Мифы народов мира

ТИ́ХА, ТИ́ХЕ (Τύ­χη, «слу­чай­ность», то, что выпа­ло по жре­бию), в гре­че­ской мифо­ло­гии боже­ство слу­чая; не встре­ча­ет­ся в клас­си­че­ской мифо­ло­гии, выдви­ну­то в эпо­ху элли­низ­ма как созна­тель­ное про­ти­во­по­став­ле­ние древ­не­му пред­став­ле­нию о неиз­мен­ной судь­бе. Тиха сим­во­ли­зи­ру­ет измен­чи­вость мира, его неустой­чи­вость и слу­чай­ность любо­го фак­та лич­ной и обще­ст­вен­ной жиз­ни. Имя Тихи, оке­а­ниды и спут­ни­цы Пер­се­фо­ны, впер­вые встре­ча­ет­ся в гоме­ров­ском гимне к Демет­ре (V 420), но этот пер­со­наж не име­ет ниче­го обще­го с боги­ней Тихой. У Архи­ло­ха (frg. 8 Diel) Тиха нахо­дит­ся рядом с Мой­рой; у Пин­да­ра она — дочь Зев­са (Pind. Ol. XII) и тоже близ­ка мой­рам (Paus. VII 26, 8). Тиха пер­со­ни­фи­ци­ру­ет­ся в дра­мах Еври­пида и высту­па­ет важ­ной дви­жу­щей силой в элли­ни­сти­че­ской дра­ме.


Лит.: Тахо-Годи А. А., При­ро­да и слу­чай как сти­ли­сти­че­ские прин­ци­пы ново­ат­ти­че­ской комедии, в сб.: Вопро­сы клас­си­че­ской фило­ло­гии, 1971, № 3—4, с. 217—72; Strohm H., Ty­che. Zur Schick­sa­lauf­fas­sung bei Pin­dar und den frühgrie­chi­schen Dich­tern, Stuttg., 1944.

А. А. Тахо-Годи

«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. II, с. 515.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ФЕРЕТ • ЭТЕОКЛ, ЕТЕОКЛ • ЭТЕОКЛ, ЕТЕОКЛ • ЭРЕБ, ЕРЕБ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 8)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Восточная часть некрополя у Нуцерийских ворот (южная сторона виа делле Томбе).
54—79 гг. до н. э.
Помпеи.
2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Восточная часть некрополя у Нуцерийских ворот (южная сторона виа делле Томбе).
54—79 гг. до н. э.
Помпеи.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Три Тихе (деталь).
Мрамор. Ок. 160 г. н. э.
Инв. № Ma 590.
Париж, Лувр.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фаустина Младшая в образе Тихе.
Мелкозернистый мрамор. 165—180 гг.
Инв. № A 0.9.1405.
Милан, Городской археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Три Тихе.
Мрамор. Ок. 160 г. н. э.
Инв. № Ma 590.
Париж, Лувр.
6. ГЛИПТИКА. Рим.
Константин и Тихе.
Сардоникс. Римская работа. IV в. (переработана в нач. XIX в.).
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Тихе-Фортуны с неизвестной женской головой флавиевского периода.
Мрамор. Конец I в. н. э.
Инв. № 61.82.1.2.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
8. ГЛИПТИКА. Рим.
Константин Великий и Тихэ Константинополя.
Сардоникс. 30-е гг. IV в.
Переработана в начале XIX в. мастером Бенедетто Пиструччи.
Инв. № Ж 146.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 8)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Тетрадрахма, серебро
Деметрий I Сотер
Антиохия, 162—150 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Деметрия I в диадеме вправо внутри венка.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΔΗΜΗΤΡΙΟΥ — Тихе сидит влево и держит в руках жезл и рог изобилия; трон поддерживает крылатая Тритонида.
В обрезе: монограмма ΗΡ
2. Тетрадрахма, серебро
Деметрий II Никатор
Селевкия на Тигре, 146—138 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Деметрия II в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΔΗΜΗΤΡΙΟΥ ΦΙΛΑΔΕΛΦΟΥ ΝΙΚΑΤΟΡΟΣ — Тихе сидит влево и держит в руках жезл и рог изобилия; трон поддерживает крылатая Тритонида.
В обрезе: монограмма.
3. Тетрадрахма, серебро
Деметрий I Сотер
Селевкия, 162—150 гг. до н.э.
АВЕРС: Головы Деметрия I и его жены Лаодики в диадемах вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΔΗΜΗΤΡΙΟΥ — Тихе сидит влево и держит в руках жезл и рог изобилия; трон поддерживает крылатая Тритонида; слева — монограмма и пальмовая ветвь.
В обрезе: ΣΩΤΗΡΟΣ.
4. Тетрадрахма, серебро
Деметрий I Сотер
Антиохия, 151—150 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Деметрия I в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΔΗΜΗΤΡΙΟΥ ΣΩΤΗΡΟΣ — Тихе сидит влево и держит в руках жезл и рог изобилия; трон поддерживает крылатая Тритонида; слева — две монограммы.
В обрезе: ΒΞΡ (обозначение даты).
5. Тетрадрахма, серебро
Деметрий I Сотер
Антиохия, 154—153 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Деметрия I в диадеме вправо внутри венка.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΔΗΜΗΤΡΙΟΥ ΣΩΤΗΡΟΣ — Тихе сидит влево и держит в руках жезл и рог изобилия; трон поддерживает крылатая Тритонида; слева — две монограммы.
В обрезе: ΘΝΡ (обозначение даты).
6. Тетрадрахма, серебро
Антиох VIII Эпифан (Грип)
Сидон, 101—100 гг.
АВЕРС: Бюст Тихе вправо, с башенкой на голове, покрывалом со складками, серёжкой с одной подвеской и ожерельем.
РЕВЕРС: ΣΙΔΩΝΙΩΝ — орёл, стоящий влево на носу корабля; сзади — пальмовая ветвь; слева — обозначение даты (AI) над буквой Ε.
7. Тетрадрахма, серебро
Александр I Балас
Ака-Птолемаида, 150 г. до н.э.
АВЕРС: Парные бюсты Клеопатры (в образе богини Тихе), с покрывалом, диадемой, калафом и рогом изобилия над плечом, и Александра в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΥ ΘΕΟΠΑΤΟΡΟΣ ΕΥΕΡΓΕΤΟΥ — Зевс Никифор в лавровом венке сидит на троне влево; на правой руке стоит Ника во фронт и держит в руках пучок молний, в левой — скипетр.
8. AE 25, медь
Нерон
Нерононикополь, 66—68 гг.
АВЕРС: ΝΕΡΩΝΟΝΙΚΟΠΟΛΙΣ Η ΠΡΟΣ ΑΚΤ — крылатый бюст Тюхе, обращенный вправо.
РЕВЕРС: ΝΕΡΩΝΟΣ ΑΥΤΟΚΡΑ ΣΕΒΑ, ΕΠΙΦΑΝΙΑ — галера, плывущая вправо.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА