тре­ни­ров­ка про­из­во­ди­лась на тяже­лом меш­ке с пес­ком, бок­сер­ской гру­ше, в боях с парт­не­ром и т. н. бое с тенью.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: IMAGINES • ИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ • КОНЪЕКТУРА • МАСТИКА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Отдыхающий кулачный боец («Кулачный боец из Терм», «Квиринальский боксер»).
Бронза. I в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Отдыхающий кулачный боец («Кулачный боец из Терм», «Квиринальский боксер»). Деталь.
Бронза. I в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фигура юноши из группы «Убийца тирана».
Мрамор.
Флоренция, Сады Боболи.
4. КЕРАМИКА. Греция.
Музыка в спорте, дискобол и кулачный боец.
Краснофигурная чаша. Аттика.
Художник Эпиктет, гончар Памфей.
Глина.
Ок. 520 г. до н. э.
5. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Голова бойца.

Афины, Национальный археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Голова бойца-атлета.
Работа Лисиппа (?).
Бронза. IV в. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Голова бойца-атлета.
Работа Лисиппа (?).
Бронза. IV в. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
8. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
9. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
10. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Луций Плеторий (Цестиан?)
Рим, 71—70 гг. до н.э.
АВЕРС: Задрапированный бюст Юноны Монеты вправо, в диадеме, тройных сережках и ожерелье; волосы скручены назад и собраны в узел; сзади MONETA вниз, под подбородком S · C (senatus consulto). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Обнаженный атлет-победитель (RRC, Hollstein: кулачный боец) бежит вправо, держит в левой руке наручный ремень (caestus) (RRM: ленту), над правым плечом — пальмовую ветвь; сзади L · PLAETORI вниз, впереди L · F · Q · S · C (quaestor, senatus consulto) вверх; внизу контрольная метка (стригиль). Кайма из точек.
2. Денарий, серебро
Луций Плеторий (Цестиан?)
Рим, 71—70 гг. до н.э.
АВЕРС: Задрапированный бюст Юноны Монеты вправо, в диадеме, тройных сережках и ожерелье; волосы скручены назад и собраны в узел; сзади MONETA вниз, под подбородком S · C (senatus consulto). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Обнаженный атлет-победитель (RRC, Hollstein: кулачный боец) бежит вправо, держит в левой руке наручный ремень (caestus) (RRM: ленту), над правым плечом — пальмовую ветвь; сзади L · PLAETORI вниз, впереди L · F · Q · S · C (quaestor, senatus consulto) вверх. Кайма из точек.
3. Денарий, серебро
Луций Плеторий (Цестиан?)
Рим, 71—70 гг. до н.э.
АВЕРС: Задрапированный бюст Юноны Монеты вправо, в диадеме, тройных сережках и ожерелье; волосы скручены назад и собраны в узел; сзади MONETA вниз, под подбородком S · C (senatus consulto). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Обнаженный атлет-победитель (RRC, Hollstein: кулачный боец) бежит вправо, держит в левой руке наручный ремень (caestus) (RRM: ленту), над правым плечом — пальмовую ветвь; сзади L · PLAETORI вниз, впереди L · F · Q · S · C (quaestor, senatus consulto) вверх; внизу контрольная метка (амфора). Кайма из точек.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА