Мифы народов мира

ГЕ́Я (Γαῖα, Αῖα, Γῆ), в гре­че­ской мифо­ло­гии мать-зем­ля. Древ­ней­шее доолим­пий­ское боже­ство, играв­шее важ­ней­шую роль в тео­го­ни­че­ском про­цес­се. Гея роди­лась вслед за Хао­сом (Hes. Theog. 116 след.). Она одна из четы­рёх пер­во­по­тен­ций (Хаос, Зем­ля, Тар­тар, Эрос), сама из себя поро­див­шая Ура­на-небо и взяв­шая его в супру­ги (126 след.). Вме­сте с Ура­ном Гея поро­ди­ла шесть тита­нов и шесть тита­нид, сре­ди кото­рых Кро­нос и Рея, роди­те­ли Зев­са. Её порож­де­ния так­же Понт-море, горы, трое кик­ло­пов и трое сто­ру­ких (126—153). Все они сво­им ужас­ным видом воз­буж­да­ли нена­висть отца, и он не выпус­кал их на свет из чре­ва мате­ри. Гея, стра­дая от тяже­сти скры­тых в ней детей, реши­ла пре­сечь сти­хий­ную пло­до­ви­тость сво­его супру­га, и по её нау­ще­нию Кро­нос оско­пил Ура­на, из кро­ви кото­ро­го появи­лись на свет чудо­ви­ща (гиган­ты, эри­нии) и пре­крас­ная Афро­ди­та (154—206). Брак Геи и Пон­та-моря дал нача­ло цело­му ряду чудо­вищ (237—240). Вну­ки Геи во гла­ве с Зев­сом в бит­ве с детьми Геи — тита­на­ми победи­ли послед­них, сбро­сив их в тар­тар, и поде­ли­ли меж­ду собой мир (674—740). Гея не при­ни­ма­ет актив­но­го уча­стия в жиз­ни олим­пий­ских богов, но часто даёт им муд­рые сове­ты. Она сове­ту­ет Рее, как спа­сти Зев­са от про­жор­ли­во­сти Кро­но­са, и сооб­ща­ет о том, какая судь­ба ожида­ет Зев­са (470—486). По её сове­ту Зевс осво­бо­дил сто­ру­ких, кото­рые сослу­жи­ли ему служ­бу в тита­но­ма­хии (624—628, 713—717, 734 след.). Она же посо­ве­то­ва­ла Зев­су начать Тро­ян­скую вой­ну (ср. Hom. Il. I 5). Золотые ябло­ки — её дар Гере (см. Гес­пе­риды). Извест­на мощ­ная сила, кото­рой Гея пита­ла сво­их детей; её сын Антей был неуяз­вим бла­го­да­ря имен­но этой силе. Ино­гда Гея демон­стри­ро­ва­ла свою неза­ви­си­мость от олим­пий­цев (в сою­зе с Тар­та­ром она поро­ди­ла чудо­вищ­но­го Тифо­на, кото­ро­го уни­что­жил Зевс) (Hes. Theog. 821—868). Её порож­де­ни­ем был дра­кон Ладон. Потом­ство Геи — ужас­но, отли­ча­ет­ся дико­стью и сти­хий­ной силой, несо­раз­мер­но­стью, урод­ст­вом и мик­сан­тро­пиз­мом, т. е. сме­ше­ни­ем живот­ных и чело­ве­че­ских черт (напр., Эхид­на — дева-змея). С тече­ни­ем вре­ме­ни сти­хий­но порож­даю­щие функ­ции Геи ото­шли на вто­рой план. Она ока­за­лась хра­ни­тель­ни­цей древ­ней муд­ро­сти и ей были ведо­мы веле­ния судь­бы и её зако­ны, поэто­му она отож­дествля­лась с Феми­дой (Ae­schyl. Prom. 209—210) и име­ла своё древ­нее про­ри­ца­ли­ще в Дель­фах, кото­рое потом ста­ло про­ри­ца­ли­щем Апол­ло­на. Образ Геи частич­но вопло­тил­ся в Демет­ре, с её бла­го­де­тель­ны­ми для чело­ве­ка функ­ци­я­ми, в богине-мате­ри с её неис­ся­ка­е­мым пло­до­ро­ди­ем, в Кибе­ле с её орги­а­сти­че­ским куль­том.


Лит.: Die­te­rich A., Mut­ter Er­de, 3 Aufl., Lpz., 1925; Mayer A., Erdmut­ter und He­xe, Mün­chen—Frei­sing, 1936.

А. А. Тахо-Годи

См. также:
ГЕЯ (Словарь античности)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 300.
См. по теме: ЭТЕОКЛ, ЕТЕОКЛ • ДЕЛЬФИНИЙ • ДРИОП • ЭЙДОТЕЯ, ЭЙДОФЕЯ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Борьба Афины с Алкионеем.
Фрагмент восточного фриза Пергамского алтаря.
Мрамор. Ок. 180—159 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
2. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Египет.
Медальон с изображением богини земли Геи.
Лен, шерсть; гобеленовое переплетение, летающая игла.
Египет. IV в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Пергамский барельеф (группа Афины).
Мрамор.
II в. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой мифа о похищении Персефоны (фронтальная панель).
Мелкозернистый мрамор, вероятно, италийского происхождения.
160—180 гг. н. э.
Флоренция, Галерея Уффици.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Детский саркофаг со сценами мифа о сотворении человека Прометеем.
Мрамор. III в. н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Детский саркофаг со сценами мифа о сотворении человека Прометеем (фронтальная панель).
Мрамор. III в. н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о сотворении человека Прометеем.
Мрамор.
IV в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о сотворении человека Прометеем (деталь).
Мрамор.
IV в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о сотворении человека Прометеем (деталь).
Мрамор.
IV в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА