Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АТАЛА́НТА

Ata­lan­ta, Ἀτα­λάν­τη, дочь Иаса (Иасия, Иаси­о­на) и Кли­ме­ны, арка­дян­ка из Схой­нун­та, миф о кото­рой нахо­дил­ся в свя­зи с Аркад­ской Арте­ми­дой. Будучи бро­ше­на сво­им отцом тот­час после рож­де­ния, она была вскорм­ле­на мед­веди­цей (сим­во­лом аркад­ской Арте­ми­ды) и вос­пи­та­на охот­ни­ка­ми. Сде­лав­шись потом быст­ро­но­гой охот­ни­цей, она участ­во­ва­ла в охо­те на калидон­ско­го веп­ря и т. к. нанес­ла первую рану ему, то полу­чи­ла от Меле­а­г­ра в награ­ду голо­ву и шку­ру зве­ря. По пре­да­нию, она при­ни­ма­ла так­же уча­стие в похо­де арго­нав­тов. Когда отец ее, узнав, что она его дочь, потре­бо­вал, чтобы она вышла замуж, она согла­си­лась вый­ти за того, кто победит ее в беге, кого же она насти­га­ла, того прон­за­ла сза­ди копьем: таким обра­зом погиб­ло мно­го юно­шей; нако­нец она была побеж­де­на Мела­ни­о­ном при помо­щи Афро­ди­ты. Он во вре­мя бега бро­сал пода­рен­ные ему боги­ней золотые ябло­ки одно за дру­гим, и так как Ата­лан­та их под­би­ра­ла, то он рань­ше ее достиг цели. Ата­лан­та сде­ла­лась женой Мела­ни­о­на и мате­рью Пар­фе­но­пайя, участ­во­вав­ше­го в 1-й Фиван­ской войне. Впо­след­ст­вии Ата­лан­та и Мело­ни­он были пре­вра­ще­ны во львов. Совер­шен­но такое же почти ска­за­ние суще­ст­ву­ет так­же о 2) бео­тий­ской Ата­лан­те, доче­ри Схой­нея, сына Афа­ман­та и Феми­сто­ны. Бег про­ис­хо­дил в Онхе­сте, и победи­те­лем был Гип­по­мен. Ov. met. 8, 316. 10, 560 слл.

См. также:
АТАЛАНТА (Словарь античности)
АТАЛАНТА (Мифы народов мира)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 174.
См. по теме: ЭЛИМ, ЕЛИМ • ЭЛИСА • ЭННОМ, ЕННОМ • ЭРИБЕЯ, ЕРИБЕЯ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Мелеагр и Аталанта после охоты за калидонским вепрем.
Фреска из Помпей (VI. 9. 5).
30—45 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXX.
2. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Мелеагр убивает калидонского вепря.
Рельеф фронтальной стенки этрусской погребальной урны для пепла.
Алебастр. II в. до н. э.
Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф со сценой охоты на Калидонского вепря.
Мрамор. Эпоха Адриана.
Санта-Мария-Капуа-Ветере, Музей гладиаторов.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой охоты на Калидонского вепря.
Фронтальная панель.
Мрамор. 2-я половина II в. н. э.
Рим, Капитолийские музеи.
5. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Фрагменты аттического саркофага со сценой охоты на Калидонского вепря (фронтальный рельеф).
Мрамор. 225—250 гг. н. э.
Салоники, Археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой охоты на Калидонского вепря.
Мрамор. III в. н. э.
Санта-Мария-Капуа-Ветере, Археологический музей античной Капуи.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой охоты на Калидонского вепря (деталь).
Мрамор. III в. н. э.
Санта-Мария-Капуа-Ветере, Археологический музей античной Капуи.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой охоты на Калидонского вепря (боковая панель).
Мрамор. III в. н. э.
Санта-Мария-Капуа-Ветере, Археологический музей античной Капуи.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой охоты на Калидонского вепря.
Проконнесский мрамор. III в. н. э.
Дл. 235 см, выс. 79 см, шир. 70 см.
Салерно, Кафедральный собор.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой охоты на Калидонского вепря.
Передняя панель.
Проконнесский мрамор. III в. н. э.
Салерно, Кафедральный собор.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА