Мифы народов мира

ГЕ́НИЙ (ge­nius, от gens, «род», gig­no, «рож­дать», «про­из­во­дить»), в рим­ской мифо­ло­гии пер­во­на­чаль­но боже­ство — пра­ро­ди­тель рода (Nonn. Marc. c. 172), затем бог муж­ской силы, оли­це­тво­ре­ние внут­рен­них сил и спо­соб­но­стей муж­чи­ны. Счи­та­лось, что каж­дый муж­чи­на име­ет сво­его гения. Осо­бен­но почи­тал­ся гений гла­вы фами­лии: в день его рож­де­ния гению при­но­си­лись дары. Рабы, отпу­щен­ни­ки, зави­си­мые люди посвя­ща­ли над­пи­си гению гос­под и патро­нов по фор­му­ле: «Гению наше­го Гая», «Гению наше­го Мар­ка» и пр. Клят­ва гени­ем гос­по­ди­на счи­та­лась самой свя­щен­ной для раба. Посте­пен­но гений, рас­смат­ри­вав­ший­ся как пер­со­ни­фи­ка­ция внут­рен­них свойств, стал само­сто­я­тель­ным боже­ст­вом, рож­дав­шим­ся вме­сте с чело­ве­ком (ино­гда пред­по­ла­га­лось два гения — доб­рый и злой), руко­во­див­шим его дей­ст­ви­я­ми, а после смер­ти чело­ве­ка бро­див­шим близ зем­ли или соеди­няв­шим­ся с дру­ги­ми бога­ми. В таком каче­стве гений соот­вет­ст­ву­ет гре­че­ско­му демо­ну (напр., у Апу­лея в сочи­не­нии «О боге Сокра­та») и зани­ма­ет зна­чи­тель­ное место в позд­ней­шей демо­но­ло­гии. Счи­та­лось, что гения име­ли не толь­ко люди, но и горо­да, отдель­ные мест­но­сти [соглас­но Сер­вию (Serv. Verg. Aen. V 85), не было места без гения], кор­по­ра­ции, воин­ские части и т. д. Посвя­ти­тель­ные над­пи­си таким гени­ям мно­го­чис­лен­ны по всей импе­рии. Пред­по­ла­га­лось, что гении появ­ля­ют­ся в виде змей, но изо­бра­жа­лись они в виде юно­шей с рогом изоби­лия, чашей и пр. В эпо­ху импе­рии осо­бое зна­че­ние при­об­рёл культ гения Рима и импе­ра­то­ра. Послед­ний был введён Авгу­стом, при­со­еди­нив­шим свой гений к ком­пи­таль­ным ларам, культ кото­рых был наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ным. Клят­ва гени­ем импе­ра­то­ра счи­та­лась самой свя­щен­ной и нару­ше­ние её при­рав­ни­ва­лось к оскорб­ле­нию вели­че­ства. Гению Рима был посвя­щён на Капи­то­лии щит с над­пи­сью «или мужу, или жен­щине», посколь­ку имя и пол гения — хра­ни­те­ля Рима скры­ва­лись, чтобы его не пере­ма­ни­ли вра­ги (Serv. Verg. Aen. II 351).

