Мифы народов мира

АРИА́ДНА (Ἀριάδ­νη), в гре­че­ской мифо­ло­гии дочь крит­ско­го царя Мино­са и Паси­фаи, внуч­ка солн­ца Гелиоса. Когда Тесей был со сво­и­ми спут­ни­ка­ми заклю­чён в лаби­ринт на Кри­те, где оби­тал чудо­вищ­ный Мино­тавр, Ари­ад­на, влю­бив­шись в Тесея, спас­ла его. Она дала ему клу­бок нити («нить Ари­ад­ны»), раз­ма­ты­вая кото­рый, он нашёл выход из лаби­рин­та. Ари­ад­на бежа­ла тай­но с Тесе­ем, обе­щав­шим на ней женить­ся (Hyg. Fab. 42). Она была оча­ро­ва­на Тесе­ем ещё во вре­мя игр в память её бра­та Анд­ро­гея, устро­ен­ных Мино­сом (Plut. Quest. graec. 35). Застиг­ну­тый бурей у ост­ро­ва Нак­сос, Тесей, не желая вез­ти Ари­ад­ну в Афи­ны, поки­нул её, когда она спа­ла (Hyg. Fab. 42). Бог Дио­нис, влюб­лён­ный в Ари­ад­ну, похи­тил её и на ост­ро­ве Лем­нос всту­пил с ней в брак (Apol­lod. epit. I 9). Когда боги справ­ля­ли свадь­бу Ари­ад­ны и Дио­ни­са, то Ари­ад­на была увен­ча­на вен­цом, пода­рен­ным гора­ми и Афро­ди­той. Им Дио­нис ещё рань­ше обо­льстил Ари­ад­ну на Кри­те. С помо­щью это­го све­тя­ще­го­ся вен­ца работы Гефе­ста спас­ся из тём­но­го лаби­рин­та Тесей. Этот венец был воз­не­сён Дио­ни­сом на небо в виде созвездия (Ps.-Era­tosth. 5). Ари­ад­на пода­ри­ла Тесею ста­тую Афро­ди­ты, кото­рую он посвя­тил Апол­ло­ну во вре­мя сво­его пре­бы­ва­ния на Дело­се (Plut. Thes. 21). Сест­ра Ари­ад­ны Фед­ра ста­ла потом супру­гой Тесея (Hyg. Fab. 43).


Лит.: Ma­ri­ni A. M., Il mi­to di Arian­na, «Ate­ne e Ro­ma», 1932, № 1—2, p. 60—97, № 3—4, p. 121—142.

А. А. Тахо-Годи

Миф об Ари­адне был чрез­вы­чай­но популя­рен в антич­ном искус­стве, о чём свиде­тель­ст­ву­ют мно­го­чис­лен­ные вазы, релье­фы рим­ских сар­ко­фа­гов и пом­пей­ские фрес­ки (сюже­ты: «Ари­ад­на, вру­чаю­щая Тесею нить», «спя­щая Ари­ад­на», «Тесей, покидаю­щий Ари­ад­ну», «Дио­нис, обна­ру­жи­ваю­щий спя­щую Ари­ад­ну», «шест­вие Дио­ни­са и Ари­ад­ны»). В эпо­ху Воз­рож­де­ния худож­ни­ков при­вле­ка­ли сюже­ты: «боги вру­ча­ют Ари­адне звёзд­ный венец» и «три­умф Дио­ни­са и Ари­ад­ны» (Тици­ан, Я. Тин­то­рет­то, Аго­сти­но и Анни­ба­ле Каррач­чи, Г. Рени, Я. Йор­данс и др.), в 18 в. — сюжет «поки­ну­тая Ари­ад­на» (кар­ти­на А. Кауф­ман и др.).

Миф об Ари­адне раз­ра­ба­ты­вал­ся в евро­пей­ской дра­ма­тур­гии: в 17 в. — «Ари­ад­на» О. Ринуч­чи­ни; «Ари­ад­на» В. Джу­сти; «Похи­щен­ная Ари­ад­на» А. Арди; «Крит­ский лаби­ринт» Лопе де Вега; «Ари­ад­на» И. Гун­ду­ли­ча; «Ари­ад­на» Т. Кор­не­ля; «Ари­ад­на» У. Деве­нан­та; в 18 в. — «Ари­ад­на» П. Я. Мар­тел­ло; «Ари­ад­на на Нак­со­се» И. К. Бран­де­са; в 19 в. — «Ари­ад­на» И. Г. Гер­де­ра; в 20 в. — «Ари­ад­на на Нак­со­се» Э. Людви­га; «Ари­ад­на на Нак­со­се» П. Эрн­ста; «Ари­ад­на» М. Цве­та­е­вой.

Судь­ба Ари­ад­ны послу­жи­ла сюже­том боль­шо­го чис­ла опер 17 — нач. 19 вв., в т. ч. «Ари­ад­на» К. Мон­тевер­ди; «Ари­ад­на» Р. Кам­бе­ра; «Ари­ад­на и Тесей» и «Ари­ад­на на Нак­со­се» Н. Пор­по­ры, «Обма­ну­тая, а затем став­шая боги­ней Ари­ад­на» Р. Кай­зе­ра; «Ари­ад­на» Б. Мар­чел­ло; «Ари­ад­на на Кри­те» Г. Ф. Ген­де­ля; «Ари­ад­на» Дж. М. Орлан­ди­ни; «Ари­ад­на на Нак­со­се» И. С. Май­ра и др. Ора­то­рии «Ари­ад­на на Нак­со­се» Й. Гайд­на, И. К. Ф. Баха и др. Сюже­ты мифа в 20 в. вновь начи­на­ют при­вле­кать вни­ма­ние ком­по­зи­то­ров («Ари­ад­на» Ж. Мас­сне; «Ари­ад­на на Нак­со­се» Р. Штра­у­са; «Поки­ну­тая Ари­ад­на» Д. Мийо; «Ари­ад­на» Б. Мар­ти­ну).

См. также:
АРИАДНА (Словарь античности)
АРИАДНА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 103.
См. по теме: ЭНИПЕЙ, ЕНИПЕЙ • ЭННОМ, ЕННОМ • ЭРАТО, ЕРАТО • ЭТЕОКЛ, ЕТЕОКЛ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Ваза Боргезе. Деталь: Дионис, Ариадна и пляшущий сатир.
Пентелийский мрамор.
Нео-аттическая работа 2-й половины I в. до н. э.
Париж, Лувр.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Дионис и Ариадна.
Фреска IV стиля из Помпей (Дом Золотого Браслета, VI 17, 42).
Помпеи, Археологический парк Помпей.
3. ТОРЕВТИКА. Греция.
Дервенийский кратер.
Бронза.
330—320 гг. до н. э.
Салоники, Археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дионисийский саркофаг-ленос со сценами праздника сбора винограда (фронтальная панель).
Белый мрамор. Нач. III в. н. э.
Салерно, Кафедральный собор.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Ваза Боргезе.
Пентелийский мрамор.
Нео-аттическая работа 2-й половины I в. до н. э.
Париж, Лувр.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Вакх, находящий Ариадну.
Фреска из Помпей.
Четвертый стиль. 60—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Дионис и Ариадна.
Фреска IV стиля из Помпей (Дом Золотого Браслета, VI 17, 42).
Помпеи, Археологический парк Помпей.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Сатир, обнимающий менаду.
Фреска III стиля из Помпей (V, 1, 26).
1—50 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Тесей покидает Ариадну на острове Наксос (деталь саркофага со сценами мифа о Тесее и Ариадне).
Мрамор.
130—150 гг. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сатир извлекает занозу из ноги Пана. Деталь рельефа стороны 1 саркофага с дионисийскими сценами.
Мрамор. Ок. 210 г. н. э.
Москва, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА