Мифы народов мира

ТИ́ХА, ТИ́ХЕ (Τύ­χη, «слу­чай­ность», то, что выпа­ло по жре­бию), в гре­че­ской мифо­ло­гии боже­ство слу­чая; не встре­ча­ет­ся в клас­си­че­ской мифо­ло­гии, выдви­ну­то в эпо­ху элли­низ­ма как созна­тель­ное про­ти­во­по­став­ле­ние древ­не­му пред­став­ле­нию о неиз­мен­ной судь­бе. Тиха сим­во­ли­зи­ру­ет измен­чи­вость мира, его неустой­чи­вость и слу­чай­ность любо­го фак­та лич­ной и обще­ст­вен­ной жиз­ни. Имя Тихи, оке­а­ниды и спут­ни­цы Пер­се­фо­ны, впер­вые встре­ча­ет­ся в гоме­ров­ском гимне к Демет­ре (V 420), но этот пер­со­наж не име­ет ниче­го обще­го с боги­ней Тихой. У Архи­ло­ха (frg. 8 Diel) Тиха нахо­дит­ся рядом с Мой­рой; у Пин­да­ра она — дочь Зев­са (Pind. Ol. XII) и тоже близ­ка мой­рам (Paus. VII 26, 8). Тиха пер­со­ни­фи­ци­ру­ет­ся в дра­мах Еври­пида и высту­па­ет важ­ной дви­жу­щей силой в элли­ни­сти­че­ской дра­ме.


Лит.: Тахо-Годи А. А., При­ро­да и слу­чай как сти­ли­сти­че­ские прин­ци­пы ново­ат­ти­че­ской комедии, в сб.: Вопро­сы клас­си­че­ской фило­ло­гии, 1971, № 3—4, с. 217—72; Strohm H., Tyche. Zur Schick­sa­lauf­fas­sung bei Pin­dar und den frühgrie­chi­schen Dich­tern, Stuttg., 1944.

А. А. Тахо-Годи

«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. II, с. 515.
См. по теме: ЭТЕОКЛ, ЕТЕОКЛ • ДЕЛЬФИНИЙ • ЭЛИСА • ЭПИМЕТЕЙ, ЕПИМЕТЕЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ГЛИПТИКА. Рим.
Константин Великий и Тихе Константинополя.
Сардоникс.
Рим. IV в.
Переработана в XIX в. мастером Бенедетто Пиструччи (1784—1855).
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Восточная часть некрополя у Нуцерийских ворот (южная сторона виа делле Томбе).
54—79 гг. до н. э.
Помпеи.
3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Восточная часть некрополя у Нуцерийских ворот (южная сторона виа делле Томбе).
54—79 гг. до н. э.
Помпеи.
4. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Свод арки из дворца Галерия в Фессалониках (т. н. «Малая арка Галерия»)
Мрамор, монолит. Начало IV в. н. э.
Салоники, Археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Портрет Августы Галерии Валерии, супруги императора Галерия, в тондо.
Свод арки из дворца Галерия в Фессалониках (т. н. «Малая арка Галерия»).
Мрамор, монолит. Начало IV в. н. э.
Салоники, Археологический музей.
6. ГЛИПТИКА. Рим.
Константин и Тихе.
Сардоникс.
Римская работа. IV в. (переработана в нач. XIX в.).
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Три Тихе.
Мрамор. Ок. 160 г. н. э.
Париж, Лувр.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Три Тихе (деталь).
Мрамор. Ок. 160 г. н. э.
Париж, Лувр.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Тихе-Фортуны с неизвестной женской головой флавиевского периода.
Мрамор.
Конец I в. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фаустина Младшая в образе Тихе.
Мелкозернистый мрамор. 165—180 гг.
Милан, Городской археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE, медь
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — Тихе, одетая в гиматий, в стефане, с калафом на голове, стоит фронтально, повернув голову вправо, опирается правой рукой на корабельный руль, стоящий на шаре, в левой держит рог изобилия, через левую руку переброшен край одежды.
В левом поле: Ε.
2. AE, медь
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — Тихе, одетая в гиматий, в стефане, с калафом на голове, стоит фронтально, повернув голову влево, в правой руке держит корабельный руль, стоящий на земле, в левой держит рог изобилия, через левую руку переброшен край одежды.
В левом поле: Ε.
3. AE, медь
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу драпированные бюсты Макрина, слева, в доспехах и в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΙΤΩΝ — вид в три четверти храма Тихе со статуей богини, держащей рог изобилия в левой руке.
В правом поле: .
4. AE,
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕ. ΑΝΤΩΝΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — Тихе, одетая в гиматий, в стефане, с калафом на голове, стоит почти фронтально, повернув голову влево, совершает жертвоприношение над горящим алтарем из патеры в правой руке, в левой держит рог изобилия, край одежды переброшен через левую руку.
В правом поле: Ε.
5. Тетрадрахма, серебро
Иония, Смирна, 150—143 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Тихе (BMC: Кибелы) в башенном венце вправо.
РЕВЕРС: ΖΜΥΡΝΑΙΩΝ — внутри лаврового (BMC: дубового) венка вместе с монограммой магистрата.
6. Тетрадрахма, серебро
Деметрий I Сотер
Селевкия, 162—150 гг. до н.э.
АВЕРС: Головы Деметрия I и его жены Лаодики в диадемах вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΔΗΜΗΤΡΙΟΥ — Тихе сидит влево и держит в руках жезл и рог изобилия; трон поддерживает крылатая Тритонида; слева — монограмма и пальмовая ветвь.
В обрезе: ΣΩΤΗΡΟΣ.
7. Тетрадрахма, серебро
Деметрий II Никатор
Селевкия на Тигре, 146—138 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Деметрия II в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΔΗΜΗΤΡΙΟΥ ΦΙΛΑΔΕΛΦΟΥ ΝΙΚΑΤΟΡΟΣ — Тихе сидит влево и держит в руках жезл и рог изобилия; трон поддерживает крылатая Тритонида.
В обрезе: монограмма.
8. Тетрадрахма, серебро
Деметрий I Сотер
Антиохия, 162—150 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Деметрия I в диадеме вправо внутри венка.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΔΗΜΗΤΡΙΟΥ — Тихе сидит влево и держит в руках жезл и рог изобилия; трон поддерживает крылатая Тритонида.
В обрезе: монограмма ΗΡ
9. Тетрадрахма, серебро
Деметрий I Сотер
Антиохия, 151—150 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Деметрия I в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΔΗΜΗΤΡΙΟΥ ΣΩΤΗΡΟΣ — Тихе сидит влево и держит в руках жезл и рог изобилия; трон поддерживает крылатая Тритонида; слева — две монограммы.
В обрезе: ΒΞΡ (обозначение даты).
10. Тетрадрахма, серебро
Деметрий I Сотер
Антиохия, 154—153 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Деметрия I в диадеме вправо внутри венка.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΔΗΜΗΤΡΙΟΥ ΣΩΤΗΡΟΣ — Тихе сидит влево и держит в руках жезл и рог изобилия; трон поддерживает крылатая Тритонида; слева — две монограммы.
В обрезе: ΘΝΡ (обозначение даты).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА