Л. Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима

Форум Авгу­ста (Fo­rum Augus­tum или Augus­ti, часто име­но­вав­ший­ся фору­мом Мар­са) (рис. 36): вели­чай­шее архи­тек­тур­ное соору­же­ние Авгу­ста, вели­ко­леп­ная пло­щадь с колон­на­ми и огром­ным хра­мом Мар­са. Окта­виан дал обет постро­ить храм Мар­су Мсти­те­лю нака­нуне бит­вы при Филип­пах (Suet. Aug. 29. 2; Ovid. Fast. V. 569—578), а после воз­вра­ще­ния от пар­фян зна­мён Крас­са, воз­мож­но, посвя­тил малень­кий храм это­му богу на Капи­то­лии 12 мая 20 г. до н. э., куда и были поме­ще­ны зна­мё­на. Но Окта­виан, види­мо, с само­го нача­ла наме­ре­вал­ся постро­ить ком­плекс, не усту­паю­щий Юли­е­ву фору­му с хра­мом Вене­ры Пра­ро­ди­тель­ни­цы, рядом с ним или в близ­ком сосед­стве. Уча­сток для фору­ма был куп­лен на сред­ства из воен­ной добы­чи (RGDA. 21), но сооб­ща­ет­ся, что прин­цепс не смог при­об­ре­сти всю зем­лю, какую желал, и план при­шлось пере­смот­реть (Suet. Aug. 56. 2). Све­то­ний сооб­ща­ет, что на зем­ле, кото­рую Авгу­сту не уда­лось купить, сто­я­ли дома, и он не поже­лал отби­рать иму­ще­ство у вла­дель­цев. Если так, то эти дома долж­ны были нахо­дить­ся к севе­ро-запа­ду от фору­ма (в том виде, в каком он был постро­ен), меж­ду ним и Атри­ем Сво­бо­ды, и пер­во­на­чаль­но Август соби­рал­ся постро­ить форум парал­лель­но Юли­е­ву фору­му. Но воз­ни­ка­ет вопрос, не явля­ет­ся ли эта исто­рия апо­кри­фом, при­ду­ман­ным, чтобы объ­яс­нить широ­кие, квад­рат­ные про­пор­ции фору­ма и непра­виль­ную фор­му его зад­ней сте­ны, ибо в целом терри­то­рия импе­ра­тор­ских фору­мов была в основ­ном, если не пол­но­стью, заня­та рын­ка­ми, и после­дую­щие стро­и­те­ли, види­мо, не стал­ки­ва­лись с подоб­ны­ми труд­но­стя­ми. Мак­ро­бий (Sat. II. 4. 9) сооб­ща­ет, что архи­тек­тор силь­но затя­нул стро­и­тель­ство фору­ма, но ни один источ­ник не сооб­ща­ет, когда оно нача­лось. Посколь­ку форум был постро­ен на сред­ства из добы­чи (ex ma­nu­biis), а памят­ни­ком в честь заво­е­ва­ния Егип­та слу­жил храм Апол­ло­на Пала­тин­ско­го (см. Apol­lo Pa­la­ti­nus, Aedes), мож­но пред­по­ло­жить, что глав­ным источ­ни­ком финан­си­ро­ва­ния стро­и­тель­ства фору­ма послу­жи­ла добы­ча, взя­тая в испан­ской и гер­ман­ской вой­нах, а стро­и­тель­ство фору­ма нача­лось всерь­ёз око­ло 25 или 24 г. до н. э. Соглас­но Све­то­нию (Aug. 29. 1), работы на фору­ме в кон­це кон­цов были уско­ре­ны, и его посвя­ще­ние состо­я­лось, когда храм Мар­са Мсти­те­ля ещё не был завер­шён. Датой посвя­ще­ния было 12 мая 2 г. до н. э. (Cass. Dio LV. 10. 1—8, LX. 5. 3; Vell. Pat. II. 100. 2; ILS. 490; Simpson C. J. The Da­te of De­di­ca­tion of the Temple of Mars Ul­tor // JRS. Vol. 67. 1977. P. 91—94). Све­то­ний (Aug. 29. 1) сооб­ща­ет, что форум дол­жен был обес­пе­чить про­стран­ство для судов, посколь­ку ввиду роста чис­лен­но­сти насе­ле­ния двух суще­ст­ву­ю­щих фору­мов уже не хва­та­ло, но в подроб­ном спис­ке меро­при­я­тий, кото­рые, соглас­но поста­нов­ле­нию, долж­ны были про­во­дить­ся на фору­ме Авгу­ста, Дион Кас­сий (LV. 10. 1—5) не упо­ми­на­ет суды и ясно даёт понять, что форум дол­жен был преж­де все­го слу­жить мини­стер­ст­вом ино­стран­ных дел, цен­тром управ­ле­ния про­вин­ци­я­ми (см. An­der­son J. C. The His­to­ri­cal To­po­gra­phy of the Im­pe­rial Fo­ra. Brus­sels, 1984. P. 88—97). Боль­ше нет ника­ких свиде­тельств о том, что форум когда-либо регу­ляр­но исполь­зо­вал­ся для судо­про­из­вод­ства, хотя ино­гда прин­цепс и вер­шил там пра­во­судие (см. ниже).


Рис. 36. Форум Авгу­ста и Юли­ев форум. План-рекон­струк­ция.

Форум пред­став­лял собой в плане широ­кий пря­мо­уголь­ник дли­ной око­ло 125 м и шири­ной 90 м. Неиз­вест­но, как был устро­ен глав­ный вход, но он, види­мо, нахо­дил­ся на оси и откры­вал­ся либо с с.161 Юли­е­ва фору­ма, пер­пен­ди­ку­ляр­но­го фору­му Авгу­ста, либо с ули­цы, отде­ляв­шей друг от дру­га эти фору­мы. Форум Авгу­ста был окру­жён глу­бо­ки­ми колон­на­да­ми, а храм Мар­са прак­ти­че­ски запол­нял даль­ний конец откры­той пло­ща­ди. За колон­на­ми, выстро­ив­ши­ми­ся вдоль боко­вых сто­рон хра­ма, откры­ва­лись огром­ные полу­окруж­но­сти, вдоль кото­рых, как и вдоль колон­над, рас­по­ла­га­лись ниши. Об устрой­стве кров­ли этих полу­окруж­но­стей велось мно­го спо­ров, но их глав­ная цель, види­мо, состо­я­ла в том, чтобы впу­стить доста­точ­но све­та в про­стран­ство за колон­на­ми, осве­тить и под­черк­нуть боко­вые сто­ро­ны хра­ма, кото­рые ина­че ока­за­лись бы в глу­бо­ком и тём­ном уще­лье, а так­же в том, чтобы зна­чи­тель­но рас­ши­рить пло­щадь в обе сто­ро­ны. Юго-восточ­ная колон­на­да рез­ко закан­чи­ва­ет­ся пря­мой лини­ей; севе­ро-запад­ная — квад­рат­ным залом, отго­ро­жен­ным от колон­на­ды парой колонн. В этом кон­це, в про­стран­стве меж­ду колон­на­дой и хра­мом широ­кая лест­ни­ца, рас­по­ло­жен­ная под углом, чтобы скон­цен­три­ро­вать вни­ма­ние на хра­ме, ведёт через арку на широ­кую ули­цу поза­ди фору­ма; арка на юго-восто­ке извест­на как Арко деи Пан­та­ни. С этой зад­ней ули­цы мож­но было вой­ти в какие-то мало­важ­ные поме­ще­ния, скры­ваю­щи­е­ся в неис­поль­зу­е­мых про­стран­ствах непра­виль­ной фор­мы, а так­же в окру­жён­ный свод­ча­ты­ми арка­да­ми внут­рен­ний двор в север­ном углу, кото­рый, види­мо, имел какое-то зна­че­ние, но не сооб­щал­ся с фору­мом напря­мую.

Колон­на­ды фору­ма были под­ня­ты на три сту­пе­ни дал уров­нем пло­ща­ди и вымо­ще­ны пря­мо­уголь­ны­ми пли­та­ми из цвет­но­го мра­мо­ра. Колон­ны были изготов­ле­ны из чипол­ли­но и дру­гих видов цвет­но­го мра­мо­ра, име­ли в высоту 9,5 м, коринф­ские капи­те­ли и бело­мра­мор­ный антаб­ле­мент, увен­чан­ный глу­бо­ким атти­ком, пред­по­ла­гаю­щим поза­ди свод­ча­тый пото­лок, а на фаса­де атти­ка кари­а­ти­ды, умень­шен­ные репли­ки кари­а­тид из Эрех­тей­о­на в Афи­нах, чере­до­ва­лись с боль­ши­ми и бога­то укра­шен­ны­ми щита­ми с голо­ва­ми божеств (сохра­нил­ся Юпи­тер Аммон) вме­сто умбо­нов — деко­ра­тив­ный вари­ант изо­бра­же­ний на щитах (ima­gi­nes cli­pea­tae). По отно­ше­нию к поверх­но­сти сте­ны кари­а­ти­ды выда­ют­ся впе­рёд, поэто­му высту­па­ет и архит­рав, кото­рый они под­дер­жи­ва­ют; каж­дую пару разде­ля­ет линия кес­со­нов. В зад­ней стене колон­на­ды нахо­дят­ся пря­мо­уголь­ные ниши, кото­рые обрам­ле­ны встро­ен­ны­ми в сте­ну колон­на­ми, соот­вет­ст­ву­ю­щи­ми колон­на­де. Встро­ен­ная колон­на­да про­дол­жа­ет­ся рядом стол­бов, пере­го­ра­жи­ваю­щим вход в каж­дое полу­кру­жие, и обрам­ля­ет так­же ряд ниш вдоль каж­дой изо­гну­той сте­ны, тогда как в цен­тре кри­вой этот ряд пре­ры­ва­ет более круп­ная ниша-эди­ку­ла; выше про­хо­дит ещё один ряд ниш. Пред­по­ла­га­ет­ся, что ниж­ние ниши пред­на­зна­ча­лись для брон­зо­вых ста­туй Юли­ев и выдаю­щих­ся мужей (sum­mi vi­ri) Рима, уве­ко­ве­чен­ных, как извест­но, на фору­ме; каж­дая из них сопро­вож­да­лась над­пи­сью с ука­за­ни­ем долж­но­стей и свер­ше­ний дан­но­го дея­те­ля (Suet. Aug. 31. 5; Cass. Dio LV. 10. 3; Plin. HN. XXII. 13; Gell. IX. 11. 10; SHA. Alex. Sev. 28. 6, где ста­туи назва­ны мра­мор­ны­ми; о над­пи­сях, зна­чи­тель­ная часть кото­рых извест­на, см.: Deg­ras­si A. Inscrip­tio­nes Ita­liae. 13. 3. 1—36). Сохра­ни­лось лишь несколь­ко фраг­мен­тов ста­туй из бело­го мра­мо­ра, но их доста­точ­но, чтобы понять, что неко­то­рые мужи были изо­бра­же­ны в тоге, а неко­то­рые — в доспе­хах, и что одни ста­туи были порт­рет­ны­ми, а дру­гие — иде­а­ли­зи­ро­ван­ны­ми. В цен­трах полу­кру­жий нахо­ди­лись Эней, несу­щий на пле­чах Анхи­за и веду­щий за руку Аска­ния во вре­мя бег­ства из Трои, и Ромул, несу­щий «пыш­ный доспех» (spo­lia opi­ma) Акро­на, царя ценин­цев. Ниши в верх­ней части полу­кру­жий ниже, чем в ниж­ней части. Неиз­вест­но, что там нахо­ди­лось; часто выска­зы­ва­ет­ся пред­по­ло­же­ние, что это были тро­феи, но свиде­тельств об этом не сохра­ни­лось. Позд­нее к это­му собра­нию были добав­ле­ны и дру­гие ста­туи (Tac. Ann. IV. 15, XIII. 8).

Храм Мар­са Мсти­те­ля был перип­те­ри­че­ским окта­сти­лем без колон­на­ды на зад­ней сто­роне (si­ne pos­ti­co), сто­ял на высо­кой плат­фор­ме и при­мы­кал к стене, окру­жаю­щей форум. Про­на­ос с обе­их сто­рон замы­ка­ла допол­ни­тель­ная пара колонн, про­дол­жаю­щих линию сте­ны цел­лы. Колон­ны были коринф­ски­ми, бело­мра­мор­ны­ми, а пото­лок — бога­то укра­шен­ным, с розет­ка­ми в кес­со­нах. Вся леп­ни­на и укра­ше­ния сле­до­ва­ли клас­си­че­ским образ­цам, а коринф­ские колон­ны счи­та­лись одни­ми из самых пре­крас­ных в Риме и сопер­ни­ча­ли с колон­на­ми в хра­мах Касто­ра и Согла­сия.

Фрон­тон хра­ма изо­бра­жён на одном из релье­фов с арки Клав­дия на Вил­ле Меди­чи, извест­ных как релье­фы с Алта­ря Бла­го­че­стия (Zan­ker P. Fo­rum Augus­tum. Tü­bin­gen, 1968. Figs. 45, с.162 46). На нём в цен­тре изо­бра­жён Марс, по сто­ро­нам от него — Вене­ра и Фор­ту­на, затем сидя­щие Ромул и Рома, а по углам фрон­то­на — воз­ле­жа­щие фигу­ры, оли­це­тво­ря­ю­щие мест­но­сти и иден­ти­фи­ци­ро­ван­ные как Холм Пала­тин и Отец Тибе­рин.

Инте­рьер хра­ма пред­став­лял собой харак­тер­ный для Авгу­ста сюр­приз: он рез­ко кон­тра­сти­ро­вал с клас­си­че­ским внеш­ним видом, с обли­цов­кой и архи­тек­ту­рой из гре­че­ско­го мра­мо­ра. Свод­ча­тый неф был доволь­но корот­ким и вёл вглубь хра­ма к полу­круг­лой апсиде в пол­ную шири­ну нефа, кото­рую запол­ня­ла база для ста­туй. Вдоль боко­вых стен сто­я­ли колон­ны на очень высо­кой сплош­ной базе, с пиляст­ром поза­ди каж­дой колон­ны; ордер был коринф­ским, с прото­ма­ми в виде кры­ла­тых Пега­сов вме­сто волют, что ста­ло очень изящ­ным нов­ше­ст­вом. К апсиде вёл про­лёт из пяти сту­пе­ней в её пол­ную шири­ну, а куль­то­вых фигур, види­мо было три: Марс Мсти­тель в пол­ном воору­же­нии, спра­ва от него Вене­ра с Купидо­ном, а сле­ва — Боже­ст­вен­ный Юлий.

Сте­на фору­ма вдоль зад­ней ули­цы вызы­ва­ет заслу­жен­ное вос­хи­ще­ние. Она постро­е­на из круп­ных бло­ков габий­ско­го кам­ня (спе­роне) и пепе­ри­но, с эле­гант­ны­ми русти­ка­ми на откры­той поверх­но­сти и мас­сив­ны­ми рама­ми вокруг всех отвер­стий. Про­доль­ная и попе­ре­ч­ная клад­ка череду­ет­ся целы­ми ряда­ми, и вся сте­на делит­ся на три поло­сы рав­ной шири­ны, а вен­ча­ют её высту­паю­щие ряды тра­вер­ти­но­вых бло­ков, чуть более круп­ных, чем осталь­ные. Воз­мож­но, эти кам­ни были выбра­ны отча­сти пото­му, что счи­та­лись огне­упор­ны­ми, но при этом сте­на выглядит кра­си­во. С внут­рен­ней сто­ро­ны окру­жаю­щей сте­ны тра­вер­тин исполь­зо­вал­ся чаще — в точ­ках высо­ко­го дав­ле­ния, для соору­же­ния плос­ких арок над ниша­ми и для обрам­ле­ния про­хо­дов.

В 19 г. н. э. Тибе­рий при­стро­ил две арки с обе­их сто­рон хра­ма, у под­но­жия лест­ниц, веду­щих на форум из про­хо­дов в зад­ней стене, в честь побед Гер­ма­ни­ка и Дру­за в Гер­ма­нии (Tac. Ann. II. 64; CIL. VI. 911). Воз­мож­но, Тибе­рий так­же зано­во укра­сил квад­рат­ный зал в кон­це севе­ро-запад­ной колон­на­ды. Коринф­ские колон­ны у вхо­да в этот зал изготов­ле­ны из паво­на­цет­то, а в самом зале обли­цов­ка пол­но­стью заме­не­на на пане­ли из цвет­но­го мра­мо­ра (джал­ло анти­ко и афри­ка­но) и поло­сы из паво­на­цет­то, в кото­рые были встав­ле­ны метал­ли­че­ские релье­фы или кар­ти­ны. Зри­тель­ным цен­тром этой ком­на­ты была колос­саль­ная ста­туя в её даль­нем кон­це, высотой око­ло 12 м, изо­бра­жав­шая, воз­мож­но, само­го Авгу­ста. Сохра­ни­лась низ­кая база с отпе­чат­ком подошв. Пли­ний (HN. XXXVI. 102) счи­та­ет форум Авгу­ста, бази­ли­ку Пав­ла (Эми­ли­е­ву) и храм Мира тре­мя пре­крас­ней­ши­ми зда­ни­я­ми в Риме и рас­ска­зы­ва­ет (HN. XVI. 192), что лес для стро­и­тель­ства фору­ма был сруб­лен в Реций­ских Аль­пах в самые жар­кие дни, что обес­пе­чи­ло его пре­вос­ход­ное каче­ство. В XVI в. были най­де­ны дере­вян­ные штиф­ты, исполь­зо­ван­ные для его стро­и­тель­ства, настоль­ко хоро­шо сохра­нив­ши­е­ся, что их мож­но было исполь­зо­вать повтор­но (Vac­ca F. Me­mo­rie di va­rie an­ti­chi­tà tro­va­te in di­ver­si luog­hi del­la cit­tà di Ro­ma // F. Nar­di­ni. Ro­ma an­ti­ca. Ro­ma, 1704. № 89; Bor­sa­ri L. Il fo­ro d’Augus­to ed il tem­pio di Mar­te Ul­to­re // Me­mo­rie del­la Clas­se di Scien­ze Mo­ra­li, Sto­riche e Fi­lo­lo­giche del­la Rea­le Ac­ca­de­mia dei Lin­cei. Ser. 3. Vol. 13. 1884. P. 402). Форум был вос­ста­нов­лен Адри­а­ном (SHA. Hadr. 19) и в ката­ло­ги рай­о­нов вклю­чён в соста­ве VIII рай­о­на.

На фору­ме и в хра­ме было собра­но и посвя­ще­но мно­го про­из­веде­ний искус­ства. Самы­ми при­ме­ча­тель­ны­ми из них были квад­ри­га, кото­рую сенат посвя­тил Авгу­сту (RGDA. 35), две кар­ти­ны Апел­ле­са — одна изо­бра­жа­ла пер­со­ни­фи­ка­цию Вой­ны и Алек­сандра в три­ум­фе, вто­рая — Касто­ра и Пол­лук­са с Победой (Plin. HN. XXXV. 27 и 93—94), а так­же Апол­лон из сло­но­вой кости (Plin. HN. VII. 183). Ср. так­же Plin. HN. XXXIV. 48 и 141; Serv. ad Aen. I. 294; Paus. VIII. 46. 4—5; Suet. Ca­lig. 24. 3; Tac. Ann. XIII. 8.

Дион Кас­сий (LV. 10. 2—5) пере­чис­ля­ет меро­при­я­тия, кото­рые пола­га­лось про­во­дить на фору­ме: маль­чи­ки долж­ны были наде­вать здесь муж­скую тогу (to­ga vi­ri­lis). Отсюда долж­ны были выез­жать намест­ни­ки, направ­лен­ные в про­вин­ции. Имен­но здесь сенат дол­жен был при­ни­мать реше­ния об объ­яв­ле­нии вой­ны и о пре­до­став­ле­нии три­ум­фа, имен­но здесь три­ум­фа­то­ры долж­ны были посвя­щать Мар­су свои вен­ки и ски­пет­ры. В хра­ме долж­ны были хра­нить­ся зна­мё­на, воз­вра­щён­ные от вра­га. Севи­ры всад­ни­ков долж­ны были про­во­дить еже­год­ный празд­ник у сту­пе­ней хра­ма. Цен­зо­ры, сла­гая пол­но­мо­чия, имен­но здесь долж­ны были вби­вать сим­во­ли­че­ский гвоздь (ср. так­же Suet. Aug. 29. 2, Ca­lig. 44. 2). Здесь про­во­ди­лись пиры сали­ев (Suet. Claud. 33. 1; CIL. VI. 2158 = ILS. 4944), здесь совер­ша­ли жерт­во­при­но­ше­ния арваль­ские бра­тья (CIL. VI. 2042. 29 = 32354, 2051. 88 = 32359; ILS. 230. 29—30, 241. 91). Клав­дий и Тра­ян вер­ши­ли здесь суд (Suet. Claud. 33. 1; Cass. Dio LXVIII. 10. 2). Но ясно, что преж­де все­го форум Авгу­ста слу­жил рим­ским мини­стер­ст­вом ино­стран­ных дел.


Nash E. Pic­to­rial Dic­tio­na­ry of An­cient Ro­me / 2d ed. Lon­don 1968. Vol. 1. P. 401—410;
Zan­ker P. Fo­rum Augus­tum. Tü­bin­gen, 1968;
Ri­nal­di Tu­fi S. Fram­men­ti del­le sta­tue dei sum­mi vi­ri nel fo­ro di Augus­to // Dia­log­hi di ar­cheo­lo­gia. N. s. Vol. 3. 1981. P. 69—84;
Kockel V. Beo­bach­tun­gen zum Tem­pel des Mars Ul­tor und zum Fo­rum des Augus­tus // MDAIR. Bd. 90. 1983. P. 421—448;
An­der­son J. C. The His­to­ri­cal To­po­gra­phy of the Im­pe­rial Fo­ra. Brus­sels, 1984. P. 65—100;
Wesen­berg B. Augus­tus­fo­rum und Ak­ro­po­lis // JdI. Bd. 99. 1984. S. 161—185;
Gan­zert J. Der Mars-Ul­tor-Tem­pel auf dem Augus­tus­fo­rum in Rom. Vor­läu­fi­ger Ar­beitsbe­richt // MDAIR. Bd. 92. 1985. S. 201—219;
Gis­mon­di I. Re­gio­ne 8. Fo­ro di Augus­to // BCAR. Vol. 90. 1985. P. 341—361 (архи­тек­тур­ные зари­сов­ки И. Джис­мон­ди, сде­лан­ные для рас­ко­пок);
Kockel V. Ri­cer­che al tem­pio di Mar­te Ul­to­re // Ro­ma, ar­cheo­lo­gia nel centro / Ed. A. M. Biet­ti Ses­tie­ri et al. Ro­ma, 1985. Vol. 1. P. 241—244;
Ca­mo­de­ca G. Una nuo­va fon­te sul­la to­pog­ra­fia del fo­ro di Augus­to (TPSulp. 19 = TP 84=102) // Athe­nae­um. Vol. 64. 1987. P. 505—508;
Bon­ne­fond M. Transferts de fonctions et mu­ta­tion idéo­lo­gi­que: le Ca­pi­to­le et le Fo­rum d’Augus­te // L’Urbs: es­pa­ce ur­bain et his­toi­re (Ier sièc­le av. J.-C. — IIIe sièc­le ap. J.-C.). Ac­tes du col­lo­que in­ter­na­tio­nal de Ro­me (8—12 mai 1985). Ro­me, 1987. P. 251—278;
Bauer H. Nuo­ve ri­cer­che sul Fo­ro di Augus­to // Ibid. P. 763—770.

См. также:
Форум Августа (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)
© 1992 г. L. Richardson. A New Topographical Dictionary of Ancient Rome. John Hopkins University Press, Baltimore and London, 1992. С. 160—162.
© 2019 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
См. по теме: Ростры Августа • Ростры Августа • Ростры Цезаря • Храм Кастора •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Форум Августа. Храм Марса Мстителя.
2 г. до н. э.
Реконструкция.
Рим, Музей императорских форумов.
2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Форум Августа. Храм Марса Мстителя.
2 г. до н. э.
Рим, Форум Августа.
3. НАДПИСИ. Рим.
Элогий с базы статуи Друза Старшего, пасынка Августа.
CIL. VI. 40330 = Inscr. It. XIII.3.9, 32, 37 = AE 1985, 42.
Гипсовый слепок. Оригинал: мрамор, 2 г. до н. э.
Рим, Музей Римской культуры.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА