Гай Юлий Цезарь, консул 59, 48, 46—44; диктатор 49—44 гг. до н. э.
Денарий, серебро Дата чеканки: 44 г. до н. э.* Монетный двор: Рим
вес:
3.33 г
АВЕРС:
Четырехколонный храм с закрытыми дверями; на фронтоне земной шар; вокруг: CLEMENTIAE CAESARIS («Милосердию Цезаря»). Кайма из точек.
РЕВЕРС:
Наездник-акробат (desultor) с двумя конями, галопирующими вправо, едет на ближнем коне; на голове колпак, в правой руке кнут, в левой вожжи; позади венок и пальмовая ветвь; выше P. SEPVLLIVS, ниже MACER. Кайма из точек.
Grueber BMCRR I Rome 4176 (p. 549, pl. liv. 22) Crawford RRC 480/21 (p. 491, pl. LVII). Штемпелей аверса 5, штемпелей реверса 6 (из них три использовалось для типа 22) Sydenham CRR 1076 (p. 179, pl. 28). Степень редкости 6 (rare) Babelon MRR Julia 52 / Sepullia 7 (p. 29, 440) RSC I Julius Caesar 44 (VF £420) Sear RCTV (2000) I 1421 (VF $1200, EF $2880) CRI 110
* Дата чеканки: апрель — май 44 г. до н. э. (CRI). Описание аверса и реверса приводится по BMC RR, RRC. Gorny & Mosch Giessener Münzhandlung. Аукцион 228. Лот 522 (09.03.2015).
Семью Юлиев можно считать самой знаменитой из патрицианских семей Рима. Эта семья была в числе тех, кого Тулл Гостилий перевёз в Рим после разрушения Альбы Лонги и немедленно возвёл в патриции1. Из древнейшей надписи нам известно, что Юлии жили в Бовиллах и что при обстоятельствах, точно нам не известных, принесли жертву в соответствии с обычаями Альбы, где была их первоначальная родина, lege Albana2. Намного позже мы видим, что традиции действительно связывают их с Бовиллами, так как император Тиберий велел восстановить в этом городе алтарь (sacrarium), установленный в честь рода Юлиев, и приказал поставить там статую Августа3. В то же время, члены этой семьи претендовали на божественное происхождение: от Юла или Аскания, который был сыном Венеры и Анхиза: он пришёл основать город Альбу после разрушения Трои. Диктатору Юлию Цезарю нравилось в своих публичных выступлениях намекать на это небесное происхождение; это объясняет присутствие Венеры Прародительницы на многих его монетах; имя этой богини диктатор дал своим солдатам в качестве пароля в битвах при с.2 Фарсале и Мунде. В соответствии с обетом, данным перед Фарсалом, Цезарь возвёл в её честь храм, который был с необычайными торжествами открыт 25 сентября 708 г. (46 г. до н. э.)4. Август подхватил притязания своей приёмной семьи, и Венера и в империи тоже провозглашалась прародительницей Цезарей. Члены рода Юлиев носили следующие прозвища: Бурсион, Цезарь, Юл, Ментон и Либон. На монетах мы видим следующих персонажей: 1. Луций Юлий Цезарь; 2. Секст Юлий Цезарь; 3. Луций Юлий Цезарь; 4. Луций Юлий, сын Луция, Цезарь; 5. Луций Юлий Бурсион; 6. Луций Юлий Салинатор; 7. Гай Юлий Цезарь; 8. Гай Юлий Цезарь Октавиан Август.
4Preller L. Roemische Mythologie. 3 Aufl. Hsg. H. Jordan. Bd. 1. B., 1881. S. 444.
MRR (Babelon), т. II, c. 9—10, к Julia 9—58 (1885 г.):
7. Гай Юлий Цезарь
Юлий Цезарь родился в Риме в 652 г. (102 г. до н. э.); по матери он был племянником Мария, и Сулла его проскрибировал. Его жизнь слишком хорошо известна, чтобы приводить здесь какие-либо подробности, кроме тех, которые имеют значение для нумизматики. Поэтому просто кратко изложим его карьеру:
Верховный понтифик в 691 г. (63 г. до н. э.)
Городской претор и проконсул Лузитании в 692 г. (62 г. до н. э.)
Император в 693 г. (61 г. до н. э.)
Консул и проконсул Галлий на 5 лет в 694 г. (60 г. до н. э.)
Создал военный триумвират с Помпеем и Крассом в 694 г. (60 г. до н. э.)
Женился на Кальпурнии в 695 г. (59 г. до н. э.)
Проконсул Галлий еще на три года в 699 г. (55 г. до н. э.)
Победил Верцингеторига при Алезии в 702 г. (52 г. до н. э.)
Перешел Рубикон и захватил Рим в 704 г. (50 г. до н. э.)
Победил Помпея в Испании в 705 г. (49 г. до н. э.)
Выиграл сражение при Фарсале в 706 г. (48 г. до н. э.)
Реформировал календарь в 707 г. (47 г. до н. э.)
Низложил Фарнака, понтийского царя, в 707 г. (47 г. до н. э.)
Выиграл сражение при Тапсе в Африке в 708 г. (46 г. до н. э.)
Разбил сыновей Помпея при Мунде в Испании в 709 г. (45 г. до н. э.)
Повторно провозглашен императором в 709 г. (45 г. до н. э.)
Получил почетный титул «Отец отечества» в 710 г. (44 г. до н. э.)
Убит 15 марта 710 г. (44 г. до н. э.) с.10
Юлий Цезарь был консулом: 1-й раз в 694 г. (60 г. до н. э.) 2-й раз в 706 г. (48 г. до н. э.) 3-й раз в 708 г. (46 г. до н. э.) 4-й раз в 709 г. (45 г. до н. э.) 5-й раз в 710 г. (44 г. до н. э.)
Он был диктатором: 1-й раз в 706 г. (48 г. до н. э.) 2-й раз в 707 г. (47 г. до н. э.) 3-й раз в 708 г. (46 г. до н. э.) 4-й раз в 709 г. (45 г. до н. э.)
Диктатор пожизненно в 710 г. (44 г. до н. э.)
Он был обожествлен, то есть, получил титул divus, после смерти, в пятый день до декабрьских календ 712 г. (42 г. до н. э.)1. На основании этих хронологических сведений мы будем классифицировать монеты Юлия Цезаря2.
1Dio Cass. XLVII. 18. 3; ср. Caland C. De nummis M. Antonii III viri vitam et res gestas illustrantibus commentatio. La Haye, 1883. P. 31.
2Ср. de Saulcy Fr. Système monétaire de la République romaine à l’époque de Jules César. Paris, 1873.
MRR (Babelon), т. II, с. 19—20, к Julia 31—58 (1885 г.):
с.19 В конце 709 г. или в начале 710 г. Цезарь увеличил число младших магистратов, среди которых были должностные лица, ответственные за чеканку монет1. Триумвиры по чеканке монет стали кваттуорвирами, и в первую коллегию, состоявшую из пяти магистратов, входили следующие лица: Марк Меттий; Луций Эмилий Бука; Гай Коссуций Маридиан; Луций Фламиний Хилон. В том же 710 г. (44 г. до н. э.) сенат издал постановление, позволявшее Цезарю помещать свое изображение на монетах2. Марк Меттий первым выпустил монеты с головой Юлия Цезаря, поэтому на некоторых экземплярах, отчеканенных с.20 этим кваттуорвиром, Цезарь назван dictator quarto, титулом, который был отменен принятием титула dictator perpetuo в конце января или начале февраля 710 г.3 Позднее, в течение 710 г. Марк Меттий по неизвестной причине, возможно, из-за смерти, перестал исполнять обязанности монетного магистрата, и в коллегии его заменил Публий Сепуллий Макр, так что в 710 г. насчитывалось пять коллег-магистратов.
3von Sallet A. Die Münzen Caesars mit seinem Bildnis // Zeitschrift für Numismatik. Bd. 4. 1877. S.127 f.
MRR (Babelon), т. II, с. 29—30, к Julia 46—52 (1885 г.):
с.29 Выше уже говорилось, что Публий Сепуллий Макр сменил Марка Меттия в должности кваттуорвира по чеканке монеты в коллегии 710 г. (44 г. до н. э.)1. Это произошло до смерти Цезаря, поскольку на монетах Макра мы уже встречаем легенды «Цезарь император», «Цезарь пожизненный диктатор», «Цезарь Отец отечества» (Caesar imperator, Caesar dictator perpetuo, Caesar parens patriae). Однако Публий Сепуллий Макр продолжал исполнять обязанности кваттуорвира по чеканке монеты и после мартовских ид 710 г., ибо он отчеканил экземпляры, на которые мы видим голову Марка Антония с бородой в знак траура по Цезарю. Денарий с изображением храма Милосердия тоже отчеканен после мартовских ид, поскольку этот храм был возведён во искупление смерти диктатора. Милосердие считалось главной добродетелью Цезаря; и в храме этого божества Цезарь и богиня были изображены взявшимися за руки2. Известно, что тип Венеры Победительницы связан с военными победами Юлия Цезаря и истоками рода Юлиев; звезда, изображённая на некоторых экземплярах, — это звезда Венеры. Что касается наездника-акробата (desultor), изображённого на денариях № 51 и 52, то он напоминает денарии Луция и Гая Кальпурниев Пизонов и наводит на мысль об играх, аналогичных Аполлоновым играм, которые устроил Юлий Цезарь. Об этом сообщает Светоний: «Зрелища он [Цезарь] устраивал самые разнообразные… знатнейшие юноши… показывали прыжки на лошадях» (edidit (Caesar) spectacula varii generis… et equos desultorios agitaverunt nobilissimi juvenes)3. Возможно, Публий Сепуллий с.30 Макр, в числе других знатных римлян, был следи тех, кто выиграл призы на этих народных играх.
MRR (Babelon), т. II, с. 438—439, к Sepullia (1885 г.):
CLI. СЕПУЛЛИИ
с.438 Известно лишь два члена семьи Сепуллиев: монетарий Публий Сепуллий Макр, о которых не имеется никаких иных исторических свидетельств, кроме его монет, и оратор Сепуллий Басс, упомянутый Сенекой1. Публий Сепуллий Макр чеканил монеты в 710 г. (44 г. до н. э.), до смерти Цезаря, и продолжал выполнять свои обязанности после убийства диктатора. Он занял место Марка Меттия в коллегии монетных магистратов до мартовских ид 710 г., и его коллегами были Луций Эмилий Бука, Гай Коссуций Маридиан и Луций Фламиний Хилон. Некоторые сведения об этой коллегии мы приводим в разделе о семье Юлиев2. Все нумизматические типы, встречающиеся на монетах Публия Сепуллия Макра, связаны с Юлием Цезарем или Марком Антонием. На монетах, отчеканенных от имени Юлия Цезаря при его жизни (№№ 1—5), указаны его титулы императора (imperator) и пожизненного диктатора (dictator perpetuo); на монетах, выпущенных после мартовских ид 710 г. (№№ 6—7), изображена голова Юлия Цезаря под покрывалом с легендами «Отец отечества» (parens patriae) или «Милосердию Цезаря» (Clementiae Caesaris). с.439 На типе № 8 изображена голова Марка Антония с бородой в знак траура по диктатору3, а тип реверса, как и № 7, напоминает об играх с участием наездников-акробатов (desultores), о которых уже говорилось4. Тип № 9 и последующие отчеканены ранее этого последнего; на квинариях мы видим бюст Кальпурнии, жены Юлия Цезаря, с атрибутами Виктории. Мы уже указывали на такой же бюст на денариях и квинариях Луция Мунация Планка.
BMC RR (Grueber), т. I, с. 540, прим. 1 (к №№ 4129—4194) (1910 г.):
Около 44 г. до н. э.; 710 г. от основания города
Монеты, отнесенные к этой дате, можно разделить на три серии: 1. выпущенные самим Юлием Цезарем от своего имени и выпущенные префектом Квинтом Оппием, первые — из золота, вторые — из бронзы; 2. выпущенные монетариями, число которых увеличилось до четырех и которые, возможно, с одним исключением, чеканили монеты до и после смерти Цезаря — они только серебряные; и 3. выпущенные после смерти Цезаря префектами Луцием Цестием и Гаем Норбаном по постановлению сената — они золотые.
Таким образом, становится понятно, что золотые и бронзовые монеты были ограничены специальными выпусками и только серебряные монеты чеканились ординарными монетариями монетного двора, хотя по условиям их назначений, они, видимо, были уполномочены чеканить монеты из всех трех металлов: золота, серебра и бронзы (см. монеты Гая Коссуция Маридиана, с. 552, № 4187).
Основные события, связанные с выпуском этого года, — это очередная попытка возродить выпуск бронзовых монет; увеличение числа монетариев монетного двора с трех до четырех (minorum etiam magistratuum numerum ampliavit;Suet. Iul. 41); и размещение, в соответствии с постановлением сената, портрета Цезаря на монетах, почесть, никогда ранее не предоставлявшаяся римскому гражданину (ср. Dio Cass. XLIV. 4).
BMC RR (Grueber), т. I, с. 547—548, прим. 2 (к №№ 4164—4184) (1910 г.):
с.547 Венера Победительница, которую мы видим на типе I, уже встречалась на чеканке Марка Меттия и Луция Эмилия Буки, но интересно отметить вариации этого типа на монетах Публия Сепуллия Макра: здесь её скипетр опирается или на звезду, или на щит. На аверсе голова Цезаря иногда изображена со звездой или под покрывалом. В этом случае звезда, как и на денарии Луция Эмилия Буки, может напоминать о постановлении сената, согласно которому Цезарь был причислен к богам. Портрет под покрывалом (тип II) представляет его в образе верховного понтифика. Он назван просто императором (Imperator), или пожизненным диктатором (Dictator Perpetuo), или Отцом отечества (Parens Patriae); два последних титула предоставил ему сенат в начале 44 г. до н. э. (Cass. Dio XLIV. 4: «они [сенаторы] дали ему титул Отца отечества и изобразили его на монетах», πατέρα τε αὐτὸν τῆς πατρίδος ἐπωνόμασαν καὶ ἐς τὰ νομίσματα ἐνεχάραξαν). Тип реверса с наездником-акробатом (desultor) и двумя конями напоминает о «самых разнообразных зрелищах», которыми Цезарь развлекал народ («Зрелища он [Цезарь] устраивал самые разнообразные… знатнейшие юноши… показывали прыжки на лошадях»; edidit (Caesar) spectacula varii generis… et equos desultorios agitaverunt nobilissimi juvenes; Suet. Iul. 39, пер. М. Л. Гаспарова). Поскольку этот тип встречается на монетах, отчеканенных после смерти Цезаря, он, видимо, был последним, использовавшимся при его жизни. Храм Милосердия, изображённый на типе III, сенат приказал построить в честь с.548 Цезаря за некоторое время до его смерти в благодарность за проявленное к ним милосердие (Plut. Caes. 57. 4). Бабелон полагает, что денарии с головой Цезаря под покрывалом и храмом Милосердия были отчеканены после смерти Цезаря: Babelon E. Description historique et chronologique des monnaies de la République romaine. T. 2. P., 1886. P. 438. Голова Марка Антония под покрывалом и с бородой, в знак траура (Тип IV), могла появиться только на монетах, отчеканенных после убийства Цезаря. Изображение головы Антония под покрывалом на этих монетах послужило для фон Заллета главным аргументом для датировки назначения Публия Сепуллия Макра 43 г. до н. э. (von Sallet A. Die Münzen Caesars mit seinem Bildnis // Zeitschrift für Numismatik. Bd. 4. 