Словарь античности

ЛИВИЯ (Li­via), жен­ское имя в пле­бей­ском роду Ливи­ев. Ливия Дру­зил­ла, пер­вая рим­ская импе­ра­три­ца (58—29 до н. э.), супру­га Тибе­рия Клав­дия Неро­на, родив­шая от него 2 сыно­вей — буду­ще­го импе­ра­то­ра Тибе­рия и Дру­за Стар­ше­го. В 38 бере­мен­ная Ливия вышла замуж за Окта­ви­а­на, кото­рый вынудил ее раз­ве­стись и сам рас­стал­ся со сво­ей вто­рой женой Скри­бо­ни­ей. От это­го бра­ка у Ливии не было детей. Эта кра­си­вая, често­лю­би­вая и умная жен­щи­на мог­ла вли­ять на поли­ти­че­ские реше­ния Авгу­ста. По его заве­ща­нию Ливия была в 14 в. до н. э. удо­че­ре­на семьей Юли­ев и под име­нем Юлии Авгу­сты про­воз­гла­ше­на сопра­ви­тель­ни­цей. Она доби­ва­лась назна­че­ния сына Тибе­рия пре­ем­ни­ком Авгу­ста, одна­ко в этот пери­од ее вли­я­ние силь­но умень­ши­лось. Враж­деб­но настро­ен­ные к Ливив рим­ские исто­ри­ки (Тацит, Кас­сий Дион) изо­бра­жа­ют импе­ра­три­цу как интри­ган­ку и даже как орга­ни­за­то­ра убий­ства вну­ков Авгу­ста — Л. и Г. Цеза­рей, счи­тав­ших­ся в свое вре­мя наслед­ни­ка­ми пре­сто­ла. Порт­рет Ливии есть в Антич­ном собра­нии Государ­ст­вен­ных музеев Бер­ли­на.

См. также:
ЛИВИЯ, ЛИБИЯ (Мифы народов мира)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭР, ЕР • ЭПОРЕДОРИГ, ЕПОРЕДОРИГ • ЭТЕОБУТАДЫ, ЕТЕОБУТАДЫ • ДУКЕТИЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Ливии. Тип «Фаюм — Копенгаген».
Белый мрамор. 4—14 гг. н. э.?
Сен-Реми-де-Прованс, Археологическое хранилище Дома семьи де Сад.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Ливия.
Мрамор.
Ок. 50 г. н. э.
Париж, Лувр.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Ливии из виллы Мистерий.
Мрамор.
Кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э.
Боскореале, Антиквариум.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Ливия (или Друзилла?).
Гипсовый слепок.
Оригинал: пентелийский мрамор, правление Калигулы (37—41 гг. н. э.).
Рим, Музей Римской культуры.
5. ГЛИПТИКА. Рим.
«Камея Тиберия» («Большая камея Франции»).
Сардоникс. 37 г.
Париж, Национальная библиотека, Кабинет медалей.
6. ГЛИПТИКА. Рим.
«Камея Тиберия» (т. н. «Большая камея Франции»).
Пятислойный сардоникс. Ок. 23 г. н. э.
Париж, Национальная библиотека, Кабинет медалей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Ливии.
Мрамор. Нач. I в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Ливии. Деталь.
Мрамор.
Кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э.
Боскореале, Антиквариум.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Ливии. Деталь.
Мрамор.
Кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э.
Боскореале, Антиквариум.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Ливия, супруга Августа.
Мрамор. 35 г. до н. э.
Ареццо, Городской археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Дупондий, медь
Тиберий
Рим, 22—23 гг.
АВЕРС: SALVS AVGVSTA — драпированный бюст Ливии в образе Салюс (Здоровье) вправо.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVG. P. M. TR. POT. XXIIII.
В центре, большими буквами: S. C.
2. Асс, медь
Тиберий
Рим, 15—16 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. IMP. VII — обнаженная голова Тиберия вправо.
РЕВЕРС: PONTIF. MAXIM. TRIBVN. POTEST. XVII — женская фигура (Ливия), под покрывалом, в драпировке, сидит на кресле вправо, поставив ноги на подставку для ног, держит патеру в правой руке и длинный скипетр — в левой. Ножки стула украшены орнаментом. Под креслом — одинарная линия.
В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
3. Дупондий, медь
Тиберий
Рим, 22—23 гг.
АВЕРС: IVSTITIA — драпированный бюст Ливии в образе Юстиции (?) вправо, на голове надета стефана, украшенная цветочным орнаментом; волосы уложены в узел на затылке.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVG. P. M. TR. POT. XXIIII.
В центре, большими буквами: S. C.
4. Асс, медь
Тиберий
Рим, 15—16 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. IMP. VII — обнаженная голова Тиберия влево.
РЕВЕРС: PONTIF. MAXIM. TRIBVN. POTEST. XVII — женская фигура (Ливия), под покрывалом, в драпировке, сидит на кресле вправо, поставив ноги на подставку для ног, держит патеру в правой руке и длинный скипетр — в левой. Ножки стула украшены орнаментом. Под креслом — одинарная линия.
В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
5. Асс, медь
Тиберий
Рим, 15—16 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVSTVS IMP. VII — обнаженная голова Тиберия вправо.
РЕВЕРС: PONTIF. MAXIM. TRIBVN. POTEST. XVII — женская фигура (Ливия), под покрывалом, в драпировке, сидит на кресле вправо, поставив ноги на подставку для ног, держит патеру в правой руке и длинный скипетр — в левой. Ножки стула украшены орнаментом. Под креслом — одинарная линия.
В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
6. Денарий, серебро
Тиберий
Лугдун, 14—37 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVSTVS — голова Тиберия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: PONTIF. MAXIM. — женская фигура (Ливия в образе Пакс), в драпировке, сидит на стуле вправо, поставив ноги на подставку для ног, держит ветвь в левой руке и длинный скипетр — в правой. Ножки стула украшены орнаментом. Внизу под креслом — одинарная линия.
7. Дупондий, медь
Тит
Рим, 80—81 гг.
АВЕРС: PIETAS — бюст Ливии (?), в образе Благочестия (Pietas), в драпировке, с покрытой головой, в стефане, вправо.
РЕВЕРС: IMP. T. CAES. DIVI VESP. F. AVG. RESTIT.
В центре, большими буквами: S. C.
8. Асс, медь
Тиберий
Рим, 15—16 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVSTVS IMP. VII — обнаженная голова Тиберия влево.
РЕВЕРС: PONTIF. MAXIM. TRIBVN. POTEST. XVII — женская фигура (Ливия), под покрывалом, в драпировке, сидит на кресле вправо, поставив ноги на подставку для ног, держит патеру в правой руке и длинный скипетр — в левой. Ножки стула украшены орнаментом. Под креслом — одинарная линия.
В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
9. Асс, медь
Тиберий
Рим, 15—16 гг.
АВЕРС: DIVVS AVGVSTVS PATER — голова Августа в лучистом венце влево. Перед ним — пучок молний, над головой — звезда.
РЕВЕРС: Женская фигура (Ливия в образе жрицы или Благочестие (Pietas, под покрывалом, в драпировке, сидит вправо, поставив ноги на подставку для ног, держит патеру в правой руке и длинный скипетр — в левой.
В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
10. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 22—23 гг.
АВЕРС: S. P. Q. R. / IVLIAE / AVGVST. — легенда вверху в три линии.
Два мула тянут вправо карпентум; передок повозки, слева и справа, украшен двумя Викториями, боковая сторона имеет две панели, на каждой из которых изображена стоящая фигура, отклонившаяся назад.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXIIII
В центре, большими буквами: S. C.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА