Словарь античности

ЛУНА (лат. Mond).


1. Рим­ская боги­ня Луна отож­дествля­лась с гре­че­ской Селе­ной; ее хра­мы сто­я­ли на Пала­тин­ском и Авен­тин­ском хол­мах. Кар­ти­на Луны Тин­то­рет­то.


2. В эпо­ху антич­но­сти изу­ча­ли физи­че­ские осо­бен­но­сти Луны При­мер­но в 460 до н. э. Ана­к­са­гор отверг гипо­те­зу о том, что луна — рас­ка­лен­ное небес­ное тело, осве­щен­ное внут­рен­ним све­том, и на осно­ва­нии мате­ма­ти­че­ских рас­че­тов дока­зал, что 4 фазы луны объ­яс­ня­ют­ся ее обра­ще­ни­ем вокруг Зем­ли в тече­ние меся­ца. Фалес поло­жил нача­ло тра­ди­ции пред­ска­зы­вать лун­ные затме­ния с помо­щью дан­ных вави­лон­ских аст­ро­но­мов. Око­ло 130 до н. э. Гип­парх из Никеи, изу­чив коле­ба­ния в пери­о­дах обра­ще­ния луны вокруг Зем­ли (т. н. эвек­ти­он), раз­ра­ботал тео­рию дви­же­ния луны, объ­яс­нив изме­не­ние ее ско­ро­сти на орби­те. По Пто­ле­мею, этот пери­од состав­лял 32 дня.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНИПЕЙ, ЕНИПЕЙ • ЭРОТИДИИ, ЕРОТИДИИ • ДЕЛЬФИНИЙ • ДИМАС •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. НАДПИСИ. Рим.
Плита с посвящением алтаря за благополучие Августа, поставленного Луцием Лукрецием Зетом.
CIL VI 30975 = ILS 3090.
Мрамор.
1 г. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о сотворении человека Прометеем.
Мрамор.
IV в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Богиня Луна в биге.
Рельеф на арке Константина, тондо на короткой западной стороне.
312—315 гг.
Рим, Арка Константина.
4. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Рим.
Календарь со сменными штырями. (Сатурн, Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера).
С каменной плиты III—IV вв., найденной в Риме.
Рим, Музей Римской культуры.
5. ГЛИПТИКА. Египет.
Клеопатра-Селена.
Сардоникс. Александрия. I в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с изображением сцен из жизни военачальника.
Мрамор. II в. н. э.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о Протесилае и Лаодамии.
Фронтальная панель.
Мрамор. Конец II в.
Неаполь, Церковь Санта-Кьяра.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами бракосочетания (известный как саркофаг кардинала Гульельмо Фиески).
Фриз крышки.
Мрамор. Ок. 210—220 гг. н. э.
Рим, Базилика Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура.
9. ТОРЕВТИКА. Рим.
Вотивная табличка из бронзы с посвящением Юпитеру Долихену.
Листовая бронза, чеканка.
Вена, Музей истории искусств.
10. ТОРЕВТИКА. Рим.
Вотивная табличка из бронзы с посвящением Юпитеру Долихену (третий, четвертый и пятый регистры).
Листовая бронза, чеканка.
Вена, Музей истории искусств.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Гай Юлий Цезарь
Рим, 44 г. до н.э.
АВЕРС: L. BVCA (Lucius Buca) — голова Венеры в диадеме, серьгах в виде крестов и ожерелье, вправо. Ее волосы собраны в пучок и два локона спадают на шею. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Сулла возлежит напротив скалы, опираясь головой на левую руку, справа от него — Луна, спускающаяся со скалы, на ее лбу и над ее головой — полумесяц, развевающееся покрывало, в ее правой руке зажженный факел; позади Суллы — Виктория с распростертыми крыльями, которая держит посох в поднятой правой руке. Кайма из точек.
2. Аурей, золото
Адриан
Рим, 134—138 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVG. COS. III P. P. — обнаженная голова Адриана вправо.
РЕВЕРС: ROMA AETERNA — Рома, в шлеме, в драпировке, сидит влево на доспехах, держит головы Солнца, в лучистом венце, и Луны, на полумесяце в правой руке, и в левой — вертикально держит копье; сзади — круглый щит.
3. Аурей, золото
Веспасиан
Рим, 75—79 гг.
АВЕРС: IMP. CAESAR VESPASIANVS AVG. — голова Веспасиана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: AETERNITAS — Этернитас (Вечность) стоит влево, держит головы Солнца и Луны; у ее ног небольшой алтарь с огнем.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА