Р. Грейвс

Мифы древней Греции

Грейвс Р. Мифы древней Греции. Москва. Изд-во «Прогресс», 1992 г. 624 с.
Перевод с англ. К. П. Лукьяненко, сделанный с первого издания книги Р. Грейвса (1955 г.).
Под редакцией и с послесловием А. А. Тахо-Годи.
Примечания И. И. Маханькова, обозначенные в книге звездочками, в эл. версии пронумерованы лат. цифрами.
Сверено с изданием Р. Грейвса 2005 г. (Екатеринбург, У-Фактория).

с.51

19. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ДЕЯНИЯ АРЕСА









a. Фра­кий­ский Арес полу­чал истин­ное наслаж­де­ние от сра­же­ний, и его сест­ра Эрида все­гда ста­ра­лась раз­жечь враж­ду, рас­про­стра­няя лож­ные слу­хи и вну­шая зависть. Они оба нико­гда не отда­ва­ли пред­по­чте­ния ни одной из враж­дую­щих сто­рон, а Арес по настро­е­нию сра­жал­ся то за одних, то за дру­гих, испы­ты­вая радость при виде уби­ваю­щих друг дру­га людей и раз­граб­лен­ных горо­дов. Сре­ди бес­смерт­ных никто, начи­ная с Зев­са и Геры, не любил его, кро­ме Эриды и Афро­ди­ты, испы­ты­вав­шей к нему неодо­ли­мую страсть, да жад­но­го Гаде­са, кото­ро­му нра­ви­лось, когда отваж­ные моло­дые вои­ны уби­ва­ли друг дру­га в жесто­ких бит­вах.

b. Арес не все­гда одер­жи­вал верх. Будучи очень искус­ной в воен­ном деле, Афи­на два­жды побеж­да­ла его в бит­ве, а одна­жды гигант­ские сыно­вья Ало­ея поло­ни­ли его и целых три­на­дцать меся­цев дер­жа­ли в брон­зо­вом сосуде, откуда его полу­мерт­во­го выз­во­лил Гер­мес. В дру­гом слу­чае Геракл заста­вил его в стра­хе бежать на Олимп. Ему пре­ти­ло появ­лять­ся в суде в роли ист­ца, но одна­жды его при­зва­ли в суд в каче­стве ответ­чи­ка: боги обви­ни­ли его в пред­на­ме­рен­ном убий­стве сына Посей­до­на Гал­ли­ро­фия. Арес про­сил оправ­дать его на том осно­ва­нии, что спа­сал свою дочь Алкип­пу из дома Кек­ро­па, кото­рую пытал­ся обес­че­стить назван­ный Гал­ли­ро­фий. Посколь­ку, кро­ме Аре­са, свиде­те­лей про­ис­шед­ше­го не ока­за­лось, суд оправ­дал его. Это было пер­вое реше­ние суда, выне­сен­ное по делу об убий­стве, а холм, на кото­ром слу­ша­лось дело, стал изве­стен под назва­ни­ем Аре­о­паг, кото­рое сохра­ни­лось за ним и по сей день1.

с.52

* * *

1. Афи­няне не люби­ли вой­ну, если она не велась в защи­ту сво­бо­ды или по дру­гой не менее важ­ной при­чине, и пре­зи­ра­ли фра­кий­цев как вар­ва­ров, для кото­рых вой­на была обыч­ным делом.

2. Соглас­но Пав­са­нию, повест­ву­ю­ще­му об убий­стве (I. 24. 1), Гал­ли­ро­фий все-таки успел обес­че­стить Алкип­пу. Одна­ко Гал­ли­ро­фий может ока­зать­ся сино­ни­мом Посей­до­на, а Алкип­па — сино­ни­мом боги­ни с лоша­ди­ной голо­вой. Этот миф похож на миф о Посей­доне и Демет­ре и отно­сит­ся к заво­е­ва­нию Афин наро­дом, покло­няв­шим­ся Посей­до­ну, и уни­же­нию, кото­рое пре­тер­пе­ла боги­ня от них (см. 16. 3). Одна­ко из пат­рио­ти­че­ских сооб­ра­же­ний миф был изме­нен и объ­еди­нен с леген­дой о каком-то более ран­нем деле об убий­стве.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Апол­ло­дор III. 14. 2; Пав­са­ний I. 21. 7.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1303242327 1303312492 1303308995 1356780056 1356780057 1356780058