Мифы народов мира

АРИА́ДНА (Ἀριάδ­νη), в гре­че­ской мифо­ло­гии дочь крит­ско­го царя Мино­са и Паси­фаи, внуч­ка солн­ца Гелиоса. Когда Тесей был со сво­и­ми спут­ни­ка­ми заклю­чён в лаби­ринт на Кри­те, где оби­тал чудо­вищ­ный Мино­тавр, Ари­ад­на, влю­бив­шись в Тесея, спас­ла его. Она дала ему клу­бок нити («нить Ари­ад­ны»), раз­ма­ты­вая кото­рый, он нашёл выход из лаби­рин­та. Ари­ад­на бежа­ла тай­но с Тесе­ем, обе­щав­шим на ней женить­ся (Hyg. Fab. 42). Она была оча­ро­ва­на Тесе­ем ещё во вре­мя игр в память её бра­та Анд­ро­гея, устро­ен­ных Мино­сом (Plut. Quest. graec. 35). Застиг­ну­тый бурей у ост­ро­ва Нак­сос, Тесей, не желая вез­ти Ари­ад­ну в Афи­ны, поки­нул её, когда она спа­ла (Hyg. Fab. 42). Бог Дио­нис, влюб­лён­ный в Ари­ад­ну, похи­тил её и на ост­ро­ве Лем­нос всту­пил с ней в брак (Apol­lod. epit. I 9). Когда боги справ­ля­ли свадь­бу Ари­ад­ны и Дио­ни­са, то Ари­ад­на была увен­ча­на вен­цом, пода­рен­ным гора­ми и Афро­ди­той. Им Дио­нис ещё рань­ше обо­льстил Ари­ад­ну на Кри­те. С помо­щью это­го све­тя­ще­го­ся вен­ца работы Гефе­ста спас­ся из тём­но­го лаби­рин­та Тесей. Этот венец был воз­не­сён Дио­ни­сом на небо в виде созвездия (Ps.-Era­tosth. 5). Ари­ад­на пода­ри­ла Тесею ста­тую Афро­ди­ты, кото­рую он посвя­тил Апол­ло­ну во вре­мя сво­его пре­бы­ва­ния на Дело­се (Plut. Thes. 21). Сест­ра Ари­ад­ны Фед­ра ста­ла потом супру­гой Тесея (Hyg. Fab. 43).


Лит.: Ma­ri­ni A. M., Il mi­to di Arian­na, «Ate­ne e Ro­ma», 1932, № 1—2, p. 60—97, № 3—4, p. 121—142.

А. А. Тахо-Годи

Миф об Ари­адне был чрез­вы­чай­но попу­ля­рен в антич­ном искус­стве, о чём свиде­тель­ст­ву­ют мно­го­чис­лен­ные вазы, релье­фы рим­ских сар­ко­фа­гов и пом­пей­ские фрес­ки (сюже­ты: «Ари­ад­на, вру­чаю­щая Тесею нить», «спя­щая Ари­ад­на», «Тесей, покидаю­щий Ари­ад­ну», «Дио­нис, обна­ру­жи­ваю­щий спя­щую Ари­ад­ну», «шест­вие Дио­ни­са и Ари­ад­ны»). В эпо­ху Воз­рож­де­ния худож­ни­ков при­вле­ка­ли сюже­ты: «боги вру­ча­ют Ари­адне звёзд­ный венец» и «три­умф Дио­ни­са и Ари­ад­ны» (Тици­ан, Я. Тин­то­рет­то, Аго­сти­но и Анни­ба­ле Каррач­чи, Г. Рени, Я. Йор­данс и др.), в 18 в. — сюжет «поки­ну­тая Ари­ад­на» (кар­ти­на А. Кауф­ман и др.).

Миф об Ари­адне раз­ра­ба­ты­вал­ся в евро­пей­ской дра­ма­тур­гии: в 17 в. — «Ари­ад­на» О. Ринуч­чи­ни; «Ари­ад­на» В. Джу­сти; «Похи­щен­ная Ари­ад­на» А. Арди; «Крит­ский лаби­ринт» Лопе де Вега; «Ари­ад­на» И. Гун­ду­ли­ча; «Ари­ад­на» Т. Кор­не­ля; «Ари­ад­на» У. Деве­нан­та; в 18 в. — «Ари­ад­на» П. Я. Мар­тел­ло; «Ари­ад­на на Нак­со­се» И. К. Бран­де­са; в 19 в. — «Ари­ад­на» И. Г. Гер­де­ра; в 20 в. — «Ари­ад­на на Нак­со­се» Э. Людви­га; «Ари­ад­на на Нак­со­се» П. Эрн­ста; «Ари­ад­на» М. Цве­та­е­вой.

Судь­ба Ари­ад­ны послу­жи­ла сюже­том боль­шо­го чис­ла опер 17 — нач. 19 вв., в т. ч. «Ари­ад­на» К. Мон­тевер­ди; «Ари­ад­на» Р. Кам­бе­ра; «Ари­ад­на и Тесей» и «Ари­ад­на на Нак­со­се» Н. Пор­по­ры, «Обма­ну­тая, а затем став­шая боги­ней Ари­ад­на» Р. Кай­зе­ра; «Ари­ад­на» Б. Мар­чел­ло; «Ари­ад­на на Кри­те» Г. Ф. Ген­де­ля; «Ари­ад­на» Дж. М. Орлан­ди­ни; «Ари­ад­на на Нак­со­се» И. С. Май­ра и др. Ора­то­рии «Ари­ад­на на Нак­со­се» Й. Гайд­на, И. К. Ф. Баха и др. Сюже­ты мифа в 20 в. вновь начи­на­ют при­вле­кать вни­ма­ние ком­по­зи­то­ров («Ари­ад­на» Ж. Мас­сне; «Ари­ад­на на Нак­со­се» Р. Штра­у­са; «Поки­ну­тая Ари­ад­на» Д. Мийо; «Ари­ад­на» Б. Мар­ти­ну).

См. также:
АРИАДНА (Словарь античности)
АРИАДНА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 103.
См. по теме: ЭПАФ, ЕПАФ • ЭПИГОНЫ, ЕПИГОНЫ • ЭПИКАСТА, ЕПИКАСТА • ЭРГАНА, ЕРГАНА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Южная стена северной экседры-пинакотеки с центральной картиной «Дионис и Ариадна».
Четвертый стиль. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с дионисийскими сценами (сторона 1).
Мрамор. Ок. 210 г. н. э.
Москва, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Дионис находит на Наксосе спящую Ариадну.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Дионис находит на Наксосе спящую Ариадну: Гипнос окропляет Ариадну.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Дионис находит на Наксосе спящую Ариадну: крылатый Эрот.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
6. МОЗАИКА. Греция.
Тесей и Минотавр.
Вилла Тесея.
Конец III — начало IV вв. н. э., реставрация конца IV в. н. э.
Кипр.
Пафос, Археологический парк.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с мифом о Дионисе и Ариадне (фронтальная панель).
Мрамор. Ок. 235 г. н. э.
Париж, Лувр.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дионисийский саркофаг-ленос со сценами праздника сбора винограда (фронтальная панель).
Белый мрамор. Нач. III в. н. э.
Салерно, Кафедральный собор.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Центральная часть рельефа стороны 1 саркофага с дионисийскими сценами.
Мрамор. Ок. 210 г. н. э.
Москва, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дионисийская сцена (деталь крышки саркофага с мифом о Дионисе и Ариадне).
Мрамор. Ок. 235 г. н. э.
Париж, Лувр.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА