Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

КИПП

Cip­pus,

1) камен­ная колон­на на моги­ле, вооб­ще вся­кий камен­ный столб с над­пи­сью вро­де, напр., рос­пи­сей леги­о­нов;

2) засе­ка, устро­ен­ная Цеза­рем перед Але­зи­ей (подроб­но им опи­сан­ная в b. g. 7, 73) для даль­ней­шей защи­ты уже суще­ст­во­вав­ших укреп­ле­ний и состо­яв­шая из дре­вес­ных ство­лов с креп­ки­ми сучья­ми; свер­ху они были заост­ре­ны, а вни­зу креп­ко свя­за­ны и зако­па­ны в 5 про­веден­ных один за дру­гим рвах, так что заост­рен­ные сучья выда­ва­лись над ними (de­lib­ra­ta ac præacu­ta ca­cu­mi­na), и таким обра­зом явля­лась плот­ная и непро­хо­ди­мая пре­гра­да. Из заме­ча­ния Цеза­ря: hos cip­pos no­mi­na­bant — Напо­ле­он вывел заклю­че­ние, что это было новое изо­бре­те­ние Цеза­ря.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 290.
См. по теме: ДЕДУКЦИЯ • ДЕЛУБР, СВЯТИЛИЩЕ • ЭРУЦИИ • ПОКУПАТЕЛЬ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. НАДПИСИ. Рим.
Межевой камень трибуна Тита Сведия Клемента
72—75 гг. н. э.
CIL X 1018 = ILS 5942 = PompIn 42a.
Помпеи.
2. НАДПИСИ. Рим.
Надпись на межевом камне акведука.
7—6 гг. до н. э.
CIL VI 31542c.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана, Дворик Микеланджело.
3. НАДПИСИ. Рим.
Надпись на межевом камне акведука.
CIL VI 31542g.
7—6 гг. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана, Дворик Микеланджело.
4. НАДПИСИ. Южная Италия.
Стела (иовила) с надписью Сепия Эльвия на языке осков.
2-я пол. IV — кон. III в. до н. э.
Капуя, Музей провинции Кампания.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробный памятник Квинта Сертория Феста, центуриона XI Верного и преданного легиона Клавдия.
Известняк.
I в. н. э.
Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробный памятник Луция Сертория Фирма, сигнифера и аквилифера XI Верного и преданного легиона Клавдия.
Известняк.
I в. н. э.
Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
7. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Ципп с рельефами: мальчик, играющий на двойной свирели между танцующими мужчиной и женщиной.
Известняк.
490—470 гг. до н. э.
Лондон, Британский музей.
8. НАДПИСИ. Северная Африка.
Ципп Луция Цецилия Руфа с посвящением Птолемею, последнему царю Мавретании.
CIL. VIII. 9257 = ILS. 841.
23—40 гг. н. э. Копия.
Рим, Музей Римской культуры.
9. НАДПИСИ. Рим.
Погребальный циппус Тиберия Цезаря, сына Друза Цезаря.
Травертин. 37 г. н. э.
CIL VI 892 = ILS 172 = AE 1994, 242.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 30a.
10. НАДПИСИ. Рим.
Кремационный циппус Юлия Цезаря, сына Германика.
Травертин. 8—10 гг. н. э.
CIL VI 890 = ILS 181b = AE 1994, 241.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 30e.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Статер, серебро
Терина, 400—356 гг. до н.э.
АВЕРС: ΤΕΡΙΝΑΙΩΝ — голова нимфы Терины вправо в серьгах с тройной подвеской и жемчужным ожерельем.
РЕВЕРС: Ника, одетая в длинный хитон и гиматий, сидит влево на циппе, изображенном в перспективе, ее ноги скрещены, складки гиматия спадают между ног, драпируя ципп; на вытянутую правую руку, обращенную ладонью вниз, садится голубь, левая рука опирается на ципп.
2. Сестерций, медь
Филипп I Араб
Рим, 248 г.
АВЕРС: IMP. M. IVL. PHILIPPVS AVG. — драпированный бюст Филиппа I в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: SAECVLARES AVGG. — невысокая колонна с надписью COS. III в две линии.
В поле слева и справа: S. C.
3. Сестерций, медь
Филипп I Араб
Рим, 248 г.
АВЕРС: IMP. M. IVL. PHILIPPVS AVG. — драпированный бюст Филиппа I в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: MILIARIVM SAECVLVM — невысокая колонна с надписью COS. III в две линии.
В поле слева и справа: S. C.
4. Денарий, серебро
Веспасиан
Эфес, 76 г.
АВЕРС: T. CAES. IMP. VESP. CENS. — голова Тита в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: Орел с распростертыми крыльями на полуколонне.
В поле, слева и справа: COS. V
5. Денарий, серебро
Домициан
Рим, 88 г.
АВЕРС: IMP. CAES. DOMIT. AVG. GERM. P. M. TR. P. VIII — голова Домициана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: LVD. / SAEC. / FEC. — в три линии на памятнике или колонне (cippus).
COS. XIII — по обе стороны.
Все внутри венка.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА