Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

КИПП

Cip­pus,

1) камен­ная колон­на на моги­ле, вооб­ще вся­кий камен­ный столб с над­пи­сью вро­де, напр., рос­пи­сей леги­о­нов;

2) засе­ка, устро­ен­ная Цеза­рем перед Але­зи­ей (подроб­но им опи­сан­ная в b. g. 7, 73) для даль­ней­шей защи­ты уже суще­ст­во­вав­ших укреп­ле­ний и состо­яв­шая из дре­вес­ных ство­лов с креп­ки­ми сучья­ми; свер­ху они были заост­ре­ны, а вни­зу креп­ко свя­за­ны и зако­па­ны в 5 про­веден­ных один за дру­гим рвах, так что заост­рен­ные сучья выда­ва­лись над ними (de­lib­ra­ta ac præacu­ta ca­cu­mi­na), и таким обра­зом явля­лась плот­ная и непро­хо­ди­мая пре­гра­да. Из заме­ча­ния Цеза­ря: hos cip­pos no­mi­na­bant — Напо­ле­он вывел заклю­че­ние, что это было новое изо­бре­те­ние Цеза­ря.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 290.
См. по теме: КОНТРАКТ ПРИ ПОКУПКЕ • ПОКУПАТЕЛЬ • БОЕВАЯ КОЛЕСНИЦА • ЭРГАСТУЛ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Циппа в форме женской полуфигуры.
Камень. VI в. до н. э.
Кьюзи, Национальный этрусский музей.
2. НАДПИСИ. Южная Италия.
Стела (иовила) с надписью Сепия Эльвия на языке осков.
2-я пол. IV — кон. III в. до н. э.
Капуя, Музей провинции Кампания.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробный памятник Квинта Сертория Феста, центуриона XI Верного и преданного легиона Клавдия.
Известняк.
I в. н. э.
Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
4. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Гробница V. Дромос. Ниша для погребения и циппус.
Эллинистический период (III—I вв. до н. э.).
Кипр.
Пафос, Гробницы царей.
5. НАДПИСИ. Рим.
Межевой камень с надписью о законе Священного леса (cippus A) — фронтальная сторона.
Известняк. 2-я половина III в. до н. э.
CIL XI, 4766.
Сполето, Городской археологический музей.
6. НАДПИСИ. Рим.
Межевой камень с надписью о законе Священного леса (cippus B) — тыльная сторона.
Известняк. 2-я половина III в. до н. э.
CIL XII, nota al 366.
Сполето, Городской археологический музей.
7. НАДПИСИ. Рим.
Межевой камень трибуна Тита Сведия Клемента
72—75 гг. н. э.
CIL. X. 1018 = ILS. 5942 = PompIn 42a.
Помпеи.
8. НАДПИСИ. Рим.
Межевой камень трибуна Тита Сведия Клемента
72—75 гг. н. э.
CIL. X. 1018 = ILS. 5942 = PompIn 42a.
Помпеи.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробный алтарь Эмилии Репентины.
Лунский мрамор.
II в. н. э.
CIL VI 11163.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Галерея.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Алтарь с надгробной надписью.
Мрамор.
II в. н. э.
CIL VI 13154.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Галерея.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, медь
Филипп I Араб
Рим, 248 г.
АВЕРС: IMP. M. IVL. PHILIPPVS AVG. — драпированный бюст Филиппа I в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: SAECVLARES AVGG. — невысокая колонна с надписью COS. III в две линии.
В поле слева и справа: S. C.
2. Сестерций, медь
Филипп I Араб
Рим, 248 г.
АВЕРС: IMP. M. IVL. PHILIPPVS AVG. — драпированный бюст Филиппа I в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: MILIARIVM SAECVLVM — невысокая колонна с надписью COS. III в две линии.
В поле слева и справа: S. C.
3. Статер, серебро
Терина, 400—356 гг. до н.э.
АВЕРС: ΤΕΡΙΝΑΙΩΝ — голова нимфы Терины вправо в серьгах с тройной подвеской и жемчужным ожерельем.
РЕВЕРС: Ника, одетая в длинный хитон и гиматий, сидит влево на циппе, изображенном в перспективе, ее ноги скрещены, складки гиматия спадают между ног, драпируя ципп; на вытянутую правую руку, обращенную ладонью вниз, садится голубь, левая рука опирается на ципп.
4. Денарий, серебро
Домициан
Рим, 88 г.
АВЕРС: IMP. CAES. DOMIT. AVG. GERM. P. M. TR. P. VIII — голова Домициана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: LVD. / SAEC. / FEC. — в три линии на памятнике или колонне (cippus).
COS. XIII — по обе стороны.
Все внутри венка.
5. Денарий, серебро
Веспасиан
Эфес, 76 г.
АВЕРС: T. CAES. IMP. VESP. CENS. — голова Тита в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: Орел с распростертыми крыльями на полуколонне.
В поле, слева и справа: COS. V
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА