Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

КЕНТА́ВРЫ

Cen­tau­ri, Κέν­ταυ­ροι, от κεν­τεῖν и ταῦρος, т. е. «охот­ни­ки на буй­во­лов», или же про­изо­шло из κέν­το­ρες (ἵπ­πων), т. е. «всад­ни­ки, ска­ку­ны». Пред­став­ле­ние о них воз­ник­ло, может быть, под вли­я­ни­ем рас­ска­зов о нра­вах одно­го фес­са­лий­ско­го наро­да, имев­ше­го обы­чай нико­гда не сле­зать со сво­их коней. У Гоме­ра (Il. 1, 268. 2, 743, где они назы­ва­ют­ся Φῆ­ρες, Θῆ­ρες, Od. 21, 295 слл.) и в древ­ней­шее вре­мя они явля­ют­ся гру­бым, гор­ным пле­ме­нем Фес­са­лии, лох­ма­тым, с кур­ча­вы­ми воло­са­ми, с живот­ною стра­стью к вину и жен­щи­нам. Про­гнан­ные с Ойты и Пели­о­на лапи­фа­ми, они потя­ну­лись к Пин­ду и гра­ни­цам Епи­ра. Веро­ят­но, лишь начи­ная с Пин­да­ра (ок. 500 г. до Р. Х.) нача­ли пред­став­лять себе кен­тав­ров напо­ло­ви­ну людь­ми, напо­ло­ви­ну лошадь­ми; впро­чем, древ­ней­шее искус­ство пред­став­ля­ло их таким обра­зом, что к пол­но­му изо­бра­же­нию чело­ве­ка при­де­лы­ва­ли сза­ди тело лоша­ди; позд­ней­шее, совер­шен­ное искус­ство при­бав­ля­ло в телу и груди коня верх­нюю часть чело­ве­че­ско­го туло­ви­ща. По древ­ней­ше­му пре­да­нию, эти двое­об­раз­ные кен­тав­ры про­изо­шли от Икси­о­на и Нефе­лы, облач­но­го изо­бра­же­ния, создан­но­го Зев­сом по подо­бию Геры. Осо­бен­но зна­ме­ни­та была их борь­ба с лапи­фа­ми, воз­ник­шая на свадь­бе Пей­ри­фоя (см. Pi­ri­tho­us). Ovid. met. 12, 210 слл. И Геракл борол­ся с кен­тав­ра­ми. Eur. Herc. fur. 181 слл. Sophoc. Tra­chi­niæ. 1095. Вслед­ст­вие их сме­шан­но­го харак­те­ра, род­ст­вен­но­го с зве­ре­об­раз­ны­ми сати­ра­ми, и вслед­ст­вие их стра­сти к вину кен­тав­ров вклю­ча­ли в сви­ту Дио­ни­са; но тут их пер­во­на­чаль­ная гру­бость и дикость смяг­че­на крот­кою силою бога. Они смир­но шага­ют перед колес­ни­цей Дио­ни­са, тру­бя в рога и играя на лире, руко­во­ди­мые эрота­ми, в одной тол­пе с сати­ра­ми, ним­фа­ми и вак­хан­ка­ми. Самый выдаю­щий­ся сре­ди кен­тав­ров Хей­рон, сын Кро­но­са и Фили­ры, отли­чав­ший­ся спра­вед­ли­во­стью и муд­ро­стью. Он пре­одо­лел при­род­ную гру­бость сво­его пле­ме­ни, про­све­тил свой харак­тер нрав­ст­вен­но­стью и зна­ни­ем и сде­лал­ся зна­ме­ни­тым вос­пи­та­те­лем и учи­те­лем про­сла­вив­ших­ся геро­ев древ­но­сти, како­вы Ахил­лей (Hom. Il. 11, 831), Кастор и Полидевк, Амфи­а­рай и др. Он учил их на Пели­оне музы­ке, вра­че­ва­нию, гим­на­сти­ке и про­ри­ца­нию. Его дочь Енде­ида была мате­рью Пелея и Тела­мо­на, бабуш­кой Ахил­лея и Аян­та. От сво­его дру­га Герак­ла полу­чил он неис­це­ли­мую рану, кото­рую нанес ему Геракл совер­шен­но про­тив сво­ей воли стре­лою, про­пи­тан­ной ядом лер­ней­ской гид­ры (см. Her­cu­les, 7); по дру­го­му рас­ска­зу, Хей­рон ранил себе ногу стре­лою зашед­ше­го к нему Герак­ла, кото­рую тот неча­ян­но уро­нил, и умер, пере­дав свое бес­смер­тие Про­ме­фею. Зевс поме­стил его, под име­нем стрель­ца, в чис­ло созвездий.

Новей­шие иссле­до­ва­те­ли неод­но­крат­но иска­ли в кен­тав­рах есте­ствен­но-сим­во­ли­че­ско­го зна­че­ния и их лоша­ди­ную при­ро­ду счи­та­ли наме­ком на реки; нако­нец, при­ня­ли их за оли­це­тво­ре­ние бур­ных пото­ков, низ­вер­гаю­щих­ся с высоты леси­стых гор. Одна­ко древ­ней­шие кен­тав­ры про­сто дикие, гор­ные люди, про­гнан­ные из сво­их жилищ после тяже­лой борь­бы зна­ме­ни­ты­ми геро­я­ми и сде­лав­ши­е­ся без­вред­ны­ми. Даже их име­на не ука­зы­ва­ют на реки. При­ло­жен­ный при этом сни­мок с релье­фа, нахо­дя­ще­го­ся на фри­зе Апол­ло­но­ва хра­ма в Бас­сах, при Фига­лии в Арка­дии, изо­бра­жа­ет сце­ну из борь­бы лапи­фов с кен­тав­ра­ми на свадь­бе Пей­ри­фоя.

См. также:
КЕНТАВРЫ (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 270—271.
См. по теме: ЭЛИМ, ЕЛИМ • ЭЛИСА • ЭННОМ, ЕННОМ • ЭРИБЕЯ, ЕРИБЕЯ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фронтальная панель саркофага со сценой кентавромахии.
Проконнесский мрамор. Ок. 150 г. н. э.
Остия, Археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Битва морского бога Тритона, сына Посейдона, и его матери Амфитриты с гигантами.
Западный фриз на северном выступе Пергамского алтаря.
Мрамор.
Ок. 180—159 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
3. МОЗАИКА. Греция.
Нереиды.
Кипр, Дом Эона.
Сер. IV в. н. э.
Пафос, Археологический парк.
4. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Битва морского бога Тритона, сына Посейдона, и его матери Амфитриты с гигантами.
Западный фриз на северном выступе Пергамского алтаря.
Мрамор.
Ок. 180—159 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
5. МОЗАИКА. Рим.
Мозаика с кентаврами.
120—130 гг.
Берлин, Государственные музеи, Старый музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с мифом о Дионисе и Ариадне.
Мрамор. Ок. 235 г. н. э.
Париж, Лувр.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фронтальная панель саркофага с изображением дионисийской процессии.
Мрамор. III в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
8. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Голова кентавра.
Западный фронтон храма Зевса в Олимпии.
Мрамор. 60-е гг. V в. до н. э.
Олимпия, Археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Метопа Парфенона. Бой кентавра с лапифом.
Мрамор. 430-е гг. до н. э.
Лондон, Британский музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с портретом умершего в раковине, поддерживаемой морскими кентаврами.
Белый мрамор.
Рим. II в. н. э.
Рим, Церковь Сан-Крисогоно.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА