Мифы народов мира

АСКЛЕ́ПИЙ (Ἀσκλη­πιός), в гре­че­ской мифо­ло­гии бог вра­че­ва­ния, сын Апол­ло­на и ним­фы Коро­ниды (по дру­гой вер­сии, — Арси­нои, доче­ри Лев­кип­па), кото­рую Апол­лон убил за изме­ну. Когда тело Коро­ниды сжи­га­ли на погре­баль­ном кост­ре, Апол­лон вынул из её чре­ва мла­ден­ца Аскле­пия и при­нёс его на вос­пи­та­ние муд­ро­му кен­тав­ру Хиро­ну, кото­рый обу­чил его искус­ству вра­че­ва­ния (Apol­lod. III 10, 3; Pind. Pyth. III 8—53). Аскле­пий при­шёл к дерз­кой мыс­ли вос­кре­шать мёрт­вых (он вос­кре­сил Иппо­ли­та, Капа­нея, Глав­ка — сына Мино­са и др.). За это раз­гне­ван­ный Зевс убил Аскле­пия перу­ном (Apol­lod. III 10, 3—4). Сыно­вья­ми Аскле­пия были Пода­ли­рий и Маха­он, упо­ми­нае­мые Гоме­ром как пре­крас­ные вра­чи (Hom. Il. IV 194; XI 518). Сре­ди доче­рей Аскле­пия — Гиги­ея и Пана­кея — жен­ские корре­ла­ты Аскле­пия. Культ Аскле­пия был осо­бен­но попу­ля­рен в Эпидав­ре, куда сте­ка­лись за исце­ле­ни­ем со всех кон­цов Гре­ции. Непре­мен­ным атри­бу­том Аскле­пия была змея (или даже две), полу­чав­шая в хра­ме Аскле­пия жерт­вен­ные при­но­ше­ния (Aris­toph. Plut. 732—742). На ост­ро­ве Кос нахо­ди­лось извест­ное свя­ти­ли­ще Аскле­пия, зна­ме­ни­тые вра­чи ост­ро­ва Кос счи­та­лись потом­ка­ми Аскле­пия и назы­ва­лись Аскле­пи­а­да­ми. Аскле­пий мыс­лил­ся ипо­ста­сью Апол­ло­на; извест­ны их общие хра­мы и атри­бу­ты (Paus. IV 31, 10; II 10, 3). В обра­зе Аскле­пия соче­та­ют­ся хто­ни­че­ские чер­ты зем­ли-цели­тель­ни­цы (змея — не толь­ко атри­бут Аскле­пия, но и сам Аскле­пий — змей) и пред­став­ле­ние о пере­да­че боже­ст­вен­ных функ­ций детям богов — геро­ям, кото­рые сво­ей дер­зо­стью нару­ша­ют рав­но­ве­сие, уста­нов­лен­ное в мире олим­пий­ца­ми. В рим­ской мифо­ло­гии Аскле­пий име­ну­ет­ся Эску­ла­пом; его культ был введён в Риме в нач. 3 в. до н. э., на одном из ост­ро­вов Тиб­ра, там, где была выпу­ще­на при­ве­зён­ная из Эпидав­ра змея, был осно­ван храм бога.


Лит.: Her­zog R., Die Wun­der­hei­lung von Epi­dau­ros, Lpz., 1931; Edelstein E. J., Edelstein L., Ascle­pius. A col­lec­tion and in­terpre­ta­tion of the tes­ti­mo­nies, vol. 1—2, Balt., 1945; Ke­ré­nyi K., Der göttli­che Arzt, 2 Aufl., Darmstadt, 1956.

А. А. Тахо-Годи

Боль­шин­ство дошед­ших до нас антич­ных изо­бра­же­ний Аскле­пия состав­ля­ют посвя­ти­тель­ные релье­фы. Сохра­ни­лись ста­туи бога и их фраг­мен­ты (голо­ва Аскле­пия с ост­ро­ва Мелос и др.); изо­бра­жал­ся Аскле­пий так­же на гем­мах и моне­тах. В сред­ние века Аскле­пий встре­ча­ет­ся в мини­а­тю­рах меди­цин­ских и мифо­ло­ги­че­ских трак­та­тов. Он рано стал счи­тать­ся патро­ном вра­чей и апте­ка­рей, поэто­му часто изо­бра­жал­ся в книж­ных иллю­ст­ра­ци­ях сидя­щим в апте­ке сре­ди лекарств и инстру­мен­тов, но уже в эпо­ху Воз­рож­де­ния Аскле­пий как пер­со­наж изо­бра­зи­тель­но­го искус­ства утра­тил зна­че­ние (брон­зо­вая ста­туя Аскле­пия работы Фран­че­ско ди Джор­джо — ред­кое исклю­че­ние). В живо­пи­си 16—17 вв. попу­ляр­но­стью поль­зо­вал­ся миф о гибе­ли Коро­ниды и рож­де­нии Аскле­пия (фрес­ка Доме­ни­ки­но, гра­вю­ра Х. Гол­ци­у­са и др.), но глав­ное дей­ст­ву­ю­щее лицо здесь не мла­де­нец Аскле­пий, а сам Апол­лон.

См. также:
АСКЛЕПИЙ (Словарь античности)
АСКЛЕПИЙ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 483.
См. по теме: ЭРИБЕЯ, ЕРИБЕЯ • ЭХЕТЛ, ЕХЕТЛ • ДАВН • ДЕЛЬФИНИЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Асклепий.
Мрамор.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Зевс.
Мрамор. Римская копия 1-й половины II в. н. э. греческого образца конца V — начала IV вв. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Группа с Асклепием и Гигиеей.
Мрамор.
Римская копия эпохи Адриана с позднеэллинистического оригинала.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея статуй, 33.
4. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Асклепий.
Мрамор.
Конец II — начало III вв. н. э.
Кипр.
Пафос, Окружной археологический музей.
5. НАДПИСИ. Греция.
Вотивный рельеф Куция Галла.
Эпоха империи. Гипсовый слепок.
CIL III 7266 = ILS 3853.
Рим, Музей Римской культуры.
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Вотивный рельеф, посвященный Асклепию.
Мрамор.
IV в. до н. э.
Патры, Новый археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Голова Асклепия.
Мрамор.
Конец IV в. до н. э.
Салоники, Археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Колоссальная голова Асклепия.
Мрамор.
I в. до н. э.
Сиракузы, Региональный археологический музей «Паоло Орси».
9. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Асклепион.
(Храм Асклепия и лечебница).
Около 100 г. н. э.
Кипр.
Пафос, Археологический парк.
10. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Асклепион.
(Храм Асклепия и лечебница).
Около 100 г. н. э.
Кипр.
Пафос, Археологический парк.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — драпированный бюст Каракаллы в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Асклепий сидит влево, в правой протянутой руке держит патеру, в левой — обвитый змеей жезл.
2. Медальон AE 46, медь
Каракалла
Пергам, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤΚΡΑΤ. Κ. ΜΑΡΚΟC ΑΥΡ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟC — бюст Каракаллы, в лавровом венке, вправо; на нем доспехи, украшенные горгонейоном.
РЕВЕРС: ΕΠΙ CΤΡ. Μ. ΚΑΙΡΕΛ. ΑΤΤΑΛΟΥ ΠΕΡΓΑΜΗΝΩΝ ΠΡΩΤΩΝ Γ. ΝΕΩΚΟΡΩΝ — Каракалла, в тоге, держащий в правой руке патеру, в левой свиток, стоит вправо перед храмом (изображенным в перспективе), внутри которого находится Асклепий; между храмом и Каракаллой юноша, обращенный влево, наносит удар горбатому быку, обращенному влево, привязанному за кольцо в носу.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА