Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ПИР

Con­vi­vium, συμ­πό­σιον (ср. Ci­bus), σύν­δειπ­νον, обед или пируш­ка, кото­рую осо­бен­но страст­но люби­ли и справ­ля­ли рим­ляне и кото­рую их поэты про­сла­ви­ли с вдох­нов­лен­ным увле­че­ни­ем. У гре­ков пиру­ю­щие более сами забо­ти­лись о сво­ем удо­воль­ст­вии и раз­вле­че­нии, а у рим­лян в про­ме­жут­ки меж­ду пере­ме­на­ми блюд пред­ла­га­лись раз­лич­ные зре­ли­ща и кон­цер­ты. Попой­ка велась по гре­че­ско­му обы­чаю, систе­ма­тич­но: выби­рал­ся rex или ar­bi­ter bi­ben­di (βα­σιλεύς или συμ­πο­σίαρ­χος), опре­де­ля­лась мера бока­лов и кре­пость сме­си, наблюда­лись раз­лич­ные обы­чаи, напр. ad ne­me­rum bi­be­re, при­чем осу­ша­ли столь­ко бока­лов, сколь­ко букв было в име­ни чест­ву­е­мо­го лица или сколь­ко ему жела­ли лет. Дело, конеч­но, не обхо­ди­лось без вен­ков (co­ronæ), мазей (un­guen­ta), воз­ли­я­ний (li­ba­tio­nes) и лакомств (bel­la­ria). Сюда отно­сит­ся кру­го­вая попой­ка (cir­cum­po­ta­tio) при тризне, кото­рая дошла до тако­го без­обра­зия, что осо­бен­ные зако­ны децем­ви­ров (как рань­ше зако­ны Соло­на в Афи­нах) отме­ни­ли этот обы­чай. Cic. legg. 2, 24, 60.

См. также:
ЭРАНЫ, ПИР (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 341.
См. по теме: Бихаракта • ЭПОХА • ДАДУХИ • ЭФЕСИИ, ЕФЕСИИ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА.
Гости на пиршестве (symposium).
По рисунку на вазе.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Смерть Софонисбы (сцена пиршества).
Фреска из Помпей (Дом Иосифа II, VIII. 2. 39).
20 г. до н. э. — 25 г. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXI.
3. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Пирующий этруск, деталь погребальной урны.
Глина. III в. до н. э.
Кьюзи, Национальный археологический музей.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Приготовление к пиршеству. Деталь.
Ок. 340—280 гг. до н. э.
Орвието, Гробница Голини.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Приготовление к пиршеству. Деталь.
Ок. 340—280 гг. до н. э.
Орвието, Гробница Голини.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Силен и менада (фрагмент сцены пира Диониса).
Торцовая стенка саркофага.
Белый мрамор. Середина II в. н. э.
Ареццо, Городской археологический музей.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Сцена пиршества.
V в. до н. э.
Тарквиния, Гробница Погребального ложа.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фигура пирующего Геракла.
Мрамор.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Человек, занятый пиршеством. Деталь с патерой.
V в. до н. э.
Тарквиния, Гробница Погребального ложа.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Пирующий человек.
VI в. до н. э.
Тарквиния, Гробница Львиц.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Гай Целий Кальд
Рим, 51 г. до н.э.
АВЕРС: C. COEL. CALDVS COS. (Caius Coelius Caldus consul) — обнаженная голова консула Гая Целия Кальда, обращенная вправо; сзади головы знамя (vexillum) с надписью HIS. (Hispania); спереди знамя в виде кабана. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Позади стола фигура Л. Кальда, приготавливающего пиршество (epulum) для Юпитера1; на столе надпись в две строки: L. CALDVS / VII VIR EPVL. (VIR, VL — монограммой) (Lucius Caldus septemvir epulo). С левой стороны трофей с круглым македонским щитом, с правой — трофей с трубой (carnyx) и овальным щитом, украшенным пучком молний. Слева и справа вертикальная надпись: C. CALDVS / IMP. A. X. (Caius Caldus, imperator, augur, decemvir [sacris faciundis]), внизу: C. CALDVS. III VIR. (ALD — монограммой) (Caldus triumvir).

1 Описание реверса дается по RCTV, CRR. Другие варианты для сцены: Babelon: фигура, приготавливающая лектистерний; BMCRR: высокий лектистерний, увенчанный сидящей фигурой; CRR: сидящая фигура на лектистернии; RSC: фигура, сидящая на высоком лектистернии.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА