Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЦЕ́ЗАРЬ, КЕ́САРЬ

Cae­sar. Меж­ду тем как назва­ние рим­ских импе­ра­то­ров име­нем Augus­tus, пер­во­на­чаль­но почет­ное и воз­вы­шав­шее их над обык­но­вен­ны­ми чело­ве­че­ски­ми отно­ше­ни­я­ми, уже при пер­вом носи­те­ле его обра­ти­лось в дей­ст­ви­тель­ное имя, потом по пра­ву наслед­ства пере­да­ва­лось каж­до­му пре­ем­ни­ку и нако­нец со вре­ме­ни Вител­лия при­сва­и­ва­лось каж­до­му импе­ра­то­ру в виде посто­ян­но­го титу­ла, назва­ние Cae­sar исхо­ди­ло из фами­лии и озна­ча­ло: 1) вся­ко­го прин­ца импе­ра­тор­ской кро­ви, как по про­ис­хож­де­нию, так и по усы­нов­ле­нию имев­ше­го виды на пре­стол (Gai­us, Lu­cius, Ti­be­rius, Dru­sus, Ger­ma­ni­cus, Bri­tan­ni­cus, Ne­ro, и по пре­кра­ще­нии насто­я­щей фами­лии Цеза­рей: Pi­so, Ti­tus, Do­mi­tia­nus, Tra­ianus и т. д.). Толь­ко Per­ti­nax отка­зал в титу­ле Cae­sar сво­е­му сыну до его совер­шен­но­ле­тия, в тех видах, чтобы он не испор­тил­ся, ослеп­лен­ный блес­ком име­ни и соеди­нен­ных с ним надежд, поче­му он и вос­пи­ты­вал его не при дво­ре, а у сво­его отца. Dio Cass. 73, 7. — Позд­нее этот титул озна­чал 2) само­го импе­ра­то­ра. Ibid. 46, 47.

Август имел в сво­их руках вер­хов­ную власть дей­ст­ви­тель­но под име­нем Цеза­ря, как наслед­ник могу­ще­ства усы­но­вив­ше­го его отца; так­же Тибе­рий отка­зы­вал­ся от вся­ких дру­гих имен, доволь­ст­ву­ясь одним толь­ко име­нем Цеза­ря, как он сам себя назы­вал (ibid. 57, 7). Когда Отон вос­стал про­тив Галь­бы Цеза­ря (Suet. Oth. 11), он наме­рен­но ста­рал­ся внеш­ним обра­зом заявить свое бли­жай­шее пра­во на пре­стол, при­няв имя Неро­на, и бла­го­склон­но отно­сил­ся к вос­кли­ца­ни­ям наро­да, при­вет­ст­во­вав­ше­го его под име­нем Неро­на (Suet. Oth. 7. Tac. hist. 1, 78), пото­му что этим име­нем он, по-види­мо­му, воз­об­нов­лял пре­сек­шу­ю­ся фами­лию Цеза­рей. Ср., одна­ко, Dio Cass. 64, 8. Так­же Вител­лий впо­след­ст­вии назы­вал себя не Цеза­рем, а Гер­ма­ни­ком, как он назвал так­же и сво­его сына. И дей­ст­ви­тель­но, это имя для рим­лян зву­ча­ло при­ят­но, так как в наро­де еще жила память о сыне Дру­за, Гер­ма­ни­ке, о кото­ром гово­ри­ли, что при более про­дол­жи­тель­ной жиз­ни он вос­ста­но­вил бы сво­бо­ду; вме­сте с тем это имя ука­зы­ва­ло так­же на род­ство с домом Авгу­ста. Но когда власть уже не при­над­ле­жа­ла Вител­лию, он, по суе­ве­рию сво­е­му, искал теперь под­держ­ки в при­ня­тии титу­ла Цеза­ря (Tac. hist. 3, 58); одна­ко от того судь­ба не ста­ла к нему бла­го­склон­нее. Сол­да­ты на Восто­ке, кото­рые не назы­ва­ли ни Ото­на Неро­ном, ни Вител­лия Гер­ма­ни­ком и не при­зна­ва­ли нико­го дру­го­го импе­ра­то­ром, как толь­ко того, кто назы­вал­ся так­же Цеза­рем, при­вет­ст­во­ва­ли сво­его Вес­па­си­а­на тот­час име­нем Цеза­ря (Tac. hist. 2, 80), и сенат ско­ро утвер­дил это реше­ние сол­дат. Теперь соб­ст­вен­ное про­ис­хож­де­ние это­го име­ни было забы­то, и за ним оста­лось то зна­че­ние, что каж­дый импе­ра­тор, как по про­ис­хож­де­нию (Dio Cass. 53, 18), так и вооб­ще по при­рож­ден­но­му вели­чию, заслу­жи­ва­ет быть наслед­ни­ком и обла­да­те­лем могу­ще­ства Юлия Цеза­ря.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 233—234.
См. по теме: AESTIMATIO LITIS • АБОЛИЦИЯ • АФФИНИТАС • ИЗГНАНИЕ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Юлия Цезаря.
Мрамор. Ок. 40 г. до н. э.
Рим, Музей Торлония.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Юлия Цезаря в панцире.
Мрамор.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец сенаторов.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гай Юлий Цезарь.
Мрамор.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец сенаторов.
4. ГЛИПТИКА. Рим.
«Гемма Августа».
Оникс. Ок. 12—7 гг. до н. э.
Вена, Музей истории искусств.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Героическая портретная статуя римлянина, т. н. Германик (Юлий Цезарь?).
Подписана скульптором Клеоменом из Клеон.
Мрамор.
Париж, Лувр.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Цезаря в одежде императора, в панцире (lorica) и коротком военном плаще (paludamentum).
Гипсовый слепок.
Оригинал: Мрамор, эпоха Траяна (98—117 гг. до н. э.).
Рим, Музей Римской культуры.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Юлия Цезаря.
Мрамор.
Эпоха Августа.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея бюстов, 122.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гай Юлий Цезарь.
Белый мрамор. Правление Августа.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея бюстов, 122.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Базилика Юлия.
Вид с Капитолия.
54—44 гг. до н. э.
Рим, Римский Форум.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гай Юлий Цезарь.
Мрамор.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец сенаторов.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Квинарий, золото
Тиберий
Лугдун, 31—32 гг.
АВЕРС: TI. DIVI F. AVGVSTVS — голова Тиберия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: TR. POT. XXXIII — Виктория, в драпировке, сидит вправо на шаре, держит венок обеими руками, левое крыло виднеется за правым.
2. Квинарий, золото
Тиберий
Лугдун, 23—24 гг.
АВЕРС: TI. DIVI F. AVGVSTVS — голова Тиберия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: TR. POT. XXV — Виктория, в драпировке, сидит вправо на шаре, держит венок обеими руками; ее левое крыло скрыто правым.
3. Квинарий, золото
Тиберий
Лугдун, 26—27 гг.
АВЕРС: TI. DIVI F. AVGVSTVS — голова Тиберия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: TR. POT. XXVIII — Виктория, в драпировке, сидит вправо на шаре, держит венок обеими руками, левое крыло виднеется за правым.
4. Квинарий, золото
Тиберий
Лугдун, 33—34 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVSTVS — голова Тиберия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: TR. POT. XXXV — Виктория, в драпировке, сидит вправо на шаре, держит венок обеими руками, левое крыло виднеется за правым.
5. Квинарий, золото
Тиберий
Лугдун, 34—35 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVSTVS — голова Тиберия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: TR. POT. XXXVI — Виктория, в драпировке, сидит вправо на шаре, держит венок обеими руками, левое крыло виднеется за правым.
6. Квинарий, золото
Тиберий
Лугдун, 25—26 гг.
АВЕРС: TI. DIVI F. AVGVSTVS — голова Тиберия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: TR. POT. XXVII — Виктория, в драпировке, сидит вправо на шаре, держит венок обеими руками, левое крыло виднеется за правым.
7. Квинарий, золото
Тиберий
Лугдун, 24—25 гг.
АВЕРС: TI. DIVI F. AVGVSTVS — голова Тиберия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: TR. POT. XXVI — Виктория, в драпировке, сидит вправо на шаре, держит венок обеими руками, левое крыло виднеется за правым.
8. Квинарий, золото
Тиберий
Лугдун, 29—30 гг.
АВЕРС: TI. DIVI F. AVGVSTVS — голова Тиберия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: TR. POT. XXXI — Виктория, в драпировке, сидит вправо на шаре, держит венок обеими руками, левое крыло виднеется за правым.
9. Денарий, серебро
Рим, 42 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Юлия Цезаря в лавровом венке вправо. Кайма из точек.
РЕВЕРС: L. MVSSIDIVS LONGVS (Lucius Mussidius Longus) — рог изобилия на земном шаре (BMCRR: небесном глобусе), в секторах которого, образованных меридианами, имеются отметки; слева корабельный руль, справа крылатый кадуцей и шапка фламина (apex). Кайма из точек.
10. Денарий, серебро
Гай Юлий Цезарь
Рим, 44 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR IMP. (Caesar Imperator) — голова Цезаря в венке вправо; позади — звезда с восемью лучами. Кайма из точек.
РЕВЕРС: P. SEPVLLIVS MACER — Венера Победительница (Venus Victrix) стоит влево, держит Викторию на правой руке и скипетр в левой руке. Кайма из точек.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА