Мифы народов мира

ГЕ́НИЙ (genius, от gens, «род», gigno, «рож­дать», «про­из­во­дить»), в рим­ской мифо­ло­гии пер­во­на­чаль­но боже­ст­во — пра­ро­ди­тель рода (Nonn. Marc. c. 172), затем бог муж­ской силы, оли­це­тво­ре­ние внут­рен­них сил и спо­соб­но­стей муж­чи­ны. Счи­та­лось, что каж­дый муж­чи­на име­ет сво­е­го гения. Осо­бен­но почи­тал­ся гений гла­вы фами­лии: в день его рож­де­ния гению при­но­си­лись дары. Рабы, отпу­щен­ни­ки, зави­си­мые люди посвя­ща­ли над­пи­си гению гос­под и патро­нов по фор­му­ле: «Гению наше­го Гая», «Гению наше­го Мар­ка» и пр. Клят­ва гени­ем гос­по­ди­на счи­та­лась самой свя­щен­ной для раба. Посте­пен­но гений, рас­смат­ри­вав­ший­ся как пер­со­ни­фи­ка­ция внут­рен­них свойств, стал само­сто­я­тель­ным боже­ст­вом, рож­дав­шим­ся вме­сте с чело­ве­ком (ино­гда пред­по­ла­га­лось два гения — доб­рый и злой), руко­во­див­шим его дей­ст­ви­я­ми, а после смер­ти чело­ве­ка бро­див­шим близ зем­ли или соеди­няв­шим­ся с дру­ги­ми бога­ми. В таком каче­ст­ве гений соот­вет­ст­ву­ет гре­че­ско­му демо­ну (напр., у Апу­лея в сочи­не­нии «О боге Сокра­та») и зани­ма­ет зна­чи­тель­ное место в позд­ней­шей демо­но­ло­гии. Счи­та­лось, что гения име­ли не толь­ко люди, но и горо­да, отдель­ные мест­но­сти [соглас­но Сер­вию (Serv. Verg. Aen. V 85), не было места без гения], кор­по­ра­ции, воин­ские части и т. д. Посвя­ти­тель­ные над­пи­си таким гени­ям мно­го­чис­лен­ны по всей импе­рии. Пред­по­ла­га­лось, что гении появ­ля­ют­ся в виде змей, но изо­бра­жа­лись они в виде юно­шей с рогом изоби­лия, чашей и пр. В эпо­ху импе­рии осо­бое зна­че­ние при­об­рёл культ гения Рима и импе­ра­то­ра. Послед­ний был введён Авгу­стом, при­со­еди­нив­шим свой гений к ком­пи­таль­ным ларам, культ кото­рых был наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ным. Клят­ва гени­ем импе­ра­то­ра счи­та­лась самой свя­щен­ной и нару­ше­ние её при­рав­ни­ва­лось к оскорб­ле­нию вели­че­ства. Гению Рима был посвя­щён на Капи­то­лии щит с над­пи­сью «или мужу, или жен­щине», посколь­ку имя и пол гения — хра­ни­те­ля Рима скры­ва­лись, чтобы его не пере­ма­ни­ли вра­ги (Serv. Verg. Aen. II 351).

Е. М. Шта­ер­ман

«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 272.
См. также:
ГЕНИЙ (Словарь античности)

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ФЕРОНИЯ • ПОМОНА • ПАРКИ • ЭГЕРИЯ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 37 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг супружеской пары, окруженной персонификациями Порта, Продовольствия, Согласия, Гения Сената, Изобилия и Африки.
Фронтальная панель.
Мрамор. 270—280 гг. н. э.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг супружеской пары, окруженной персонификациями Порта, Продовольствия, Согласия, Гения Сената, Изобилия и Африки (деталь).
Фронтальная панель.
Мрамор. 270—280 гг. н. э.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцена в гавани Клавдия в Остии. Деталь.
Мрамор. Ок. 200 г.
Рим, Музей Торлония.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос, известный как «Саркофаг братьев» или «Сенаторский саркофаг» (деталь).
Каррарский мрамор. 240—260 гг. н. э.
Инв. № 6603.
Неаполь, Национальный археологический музей.
5. НАДПИСИ. Рим.
Плита с посвящением алтаря за благополучие Августа, поставленного Луцием Лукрецием Зетом.
CIL. VI. 30975 = ILS. 3090.
Мрамор. 1 г. н. э.
Инв. № 72473.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос, известный как «Саркофаг братьев» или «Сенаторский саркофаг».
Каррарский мрамор. 240—260 гг. н. э.
Инв. № 6603.
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. ГЛИПТИКА. Египет.
Камея Гонзага (Птолемей II и Арсиноя II).
Сардоникс, серебро. Александрия. III в. до н. э.
15,7 × 11,8 см.
Инв. № ГР-12678 / Ж.291
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
8. ГЛИПТИКА.
«Камея Тиберия» (т. н. «Большая камея Франции»). Верхний регистр.
Пятислойный сардоникс. Ок. 23 г. н. э.
Инв. № Camee. 264.
Париж, Национальная библиотека, Кабинет медалей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с портретом покойного в круглой рамке (imago clipeata).
Белый мрамор. 2-я половина III в. н. э.
Рим, Национальный римский музей, Термы Диоклетиана.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Антонин Пий и Фаустина на крыльях Гения смерти. Фрагмент рельефа на лицевой стороне постамента колонны Антонина Пия.
Белый италийский мрамор. 161 г.
Рим, Ватиканские музеи, Cortile delle Corazze.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 14 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Антониниан, медь
Клавдий II Готский
Рим, 268—270 гг.
АВЕРС: IMP. CLAVDIVS AVG. — голова императора в лучевой короне вправо.
РЕВЕРС: GENIVS AVG. — Гений стоит влево у алтаря, держит патеру в правой руке и рог изобилия — в левой.
2. Аурей, золото
Адриан
Рим, 134—138 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVG. COS. III P. P. — обнаженная голова Адриана вправо.
РЕВЕРС: GENIO P. R. — Гений римского народа, повернув голову влево, стоит во фронт, в левой руке держит рог изобилия, в правой — патеру, из которой совершает жертвенное возлияние над горящим алтарем.
3. Денарий, серебро
Рим, 100 г. до н.э.
АВЕРС: Бюст молодого Геркулеса, в шкуре льва, вправо, отвернушись от зрителя; на левом плече дубина; за головой щит; под бюстом PE. S. C. (Publice, senatus consulto); спереди латинская буква I. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Рома, в доспехах, стоит анфас, держит копье, уперевшись левой рукой в бедро; ее увенчивает венком Гений римского народа, который держит рог изобилия в левой руке; в поле, слева, латинская буква I.
В обрезе: LENT. MAR. F. (NT, MAR — монограммой) (Lentulus Marcelli filius).
Кайма из лаврового венка.
4. Антониниан, посеребренная медь
Аврелиан
Медиоланум, 270—275 гг.
АВЕРС: IMP. AVRELIANVS AVG. — бюст императора в лучевой короне и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: GENIVS ILLVR. — Гений стоит влево, держит в левой руке патеру и в правой — воинское знамя.
5. Медальон, медь
Адриан
132—134 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVG. COS. III P. P. — голова Адриана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: BONO EVENTVI — Bonus Eventus (Счастливый Исход) стоит во фронт, голова влево, держит зерновые колосья и маковые головки и совершает жертвоприношение из патеры над украшенным гирляндой алтаре.
6. Фоллис, медь
Максимин II Дайя
Лондон, 306—307 гг.
АВЕРС: MAXIMINVS NOBILISSIMVS CAES. — драпированный бюст Максимина в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: GENIO POPVLI ROMANI — Гений стоит влево, держит патеру в правой руке и рог изобилия — в левой.
7. Денарий, серебро
Рим, 100 г. до н.э.
АВЕРС: Бюст молодого Геркулеса, в шкуре льва, вправо, отвернувшись от зрителя; на левом плече дубина; за головой щит; под бюстом ROMA; спереди греческая буква Ο с точкой. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Рома, в доспехах, стоит анфас, держит копье, уперевшись левой рукой в бедро; ее увенчивает венком Гений римского народа, который держит рог изобилия в левой руке; в поле, слева, греческая буква Ο с точкой.
В обрезе: LENT. MAR. F. (NT, MAR — монограммой) (Lentulus Marcelli filius).
Кайма из лаврового венка.
8. Денарий, серебро
Антонин Пий
Рим, 140—144 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. COS. III — голова Антонина Пия, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: GENIO SENATVS — Гений сената, в тоге, стоит влево, держит ветвь в вытянутой правой руке и короткий скипетр, почти вертикально — в левой.
9. Денарий, серебро
Антонин Пий
Рим, 140—144 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. COS. III — обнаженная голова Антонина Пия вправо.
РЕВЕРС: GENIO SENATVS — Гений сената, в тоге, стоит влево, держит ветвь в вытянутой правой руке и короткий скипетр, почти вертикально — в левой.
10. Денарий, серебро
Рим, 55 г. до н.э.
АВЕРС: Головы юноши с вьющимися волосами (Babelon, RSC: Bonus Eventus; BMCRR, CRR: Bonus Eventus (?); RRC, RCTV: Genius populi Romani) вправо; сзади скипетр.
РЕВЕРС: Орел с расправленными крыльями стоит вправо на пучке молний между литуусом и жертвенным сосудом с ручкой (capis). Внизу Q. CASSIVS (Quintus Cassius).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА