Мифы народов мира

ГЕКУ́БА, ГЕКА́БА (Ἑκά­βη), в гре­че­ской мифо­ло­гии жена тро­ян­ско­го царя При­а­ма. Её отцом счи­та­ли либо фри­гий­ско­го царя Диман­та (Hom. Il. XVI 718 след.), либо (начи­ная с Еври­пида) неко­е­го Кис­сея, эпо­ни­ма фра­кий­ско­го горо­да Кис­сос. Что каса­ет­ся мате­ри Геку­бы, то этот вопрос оста­вал­ся неяс­ным уже в антич­ной гене­а­ло­гии (Све­то­ний, Тибе­рий, 70). В «Илиа­де» (XXIV 496) Геку­ба назва­на мате­рью девят­на­дца­ти сыно­вей; дру­гие источ­ни­ки несколь­ко умень­ша­ют их чис­ло или округ­ля­ют до два­дца­ти, но схо­дят­ся в том, что сре­ди них были Гек­тор, Парис, Елен, Деи­фоб и Тро­ил (послед­ний — от Апол­ло­на), сре­ди доче­рей — Кас­сандра и Полик­се­на. В «Илиа­де» роль Геку­бы неве­ли­ка: по ука­за­нию Гек­то­ра она совер­ша­ет жерт­во­при­но­ше­ние Афине, а впо­след­ст­вии с отча­я­ни­ем наблюда­ет за сра­же­ни­ем Гек­то­ра с Ахил­лом и опла­ки­ва­ет уби­то­го сына (VI 263—296; XXII 79—89, 430—436; XXIV 746—760). Уча­сти Геку­бы после взя­тия Трои посвя­ще­ны одно­имён­ная тра­гедия Еври­пида и в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни его же «Тро­ян­ки»: здесь несчаст­ная цари­ца ста­но­вит­ся свиде­тель­ни­цей того, как уво­дят в плен Кас­сан­дру и Анд­ро­ма­ху, уби­ва­ют малют­ку Асти­а­нак­та и, нако­нец, перед самым отплы­ти­ем ахей­цев при­но­сят Полик­се­ну в жерт­ву на моги­ле Ахил­ла. К это­му моти­ву в «Геку­бе» Еври­пида добав­ля­ет­ся ещё месть Геку­бы пра­ви­те­лю Хер­со­не­са Фра­кий­ско­го Поли­ме­сто­ру за ковар­но уби­то­го им сына Геку­бы Полидо­ра. Геку­ба уби­ва­ет его детей и ослеп­ля­ет его само­го. О даль­ней­шей судь­бе Геку­бы суще­ст­во­ва­ло две вер­сии: либо она была пере­не­се­на Апол­ло­ном в Ликию (Ste­sich. frg. 21), либо была пре­вра­ще­на в соба­ку и бро­си­лась в Гел­лес­понт. Обе вер­сии ука­зы­ва­ют на связь обра­за Геку­бы с обра­зом боги­ни Гека­ты: в Ликии было глав­ное место куль­та этой мало­азий­ской боги­ни, а соба­ка счи­та­лась её свя­щен­ным живот­ным. Мыс Кинос­се­ма («пёсий кур­ган») в Гел­лес­пон­те, где древ­ние лока­ли­зо­ва­ли моги­лу Геку­бы, назы­вал­ся так­же памят­ни­ком Гека­ты.


Лит.: Def­landre M. L., Hé­cu­be. Étu­de phi­lo­lo­gi­que et ar­chéo­lo­gi­que, Liè­ge, 1939.

В. Н. Ярхо

Пер­вые про­из­веде­ния евро­пей­ской дра­ма­тур­гии на сюжет мифа — пере­во­ды-пере­дел­ки 16 в. тра­гедии Еври­пида («Геку­ба» Ф. П. Оли­вы, «Геку­ба» Лаза­ра де Баи­фа и др.); зави­си­мость от Еври­пида сохра­ни­лась и в после­дую­щих тра­геди­ях 17—18 вв. (наи­бо­лее зна­чи­тель­ны «Геку­ба» Й. ван ден Вон­де­ла и «Тро­ян­ки» И. Э. Шле­ге­ля). В музы­каль­но-дра­ма­ти­че­ском искус­стве образ Геку­бы нахо­дит вопло­ще­ние глав­ным обра­зом в 20 в. (музы­ку к поста­нов­ке тра­гедии Еври­пида «Геку­ба» писа­ли Д. Мийо и Ж. Мар­ти­нон; опе­ры «Геку­ба», кото­рые были созда­ны по либ­рет­то, вос­хо­дя­щим к тра­гедии Еври­пида, при­над­ле­жат ком­по­зи­то­рам Дж. Ф. Мали­пье­ро и Б. Ригач­чи).

См. также:
ГЕКУБА (Словарь античности)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 270—271.
См. по теме: ЭТЕОКЛ, ЕТЕОКЛ • ЭНИПЕЙ, ЕНИПЕЙ • ЭННОМ, ЕННОМ • ЭРАТО, ЕРАТО •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Троянская плита (Tabula Iliaca).
Кальцит. I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
2. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Узнавание Париса в доме Приама.
Рельеф фронтальной стенки этрусской погребальной урны для пепла.
Алебастр. II в. до н. э.
Милан, Городской археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Узнавание Париса в доме Приама.
Рельеф фронтальной стенки этрусской погребальной урны для пепла.
Травертин.
II—I вв. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Плачущие троянки. Правая боковая панель саркофага со сценами осады Трои.
Проконнесский мрамор. Середина II в. н. э.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
5. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Узнавание Париса в доме Приама.
Рельеф фронтальной стенки этрусской погребальной урны для пепла.
Алебастр. II в. до н. э.
Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
6. КЕРАМИКА. Греция.
Геракл и немейский лев; Геракл и Тритон.
Гидрия чернофигурная. Аттика.
Манера мастера Антимена.
Глина. Резьба, белая краска. 520—500 гг. до н. э.
Надпись на тулове: ΗΡΑΚΛΕΣ
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА