Мифы народов мира

ТИ́ХА, ТИ́ХЕ (Τύ­χη, «слу­чай­ность», то, что выпа­ло по жре­бию), в гре­че­ской мифо­ло­гии боже­ство слу­чая; не встре­ча­ет­ся в клас­си­че­ской мифо­ло­гии, выдви­ну­то в эпо­ху элли­низ­ма как созна­тель­ное про­ти­во­по­став­ле­ние древ­не­му пред­став­ле­нию о неиз­мен­ной судь­бе. Тиха сим­во­ли­зи­ру­ет измен­чи­вость мира, его неустой­чи­вость и слу­чай­ность любо­го фак­та лич­ной и обще­ст­вен­ной жиз­ни. Имя Тихи, оке­а­ниды и спут­ни­цы Пер­се­фо­ны, впер­вые встре­ча­ет­ся в гоме­ров­ском гимне к Демет­ре (V 420), но этот пер­со­наж не име­ет ниче­го обще­го с боги­ней Тихой. У Архи­ло­ха (frg. 8 Diel) Тиха нахо­дит­ся рядом с Мой­рой; у Пин­да­ра она — дочь Зев­са (Pind. Ol. XII) и тоже близ­ка мой­рам (Paus. VII 26, 8). Тиха пер­со­ни­фи­ци­ру­ет­ся в дра­мах Еври­пида и высту­па­ет важ­ной дви­жу­щей силой в элли­ни­сти­че­ской дра­ме.


Лит.: Тахо-Годи А. А., При­ро­да и слу­чай как сти­ли­сти­че­ские прин­ци­пы ново­ат­ти­че­ской комедии, в сб.: Вопро­сы клас­си­че­ской фило­ло­гии, 1971, № 3—4, с. 217—72; Strohm H., Ty­che. Zur Schick­sa­lauf­fas­sung bei Pin­dar und den frühgrie­chi­schen Dich­tern, Stuttg., 1944.

А. А. Тахо-Годи

«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. II, с. 515.
См. по теме: ЭРГИН, ЕРГИН • ЭРИСИХТОН, ЕРИСИХТОН • ЭРЕВТАЛИОН • ЭРИТЕЯ, ЕРИФЕЯ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 11 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Свод арки из дворца Галерия в Фессалониках (т. н. «Малая арка Галерия»)
Мрамор, монолит. Начало IV в. н. э.
Салоники, Археологический музей.
2. ГЛИПТИКА. Рим.
Константин Великий и Тихе Константинополя.
Сардоникс.
Рим. IV в.
Переработана в XIX в. мастером Бенедетто Пиструччи (1784—1855).
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Портрет Августы Галерии Валерии, супруги императора Галерия, в тондо.
Свод арки из дворца Галерия в Фессалониках (т. н. «Малая арка Галерия»).
Мрамор, монолит. Начало IV в. н. э.
Салоники, Археологический музей.
4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Восточная часть некрополя у Нуцерийских ворот (южная сторона виа делле Томбе).
54—79 гг. до н. э.
Помпеи.
5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Восточная часть некрополя у Нуцерийских ворот (южная сторона виа делле Томбе).
54—79 гг. до н. э.
Помпеи.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Три Тихе (деталь).
Мрамор. Ок. 160 г. н. э.
Париж, Лувр.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фаустина Младшая в образе Тихе.
Мелкозернистый мрамор. 165—180 гг.
Милан, Городской археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Три Тихе.
Мрамор. Ок. 160 г. н. э.
Париж, Лувр.
9. ГЛИПТИКА. Рим.
Константин и Тихе.
Сардоникс.
Римская работа. IV в. (переработана в нач. XIX в.).
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Тихе-Фортуны с неизвестной женской головой флавиевского периода.
Мрамор. Конец I в. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 8)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Тетрадрахма, серебро
Деметрий II Никатор
Селевкия на Тигре, 146—138 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Деметрия II в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ???????? ????????? ?????????? ????????? — Тихе сидит влево и держит в руках жезл и рог изобилия; трон поддерживает крылатая Тритонида.
В обрезе: монограмма.
2. Тетрадрахма, серебро
Деметрий I Сотер
Антиохия, 162—150 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Деметрия I в диадеме вправо внутри венка.
РЕВЕРС: ???????? ????????? — Тихе сидит влево и держит в руках жезл и рог изобилия; трон поддерживает крылатая Тритонида.
В обрезе: монограмма ??
3. Тетрадрахма, серебро
Деметрий I Сотер
Селевкия, 162—150 гг. до н.э.
АВЕРС: Головы Деметрия I и его жены Лаодики в диадемах вправо.
РЕВЕРС: ???????? ????????? — Тихе сидит влево и держит в руках жезл и рог изобилия; трон поддерживает крылатая Тритонида; слева — монограмма и пальмовая ветвь.
В обрезе: ???????.
4. Тетрадрахма, серебро
Деметрий I Сотер
Антиохия, 151—150 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Деметрия I в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ???????? ????????? ??????? — Тихе сидит влево и держит в руках жезл и рог изобилия; трон поддерживает крылатая Тритонида; слева — две монограммы.
В обрезе: ??? (обозначение даты).
5. Тетрадрахма, серебро
Деметрий I Сотер
Антиохия, 154—153 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Деметрия I в диадеме вправо внутри венка.
РЕВЕРС: ???????? ????????? ??????? — Тихе сидит влево и держит в руках жезл и рог изобилия; трон поддерживает крылатая Тритонида; слева — две монограммы.
В обрезе: ??? (обозначение даты).
6. Тетрадрахма, серебро
Антиох VIII Эпифан (Грип)
Сидон, 101—100 гг.
АВЕРС: Бюст Тихе вправо, с башенкой на голове, покрывалом со складками, серёжкой с одной подвеской и ожерельем.
РЕВЕРС: ???????? — орёл, стоящий влево на носу корабля; сзади — пальмовая ветвь; слева — обозначение даты (AI) над буквой ?.
7. Тетрадрахма, серебро
Александр I Балас
Ака-Птолемаида, 150 г. до н.э.
АВЕРС: Парные бюсты Клеопатры (в образе богини Тихе), с покрывалом, диадемой, калафом и рогом изобилия над плечом, и Александра в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ???????? ?????????? ?????????? ????????? — Зевс Никифор в лавровом венке сидит на троне влево; на правой руке стоит Ника во фронт и держит в руках пучок молний, в левой — скипетр.
8. AE 25, медь
Нерон
Нерононикополь, 66—68 гг.
АВЕРС: ??????????????? ? ???? ??? — крылатый бюст Тюхе, обращенный вправо.
РЕВЕРС: ??????? ??????? ????, ???????? — галера, плывущая вправо.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА