Словарь античности

КЕНТАВРЫ, в гре­че­ских ска­за­ни­ях мифи­че­ские суще­ства, полу­люди, полу­ко­ни; потом­ки Икси­о­на и Нефе­лы. На свадь­бе царя лапи­фов Пири­фоя они пыта­лись похи­тить жен­щин, и преж­де все­го неве­сту — Гип­по­да­мию. Раз­го­ре­лась бит­ва меж­ду лапи­фа­ми и кен­тав­ра­ми (кен­тав­ро­ма­хия); кен­тав­ры потер­пе­ли пора­же­ние. Зна­ме­ни­тые кен­тав­ры — Хирон, Несс и Фол.

См. также:
КЕНТАВРЫ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНИО, ЕНИО • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД • ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭМПУСА, ЕМПУЗА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Южная Италия.
Дионисийский саркофаг с кентаврами-клипеофорами.
Лунский мрамор. 220—270 гг. н. э.
Салерно, Кафедральный собор.
2. МОЗАИКА. Рим.
Мозаика с кентаврами.
120—130 гг.
Берлин, Государственные музеи, Старый музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Кентавромахия.
Рельеф саркофага.
Римская работа II в.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал муз, 53.
4. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Статуя кентавра.
Камень. VI в. до н. э.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с портретом покойного в круглой рамке (imago clipeata).
Белый мрамор. 2-я половина III в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с Дионисом, Ариадной и кентаврами-клипеофорами (деталь).
Мрамор. Ок. 230 г. н. э.
Париж, Лувр.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Настенная роспись экседры или триклиния y, нижняя часть южной стены.
Фреска IV стиля из Помпей (Дом Бронзы, VII, 4, 59).
50—79 гг.
Художник Винченцо Лория (1850—1939).
1886 г.
Неаполь, Национальный археологический музей.
8. ГЛИПТИКА. Рим.
Кентавр.
Камея. Сардоникс. II в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Метопа Парфенона. Бой кентавра с лапифом.
Мрамор. 430-е гг. до н. э.
Лондон, Британский музей.
10. ГЛИПТИКА.
Кентавр и вакханка.
Джованни Пихлер (1734—1791).
Италия. Последняя четверть XVIII века.
Камея. Сардоникс, золото.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА