Словарь античности

МЕДЬ, мяг­кий ков­кий металл крас­но­го цве­та, извест­ный с глу­бо­кой древ­но­сти. Место­рож­де­ния меди на мате­ри­ке и ост­ро­вах гре­ки исполь­зо­ва­ли вплоть до их пол­но­го исто­ще­ния, и толь­ко Кипр про­дол­жал снаб­жать Гре­цию. Слож­ная тех­но­ло­гия полу­че­ния меди воз­ник­ла еще в брон­зо­вом веке; она вклю­ча­ла несколь­ко тех­но­ло­ги­че­ских опе­ра­ций: мед­ную руду пере­ра­ба­ты­ва­ли в мед­ный штейн, из штей­на полу­ча­ли чер­но­вую медь, а из нее — соб­ст­вен­но крас­ную медь. Тех­но­ло­гия пере­ра­бот­ки мед­ных руд, кото­рая в целом мало изме­ня­лась у этрус­ков и рим­лян, вызы­ва­ла инте­рес у неко­то­рых авто­ров, кото­рые, одна­ко, не дали пол­ных сведе­ний о раз­ра­бот­ке место­рож­де­ний и устрой­стве пла­виль­ных печей. Посколь­ку само­род­ная медь встре­ча­ет­ся ред­ко, ее полу­ча­ли из соеди­не­ний — сер­ни­стых, окис­лен­ных и сме­шан­ных мед­ных руд (к чис­лу окис­лен­ных руд отно­сят­ся, напри­мер, мала­хит и азу­рит). Чистую медь исполь­зо­ва­ли глав­ным обра­зом для изготов­ле­ния монет, а в позд­ней антич­но­сти — в виде мед­ных листов для покры­тия крыш. Чаще при­ме­ня­ли мед­ные спла­вы — с оло­вом (брон­за), с оки­сью цин­ка (латунь). Сереб­рить медь не уме­ли. При полу­че­нии меди не все­гда уда­ва­лось добить­ся тре­бу­е­мой тем­пе­ра­ту­ры, и мно­го меди ухо­ди­ло в шлак. Чистую медь леги­ро­ва­ли в метал­лур­ги­че­ских мастер­ских уже как «тор­го­вую медь», поэто­му латин­ское сло­во aes обо­зна­ча­ет как медь, так и брон­зу — имен­но брон­за, как пра­ви­ло, нахо­ди­ла более широ­кое при­ме­не­ние. Две над­пи­си из Випас­ки содер­жат изло­жен­ные про­фес­сио­наль­ным язы­ком сведе­ния о рабо­те испан­ских руд­ни­ков и метал­лур­ги­че­ских мастер­ских. Неко­то­рые про­дук­ты меде­пла­виль­ных заво­дов исполь­зо­ва­лись в меди­цине и фар­ма­ко­ло­гии.

См. также:
AES (Джонс. Словарь античных римских монет)
БРОНЗА (Джонс. Словарь античных римских монет)
ЛАТУНЬ (Джонс. Словарь античных римских монет)
МЕДНАЯ ЧЕКАНКА РИМЛЯН (Стивенсон. Словарь римских монет)
МЕДЬ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
МЕДЬ (Джонс. Словарь античных римских монет)
ОРИХАЛК (Джонс. Словарь античных римских монет)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: МЕЛЬНИЧНЫЕ ЖЕРНОВА • МЕБЕЛЬ • МЕЛЬНИЦА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 10)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
2. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
3. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
4. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
5. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
6. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
7. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Дионис с двумя сатирами. Ручка цисты Фикорони.
Бронза.
Ок. 300 г. до н. э.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
8. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Эрот, Геракл и Иолай. Ножка цисты «Фикорони».
Бронза.
Сер. III в. до н. э.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
9. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Конец IV в. до н. э.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
10. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
III в. до н. э.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 58 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Двойной сестерций, медь
Постум
Августа Треверов, 261 г.
АВЕРС: IMP. C. M. CASS. LAT. POSTVMVS P. F. AVG. — драпированный бюст Постума в доспехах и лучевой короне, обращенный вправо.
РЕВЕРС: LAETITIA — галера плывет влево с четырьмя гребцами и рулевым.
В обрезе: AVG.
2. AE 12, медь
Август
Приена, 27 г. до н.э. — 14 г. н.э.
АВЕРС: ???????? ????? — обнаженная голова Помпея Макра вправо.
РЕВЕРС: ???????? — Биант стоит фронтально, обратившись влево, справа треножник.
3. Фоллис, медь
Константин I как Цезарь
Карфаген, 307 г.
АВЕРС: CONSTANTINVS NOB. CAES. — голова Константина в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: CONSERVATORES KART. SVAE — внутри шестиколонного храма с простым фронтоном стоит анфас персонификация Карфагена, с обращенной влево головой, держит фрукты в обеих руках.
В обрезе обозначение монетного двора: ???.
4. Фоллис, медь
Константин I как Цезарь
Аквилея, 307 г.
АВЕРС: CONSTANTINVS NOB. CAES. — голова Константина в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: CONSERV. VRB. SVAE — внутри четырехколонного храма сидит фронтально Рома с обращенной влево головой, в правой руке держит земной шар, в левой — скипетр, слева от нее стоит щит; в качестве акротериев — Виктории или шишки, внутри фронтона венок.
В обрезе обозначение монетного двора: AQ?.
5. AE, медь
Тиберий
СИРТИКА, Эя, 22—29 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR AVGVSTVS — обнаженная голова Тиберия влево.
РЕВЕРС: Драпированный бюст Аполлона, в лавровом венке, вправо; перед ним лира, сзади — пунийское название города Эя (Wy’t) пунийскими буквами; всё внутри лаврового венка.
6. Семисс, медь
Марк Цецилий Метелл
Рим, 127 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Юпитера (RRC, CRR: Сатурна) в лавровом венке вправо; сзади S.
РЕВЕРС: Корабельный нос вправо, с надписью на киле M. METELLVS; перед ним обозначение стоимости, S; вверху македонский щит; внизу ROMA.
7. AE, бронза
Деметрий I Сотер
Тир, 159—158 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Деметрия I в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ???????? ????????? — корма финикийской пентеконтеры; внизу — подпись монетного двора (??????), сверху — обозначение даты (???).
В обрезе: надпись на финикийском языке (в латинской транслитерации — “LTsR”).
8. AE, бронза
Клавдий
Фессалоника, 53—54 гг.
АВЕРС: ??. ???????? ?????? ???????? — обнаженная голова Клавдия влево.
РЕВЕРС: ??????????? ????????????? — драпированный бюст Британника, с обнаженной головой, влево, в точке среза бюста — рог изобилия.
9. AE 32, медь
Клавдий
Никея, 47—48 гг.
АВЕРС: ?????????? ??????? ??? ??? — бюст Мессалины влево.
РЕВЕРС: ?. ?????? ?????? ????????? — фронтальный вид двухъярусного четырехколонного здания с двухъярусными флигелями по бокам, над антаблементом надпись ?????????.
10. AE 10, бронза
Август
Фригия, Гиераполь,
АВЕРС: ????? — обнаженная голова Гая Цезаря вправо.
РЕВЕРС: ???????????? ??????? — надпись снизу вверх по обеим сторонам пальмовой ветви.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА