Словарь античности

КЕНТАВРЫ, в гре­че­ских ска­за­ни­ях мифи­че­ские суще­ства, полу­люди, полу­ко­ни; потом­ки Икси­о­на и Нефе­лы. На свадь­бе царя лапи­фов Пири­фоя они пыта­лись похи­тить жен­щин, и преж­де все­го неве­сту — Гип­по­да­мию. Раз­го­ре­лась бит­ва меж­ду лапи­фа­ми и кен­тав­ра­ми (кен­тав­ро­ма­хия); кен­тав­ры потер­пе­ли пора­же­ние. Зна­ме­ни­тые кен­тав­ры — Хирон, Несс и Фол.

См. также:
КЕНТАВРЫ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД • ЭНИО, ЕНИО • ЭМПУСА, ЕМПУЗА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Настенная роспись экседры или триклиния y, нижняя часть южной стены.
Фреска IV стиля из Помпей (Дом Бронзы, VII, 4, 59).
50—79 гг.
Художник Винченцо Лория (1850—1939).
1886 г.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Статуя кентавра.
Камень. VI в. до н. э.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
3. МОЗАИКА. Рим.
Мозаика с кентаврами.
120—130 гг.
Берлин, Государственные музеи, Старый музей.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Пирифой и Гипподамия принимают кентавров на своей свадьбе.
Фреска из Помпей (Дом Гавия Руфа, VII, 2, 16).
Неаполь, Национальный археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА.
Смерть Франческо Сассетти (рельеф гробницы в капелле Сассетти).
Джулиано да Сангалло.
Мрамор, следы позолоты. 1480-е гг.
Флоренция, Церковь Святой Троицы.
6. МОЗАИКА. Рим.
Дом Фортуны Аннонарии (богини изобильного урожая). Мозаичный пол.
II—IV вв. н. э.
Остия, Археологический парк «Древняя Остия», V, 2, 8.
7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Голова кентавра.
Западный фронтон храма Зевса в Олимпии.
Мрамор. 60-е гг. V в. до н. э.
Олимпия, Археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Метопа Парфенона. Бой кентавра с лапифом.
Мрамор. 430-е гг. до н. э.
Лондон, Британский музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет умершего в щите в окружении гениев смерти, Океана, Теллус, Ахилла и Хирона. Рельеф с imago clipeata на саркофаге.
Белый мрамор. 2-я пол. III в.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с портретом покойного в круглой рамке (imago clipeata).
Белый мрамор. 2-я половина III в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА