Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

КО́ММОД Лу́ций Э́лий Авре́лий

Commŏdus, L. Aeli­us Aure­lius, сын Мар­ка Авре­лия от Фав­сти­ны, родил­ся в Лану­вии 31 авгу­ста 161 г. по Р. Х., хотя дру­гие счи­та­ют его сыном Фав­сти­ны от гла­ди­а­то­ра. Lampr. Comm. 1. Уже в 166 г. он полу­чил титул цеза­ря, затем в 172 г. про­зва­ние Гер­ма­ни­ка, веро­ят­но, в то вре­мя, когда он сопро­вож­дал отца сво­е­го в Гер­ма­нию. В 175 г., 14 лет от роду, он был с отцом в похо­де на восток, про­тив Авидия Кас­сия. Lampr. Comm. 2. В 176 г. он сде­лал­ся импе­ра­то­ром; в 178 г. женил­ся на Кри­спине и высту­пил с отцом в поход про­тив вторг­ших­ся в импе­рию гер­ман­цев и сар­ма­тов. Dio Cass. 71, 22. 33. Ca­pi­tol. M. Ant. 27. В похо­де Марк Авре­лий вне­зап­но скон­чал­ся, и Ком­мод без затруд­не­ния насле­до­вал ему. Стре­мясь к рос­кош­ной жиз­ни в Риме, он заклю­чил с гер­ман­ца­ми уни­зи­тель­ный мир (Dio Cass. 72, 2. Lampr. Comm. 3) и воз­вра­тил­ся в Рим. Здесь он все­це­ло пре­дал­ся сво­им низ­ким наклон­но­стям и стра­сти к жесто­ко­сти и, имея роб­кий и сла­бый харак­тер, совер­шен­но под­чи­нил­ся вли­я­нию дур­но­го обще­ства и сво­их любим­цев. Хотя один его люби­мец, Анте­рот, был убит, зато дру­гой — Перен­нис — занял его место и тиран­ст­во­вал над импе­ра­то­ром и импе­ри­ей до самой смер­ти (186 г.). Впро­чем, Перен­нис ста­рал­ся под­дер­жать дис­ци­пли­ну в вой­ске и являл себя бес­ко­рыст­ным, так как не искал богатств. Его поги­бель была вызва­на его стро­го­стью: он был убит людь­ми, подо­слан­ны­ми из вой­ска, нахо­див­ше­го­ся в Бри­та­нии. Пре­ем­ни­ком его в каче­стве мини­ст­ра был Кле­андр. Dio Cass. 72, 9 сл. He­rod. 1, 8. Пер­во­на­чаль­но Кле­андр был воль­ноот­пу­щен­ни­ком. Импе­ра­тор меж­ду тем пре­да­вал­ся сво­ей стра­сти к играм, на кото­рые тра­тил боль­шие сум­мы и на кото­рых не сты­дил­ся высту­пать сам в роли гла­ди­а­то­ра. He­rod. 1, 15. Lampr. Comm. 8. Такое поведе­ние импе­ра­то­ра и бес­че­ло­веч­ный про­из­вол Кле­анд­ра подо­рва­ли в рим­ля­нах вся­кое ува­же­ние к Ком­мо­ду, и за свою чрез­мер­ную жесто­кость он был убит 31 декаб­ря 192 г. в то вре­мя как он толь­ко лишь при­го­во­рил к смер­ти назна­чен­ных кон­су­лов; народ не хотел поща­дить даже его тру­па. Lampr. Comm. 17. Dio Cass. 72, 22. Ср. Zür­cher, Com­mo­dus, в Bü­din­gers Un­ter­su­chun­gen zur röm. Kai­ser­ge­schich­te (1868), I, стр. 223—263.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 315.
См. также:
КОММОД (Словарь античности)

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: КОНСТАНТ • КОНСТАНТИН • КОНСТАНЦИЙ • КЛЕЛИИ (КЛОЙЛИИ, КЛУИЛИИ) •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 40 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Молодой Коммод (деталь).
Мрамор. 175—177 гг.
Рим, Национальная галерея античного искусства в палаццо Корсини.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Коммода.
Белый мелкокристаллический мрамор.
Последняя четверть II в. н. э.
Байи, Археологический музей Флегрейских полей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Император Коммод.
Мрамор. 180—192 гг.
Инв. № I 15.
Вена, Музей истории искусств.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет юного Коммода.
Лунский мрамор. 172—173 гг.
Инв. № 79.
Остия, Археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Молодой Коммод.
Мрамор. 175—177 гг.
Рим, Национальная галерея античного искусства в палаццо Корсини.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Коммода (деталь).
Белый мелкокристаллический мрамор.
Последняя четверть II в. н. э.
Байи, Археологический музей Флегрейских полей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст императора Коммода в образе Геркулеса. Деталь.
Мрамор. Ок. 185 г. н. э.
Инв. № MC 1120.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Залы Ламиевых садов.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Император Коммод.
Мрамор. 180—192 гг.
Инв. № I 15.
Вена, Музей истории искусств.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Коммод.
Мрамор. 178—179 гг.
Инв. № MR 447 / Ma 1123.
Париж, Лувр.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет юного Коммода.
Мрамор. 172—173 гг.
Инв. № 2007.84.1.
Нью-Хейвен (США), Художественная галерея Йельского университета.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 23 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Коммод
Рим, 183—184 гг.
АВЕРС: M. COMM. ANTON. AVG. PIVS BRIT. — драпированный бюст Коммода, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: Коммод, с покрытой головой, в тоге, стоит во фронт, голова влево, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над алтарем-треножником слева, в левой руке держит свиток у бока.
VOT. SVSC. DEC. P. M. TR. P. VIIII IMP. VII
В обрезе: COS. IIII P. P.
2. Аурей, золото
Коммод
Рим, 192 г.
АВЕРС: L. AEL. AVREL. COMM. AVG. P. FEL. — бюст Коммода, в лавровом венке, в эгиде, вправо.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. XVII IMP. VIII COS. VII P. P. — крылатая Виктория, в драпировке, идет влево, держит венок в протянутой правой руке и пальмовую ветвь — в левой.
3. Аурей, золото
Коммод
Рим, 186—187 гг.
АВЕРС: M. COMM. ANT. P. FEL. AVG. BRIT. — драпированный бюст Коммода, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: NOBILIT. AVG. P. M. TR. P. XII IMP. VIII COS. V P. P. — Нобилитас (Знатность), в драпировке, стоит во фронт, держит в правой руке вертикально скипетр и в левой — статуэтку в шлеме, которая стоит влево и держит патеру в правой руке и скипетр — в левой (RCTV — палладий?).
4. Асс, медь
Коммод
Рим, 190—191 гг.
АВЕРС: M. COMM. ANT. P. FELIX AVG. BRIT. P. P. — голова Коммода, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: APOL. PALAT. P. M. TR. P. XVI COS. VIАполлон, в длинной одежде до ног, стоит во фронт, голова вправо, держит плектр в правой руке и лиру на колонне — в левой.
В поле, слева и справа: S. C.
5. Аурей, золото
Коммод
Рим, 183—184 гг.
АВЕРС: M. COMMODVS ANTON. AVG. PIVS — бюст Коммода, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. VIIII IMP. VI COS. IIII P. P. — Юпитер, обнаженный до талии, сидит на невысоком сиденье, держит Викторию на вытянутой правой руке и скипетр, вертикально, в левой руке.
6. Медальон, медь
Луций Вер
165—166 гг.
АВЕРС: L. VERVS AVG. ARM. PARTH. MAX. — драпированный бюст Луция Вера, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: TR. P. VI IMP. III COS. II — Вер стоит на платформе влево, вместе с ним там находятся преторианский префект и один солдат, он представляет юного Коммода четырём солдатам, которые держат вексиллум, инсигний и щиты.
7. Сестерций, медь
Коммод
Рим, 191—192 гг.
АВЕРС: L. AEL. AVREL. COMM. AVG. P. FEL. — голова Коммода, в львиной шкуре, вправо.
РЕВЕРС: HERCVLI ROMANO AVG. — лук, дубина и колчан со стрелами, все вертикально, слева направо.
В обрезе: S. C.
8. Медальон, медь
Коммод
Рим, 189 г.
АВЕРС: M. COMMODVS ANTONINVS PIVS FELIX AVG. BRIT. — поясной бюст Коммода, в доспехах, в лавровом венке, вправо; вид спереди; на груди, на доспехах эгида в форме двух крылатых козьих шкур на голове Медузы, правая лямка панциря украшена фигурой божества в шлеме, которое стоит вправо и держит вертикально скипетр, застежка и длинная складка плаща на левом плече.
РЕВЕРС: Пакс (Мир) сидит влево на троне с высокой спинкой, облокотившись на трон левой рукой, в которой держит наклоненный скипетр; в правой руке держит ветвь.
PACI AETER. P. M. TR. P. XIIII IMP. VIII
В обрезе: COS. V P. P.
9. Медальон, медь
Коммод
Рим, 191 г.
АВЕРС: M. COMMODVS ANTONINVS PIVS FELIX AVG. BRIT. — драпированный бюст Коммода, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: Коммод, в образе Геркулеса, стоит влево, держит рог изобилия в левой руке и совершает жертвенное возлияние из патеры в правой руке на горящий алтарь, к которому прислонена его дубина; слева — дерево, на котором висит шкура льва и лук.
HERC. COMMODIANO P. M. TR. P. XVI IMP. VIII
В обрезе: COS. VI P. P.
10. Аурей, золото
Марк Аврелий
Рим, 175—176 гг.
АВЕРС: COMMODO CAES. AVG. FIL. GERM. SARM. — драпированный бюст Коммода, в доспехах, с обнаженной головой, вправо.
РЕВЕРС: SPES PVBLICA — Спеса (Надежда), в драпировке, идет влево, держит цветок в правой руке, собрав складки подола левой рукой.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА