Мифы народов мира

АТАЛА́НТА (Ἀτα­λάν­τη), в гре­че­ской мифо­ло­гии охот­ни­ца, участ­ни­ца калидон­ской охоты (Apol­lod. I 8, 2—3) и похо­да арго­нав­тов (Diod. IV 41; Apoll. Rhod. I 769 след.). Види­мо, образ Ата­лан­ты воз­ник из сли­я­ния двух пер­во­на­чаль­ных обра­зов геро­инь: аркад­ской, сла­вив­шей­ся мет­кой стрель­бой из лука, и бео­тий­ской, зна­ме­ни­той быст­ро­той ног (отсюда: отец Ата­лан­ты — аркад­ский герой Иас, мать — бео­тий­ская царев­на Кли­ме­на и вари­ан­ты име­ни отца: Схе­ней, Менал и др.). Отец Ата­лан­ты, недо­воль­ный тем, что роди­лась дочь, а не сын, выбро­сил ребён­ка, и его вскор­ми­ла мед­веди­ца, а вос­пи­та­ли охот­ни­ки. Ата­лан­та пер­вая рани­ла калидон­ско­го веп­ря и полу­чи­ла за это от влюб­лён­но­го в неё Меле­а­г­ра почёт­ную награ­ду: голо­ву и шку­ру зве­ря. Ата­лан­та отка­зы­ва­лась от заму­же­ства и застре­ли­ла из лука двух поку­шав­ших­ся на её дев­ст­вен­ность кен­тав­ров (Apol­lod. III 9, 2). Всем сва­тав­шим­ся к ней она устра­и­ва­ла испы­та­ние, пред­ла­гая состя­зать­ся в беге. Про­пу­стив жени­ха впе­рёд, она в пол­ном воору­же­нии бро­са­лась вдо­гон­ку, и тот, кого она насти­га­ла в пре­де­лах наме­чен­но­го для состя­за­ния участ­ка, дол­жен был попла­тить­ся жиз­нью. После того как мно­гие доби­вав­ши­е­ся её руки погиб­ли, Мела­ни­он (вари­ант: Гип­по­мен) сумел победить Ата­лан­ту хит­ро­стью. Он выбра­сы­вал на бегу золотые ябло­ки, поды­мая кото­рые, Ата­лан­та про­иг­ра­ла состя­за­ние. Став женой Мела­ни­о­на, Ата­лан­та роди­ла ему Пар­фе­но­пея [вари­ант: отцом Пар­фе­но­пея были Меле­агр (Hyg. Fab. 70, 99) или Арес (Apol­lod. III 9, 2)]. Супру­же­ство Ата­лан­ты было недол­гим и окон­чи­лось тра­ги­че­ски: Зевс нака­зал пре­да­вав­ших­ся люб­ви в его хра­ме супру­гов, пре­вра­тив обо­их во львов. Соглас­но пред­став­ле­ни­ям древ­них, льви­цы соче­та­ют­ся толь­ко с лео­пар­да­ми, поэто­му постиг­шее Ата­лан­ту нака­за­ние лиша­ло её воз­мож­но­сти про­дол­жать брач­ные отно­ше­ния с мужем (Ovid. Met. X 560—704; Hyg. Fab. 185). Неко­то­рые чер­ты мифа об Ата­лан­те (вскарм­ли­ва­ние её моло­ком мед­веди­цы, дев­ст­вен­ность Ата­лан­ты, успе­хи в охо­те) сбли­жа­ют её с боги­ней-дев­ст­вен­ни­цей Арте­ми­дой и поз­во­ля­ют счи­тать её ипо­ста­сью этой боги­ни охоты.

М. Н. Бот­вин­ник

Сце­ны калидон­ской охоты нашли широ­кое отра­же­ние в антич­ной пла­сти­ке: релье­фы хра­ма Афи­ны в Тегее и рим­ские сар­ко­фа­ги, про­из­веде­ния вазо­пи­си («ваза Фран­с­уа» — кра­тер работы Кли­тия и Эрго­ти­ма), пом­пей­ские фрес­ки и др. С 16 в. раз­ра­ба­ты­ва­лись два сюже­та мифа: «Гип­по­мен побеж­да­ет Ата­лан­ту в беге» (Г. Рени, Я. Йор­данс, А. Хоуб­ра­кен и др.) и «Меле­агр при­но­сит Ата­лан­те голо­ву веп­ря» (фрес­ки на вил­ле Фар­не­зи­на, кар­ти­ны П. П. Рубен­са, Я. Йор­дан­са, Н. Пус­се­на, П. Лели и др.), послед­ний сюжет был осо­бен­но рас­про­стра­нён в эпо­ху барок­ко, т. к. поз­во­лял вопло­щать весь­ма популяр­ные в тот пери­од сце­ны охоты.

Евро­пей­ская дра­ма­тур­гия обра­ща­ет­ся к мифу об Ата­лан­те в 17 в. («Ата­лан­та» Лопе де Вега, «Ата­лан­та» Ю. Паль­мо­ти­ча). В чис­ле немно­гих про­из­веде­ний: в 18 в. — «Ата­лан­та, или Побеж­дён­ная холод­ность» И. К. Гот­шеда; в 19 в. — «Ата­лан­та в Калидоне» А. Ч. Суин­бер­на; в 20 в. — «Ата­лан­та» Э. Людви­га. Миф послу­жил осно­вой для либ­рет­то ряда опер 17—18 вв. (опе­ры «Ата­лан­та» А. Дра­ги, Н. А. Штрунц­ка, А. Стеф­фа­ни, Г. Ф. Ген­де­ля, И. А. Хас­се и др.). См. так­же Меле­агр.

См. также:
АТАЛАНТА (Словарь античности)
АТАЛАНТА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 120.
перевозка груза 200, справки.
См. по теме: ЭТЕОКЛ, ЕТЕОКЛ • ДЕЛЬФИНИЙ • ЭЛИСА • ЭПИМЕТЕЙ, ЕПИМЕТЕЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Фрагменты аттического саркофага со сценой охоты на Калидонского вепря (фронтальный рельеф).
Мрамор. 225—250 гг. н. э.
Салоники, Археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой охоты на Калидонского вепря (деталь).
Мрамор. III в. н. э.
Санта-Мария-Капуа-Ветере, Археологический музей античной Капуи.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой охоты на Калидонского вепря.
Лунский мрамор. 170—180 гг. н. э.
Рим, Галерея Дориа-Памфили.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой охоты на Калидонского вепря.
Фронтальная панель.
Лунский мрамор. 170—180 гг. н. э.
Рим, Галерея Дориа-Памфили.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой охоты на Калидонского вепря.
Фриз крышки саркофага.
Лунский мрамор. 170—180 г. н. э.
Рим, Галерея Дориа-Памфили.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф со сценой охоты на Калидонского вепря.
Мрамор. Эпоха Адриана.
Санта-Мария-Капуа-Ветере, Музей гладиаторов.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой охоты на Калидонского вепря.
Мрамор. III в. н. э.
Санта-Мария-Капуа-Ветере, Археологический музей античной Капуи.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой охоты на Калидонского вепря (боковая панель).
Мрамор. III в. н. э.
Санта-Мария-Капуа-Ветере, Археологический музей античной Капуи.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой охоты на Калидонского вепря.
Проконнесский мрамор. III в. н. э.
Дл. 235 см, выс. 79 см, шир. 70 см.
Салерно, Кафедральный собор.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Мелеагр и Аталанта после охоты за калидонским вепрем.
Фреска из таблинума дома Кентавра в Помпеях.
50—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА