Словарь античности

МЕБЕЛЬ (от лат. mo­bi­lia — подвиж­ный), пред­ме­та­ми домаш­ней обста­нов­ки счи­та­лись кро­ва­ти, дива­ны, ложа, на кото­рых не толь­ко спа­ли, но и воз­ле­жа­ли во вре­мя пиров (кли­ны), колы­бе­ли, лари, реже эта­жер­ки и шка­фы, крес­ла с под­ло­кот­ни­ка­ми и без них, табу­ре­ты и сто­лы, высо­кие под­став­ки для све­тиль­ни­ков. Наряду с обыч­ной изготов­ля­лась так­же мебель, бога­то укра­шен­ная резь­бой, обши­тая метал­лом с дере­вян­ны­ми, мра­мор­ны­ми и камен­ны­ми инкру­ста­ци­я­ми. В отдель­ных слу­ча­ях мебель изготов­ля­ли из брон­зы и даже из бла­го­род­ных метал­лов. Для обыч­ной сто­ло­вой пред­на­зна­чал­ся дру­гой, очень прак­тич­ный тип мебе­ли — сто­лы с регу­ли­ру­е­мой высотой крыш­ки, с тре­мя или четырь­мя нож­ка­ми, круг­лые или пря­мо­уголь­ные, табу­ре­ты, под­став­ки для сме­си­тель­ных сосудов и умы­валь­ных чаш. Одеж­ду, домаш­нюю утварь и укра­ше­ния хра­ни­ли в ларях или лар­цах. Неко­то­рые из них запи­ра­лись на зам­ки. О каких-либо харак­тер­ных антич­ных сти­лях мебе­ли ниче­го не извест­но. Чис­ло обна­ру­жен­ных образ­цов слиш­ком незна­чи­тель­но, чтобы полу­чить чет­кое пред­став­ле­ние о том, как менял­ся харак­тер домаш­ней обста­нов­ки. Как свиде­тель­ст­ву­ют наход­ки в Пом­пе­ях, тип. мебе­ли зави­сел от иму­ще­ст­вен­но­го поло­же­ния хозя­и­на дома.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: МЕЛЬНИЧНЫЕ ЖЕРНОВА • МЕЛЬНИЦА • МЕДЬ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Великая Греция.
Фрагмент сцены пиршества (symposium). Внутренняя сторона северной стенки саркофага из Гробницы ныряльщика.
Фреска. Ок. 480 г. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Аталанта и Эрот.
Фреска из Помпей (Дом Мелеагра, VI. 9. 2).
I в.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Ипполит и Федра.
Фреска из Помпей.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. ГЛИПТИКА. Египет.
Геракл у Омфалы.
Сардоникс. Александрия. I в. до н. э.
1,8 × 1,9 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Великая Греция.
Виночерпий у кратера с вином. Фрагмент сцены пиршества (symposium). Внутренняя сторона восточной стенки саркофага из Гробницы ныряльщика.
Фреска. Ок. 480 г. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
6. ГЛИПТИКА. Египет.
Жертвоприношение Приапу.
Сардоникс. I в. до н. э.
1,7 × 2,7 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
7. ГЛИПТИКА. Египет.
Геракл у Омфалы.
Оникс. I в. до н. э.
1,8 × 2,2 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
8. КЕРАМИКА. Греция.
Гестия, Зевс и Ганимед.
Роспись краснофигурного килика Ольтоса.
Ок. 510 до н. э.
Тарквиния, Национальный археологический музей.
9. ГЛИПТИКА. Рим.
Приам у Ахилла.
Сардоникс.
Римская работа. I в. до н. э. — I в. н. э.
Мастерская Диоскурида.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
10. ГЛИПТИКА. Рим.
Приам у Ахилла.
Сардоникс.
I в. до н. э. — I в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Асс, медь
Калигула
Рим, 40—41 гг.
АВЕРС: C. CAESAR DIVI AVG. PRON. AVG. P. M. TR. P. IIII P. P. — обнаженная голова Калигулы влево.
РЕВЕРС: VESTA — Веста, с покрытой головой, в драпировке, сидит на троне с украшенными ножками и спинкой, держит патеру в правой руке и длинный скипетр под наклоном — в левой.
В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
2. Асс, медь
Калигула
Рим, 39—40 гг.
АВЕРС: C. CAESAR DIVI AVG. PRON. AVG. P. M. TR. P. III P. P. — обнаженная голова Калигулы влево.
РЕВЕРС: VESTA — Веста, с покрытой головой, в драпировке, сидит на троне с украшенными ножками и спинкой, держит патеру в правой руке и длинный скипетр под наклоном — в левой.
В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
3. Асс, медь
Калигула
Рим, 37—38 гг.
АВЕРС: C. CAESAR AVG. GERMANICVS PON. M. TR. POT. — обнаженная голова Калигулы влево.
РЕВЕРС: VESTA — Веста, с покрытой головой, в драпировке, сидит на троне с украшенными ножками и спинкой, держит патеру в правой руке и длинный скипетр под наклоном — в левой.
В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА