Мифы народов мира

АНТИО́ПА (Ἀντιόπη), в гре­че­ской мифо­ло­гии дочь фиван­ско­го царя Ник­тея. Забе­ре­ме­нев от Зев­са, явив­ше­го­ся к ней в обра­зе сати­ра, Антио­па в стра­хе перед гне­вом отца бежа­ла из Фив в Сики­он, где ста­ла женой царя Эпо­пея. Ник­тей перед смер­тью заве­щал сво­е­му бра­ту Лику насиль­но вер­нуть Антио­пу в Фивы. Лик отпра­вил­ся в поход на Сики­он, убил Эпо­пея и при­вёл домой пле­нён­ную Антио­пу, кото­рая по доро­ге у под­но­жия горы Кифе­рон раз­ре­ши­лась двой­ней — Амфи­о­ном и Зетом (по при­ка­зу Лика они были бро­ше­ны на про­из­вол судь­бы). Антио­па, тер­пев­шая в тече­ние мно­гих лет при­тес­не­ния со сто­ро­ны Лика и осо­бен­но его супру­ги Дир­ки, одна­жды бежа­ла из Фив и нашла сво­их сыно­вей, кото­рых подо­брал и вос­пи­тал пас­тух. Узнав мать и услы­шав о её стра­да­ни­ях, они пошли похо­дом на Фивы, сверг­ли Лика, а Дир­ку каз­ни­ли, при­вя­зав её к рогам сви­ре­по­го быка (Apol­lod. III 5, 5). По дру­гой вер­сии мифа, Дир­ка сама обна­ру­жи­ла бежав­шую Антио­пу и пору­чи­ла Амфи­о­ну и Зету, кото­рых она счи­та­ла сыно­вья­ми пас­ту­ха, каз­нить эту жен­щи­ну. Узнав от пас­ту­хов, что обре­чён­ная на казнь — их мать, Амфи­он и Зет осво­бо­ди­ли Антио­пу, а к рогам при­вя­за­ли Дир­ку (Hyg. Fab. 8).

Встре­ча Антио­пы с сыно­вья­ми и после­дую­щие собы­тия состав­ля­ли сюжет тра­гедии Еври­пида «Антио­па», сохра­нив­шей­ся фраг­мен­тар­но (frg. 179—227; Suppl. Eur., p. 9—22). Гибель Дир­ки изо­бра­же­на в извест­ной скульп­тур­ной груп­пе «Фар­нез­ский бык», выпол­нен­ной скуль­п­то­ра­ми Апол­ло­ни­ем и Тав­ри­ском (середи­на 2 в. или середи­на 1 в. до н. э.) (рим­ская копия гре­че­ско­го ори­ги­на­ла хра­нит­ся в Нацио­наль­ном музее в Неа­по­ле).

К теме мифа об Антио­пе обра­ща­лись худож­ни­ки и скуль­п­то­ры сред­не­ве­ко­вья и ново­го вре­ме­ни («Антио­па» и «Фар­нез­ский бык» А. Сузи­ни, «Юпи­тер и Антио­па» Тици­а­на, А. Корреджо, К. Ван­лоо, А. Ват­то и др.).

В. Н. Ярхо

См. также:
АНТИОПА (Словарь античности)
АНТИОПА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2 томах). Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1980. Т. I, с. 85.
См. по теме: ЭТЕОКЛ, ЕТЕОКЛ • ДЕЛЬФИНИЙ • ДРИОП • ЭЛИМ, ЕЛИМ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ГЛИПТИКА.
Нимфа и Фавн (Антиопа и Зевс?).
Италия. Конец XVI века.
Камея. Агат—оникс, золото.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Фронтальная панель аттического саркофага со сценой амазономахии.
Проконнесский или гимметийский мрамор.
II—III вв. н. э.
Брешиа, Городской музей Санта-Джулия.
3. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Фронтальная панель аттического саркофага со сценой амазономахии. Деталь.
Проконнесский или гимметийский мрамор.
II—III вв. н. э.
Брешиа, Городской музей Санта-Джулия.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Наказание Дирки.
Фреска из Помпей (Дом великого герцога Тосканы, VII, 4, 56).
Третий стиль. Ок. 30 г. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXI.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Наказание Дирки.
Фреска из Помпей (Дом великого герцога Тосканы, VII, 4, 56).
Третий стиль. Ок. 40 г. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXI.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Наказание Дирки.
Четвертый стиль. 50—79 гг.
Помпеи, Дом Менандра, I 10, 15, комната.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА