Античные писатели

ПРОБА; Pro­ba, IV в. н. э., рим­ская поэтес­са. Про­ис­хо­ди­ла из знат­но­го рим­ско­го рода, была женой Кло­дия Цель­си­на Адель­фия, пре­фек­та Рима с 351 г. Перед при­ня­ти­ем хри­сти­ан­ства Про­ба напи­са­ла цен­тон (несо­хра­нив­ший­ся), вос­пе­вав­ший вой­ны меж­ду Кон­стан­ци­ем и Маг­нен­ци­ем 341—353 гг. Зато до нас дошел Цен­тон, кото­рый Про­ба напи­са­ла ок. 360 г., уже будучи хри­сти­ан­кой. Сюжет, на этот раз взя­тый из Биб­лии, в 694 вер­ги­ли­е­вых гекза­мет­рах опи­сы­вал сотво­ре­ние мира, пер­во­род­ный грех, потоп, рож­де­ние, смерть и воз­не­се­ние Хри­ста. Про­ба, веро­ят­но, была пер­вой поэтес­сой, кото­рая вопло­ти­ла хри­сти­ан­ское содер­жа­ние в фор­ме цен­то­на.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ДОССЕНН • ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДЕМАД •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 41 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Алтарный рельеф с изображением членов семейства Юлиев-Клавдиев (правый фрагмент).
Мрамор.
42—43 гг. н. э.
Инв. № 6.
Равенна, Национальный музей, Первый клуатр.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг супружеской пары, окруженной персонификациями Порта, Продовольствия, Согласия, Гения Сената, Изобилия и Африки.
Фронтальная панель.
Мрамор. 270—280 гг. н. э.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами брака и жертвоприношения на подставках (трапезофорах).
Саркофаг: мрамор, ок. 180 г. Подставки современные.
Саркофаг: инв. № 1089. Подставки: без инв. №№.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Западный портик, 18, 19, 20.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг супружеской пары, окруженной персонификациями Порта, Продовольствия, Согласия, Гения Сената, Изобилия и Африки (деталь).
Фронтальная панель.
Мрамор. 270—280 гг. н. э.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцены мифа о Медее. Фриз крышки саркофага.
Белый мелкозернистый мрамор. II в. н. э.
Инв. № MV 1242.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, III. 19.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг супружеской пары в окружении Диоскуров.
Фронтальная панель.
Мрамор. 240—260 гг. н. э.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами бракосочетания (фриз крышки).
Мрамор. III в. н. э.
Инв. № А 433.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами бракосочетания (фронтальный рельеф, центральная сцена).
Мрамор. III в. н. э.
Инв. № А 433.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг в форме портика с арками (деталь фронтальной панели).
Мрамор. Рим. Ок. 270—280 гг. н. э.
Инв. № С 14 est.
Пиза, Кампосанто.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами бракосочетания (фронтальный рельеф).
Мрамор. III в. н. э.
Инв. № А 433.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 16 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Номос, серебро
Кротон, 350—340 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Геры Лацинийской, в три четверти вправо, в стефане, украшенной пальметтами и колечками; в поле справа Β.
РЕВЕРС: ΚΡΟΤΩΝΙΑΤΑΣ — Геракл сидит влево на скале, покрытой львиной шкурой, держа винный кубок в протянутой правой руке и дубину в левой; внизу на земле лежит лук.
2. Антониниан, посеребренная медь
Клавдий II Готский
268—270 гг.
АВЕРС: IMP. C. CLAVDIVS AVG. — драпированный бюст императора в лучевой короне вправо.
РЕВЕРС: IVNO REGINA — Юнона стоит влево, в правой руке — патера, в левой — скипетр, у ног — павлин.
В обрезе: B
3. Номос, серебро
Кротон, 350—340 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Геры Лацинийской, в три четверти вправо, в стефане, украшенной пальметтами и колечками.
РЕВЕРС: ΚΡΟΤΩΝΙΑΤΑΝ — Геракл сидит влево на скале, покрытой львиной шкурой, держа винный кубок в протянутой правой руке и дубину в левой; внизу на земле лежит лук.
4. Сестерций, медь
Волузиан
Рим, 251—253 гг.
АВЕРС: IMP. CAE. C. VIB. VOLVSIANO [AVG] — драпированный бюст императора в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: [IV]NONI MARTIALI — статуя Юноны сидит во фронт внутри храма с четырьмя колоннами и куполом, над ней свисают гирлянды, рядом с ней павлин.
В поле, слева и справа: S. C.
5. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 35—36 гг.
АВЕРС: Фронтальный вид храма, изображенного шестиколонным, на подиуме из пяти ступеней, с боковыми стенами справа и слева. В центре храма статуя Конкордии (Согласия), держащей патеру в правой руке и рог изобилия — в левой, сидит влево на троне, поставленном на круглый постамент; на боковых стенах лестницы стоят во фронт две фигуры: справа — Геркулес, держащий дубину вверх в левой руке и поднявший правую руку за голову; слева — Меркурий, держащий кадуцей в правой руке и непонятный предмет (кошелек?) — в левой. Фронтон чистый; наверху стоят: Юпитер — в центре, во фронт, с Юноной с правой стороны от него и Минервой — c левой; справа от этой группы стоит Церера, держащая рог изобилия в левой руке и длинный скипетр в правой, и Виктория, держащая венок над головой обеими руками; слева стоит Диана, держащая копье в левой руке и опершаяся правой рукой в бок, на ее спине колчан, и далее Виктория — так же, как описано выше. Справа и слева от целлы два крыла храма; в середине каждого квадратная панель и сверху каждого стоит Виктория, в той же позе, что и наверху.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXXVII
В центре, большими буквами: S. C.
6. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 34—35 гг.
АВЕРС: Фронтальный вид храма, изображенного шестиколонным, на подиуме из пяти ступеней, с боковыми стенами справа и слева. В центре храма статуя Конкордии (Согласия), держащей патеру в правой руке и рог изобилия — в левой, сидит влево на троне, поставленном на круглый постамент; на боковых стенах лестницы стоят во фронт две фигуры: справа — Геркулес, держащий дубину вверх в левой руке и поднявший правую руку за голову; слева — Меркурий, держащий кадуцей в правой руке и непонятный предмет (кошелек?) — в левой. Фронтон чистый [на этой монете — нет]; наверху стоят: Юпитер — в центре, во фронт, с Юноной с правой стороны от него и Минервой — c левой; справа от этой группы стоит Церера, держащая рог изобилия в левой руке и длинный скипетр в правой, и Виктория, держащая венок над головой обеими руками; слева стоит Диана, держащая копье в левой руке и опершаяся правой рукой в бок, на ее спине колчан, и далее Виктория — так же, как описано выше. Справа и слева от целлы два крыла храма; в середине каждого квадратная панель и сверху каждого стоит Виктория, в той же позе, что и наверху.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXXVI
В центре, большими буквами: S. C.
Контрмарка NCAPR (Nero Caesar Augustus Probavit).
7. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 36—37 гг.
АВЕРС: Фронтальный вид храма, изображенного шестиколонным, на подиуме из пяти ступеней, с боковыми стенами справа и слева. В центре храма статуя Конкордии (Согласия), держащей патеру в правой руке и рог изобилия — в левой, сидит влево на троне, поставленном на круглый постамент; на боковых стенах лестницы стоят во фронт две фигуры: справа — Геркулес, держащий дубину вверх в левой руке и поднявший правую руку за голову; слева — Меркурий, держащий кадуцей в правой руке и непонятный предмет (кошелек?) — в левой. Фронтон чистый; наверху стоят: Юпитер — в центре, во фронт, с Юноной с правой стороны от него и Минервой — с левой; справа от этой группы стоит Церера, держащая рог изобилия в левой руке и длинный скипетр в правой, и Виктория, держащая венок над головой обеими руками; слева стоит Диана, держащая копье в левой руке и опершаяся правой рукой в бок, на ее спине колчан, и далее Виктория — так же, как описано выше. Справа и слева от целлы два крыла храма; в середине каждого квадратная панель и сверху каждого стоит Виктория, в той же позе, что и наверху.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXXIIX
В центре, большими буквами: S. C.
8. Сестерций, медь
Веспасиан
Рим, 76 г.
АВЕРС: IMP. CAES. VESPASIAN. AVG. P. M. TR. P. P. P. COS. VII — голова Веспасиана, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: Вид на фасад храма Юпитера Капитолийского, изображенный шестиколонным; четыре ступеньки ведут на подиум, где в центре, между колоннами, Юпитер сидит на троне, установленном на пьедестале; слева и справа от него стоят статуи (Юноны и Минервы); снаружи колоннады, слева и справа — стоят статуи; на фронтоне Юпитер сидит на троне, слева и справа от него стоят фигуры, по углам — борящиеся группы (?): на крыше — статуи и орлы слева и справа.
В обрезе: S. C.
9. Денарий, серебро
Рим, 112—111 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Марса (Сципиона Старшего? Блазиона?) в коринфском шлеме с гребнем вправо, над ним X, впереди CN. BLASIO CN. F., сзади пальмовая ветвь. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Юпитер стоит анфас между Юноной и Минервой, держит скипетр в правой руке и молнию — в левой; Юнона держит скипетр в правой руке; Минерва в шлеме держит скипетр в левой руке и коронует Юпитера правой рукой, в поле монограммой BLA, внизу ROMA. Кайма из точек.
10. Аурей, золото
Дидий Юлиан
Рим, 193 г.
АВЕРС: MANL. SCANTILLA AVG. — драпированный бюст Манлии Скантиллы вправо, вьющиеся в два гребня волосы собраны в большой пучок на затылке.
РЕВЕРС: IVNO REGINA — Юнона, в стефане, с покрытой головой, в драпировке, стоит во фронт, голова влево, держит патеру в правой руке над павлином слева и скипетр, вертикально, — в левой руке; павлин стоит влево и поворачивает голову назад.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА