Ключевые слова: Римская республика, юристы, ораторы, народные сходки, дискуссии на Форуме, ответы мудрецов.
В этой статье рассматривается новая работа
На сходках (contiones) юристы с ius publice respondendi выступали при обсуждении законопроектов и внесении в них поправок; в процессах по уголовным и государственным преступлениям, проходивших в суде народного собрания (iudicium populi); в процессах по тяжбам частных лиц, разбиравшимся в iudicium privatum (contiones проходили в промежутке между двумя стадиями соответствующих процессов: 1) in iure и 2) in iudicio).
Каждый раз на трех сходках (contiones), проходивших, как правило, на римском форуме в период trinundinum — трех базарных дней или «30 законных дней» с.111 (XXX iusti dies) — юристы-ораторы, которым были адресованы риторические трактаты Цицерона и Квинтилиана, обсуждая свои «ответы», вступали в дискуссии друг с другом (disputatio fori2), произнося перед собравшимся народом развернутые речи. В результате они достигали согласия, выдвигая общий «ответ», имевший силу закона.
В итоге, как отмечает
Итоговый вывод не вызывает особых возражений. Общеизвестно, что республиканские юристы, а тем более республиканские ораторы, принимали активное участие в общественно-политической жизни и основное внимание уделяли практике, а не теории своего «ремесла»3. Однако некоторые конкретные выводы и положения, из которых складывается концепция
Так, например, насколько мне известно, если не все, то почти все исследователи не признают существование в эпоху Римской республики института ius publice respondendi, право римских граждан вносить на народных сходках (contiones) поправки в текст законопроектов, дискуссии юристов на сходках для выработки согласованных «ответов», обсуждение юристами на народных сходках судебных казусов, связанных с тяжбами частных лиц, существование особой категории юристов-ораторов, которым были адресованы риторические трактаты Цицерона и Квинтилиана.
Конечно, целью любого исследования является не подтверждение уже известного, а открытие нового. Однако там, где приходится идти по стопам многих поколений исследователей и иметь дело все с теми же самыми давно известными и изученными свидетельствами источников, каждый шаг вперед дается с громадным трудом, каждое даже незначительное открытие, чтобы быть принятым научной общественностью, должно пройти тщательную апробацию. Тем более нуждается в апробации работа, которая, независимо от воли ее автора, претендует на совершение революционного переворота в наших представлениях о юриспруденции республиканского Рима. Цель этой статьи — проверить, насколько убедительно обоснованы новаторские положения концепции
Институт ius publice respondendi в эпоху Республики
Следует отметить, что в отношении этого института автор статьи вовсе не претендует на роль первооткрывателя. Он неоднократно ссылается на своих предшественников, признававших его существование. Разберем эти ссылки.
По мнению
Даже из самой этой цитаты хорошо видно, что
Этот вывод Ф. Шульц особо выделяет с помощью яркой метафоры: «ius respondendi существовало не более (курсив мой. —
Ссылаясь на работы А. Скьяавоне и А. Петруччи,
Доказательства существования в эпоху Республики ius publice respondendi
По мнению
Таким образом, в обоих случаях использования Цицероном словосочетания ius respondendum, речь идет не об отдельном правомочии юристов или жрецов «давать ответы», а о праве в целом. То же самое относится и к остальным случаям, где Цицерон употребляет словосочетание ius respondendum14.
Для обоснования своих вольных переводов
В статьях Туори и Плисецкой упоминается концепция Р. Хельсига, пытавшегося подтвердить конкретными примерами существование института ius publice respondendi ex auctoritate principis15. Рассмотрев три имеющихся свидетельства о трех юристах эпохи Принципата, каждый из которых ius civile publice respondebat, он пришел к выводу, что ius publice respondere в этих случаях (курсив мой. —
Таким образом, можно констатировать, что в сочинениях Цицерона имеется несколько свидетельств о responsa республиканских юристов, но нет ни одного даже косвенного указания на существование института ius publice respondendi в эпоху Республики.
с.114 Точно так же вряд ли можно рассматривать указание Помпония (D. 1. 2. 2. 35) о Тиберии Корункании, который первым начал publice profiteri (respondere), как свидетельство о появлении института ius publice respondendi18. Publice может означать как «от имени», или «с особого разрешения», государства (или народа), так и «публично, всенародно, всему народу (populo)»19. Уже из самого текста Помпония явствует, что имеется в виду второе значение: «И притом из всех, кому довелось овладеть этой наукой, никто до Тиберия Корункания не занимался преподаванием публично. Напротив, до него другие были склонны даже держать цивильное право в тайне и сообщали, что они скорее занимаются только с теми, кто обращается за советом, чем с желающими учиться»20. Кроме того, Тиберий Корунканий предоставлял свои ответы в качестве понтифика и уже в силу этого не нуждался в чьей-либо санкции.
Не удивительно, что большинство исследователей трактуют словосочетание publice profiteri как свидетельство того, что Тиберий Корунканий давал свои ответы публично, т. е. открыто, в присутствии всех желающих постигнуть scientia iuris21.
Чтобы понять, почему существование института ius publice respondendi в эпоху Республики не получило признания у исследователей, достаточно внимательно прочитать текст Помпония: «И, как мы мимоходом заметим, до времен Августа право публично давать ответы не предоставлялось принцепсами, но те, кто был уверен в своих знаниях, давали ответы тем, кто спрашивал совета… Впервые божественный Август для возвышения авторитета права установил, чтобы они давали ответы на основании его (Августа) авторитета, с того времени и стали домогаться этого как привилегии»22. В издании русского перевода Дигест Юстиниана
с.115
Disputatio fori
По мнению
Это словосочетание можно перевести и как «обсуждение на (римском) форуме», и как «обсуждение в суде». Почти все исследователи предпочитают второй вариант. Он фигурирует в латинско-русских словарях к источникам римского права26, в учебниках27 и даже в переводе этого места у Помпония, принадлежащем
По мнению
Мне удалось найти только одного исследователя, который перевел disputatio fori как «обсуждение на форуме» и интерпретировал его примерно в том же самом духе, что и
Между тем такая трактовка вызывает вопросы, на которые не так легко найти ответ. Как указал Помпоний, первым, кто преподавал право, давая свои «ответы» publice, был Тиберий Корунканий (D. 1. 2. 2. 35 и 38)32. Но если следовать трактовке
Если принять во внимание все вышесказанное, не удивительно, что обсуждения и дискуссии римских юристов в современной науке, как правило, рассматриваются либо как чисто научные споры, либо как столкновения в ходе судебных разбирательств противоположных мнений, высказанных в responsa ведущих юристов34.
Разберем теперь конкретные свидетельства источников, которые привлекает
«Цицерон прямо указывает, что в Риме всегда были выдающиеся мужи, которые объясняли право народу и давали ему ответы (interpretari populo et responsitare), и что обязанность тех, к кому обращаются за советом, народу необходима и полезна» (с. 100, со ссылкой на Cic. De leg. I. 14).
В самом начале трактата собеседники Цицерона рассуждают о том, чем бы ему стоило заняться на досуге. Он переводит разговор на другую тему: чем стоит заниматься, удалившись по возрасту от государственных дел. «Я, следуя заветам отцов, — заявляет он, — не склонен отказываться от того, чтобы сидя в своем кресле давать советы по вопросам права и нести лестные и почетные обязанности весьма деятельной старости»35 (здесь и далее пер.
с.117 Когда другой собеседник предлагает Цицерону как знатоку права написать о нем ученый трактат (De leg. I. 13), тот отказывается, обосновывая это следующим образом:
В нашем государстве, мне думается, были выдающиеся мужи, имевшие обыкновение разъяснять это право народу и давать советы по судебным вопросам, но они, объявив своим занятием важные дела, занимались мелочами. И в самом деле, что столь важно, как право гражданской общины? И в то же время что столь незначительно, как эта услуга людей, к которым обращаются за советом? Впрочем, их деятельность [народу] необходима, и я, право, не думаю, чтобы люди, главные в предоставлении этой услуги, не были сведущи во всем праве в целом, но этим так называемым гражданским правом они занимались только в такой мере, в какой хотели быть полезными народу. Ведь это право при знакомстве с ним кажется незначительным, а при использовании в жизни — необходимым. Итак, к чему ты призываешь меня или к чему склоняешь? Книжечки сочинять о праве, связанном с дождевыми каплями и общими стенами? Или составлять формулы стипуляций и судебных инструкций? Это все уже и старательно написано многими, и незначительнее, чем то, чего, по моему мнению, ожидают от нас38.
Итак, по мнению Цицерона, право как таковое, если пользоваться современными понятиями, — очень важный и почтенный общественный институт, но юристы, занимающиеся гражданским правом (ius civile), погрязли в мелочах, они служат делу необходимому и полезному для сограждан, но вместе с тем слишком незначительному. Человек, стремящийся к великим свершениям, не должен заниматься правом39. И этот ответ и предшествующий обмен репликами оставляют впечатление, что занятие правом больше подходит людям, предпочитающим тихую заводь — бурному морю40. На мой взгляд, данное свидетельство вряд ли можно использовать как доказательство того, что республиканские юристы были завсегдатаями народных сходок.
Возникает вопрос, как в таком случае понимать слова Цицерона о юристах, которые разъясняют право народу (курсив мой. —
с.118 Этими авторитетными юристами41 в III—
Для правильного понимания смысла этого свидетельства его также следует рассмотреть целиком и в контексте. В данном случае собеседники обсуждают вопрос о том, необходимо ли и возможно ли оратору свободно ориентироваться во всех областях знания. Красс приводит в пример римских мудрецов из недавнего прошлого43, которые могли одинаково глубоко судить о любом предмете: «Да и наши соотечественники, желавшие прославиться мудростью, всегда стремились полностью охватить все, что можно было изучить в нашем отечестве. Об этом я часто слышал от отца и от своего тестя. Они вспоминали Секста Элия, а вот Мания Манилия мы видели и сами: он ходил взад и вперед по форуму, и видно было, что делает он это затем, чтобы давать всем согражданам возможность получить совет»44.
Итак, Маний Манилий действовал таким образом, чтобы любой из его сограждан имел возможность обратиться к нему за советами и разъяснениями. Предоставление советов и разъяснений в форме responsa не только своим друзьям и клиентам, но любому из сограждан было характерно и для других римских юристов в эпоху Поздней республики. Об этом прямо сообщает Цицерон в своей речи «В защиту Мурены». Характеризуя современную юриспруденцию, он заявляет: «консульского блеска в этой вашей науке никогда не было — да и как же быть ему там, где все основано на предположениях и фикциях? — рождающей же благодарность пользы и подавно: не могу же я чувствовать благодарность к тому, кто доступен всем и помогает моему противнику так же как и мне» (пер.
Поскольку юристы были доступны всем согражданам, любой из которых мог обратиться к юристу и получить его «ответ», Цицерон с полным основанием утверждал, что они разъясняют право народу и дают ему советы по судебным делам46.
Завершив это отступление, вернемся к тексту нашего свидетельства:
И к ним обращались за советами — и когда они так прохаживались, и когда они посиживали в креслах у себя дома, — а вопросы были не только по гражданскому праву, но и о выдаче дочери замуж, о покупке поля, об обработке земли, словом, обо всех людских делах с.119 и обязанностях. И старый Публий Красс, и Тиберий Корунканий, и прадед моего зятя, разумнейший Сципион, все эти великие понтифики отличались такой мудростью, что к ним обращались за советами по всем религиозным и мирским делам. Они и в сенате, и перед народом, и в тяжбах своих друзей и во время мира, и на войне предоставляли свои советы и свою честность. А чего, в самом деле, недоставало Марку Катону, кроме нынешнего и заемного лоска образованности, разве знание гражданского права мешало ему выступать с судебными речами? Или из-за ораторских способностей он разве пренебрегал наукой права? И в той, и в другой области он работал с усердием и успехом. Разве влияние, которое он приобрел, ведя частные дела, отвлекало его от дел государственных? Нет: он был тверже всех перед народом, лучшим из сенаторов и несомненно — самым лучшим полководцем47.
Из полного текста явствует, что в данном случае речь идет не столько о юристах, сколько о людях, одинаково свободно разбирающихся во всех областях знаний и во всех занятиях48. Эти люди, являясь не только юристами, но также авторитетными государственными деятелями, ораторами, полководцами, могли и должны были выступать в сенате и на народных сходках по самым разным вопросам, вовсе не обязательно связанным с частным или публичным правом. Из того, что Катон Цензор постоянно выступал в сенате и на народных сходках, не следует, что такие выступления были непременно посвящены праву49. И любой сенатор-юрист, выступая в сенате или на народной сходке, вовсе не обязательно обсуждал в своих речах вопросы права.
Интересно также, что говоря о responsa Мания Манилия и юристов-понтификов, Красс упоминает только те, которые давались юристами дома50 или во время прогулок по римскому форуму. По всей видимости, юристы, выступавшие на народных сходках, не давали или очень редко давали там «ответы» по вопросам частного права. Да и какой интерес для собравшейся на сходку толпы могли представлять вопросы, связанные с чьей-то тяжбой?
В качестве примера дискуссий юристов на народных сходках разбирается эпизод, описанный Авлом Геллием (XIII. 13. 1—
с.120 В заключение своей статьи
Юристы-ораторы как адресаты риторических трактатов Цицерона и Квинтилиана
В трактовке
Например, известное выступление в диалоге «Об ораторе» (III. 122—
с.121 А вот что на самом деле говорится в цитируемом фрагменте54: «Ибо нам одним, если только мы настоящие ораторы (курсив мой. —
Итак, Красс говорит от имени ораторов, а не «юристов-ораторов». На самом деле не ораторы ограбили юристов, а философы — ораторов. И поскольку юристы здесь вообще не упоминаются, то и к disputatio fori Помпония это не имеет никакого отношения.
Другой пример подобного рода также связан с выступлением Красса в трактате «Об ораторе» (III. 211).
В доказательство цитируется соответствующий фрагмент: «Потому что особого звучания требуют дела уголовные и особого — дела гражданские и заурядные; и особого рода способ выражения нужен для речей совещательных, особый для хвалебных, особый для судебных, особый для собеседования, особый для утешения, особый для обличения, особый для рассуждения, особый для изложения событий. Существенно также и то, перед кем ты выступаешь: перед сенатом или перед народом, или перед судьями; много ли слушателей, или их мало, или их всего несколько человек, и каковы они»58.
Продолжим эту цитату с того места, на котором остановился
Трактовка
Не трудно убедиться, что никаких советников Квинтилиан не упоминает. Он задается вопросом, к какому виду красноречия в большей мере относится восхваление и порицание законов: к увещевающему или полемическому (suasoriis an controversiis), и отвечает, что в разных государствах по-разному в зависимости от их обычаев и (писаного) права. Затем он отмечает, что по римскому обычаю законы одобрялись или оспаривались на народной сходке, и что эти законы относились к трем родам права: к сакральному, публичному и частному. Но даже если принять перевод
В научной литературе уже достаточно давно утвердилось мнение, что вплоть до конца II в. до н. э., когда специализация в различных видах деятельности была не особенно глубокой, юристы могли выступать и в качестве судебных ораторов, однако с начала I в. до н. э., когда появляются первые латинские риторические трактаты, ремесло оратора становится для юриста чужим (artificium alienum — Cic. De or. I. 239)62. Насколько нам известно, многие юристы этого времени63 с.123 никогда не выступали в качестве судебных ораторов64. Совет
Обсуждение юристами на народных сходках судебных казусов, связанных с тяжбами частных лиц
Это одно из самых оригинальных и вместе с тем спорных положений концепции
Основываясь на тезисе П. Бонфанте «об универсальности многих римских юридических институтов, одинаково применявшихся как в частном, так и в публичном праве» (с. 97),
На мой взгляд, слово «очевидно» здесь явно не подходит. В лекции, прочитанной П. Бонфанте в 1901 г. в связи с началом его работы в Туринском университете, он предположил, что в древнем Риме «не было, возможно, ни одного института публичного права, который не имел бы чистого эквивалента в каком-либо институте частного права»68. Делать на основе этого предположения еще одно — рискованно, а выдвигать такое предположение как самоочевидный вывод — просто некорректно. Тем более что, по моему мнению,
с.124 Однако слабость выдвинутой гипотезы не только в том, что она не подтверждается конкретными свидетельствами источников, но и в том, что она, по моему мнению, и сама по себе дефектна.
Ссылаясь на законы XII таблиц (III. 1), он отмечает: «срок в 30 дней по законам XII таблиц предоставлялся должнику, признавшему долг на первой, досудебной стадии легисакционного процесса in iure перед претором для уплаты долга до начала второй стадии in iudicio» (с. 96). Вот эта норма: «пусть после признания (должником) долга или после вынесения по делу судебного решения будут даны 30 законных дней»70. Поскольку по правилам римского права «признавший (свой долг) рассматривается как (уже) присужденный (в пользу ответчика)»71, после соответствующего признания на стадии in iure стадии in iudicio, т. е. судебного разбирательства, не было. Комментируя упомянутую норму, Авл Геллий указывает, что «30 дней давались на сбор денег (для уплаты долга)»72, т. е., вероятно, для распродажи имущества. Нет никаких оснований предполагать, что деньги собирались на народных сходках, на которых выступали юристы.
«Кроме того, — отмечает
Gai. Inst. IV. 15: «…приходят для назначения судьи, но затем, когда стороны опять явились, им назначается судья на 30 день, как было установлено законом Пинария. Однако до принятия этого закона судья назначался сразу же… Но после того, как судья был назначен, тяжущиеся объявляли, что они должны прийти к судье на третий день»73. Тридцатидневная отсрочка была введена, видимо, для того, чтобы тяжущиеся могли помириться и обойтись без судебного разбирательства74, причем это случилось достаточно поздно. Как предполагают, закон Пинария de legis actione был принят то ли в 322, то ли в 282 г. до н. э.75 По закону Пинария, с.125 тяжущиеся через 30 дней должны были снова явиться к претору, который назначал им судью. На этом заканчивалась стадия in iure76. Промежуток в два дня между ней и стадией in iudicio совсем не подходит для трех народных сходок на римском форуме.
Gai. Inst. IV. 18: «Таким образом, собственно этот иск назывался кондикцией, так как истец при этом торжественно объявлял противнику, чтобы он через 30 дней явился для назначения судьи77»78. Здесь, разумеется, речь идет не об иске legis actio per iudicis postulationem, а о кондикционном иске (legis actio per condictionem). Тяжущиеся после встречи с претором должны явиться к нему снова через 30 дней79, чтобы он назначил им судью. Это назначение и знаменует завершение стадии in iure.
Последний пример, приведенный
По моему мнению, из рассмотренных выше свидетельств определенно следует, что «30 законных дней» — это не промежуток времени, необходимый для обсуждения какого-либо вопроса на трех народных сходках, а отсрочка, предоставляемая присужденному либо признавшему свой долг должнику для распродажи имущества, либо людям, затевающим тяжбу, чтобы они могли прийти к соглашению и обойтись без судебного разбирательства.
Таким образом, в нашем распоряжении нет ни одного свидетельства об «ответах» республиканских юристов на народных сходках при обсуждении различных судебных казусов, связанных с тяжбами частных лиц, зато имеются свидетельства о том, что подобная деятельность была для них совершенно нехарактерна. Есть также прямые свидетельства в пользу традиционных представлений о responsa республиканских юристов.
Так, например, в трактате «Об ораторе» Красс объясняет, почему для оратора обязательно знание публичного права: «Ведь как в тяжбах и судах по делам частных лиц часто приходится черпать содержание речи из гражданского права, и потому, как мы уже говорили, знание права необходимо оратору, — так и в делах государственных, в судах, на сходках, в сенате все знание древних обычаев, все с.126 положения публичного права, всякое соображение и знание об управлении государством должны быть содержанием в речах у тех ораторов, которые посвящают себя государственным делам»80. Здесь частное право, связанное с выступлениями ораторов в судах по делам частных лиц, явно противопоставляется публичному, связанному с выступлениями ораторов в уголовных судах, на народных сходках и в сенате81.
Об «ответах» республиканских юристов при обсуждении различных судебных казусов, связанных с тяжбами частных лиц, Помпоний сообщает следующее: «те, кто был уверен в своих знаниях, давали ответы тем, кто спрашивал совета. И они не давали ответов за своей печатью, но обычно сами писали судьям или выдавали свидетельство тем, кто спрашивал совета»82. Из письма Цицерона мы узнаем, что в деле о наследстве он помог своему протеже Силию получить ответ у Требация, сам Силий обратился к Сервию Сульпицию Руфу и Офилию, которые дали ему противоположные ответы83 (Fam. VII. 21). Если противник Силия был не менее энергичен, то в судебном разбирательстве могли противостоять друг другу многие «ответы» авторитетных юристов. Можно привести и другие примеры подобного рода84. Поэтому не удивительно, что традиционные представления являются столь широко распространенными.
Внесение римскими гражданами поправок в текст законопроектов во время их обсуждения на народных сходках
По общему мнению современных историков древнего Рима и романистов (юристов, изучающих римское право), римские граждане в эпоху Республики могли обсуждать на народных сходках законопроекты, но не имели права вносить в их текст какие-либо поправки. Это было одним из принципиальных отличий римской олигархии от афинской демократии.
В последние два десятилетия исследователи отказались от многих устоявшихся представлений о «римской олигархии». Особое внимание уделяется демократическим элементам римской «конституции» и в первую очередь народным сходкам (contiones) и роли рядовых граждан в законотворческом процессе85. Однако, насколько мне известно, никто до сих пор не усомнился в отсутствии у римских граждан права вносить изменения в текст законопроектов при обсуждении их на с.127 народных сходках.
Он обратил внимание на процедуру принятия законов XII таблиц (с. 92). По свидетельству Тита Ливия (III. 34. 1—
По мнению
Таким образом, если верить
Оказывается, все «дело в том, что Ф. Моро не совсем верно понимает значение термина promulgatio как некоего единовременного акта провозглашения законопроекта. Ведь в современной историографии справедливо отмечается, что древние нередко использовали этот термин в сочетании со словами trinum nundinum, которое понимали в значении “обнародование, обсуждение в течение трех нундин”, а акт промульгации — не как единовременное, а как длительное действие» (с. 93). В доказательство
Чтобы разобраться во всей этой путанице, достаточно внимательно прочитать статью Ф. Моро. Говоря о promulgatio как окончательной фиксации текста законопроекта, он констатирует: «По этому пункту общие подходы к данному вопросу с.128 единодушны»90. Разумеется, это полностью исключает внесение каких-либо изменений в текст законопроекта в ходе его обсуждения на народных сходках. С другой стороны, в соответствии с теорией, выдвинутой Т. Моммзеном, обсуждение законопроекта на народных сходках могло в конечном счете привести к изменениям в его содержании. Автор законопроекта, основываясь на реакции народа, мог отозвать его, внести в текст изменения и заново представить на рассмотрение сената и народа уже в качестве новой рогации91. Статья Ф. Моро, как свидетельствует само ее название, посвящена подтверждению теории Т. Моммзена дополнительными доказательствами. Почерпнуть из нее какие-либо аргументы в пользу точки зрения
Подводя итоги, можно отметить, что высокая концентрация революционных положений и выводов в работе
Для
Нечто подобное, по моему мнению, произошло и с
Литература
1. Гарсиа Гарридо
2. Дигесты Юстиниана 1984: Избранные фрагменты в переводе и с примечаниями
3. Дигесты Юстиниана 2002: Пер. с латин.;
4. Дождев
5. Дыдынский Ф. 1997: Латинско-русский словарь к источникам римского права / По изданию 1896 года. М.
6. Кофанов
с.129
7. Кофанов
8. Моро Ф. 2004: Sublata priore lege. Отвод rogationes как способ внесения поправок к законодательным проектам в конце Республики // ВДИ. 4, 154—
9. Смышляев
10. Смышляев
11. Цицерон 1966: Диалоги. О государстве. О законах / Изд. подготовили
12. Bauman
13. Bonfante P. 1925: La progressiva diversificazione del diritto pubblico e privato / Bonfante P. Scritti giuridici vari. Vol. IV. Studi generali. Roma, 28—
14. Cancelli F. 2010: La codificazione dell’Edictum praetoris: dogma romanistico. Milano.
15. Corbino A. 2012: Diritto privato romano. Contesti, fondamenti, discipline. 2 ed. Padova.
16. Crook
17. Helssig R. 1891: Die römische Rechtswissenschaft im Zeitalter des Augustus // Augustus und seine Zeit / V. Gardthausen (ed.). Lpz, I. 1, 901—
18. Lübtow U. von 1948: De iustitia et iure // ZSS. 66, 458—
19. Mommsen Th. 1859: Die römische Chronologie bis auf Caesar. B.
20. Petrucci A. 2012: Corso di diritto pubblico romano. Torino.
21. Plisecka A. 2009: The Roman Jurists’ Law during the passage from the Republic to the Empire // Jahrbuch Junge Rechtsgeschichte. 4, 372—
22. Rotondi G. 1912: Leges publicae populi Romani. Milano.
23. Ruggiero A. 1968: Responsa prudentium // Novissimo Digesto Italiano. Vol. XV. Torino, 613—
24. Santalucia B. 1998: Diritto e processo penale nell’antica Roma. Milano.
25. Schiavone A. 1987: Giuristi e nobili nella Roma repubblicana. Il secolo della revoluzione scientifica nel pensiero giuridico antico. Roma—
26. Schulz F. 1946: History of Roman legal science. Oxf.
27. Schulz F. 1968: Storia della giurisprudenza romana. Firenze.
28. Tuori K. 2004: The ius respondendi and the Freedom of Roman Jurisprudence // RIDA. 51, 295—
29. Zulueta F. de 1953: The Institutes of Gaius. Part II. Commentary. Oxf.
30. Watson A. 1974: Law making in the Later Roman republic. Oxf.
31. Wesener G. 1962: Promulgatio // RE. Suppl. 9, 1239—
Once more on responsa of roman jurists and disputatio fori
The paper presents a critical analysis of
Keywords: Roman Republic, jurists, orators, people’s assembly, comitia, contiones, debates at the Forum, responsa prudentium.
ПРИМЕЧАНИЯ