Е. М. Шта­ер­ман

См. также:
ГЕНИЙ (Словарь античности)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 272.
См. по теме: ДИСКОРДИЯ • ДУЕЛЛОНА • ЭГЕСТИС • ЭПОНА, ЕПОНА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 50 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробный памятник, поставленный Секстом Тицием Примом (правая боковая сторона)
Мрамор.
I в. н. э.
Анкона, Национальный археологический музей Марке.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Детский саркофаг с изображением сцены из жизни мальчика. Левая боковая панель.
Белый мрамор.
Конец III в. н. э.
Равенна, Национальный музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Вотивный рельеф.
Мрамор.
180—190 гг.
Рим, Музей Торлония.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Отправление императора на военную кампанию (profectio). Деталь: Рома. Рельеф A из палаццо Канчеллерия в Риме.
Лунский мрамор. 81—96 гг. н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Отправление императора на военную кампанию (profectio). Деталь: Гений Сената. Рельеф A из палаццо Канчеллерия в Риме.
Лунский мрамор. 81—96 гг. н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
6. ГЛИПТИКА. Египет.
Камея Гонзага: Птолемей II Филадельф и Арсиноя II.
Сардоникс в новой серебряной оправе.
Александрия. III в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой мифа о похищении Персефоны (фронтальная панель).
Мелкозернистый мрамор, вероятно, италийского происхождения.
160—180 гг. н. э.
Флоренция, Галерея Уффици.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг супружеской пары, окруженной персонификациями Порта, Продовольствия, Согласия, Гения Сената, Изобилия и Африки.
Фронтальная панель.
Мрамор. 270—280 гг. н. э.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг супружеской пары, окруженной персонификациями Порта, Продовольствия, Согласия, Гения Сената, Изобилия и Африки (деталь).
Фронтальная панель.
Мрамор. 270—280 гг. н. э.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцена в гавани Клавдия в Остии. Деталь.
Мрамор. Ок. 200 г.
Рим, Музей Торлония.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 14 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Адриан
Рим, 134—138 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVG. COS. III P. P. — обнаженная голова Адриана вправо.
РЕВЕРС: GENIO P. R. — Гений римского народа, повернув голову влево, стоит во фронт, в левой руке держит рог изобилия, в правой — патеру, из которой совершает жертвенное возлияние над горящим алтарем.
2. Антониниан, медь
Клавдий II Готский
Рим, 268—270 гг.
АВЕРС: IMP. CLAVDIVS AVG. — голова императора в лучевой короне вправо.
РЕВЕРС: GENIVS AVG. — Гений стоит влево у алтаря, держит патеру в правой руке и рог изобилия — в левой.
3. Денарий, серебро
Рим, 100 г. до н.э.
АВЕРС: Бюст молодого Геркулеса, в шкуре льва, вправо, отвернушись от зрителя; на левом плече дубина; за головой щит; под бюстом PE. S. C. (Publice, senatus consulto); спереди латинская буква I. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Рома, в доспехах, стоит анфас, держит копье, уперевшись левой рукой в бедро; ее увенчивает венком Гений римского народа, который держит рог изобилия в левой руке; в поле, слева, латинская буква I.
В обрезе: LENT. MAR. F. (NT, MAR — монограммой) (Lentulus Marcelli filius).
Кайма из лаврового венка.
4. Медальон, медь
Адриан
132—134 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVG. COS. III P. P. — голова Адриана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: BONO EVENTVI — Bonus Eventus (Счастливый Исход) стоит во фронт, голова влево, держит зерновые колосья и маковые головки и совершает жертвоприношение из патеры над украшенным гирляндой алтаре.
5. Антониниан, посеребренная медь
Аврелиан
Медиоланум, 270—275 гг.
АВЕРС: IMP. AVRELIANVS AVG. — бюст императора в лучевой короне и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: GENIVS ILLVR. — Гений стоит влево, держит в левой руке патеру и в правой — воинское знамя.
6. Фоллис, медь
Максимин II Дайя
Лондон, 306—307 гг.
АВЕРС: MAXIMINVS NOBILISSIMVS CAES. — драпированный бюст Максимина в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: GENIO POPVLI ROMANI — Гений стоит влево, держит патеру в правой руке и рог изобилия — в левой.
7. Денарий, серебро
Рим, 100 г. до н.э.
АВЕРС: Бюст молодого Геркулеса, в шкуре льва, вправо, отвернувшись от зрителя; на левом плече дубина; за головой щит; под бюстом ROMA; спереди греческая буква ? с точкой. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Рома, в доспехах, стоит анфас, держит копье, уперевшись левой рукой в бедро; ее увенчивает венком Гений римского народа, который держит рог изобилия в левой руке; в поле, слева, греческая буква ? с точкой.
В обрезе: LENT. MAR. F. (NT, MAR — монограммой) (Lentulus Marcelli filius).
Кайма из лаврового венка.
8. Денарий, серебро
Антонин Пий
Рим, 140—144 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. COS. III — обнаженная голова Антонина Пия вправо.
РЕВЕРС: GENIO SENATVS — Гений сената, в тоге, стоит влево, держит ветвь в вытянутой правой руке и короткий скипетр, почти вертикально — в левой.
9. Денарий, серебро
Антонин Пий
Рим, 140—144 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. COS. III — голова Антонина Пия, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: GENIO SENATVS — Гений сената, в тоге, стоит влево, держит ветвь в вытянутой правой руке и короткий скипетр, почти вертикально — в левой.
10. Медальон, медь
Марк Аврелий
168—169 гг.
АВЕРС: M. ANTONINVS AVG. ARM. PARTH. MAX. — драпированный бюст Марка Аврелия в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: TR. P. XXIII IMP. V COS. III — женская фигура (Фаустина Младшая?) сидит на троне влево, держит скипетр в левой руке и протягивает правую руку к двум гениям, идущим к ней и держащим между собой большой рог изобилия.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА