Словарь античности

ЛАВР (греч. daph­ne, лат. lau­rus). Лавр был заве­зен в Евро­пу, види­мо, из Малой Азии. Уже Тео­фраст отме­чал оби­лие в Гре­ции лав­ро­вых дере­вьев. В эпо­ху антич­но­сти лавр исполь­зо­вал­ся в самых раз­ных целях. В быту лав­ро­вым листом из-за его ост­ро­го аро­ма­та оку­ри­ва­ли поме­ще­ние. Соглас­но рели­ги­оз­ным пред­став­ле­ни­ям древ­них гре­ков, лавр мог снять вину с убий­цы и наде­лить про­ри­ца­те­лей спо­соб­но­стью познать тай­ное. Убив Пифо­на лав­ро­вой вет­вью, Апол­лон, раз­ма­хи­вая ею, шел от его жили­ща в Дель­фы. Вплоть до наших дней сохра­нил­ся обы­чай устра­и­вать тор­же­ст­вен­ное шест­вие хоров, увен­чан­ных лав­ро­вы­ми вен­ка­ми. Из Гре­ции лавр был заве­зен в Ита­лию и в эпо­ху Рим­ской импе­рии стал сим­во­лом могу­ще­ства, победы и мира. На три­ум­фа­то­ра в рас­по­ло­жен­ном на Капи­то­лии хра­ме Юпи­те­ра наде­ва­ли в каче­стве бла­годар­ст­вен­но­го дара лав­ро­вый венок. Сол­да­там победив­шей армии так­же вру­ча­ли лав­ро­вые вен­ки. Лавр счи­тал­ся как хра­мо­вым, так и садо­вым дере­вом. Катон опи­сы­вал три сор­та лав­ра. Изо­бра­же­ние лав­ра неод­но­крат­но встре­ча­ет­ся на рим­ских моне­тах. Миф о Дафне, пре­вра­тив­шей­ся в лавр, заро­дил­ся в пери­од элли­низ­ма. Тра­ди­ция куль­та лав­ра нашла свое выра­же­ние так­же и в том, что победи­те­ля состя­за­ния поэтов вен­ча­ли лав­ро­вым вен­ком (отсюда сло­во «лау­ре­ат»).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДРИОП • ЭЙДОТЕЯ, ЭЙДОФЕЯ • ЭЛЕФЕНОР, ЕЛЕФЕНОР • ЭННОМ, ЕННОМ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ТОРЕВТИКА. Рим.
Персонификация Африки.
Фиала из Боскореале.
Золото, серебро. I в. н. э.
Париж, Лувр.
2. МОЗАИКА. Греция.
Аполлон и Дафна.
Дом Диониса. Конец II в. н. э.
Пафос, Археологический парк.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Оракул.
Камилло Миола (1840—1919).
Холст, масло.
1880 г.
Внизу слева подпись: C. MIOLA.
Лос-Анджелес, Музей Джона Пола Гетти.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Птицы, сидящие на садовой ограде.
Фреска из области Везувия.
20—40 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с гирляндами и сценами мифа о Тесее и Ариадне.
Лунский и пентелийский мрамор.
130—150 гг. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Крышка саркофага со сценами мифа о Тесее и Ариадне.
Мрамор.
130—150 гг. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
7. ГЛИПТИКА. Рим.
Вакх и Ариадна.
Камея.
Голубое и белое стекло.
Кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э.
Помпеи, Антиквариум.
8. ГЛИПТИКА. Рим.
Ариадна.
Камея.
Голубое и белое стекло.
Кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э.
Помпеи, Антиквариум.
9. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Надгробный рельеф Ольбиогена, сына Аполлония, с заупокойной трапезой.
Мрамор.
II в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Марк Плеторий Цестиан
Рим, 67 г. до н.э.
АВЕРС: Задрапированный бюст вправо (MRR, BMCRR, CRR, RSC: Вакуна; RRC, Hollstein: Исида; RRM: Фортуна), с атрибутами Исиды (колосья, мак и лотос в венке, спиральные локоны), Минервы (шлем с султаном), Аполлона (лавровый венок), Виктории (крылья), Дианы (лук и колчан сзади) и Фортуны (рог изобилия впереди); сзади CESTIANVS вниз, впереди S · C вниз (Cestianus senatus consulto, «Цестиан, согласно постановлению сената»). Кайма из шариков и катушек.
РЕВЕРС: Орел на молнии; вокруг M·PLAETORIVS·M·F·AED·CVR (Marcus Plaetorius Marci filius, aedilis curulis, «Марк Плеторий, сын Марка, курульный эдил»). Кайма из шариков и катушек.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА