Р. Грейвс

Мифы древней Греции

Грейвс Р. Мифы древней Греции. Москва. Изд-во «Прогресс», 1992 г. 624 с.
Перевод с англ. К. П. Лукьяненко, сделанный с первого издания книги Р. Грейвса (1955 г.).
Под редакцией и с послесловием А. А. Тахо-Годи.
Примечания И. И. Маханькова, обозначенные в книге звездочками, в эл. версии пронумерованы лат. цифрами.

с.31

9. ЗЕВС И МЕТИДА

a. Неко­то­рые элли­ны гово­рят, что отцом Афи­ны был Пал­лант — кры­ла­тый козло­по­доб­ный гигант, кото­рый позд­нее хотел совер­шить над ней наси­лие. Его имя она доба­ви­ла к сво­е­му после того, как содра­ла с него кожу, чтобы сде­лать себе эгиду, и при­ста­ви­ла его кры­лья к сво­им пле­чам1 (если, конеч­но, эгида не была сде­ла­на из кожи, содран­ной Афи­ной с Гор­го­ны Меду­зы после того, как Пер­сей отру­бил ей голо­ву2).

b. Дру­гие гово­рят, что ее отцом был чело­век по име­ни Итон, царь горо­да Итон[1], что во Фтио­ти­де, погу­бив­ший свою дочь Иода­му: когда Иода­ма ночью про­ник­ла в свя­ти­ли­ще, ниче­го не подо­зре­ваю­щий отец пока­зал ей голо­ву Гор­го­ны3, от взгляда кото­рой дочь ока­ме­не­ла.

c. Есть и такие, кто гово­рит, что ее отцом был Посей­дон, но она отка­за­лась от него и «пре­да­лась Зев­су, и тот при­нял ее как свою дочь»4.

d. Одна­ко жре­цы самой Афи­ны рас­ска­зы­ва­ют вот какую исто­рию ее рож­де­ния. Зевс вос­пы­лал стра­стью к тита­ниде Мети­де, кото­рая при­ни­ма­ла раз­лич­ные обра­зы, чтобы скрыть­ся от сво­его обо­жа­те­ля, но одна­жды Зевс все-таки настиг ее и оста­вил с ребен­ком. Ора­кул Геи-Зем­ли объ­явил, что родит­ся девоч­ка и что, если Мети­да поне­сет вновь, то родит­ся сын, кото­ро­му пред­на­чер­та­но судь­бой сверг­нуть Зев­са, подоб­но тому, как Зевс сверг Кро­на, а Крон сверг Ура­на. Поэто­му, зама­нив медото­чи­вы­ми реча­ми Мети­ду на ложе, Зевс неожи­дан­но про­гло­тил ее. Так при­шел конец Мети­де, хотя Зевс впо­след­ст­вии утвер­ждал, что, нахо­дясь в его утро­бе, она ино­гда дава­ла ему сове­ты. По про­ше­ст­вии опре­де­лен­но­го вре­ме­ни, про­ха­жи­ва­ясь вдоль бере­га озе­ра Три­тон, он вдруг почув­ст­во­вал ужас­ную голов­ную боль. Ему пока­за­лось, что еще мгно­ве­ние и голо­ва его рас­ко­лет­ся от боли; тогда он неисто­во зары­чал и небес­ный свод отве­тил ему эхом. На крик выско­чил Гер­мес и тут же понял, что слу­чи­лось с Зев­сом. Он упро­сил Гефе­ста (а неко­то­рые гово­рят Про­ме­тея) взять клин и рас­ко­лоть голо­ву Зев­су. Оттуда-то и появи­лась Афи­на с воин­ст­вен­ным кли­чем и в пол­ном бое­вом сна­ря­же­нии5.

с.32

* * *

1. Дж. Харри­сон пра­виль­но оха­рак­те­ри­зо­ва­ла исто­рию рож­де­ния Афи­ны из голо­вы Зев­са как «отча­ян­ную тео­ло­ги­че­скую улов­ку изба­вить ее от мат­ри­ар­халь­ных черт». Кро­ме того, это попыт­ка дог­ма­ти­че­ско­го утвер­жде­ния муд­ро­сти как пре­ро­га­ти­вы муж­ско­го пола. До это­го толь­ко боги­ня счи­та­лась муд­рой. Геси­од, по сути, сумел в сво­ем повест­во­ва­нии при­ми­рить три про­ти­во­ре­ча­щих друг дру­гу взгляда.

1. Афи­на, боги­ня — покро­ви­тель­ни­ца афи­нян, была пар­те­но­ген­ной доче­рью бес­смерт­ной Мети­ды — тита­ниды, в веде­нии кото­рой нахо­ди­лась вся муд­рость и зна­ния.

2. Зевс, про­гло­тив Мети­ду, не утра­тил муд­ро­сти, т. е. ахей­цы уни­что­жи­ли культ тита­нов и при­пи­са­ли всю муд­рость сво­е­му богу Зев­су.

3. Афи­на была доче­рью Зев­са, т. е. ахей­цы наста­и­ва­ли на том, чтобы афи­няне при­зна­ли гла­вен­ство пат­ри­ар­халь­но­го бога Зев­са.

Он заим­ст­во­вал меха­низм сво­его мифа из похо­жих при­ме­ров: Зевс пре­сле­ду­ет Неме­сиду (см. 32. b); Крон глота­ет сво­их сыно­вей и доче­рей (см. 7. a); Дио­нис повтор­но рож­да­ет­ся из бед­ра Зев­са (см. 14. c); на чер­но­фи­гур­ной амфо­ре, хра­ня­щей­ся в Нацио­наль­ной биб­лио­те­ке в Пари­же, изо­бра­же­ны два чело­ве­ка, вскры­ваю­щие топо­ром голо­ву Геи-зем­ли, оче­вид­но для того, чтобы высво­бо­дить Кору (см. 24. 3). После это­го Афи­на пре­вра­ща­ет­ся в послуш­ный рупор Зев­са и созна­тель­но лиша­ет­ся сво­его про­шло­го. Ей теперь при­слу­жи­ва­ют не жри­цы, а жре­цы.

2. Пал­ла­да, что зна­чит «девуш­ка», — непо­д­хо­дя­щее имя для кры­ла­то­го гиган­та, поку­шав­ше­го­ся на цело­муд­рие Афи­ны. Послед­ний мотив, веро­ят­но, взят из изо­бра­же­ния ее риту­аль­но­го бра­ка как Афи­ны Лаф­рии с коз­лом-царем (см. 89. 3) после воору­жен­но­го поедин­ка с сопер­ни­цей (см. 8. 1). Этот ливий­ский обы­чай риту­аль­но­го бра­ка с коз­лом был изве­стен в кельт­ской Гер­ма­нии, Скан­ди­на­вии и Англии, где он стал частью весе­ло­го весен­не­го празд­ни­ка.

3. Отказ Афи­ны от отца Посей­до­на ука­зы­ва­ет на про­ис­шед­шую в древ­но­сти сме­ну вер­хов­но­го боже­ства в Афи­нах (см. 16. 3).

4. Миф об Итоне («чело­ве­ке-иве») гово­рит о том, что ито­няне, по их утвер­жде­ни­ям, нача­ли покло­нять­ся Афине задол­го до афи­нян. Само имя ука­зы­ва­ет на то, что во Фтио­ти­де с Афи­ной был свя­зан культ ивы. Ана­ло­гич­ный культ суще­ст­во­вал в свя­зи с боги­ней Анат в Иеру­са­ли­ме до тех пор, пока жре­цы бога Яхве не уни­что­жи­ли культ боги­ни и не ста­ли утвер­ждать на Празд­ни­ке кущей, что ива, фигу­ри­ро­вав­шая в цере­мо­ни­ях вызы­ва­ния дождя, явля­ет­ся свя­щен­ным дере­вом Яхве.




5. Муж­чине гро­зи­ла смерть за сня­тую без согла­сия вла­де­ли­цы эгиду — оде­я­ние из козьей шку­ры, сим­вол цело­муд­рия ливий­ских деву­шек. Вот поче­му на ней была изо­бра­же­на Гор­го­на, а в кожа­ном коше­ле или мешоч­ке скры­ва­лась змея. Но посколь­ку эгида Афи­ны харак­те­ри­зу­ет­ся как щит, в «Белой Богине»[2] (с. 279) я выска­зал пред­по­ло­же­ние, что эгида — это мешок для свя­щен­но­го дис­ка, похо­же­го на диск с алфа­вит­ным пись­мом Пала­меда, кото­рое, как гово­рят, он сам изо­брел (см. 52. a и 162. 5). Кипр­ские ста­ту­эт­ки с дис­ка­ми, раз­ме­ры кото­рых про­пор­цио­наль­ны с.33 зна­ме­ни­то­му дис­ку из Феста[3], на кото­ром по спи­ра­ли нане­се­на свя­щен­ная над­пись, по мне­нию проф. Рих­тер[4], пред­вос­хи­ща­ют эгиду Афи­ны. Щиты геро­ев, с такой тща­тель­но­стью опи­сан­ные Гоме­ром и Геси­о­дом, похо­же, так­же име­ли пик­то­грам­мы, выгра­ви­ро­ван­ные по спи­рале­вид­ной поло­се.

6. Иода­ма, чье имя, воз­мож­но, озна­ча­ет «тел­ка Ио», мог­ла быть древним камен­ным изо­бра­же­ни­ем луны-боги­ни (см. 56. 1), а рас­сказ о том, как она пре­вра­ти­лась в камень, зву­чит как пред­у­преж­де­ние любо­пыт­ным девуш­кам не нару­шать тай­ны мисте­рий (см. 25. d).

7. Не сле­ду­ет думать, что Афи­на была толь­ко или глав­ным обра­зом боги­ней Афин. Ей были посвя­ще­ны несколь­ко древ­них акро­по­лей, вклю­чая Аргос (Пав­са­ний II. 24. 2), Спар­ту (там же III. 17. 3), Трою («Или­а­да» VI. 88), Тре­зен (Пав­са­ний II. 32, 4), Эпидавр-Лиме­ру (Пав­са­ний III. 23. 6) и Феней (Пав­са­ний VIII. 14. 4). Все эти свя­ти­ли­ща воз­ник­ли еще до при­хо­да элли­нов.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Цец. Схо­лии к Ликофро­ну 355.
  • 2Еври­пид. Ион 995.
  • 3Пав­са­ний IX. 34, 1.
  • 4Геро­дот IV. 180.
  • 5Геси­од. Тео­го­ния 886—900; Пин­дар. Олим­пий­ские оды VII. 34 и сл.; Апол­ло­дор I. 3. 6.


  • РЕДАКЦИОННЫЕ ПРИМЕЧАНИЯ (И. И. Махань­ко­ва):

    с.551

  • [1]Назва­ние горо­да Ито­ны употреб­ля­лось и в муж­ском, и в жен­ском роде.
  • [2]«Белая боги­ня» («Whi­te God­dess») — иссле­до­ва­ние Грейв­са, в кото­ром он на широ­ком мате­ри­а­ле древ­ней и новой лите­ра­ту­ры пыта­ет­ся дать общий ключ к про­ис­хож­де­нию поэ­зии и мифа, воз­во­ди­мых им к «Белой богине», т. е. луне (см. после­сло­вие).
  • [3]Фест­ский диск — гли­ня­ная обо­жжен­ная пла­сти­на, най­ден­ная при рас­коп­ках в Фесте на юге Кри­та сре­ди череп­ков, отно­ся­щих­ся при­бли­зи­тель­но к 1700 г. до н. э. С обе­их сто­рон покрыт оттис­ка­ми печа­ток — пик­то­грам­ма­ми (рисо­ван­ны­ми пись­ме­на­ми). Мно­гие уче­ные воз­во­дят его про­ис­хож­де­ние к Ликии (Малая Азия). Текст не рас­шиф­ро­ван.
  • [4]Рих­тер Г. (пра­виль­но Рик­тер, Rich­ter, 1882—1972) — аме­ри­кан­ский архео­лог. В 1925—1948 гг. воз­глав­ля­ла Отде­ле­ние антич­но­сти музея Мет­ро­по­ли­тен в Нью-Йор­ке. Автор трудов по гре­че­ской скульп­ту­ре, вазо­пи­си, гре­че­ско­му искус­ству в целом. Была редак­то­ром «Ame­ri­can Jour­nal of Ar­chaeo­lo­gy».
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1303312492 1303242327 1303222561 1356780010 1356780011 1356780012