Grueber BMCRR I Rome 4186 p. 551, Type I (Pl. LV. 3) Crawford RRC 480/15 (Pl. LVII) (штемпелей аверса: 5, реверса: 13, из них 8 использовалось для № 480/16) Sydenham CRR 1068 (степень редкости: 5 — Very scarce) Babelon MRR Julia 42 / Cossutia 4 (30 Fr.) RSC I Julius Caesar 10 (VF £360)
Сохранность: almost FDC * Дата чеканки: 44 г. до н. э. (Babelon); ок. 44 г. до н. э., Рим (BMCRR, CRR, RSC); 44 г. до н. э., Рим (RRC); февраль—марта 44 г. до н. э., Рим (RCTV). Описание аверса и реверса приводится по Babelon’у, BMCRR, RRC. Numismatica Ars Classica NAC AG — аукцион 59, лот 837 (04.04.2011). Цена реализации (без аукционной комиссии): 18000 CHF (19494 USD).
MRR (Babelon), т. I, с. 437—438, к Cossutia (1885 г.):
XLVII. КОССУЦИИ
На основании упоминания Цицерона о харчевнях Коссуция, находящихся возле Цесены1, было высказано предположение, что всаднический род Коссуциев с.438 происходил из Цесены в Цизальпийской Галлии2. Но об этом мы ничего точно не знаем, и ни один из членов рода Коссуциев не известен в достаточной мере. Марк Коссуций служил на Сицилии во время наместничества Верреса и остался безупречен3; первой женой Юлия Цезаря была Коссуция. На монетах упоминаются: Луций Коссуций Сабула и Гай Коссуций Маридиан.
MRR (Babelon), т. I, с. 438, к Cossutia 2—4 (1885 г.):
2. Гай Коссуций Маридиан
Монетный кваттуорвир в 710 г. (44 г. до н. э.)
Этот магистрат известен только по монетам; он входил в первую коллегию монетариев, состоявшую из четырех членов, которую учредил Юлий Цезарь в начале 710 г., как доказал господин А. фон Заллет1. Изображения на этих экземплярах, относящиеся к Юлию Цезарю, объясняются в разделе о роде Юлиев.
MRR (Babelon), т. II, c. 9—10, к Julia 9—58 (1885 г.):
7. Гай Юлий Цезарь
Юлий Цезарь родился в Риме в 652 г. (102 г. до н. э.); по матери он был племянником Мария, и Сулла его проскрибировал. Его жизнь слишком хорошо известна, чтобы приводить здесь какие-либо подробности, кроме тех, которые имеют значение для нумизматики. Поэтому просто кратко изложим его карьеру:
Верховный понтифик в 691 г. (63 г. до н. э.)
Городской претор и проконсул Лузитании в 692 г. (62 г. до н. э.)
Император в 693 г. (61 г. до н. э.)
Консул и проконсул Галлий на 5 лет в 694 г. (60 г. до н. э.)
Создал военный триумвират с Помпеем и Крассом в 694 г. (60 г. до н. э.)
Женился на Кальпурнии в 695 г. (59 г. до н. э.)
Проконсул Галлий еще на три года в 699 г. (55 г. до н. э.)
Победил Верцингеторига при Алезии в 702 г. (52 г. до н. э.)
Перешел Рубикон и захватил Рим в 704 г. (50 г. до н. э.)
Победил Помпея в Испании в 705 г. (49 г. до н. э.)
Выиграл сражение при Фарсале в 706 г. (48 г. до н. э.)
Реформировал календарь в 707 г. (47 г. до н. э.)
Низложил Фарнака, понтийского царя, в 707 г. (47 г. до н. э.)
Выиграл сражение при Тапсе в Африке в 708 г. (46 г. до н. э.)
Разбил сыновей Помпея при Мунде в Испании в 709 г. (45 г. до н. э.)
Повторно провозглашен императором в 709 г. (45 г. до н. э.)
Получил почетный титул «Отец отечества» в 710 г. (44 г. до н. э.)
Убит 15 марта 710 г. (44 г. до н. э.) с.10
Юлий Цезарь был консулом: 1-й раз в 694 г. (60 г. до н. э.) 2-й раз в 706 г. (48 г. до н. э.) 3-й раз в 708 г. (46 г. до н. э.) 4-й раз в 709 г. (45 г. до н. э.) 5-й раз в 710 г. (44 г. до н. э.)
Он был диктатором: 1-й раз в 706 г. (48 г. до н. э.) 2-й раз в 707 г. (47 г. до н. э.) 3-й раз в 708 г. (46 г. до н. э.) 4-й раз в 709 г. (45 г. до н. э.)
Диктатор пожизненно в 710 г. (44 г. до н. э.)
Он был обожествлен, то есть, получил титул divus, после смерти, в пятый день до декабрьских календ 712 г. (42 г. до н. э.)1. На основании этих хронологических сведений мы будем классифицировать монеты Юлия Цезаря2.
1Dio Cass. XLVII. 18. 3; ср. Caland C. De nummis M. Antonii III viri vitam et res gestas illustrantibus commentatio. La Haye, 1883. P. 31.
2Ср. de Saulcy Fr. Système monétaire de la République romaine à l’époque de Jules César. Paris, 1873.
MRR (Babelon), т. II, с. 25, к Julia 42 (1885 г.):
Иногда упоминают денарий, сходный с предыдущим со словами IN PERPETVVM, о котором пишет Мионне (Mionnet); но этот денарий подделка или же прочтение Мионне ошибочно1.
BMC RR (Grueber), т. I, с. 551, прим. 2 к №№ 4185—4190 (1910 г.):
C. COSSVTIVS MARIDIANVS
(CAIUS COSSUTIUS MARIDIANIUS)
Этот монетарий также известен только по монетам. Вероятно, он был коллегой Марка Меттия, Луция Эмилия Буки и Публия Сепуллия Макра. По-видимому, он ограничивался выпуском денариев, поскольку квинариев или сестерциев с его именем не попадалось. Вряд ли он чеканил монеты после смерти Цезаря, так как титулы Dictator in Perpetuo и Parens Patriae имеются на монетах, выпущенных до середины марта. Если какие-то относятся к более позднему периоду, то лишь те, у которых на реверсе изображены только имя и должность монетария.
Изображения на реверсе Типа I Маридиана ближе к монетам Меттия, чем к другим коллегам; однако, Венера не держит скипетр, а опирается левой рукой на щит, который стоит на глобусе звездного неба; не исключено, что это намек на реформу календаря, которую Цезарь осуществил в 46 г. до н. э. Указаны те же титулы Цезаря, что и на монетах Публия Сепуллия Макра. Изображение на реверсе Типа II совершенно особенное, и легенда также интересна, так как даже в это время полномочия ординарных монетариев включали чеканку не только серебряных, но также золотых и бронзовых монет, однако до сих пор им не было позволено чеканить золотые монеты, а чеканка бронзовых была приостановлена. Это первое указание на полную должность монетария на монетах Римской Республики.
Хронология выпусков этих четырех монетариев запутанна. Денарий со сном Суллы считается первым, так как это единственный денарий, не имеющий отношения к Цезарю (см. ниже), хотя, конечно, в таком мнении есть элемент волюнтаризма. Денарий с легендой DICT • QVART очевидно предшествует денариям с легендой DICT • (IN) PERPETVO; между этими двумя группами можно расположить три денария с легендой IMP. Это можно сделать, так как денарии с легендой DICT • QVART одинаково превосходного качества, денарии с легендой DICT • (IN) PERPETVO практически без исключения сделаны весьма небрежно, а денарии с легендой IMP — и так и так.
Денарии с легендой DICT • (IN) PERPETVO (начиная с какого-то момента до 15 февраля 44 г., ср. Cic. Phil. II. 87) делятся на две группы, номера 6—14 и номера 15—16. Номера 6 и 7а имеют общий штемпель аверса, номера 7а и 7б имеют два общих штемпеля реверса; у номеров 7c—11 и 12—14 имеется несколько общих штемпелей реверса, которые, вне сомнений, доказывают, что портреты с покрывалом и без него чеканились одновременно (см. Alföldi A. Die Erklärung des Namens “Caesar” in den spätrömischen Kompendien (zu v. Ael. 2, 3-5) // Antiquitas. Reihe 4. Beiträge zur Historia-Augusta-Forschung. Bd. 4, Bonn, 1968. S. 10—11 = Zur Auswertung der Münzquellen der Geschichte des Jahres 44 v. Chr. // Schweizer Münzblätter. Bd. 64. 1966. S. 148). Номера 15—16 имеют несколько общих штемпелей реверса, но нет общих штемпелей аверса с номерами 7c—14; качество и титулатура предлагают современность первой группе (нет подтверждения аргументов А. Альфёльди: Alföldi A. Die Erklärung… S. 17—22 = Zur Auswertung… // SNR. Bd. 47. 1968. S. 85—86, 90—91, что вторая группа должна датироваться позже и после смерти Цезаря).
Денарии с легендой IMPER также делятся на две группы, номера 17 и 18, сходного качества и с.493 титулатуры, но без общих штемпелей реверса; здесь несколько штемпелей реверса Марка Меттия объединены с новыми, поспешно выполненными аверсами1; в то же время Публий Сепуллий Макр чеканил следующие выпуски, комбинируя новый тип аверса Марка Меттия и собственный более ранний тип реверса (особое качество вновь выпущенных реверсов Марка Меттия впервые было отмечено К. М. Крааем, см.: Kraay C. M. Caesar’s Quattuorviri of 44 B. C. // NC. Vol. 14. 1954. P. 23; об особом качестве следующих выпусков Публия Сепуллия см. Alföldi A. Die Erklärung… S. 10—11 = Zur Auswertung… // Schweizer Münzblätter. Bd. 64. 1966. S. 148; Die Erklärung… S. 12, 16 = Zur Auswertung… // SNR. Bd. 47. 1968. S. 61—62). Затем следуют два денария с легендой PARENS PATRIAE; тип реверса второго денария в конце концов стал использоваться с еще двумя типами аверса, храмом Милосердия и головой Антония. Последний денарий выпущен, конечно, после смерти Цезаря, первый, практически наверняка, — тоже; два денария с легендой PARENS PATRIAE лучше всего датировать одним периодом. Что касается чрезвычайных выпусков с легендой IMPER, лучшее объяснение их отличительных особенностей можно найти в том, что они были выпущены сразу после трагедии 15 марта 44 г.
Хронология квинариев и сестерциев относительно друг друга и относительно денариев неясна. Среди квинариев и сестерциев более ранними считаются те, что не имеют никакого отношения к Цезарю (см. ниже).
Луций Эмилий Бука иначе засвидетельствован как сторонник Марка Скавра на суде последнего в 54 г. (Ascon. 28 C) и, вероятно, подобно ему, является родственником Суллы (см. ниже); Марк Меттий, возможно, — тот самый человек, который являлся легатом 58 г.; Публий Сепуллий Макр иначе никак неизвестен, но, возможно, принадлежит к семье из Патавия (Wiseman T. P. Some Republican senators and their tribes // CQ. Vol. 14. 1964. P. 130); Гай Коссуций Маридиан, возможно, является родственником монетария № 395.
Изображение на реверсе типа 1 следует рассматривать как намек на сон, который Сулла видел перед своим походом на Рим в 88 г. (Plut. Sull. 9; Vollenweider M.-L. Der Traum des Sulla Felix // SNR. Bd. 39. 1958—1959. S. 22 с более ранней библиографией; здесь Победа с жезлом заменяет молнию, которой Сулла должен был сразить своих врагов; туманные замечания А Альфёльди: Alföldi A. Die Erklärung… S. 1 = Zur Auswertung… // Jahrbuch des Bernischen Historischen Museums. Bd. 2. 1961—1962. S. 275—284, не относятся к делу); присутствие Венеры на аверсе номера 1 вполне объясняется ее связью с Суллой; прославление Букой столь дальнего родственника как Сулла, ср. с № 427 и надписью, приведенной там. Луна, изображенная на реверсе № 1, вновь появляется на сестерции Луция Эмилия Буки № 26, связанная там со звездой на реверсе, как указанием на ее божественность. Марк Меттий отметил свое происхождение из Ланувия (против: Wiseman T. P. New men in the Roman senate, 139 B. C. — A. D. 14., Oxford, 1971. P. 241) на реверсе своего самого раннего денария № 2, и на сестерции, а также на аверсе своего квинария (см. №№ 316 и 412); Победа на реверсе квинария не отождествляется с цезарианской, но Венера на аверсе сестерция, вероятно, цезарианская, и на аверсе денария № 2 имеется самый ранний портрет Цезаря (Cass. Dio XLIV. 4. 4, ср. Weinstock S. Divus Iulius. Oxford, 1971. P. 274; Vollenweider M.-L. Verwendung und Bedeutung der Porträtgemmen für das politische Leben der römischen Republik // Museum Helveticum 1955. Bd. 12. S. 109; Alföldi A. Das wahre Gesicht Cäsar // Antike Kunst. Bd. 2. 1959. S. 27) с жезлом, напоминающим о его авгурате.
с.494 С этого времени и далее чеканка четырех монетариев постоянно относится к Цезарю или, затем, к Антонию; портрет Цезаря доминирует в выпуске, с Венерой в качестве самого распространённого изображения на реверсе. На № 3 портрет сопровождается жезлом, как символом авгурата Цезаря, и чашей, как символом его понтификата, на № 4 символы исчезают, а титулатура прямо описывает Цезаря как верховного понтифика; об объединении титулов IMPERATOR и PONTIFEX MAXIMVS ср. надписи: Raubitschek A. E. Epigraphical Notes on Julius Caesar // JRS. Vol. 44. 1954. P. 73 (а также AE 1967, 107)2. Другая группа денариев, номера 12—14, указывает на должность верховного понтифика за счет добавления к портрету покрывала; денарии с надписью PARENS PATRIAE показывают жезл (lituus) и остроконечную шапку (apex), как и покрывало. На номере 5 вместе с портретом изображена звезда, на номере 4 — полумесяц, как указание на веру в начало новой эры (см. комментарии к № 494).
Венера как тип реверса всегда сопровождается Победой, обычно со щитом, что явно означает, что это Венера Победительница (см. с. 727); иногда она сопровождается звездой, как указанием на ее божественность, или земным шаром, как символом верховенства.
Изображение на реверсе № 6 является исключением так как там отсутствует Венера; на нем изображен топор, как символ понтификата Цезаря, и земной шар, как символ верховенства (ср. квинарии Публия Сепуллия Макра с его объединением Победы и Фортуны, о котором см. Weinstock S. Op. cit. P. 121—126); на изображении также имеется кадуцей, символ благополучия, с фасциями без топора — символом свободы (Cic. Rep. II. 55; о Цезаре как Освободителе см. № 473), и прибавлена пара соединенных рук как символ мира и согласия3. Тема благополучия подхвачена сестерцием Публия Сепуллия Макра с Меркурием на аверсе и кадуцеем на реверсе, темы мира и согласия — квинарием Луция Эмилия Буки, с Миром на аверсе и соединенными руками на реверсе. Пропаганда монетариев Цезаря была подготовлена таким образом, чтобы отразить и его достижения, и его власть; в том же смысле Дион Кассий (XLIV. 4. 5) описывает решение сената построить храм Согласия «на том основании, что именно благодаря Цезарю они пребывали в мире» (ср. Weinstock S. Pax and the “Ara pacis” // JRS. Vol. 50. 1960. P. 45).
Новые типы, которые появляются после смерти Цезаря, изображают его как Отца Отечества, об этом титуле см. Cass. Dio XLIV. 4. 4; Liv. Epit. 116; App. BC. II. 442; Nic. Dam., Caes. 80; Suet. Iul. 76; Inscr. It. XIII, 1, p. 183; ILLRP 407 и 408; Sec. Misc. Gr. Rom., 381; о его роли в цезарианской пропаганде см. Cic. Fam. XII. 3. 1; Phil. II. 31; XIII. 22 и 25; Cass. Dio XLIV. 48. 1, 3; Flor. II. 17 (IV. 7). 1; Val. Max. VI. 4. 5; с.495Suet. Iul. 85, 88; App. BC. II. 602. Появляется также проектировавшийся храм Милосердия Цезаря; о храме см. Cass. Dio XLIV. 6. 4; App. BC. II. 443; Plut. Caes. 57; о связи между милосердием Цезаря и его положением как отца отечества см. App. BC. II. 602; ср. Cic. Att. XIV. 22. 1; Phil. II. 116; также с. 735. Наездник, перепрыгивающий с одной лошади на другую (desultor), с пальмовой ветвью и венком, возможно, является намеком на игры, проводившиеся по случаю Парилий (21 апреля 44 г.) в ознаменование победы при Мунде, игр, которые вылились в демонстрацию преданности памяти Цезаря (Cass. Dio XLV. 6. 4; Cic. Att. XIV. 14. 1; 17. 3; 19. 3; нет данных что Октавиан был вовлечен, противоположную точку зрения см.: Alföldi A. Studien über Caesar’s Monarchie I (Bulletin de la Société royale des lettres de Lund). 1952—1953. P. 47—49). Выпуски 44 г. сходны с денарием с наездником на реверсе и портретом Антония на аверсе, бородатого в знак траура, с покрывалом и символами авгурата.
1Точка зрения А. Альфёльди, что партия неиспользованных и в конечном итоге уничтоженных штемпелей аверса имела легенду CAESAR REX (Alföldi A. Die Erklärung… S. 3 = Zur Auswertung… // Schweizer Münzblätter. Bd. 62. 1964. S. 71), не обоснована.
2Значение титулатуры CAESAR IMPERATOR дискуссионно; мне кажется, что это указание не на особый когномен (как считает Д. Кинаст: Kienast D. Imperator // ZSS. Bd. 78. 1961. S. 416—417), и не на обладание постоянным командованием (как считает М. Гельцер, следуя за Альфёльди: Gelzer M. Caesar: Politician and Statesman. Oxford, 1968. P. 307, n. 2), но скорее на позицию Цезаря как постоянного триумфатора (см. Cic. Lig. 7; Cass. Dio XLIV. 4. 2); ср. комм. к № 437 на с. 459. В любом случае, монеты ясно показывают, что Цезарь не принял императорского преномена, предложенного сенатом (Cass. Dio XLII. 44. 2; против: Suet. Iul. 76).
3Изображение, к сожалению, нельзя связать с вопросом о том, обладал ли Цезарь трибунской властью, о чём см. Yavetz Z. Plebs and Princeps. Oxford, 1968. P. 54—55.