ГЕ́КТОР (Ἕκτωρ), в греческой мифологии сын Приама и Гекубы, главный троянский герой в «Илиаде». Об участии Гектора в военных действиях в первые годы войны источники сообщают только, что от руки Гектора пал Протесилай, первым вступивший на троянскую землю (Apollod. epit. III 30). Прославился Гектор на десятом году войны. Как старший сын Приама и его непосредственный преемник, он возглавляет боевые действия троянцев, сам отличаясь силой и геройством. Дважды Гектор вступает в единоборство с Аяксом Теламонидом, наиболее могучим после Ахилла ахейским героем (Hom. Il. VII 181—
Исследователи древнегреческого эпоса давно обратили внимание на то, что с именем Гектора не связаны какие-либо другие события Троянской войны, кроме изображённых в «Илиаде». Могилу Гектора показывали не в Троаде, а в Фивах (Paus. IX 18, 5); это делает возможным предположение, что по происхождению Гектор — беотийский герой, и его сражение с Ахиллом первоначально имело место на греческой почве. Только относительно поздно образ Гектора был включён в круг сказаний о Троянской войне, в которых Гектор больше, чем какой-либо другой герой, олицетворяет идею патриотического долга. Вероятно, именно поэтому образ Гектора пользуется большой симпатией автора «Илиады». С особенной теплотой Гектор изображён в знаменитой сцене прощания с женой Андромахой (VI 370—
В европейской литературе («Прощание Гектора» Шиллера и др.) сохранялось традиционное отношение к образу как олицетворению благородства (так, в пьесе Ж. Жироду «Троянской войны не будет» Гектор по сути дела является главным героем — выразителем гуманистических идей).
В античной пластике (рельефы саркофагов) и вазописи особенно были распространены сюжеты: поединок Гектора с Аяксом, прощание с Андромахой, гибель Гектора, выкуп его тела Приамом. Европейское искусство обращалось к сюжетам: поединок с Ахиллом (эскиз
|
||
1. СКУЛЬПТУРА. Греция. Фрагмент панели саркофага со сценой выкупа тела Гектора. Мрамор. Конец II — начало III вв. н. э. Спарта, Археологический музей. |
||
2. КЕРАМИКА. Южная Италия. Т. н. «Ваза Патрокла», сторона A. Деталь. Кратер краснофигурный. Апулия. Мастер Дария. Глина. 340—320 гг. до н. э. Неаполь, Национальный археологический музей. |
||
3. СКУЛЬПТУРА. Рим. «Ахилл обмывает тело Гектора перед возвращением его Приаму» — сцена фриза крышки саркофага со сценами из Илиады. Греческий мрамор. 160 г. н. э. Остия, Археологический музей. |
||
4. СКУЛЬПТУРА. Рим. Саркофаг со сценами из Илиады (т. н. «саркофаг из Пианабеллы») — фронтальная панель. Греческий мрамор. 160 г. н. э. Остия, Археологический музей. |
||
5. СКУЛЬПТУРА. Рим. Саркофаг со сценами из Илиады (т. н. «саркофаг из Пианабеллы»). Греческий мрамор. 160 г. н. э. Остия, Археологический музей. |
||
6. СКУЛЬПТУРА. Рим. «Ахилл волочит за колесницей тело Гектора вокруг могилы Патрокла» — сцена фриза крышки саркофага со сценами из Илиады. Греческий мрамор. 160 г. н. э. Остия, Археологический музей. |
||
7. СКУЛЬПТУРА. Рим. «Ахилл оплакивает мертвого Патрокла» — сцена фронтальной панели саркофага со сценами из Илиады. Греческий мрамор. 160 г. н. э. Остия, Археологический музей. |
||
8. СКУЛЬПТУРА. Этрурия. Узнавание Париса в доме Приама. Рельеф фронтальной стенки этрусской погребальной урны для пепла. Алебастр. II в. до н. э. Милан, Городской археологический музей. |
||
9. СКУЛЬПТУРА. Этрурия. Узнавание Париса в доме Приама. Рельеф фронтальной стенки этрусской погребальной урны для пепла. Алебастр. II в. до н. э. Верона, Музей-лапидарий Маффеи. |
||
10. СКУЛЬПТУРА. Этрурия. Узнавание Париса в доме Приама. Рельеф фронтальной стенки этрусской погребальной урны для пепла. Травертин. II—I вв. до н. э. Флоренция, Национальный археологический музей. |