1877. S. 131); после учреждения триумвирата, но развитие событий благоприятствует скорее более ранней их датировке, то есть 44 г. до н. э. После смерти Цезаря Антоний, его коллега по консульству, был самым могущественным человеком в государстве и в течение некоторого времени практически контролировал сенат, так что казалось, что он займёт место, принадлежавшее ранее Цезарю. Ближе к концу года, главным образом вследствие прибытия Октавия, его авторитет пошатнулся, и когда в начале 43 г. Антоний попытался отобрать у Децима Брута наместничество в Цизальпийской Галлии, то был объявлен врагом государства. Последовавшее за этим образование триумвирата и проскрипции не улучшили его отношений с сенатом. Ввиду этих исторических обстоятельств представляется более вероятным, что эти монеты Макра были выпущены в 44 г. до н. э., и вполне возможно, что когда сенат распорядился поместить на них портрет Антония, он был расположен предоставить тому почесть, ранее дарованную Цезарю, и тем самым фактически признать Антония его преемником. Изображение Антония под покрывалом представляет его в том образе, в котором он произнёс речь на похоронах Цезаря, а витой жезл (lituus) и остроконечная шапка (apex) напоминают о его должности фламина. Типы квинариев не требуют разъяснений, если отнести их к Юлию Цезарю, а о типах сестерциев уже говорилось в комментариях к предыдущим выпускам (см. с. 511, 520, 522)
BMC RR (Grueber), т. I, с. 547, прим. 1 (к №№ 4164—4184) (1910 г.):
По-видимому, о Сепуллии Макре известно лишь то, что он был монетарием римского монетного двора и, как свидетельствуют его монеты, занимал должность в 44 г. до н. э., а его коллегами, вероятно, были Марк Меттий, Луций Эмилий Бука и Гай Коссуций Маридиан.
Его монеты тоже делятся на две серии: отчеканенные до и после смерти Юлия Цезаря. К первой серии можно отнести денарии типа I и их разновидности, типа II и III, а также квинарии и сестерции; ко второй серии — только денарии типа IV.
Хронология выпусков этих четырех монетариев запутанна. Денарий со сном Суллы считается первым, так как это единственный денарий, не имеющий отношения к Цезарю (см. ниже), хотя, конечно, в таком мнении есть элемент волюнтаризма. Денарий с легендой DICT • QVART очевидно предшествует денариям с легендой DICT • (IN) PERPETVO; между этими двумя группами можно расположить три денария с легендой IMP. Это можно сделать, так как денарии с легендой DICT • QVART одинаково превосходного качества, денарии с легендой DICT • (IN) PERPETVO практически без исключения сделаны весьма небрежно, а денарии с легендой IMP — и так и так.
Денарии с легендой DICT • (IN) PERPETVO (начиная с какого-то момента до 15 февраля 44 г., ср. Cic. Phil. II. 87) делятся на две группы, номера 6—14 и номера 15—16. Номера 6 и 7а имеют общий штемпель аверса, номера 7а и 7б имеют два общих штемпеля реверса; у номеров 7c—11 и 12—14 имеется несколько общих штемпелей реверса, которые, вне сомнений, доказывают, что портреты с покрывалом и без него чеканились одновременно (см. Alföldi A. Die Erklärung des Namens “Caesar” in den spätrömischen Kompendien (zu v. Ael. 2, 3-5) // Antiquitas. Reihe 4. Beiträge zur Historia-Augusta-Forschung. Bd. 4, Bonn, 1968. S. 10—11 = Zur Auswertung der Münzquellen der Geschichte des Jahres 44 v. Chr. // Schweizer Münzblätter. Bd. 64. 1966. S. 148). Номера 15—16 имеют несколько общих штемпелей реверса, но нет общих штемпелей аверса с номерами 7c—14; качество и титулатура предлагают современность первой группе (нет подтверждения аргументов А. Альфёльди: Alföldi A. Die Erklärung… S. 17—22 = Zur Auswertung… // SNR. Bd. 47. 1968. S. 85—86, 90—91, что вторая группа должна датироваться позже и после смерти Цезаря).
Денарии с легендой IMPER также делятся на две группы, номера 17 и 18, сходного качества и с.493 титулатуры, но без общих штемпелей реверса; здесь несколько штемпелей реверса Марка Меттия объединены с новыми, поспешно выполненными аверсами1; в то же время Публий Сепуллий Макр чеканил следующие выпуски, комбинируя новый тип аверса Марка Меттия и собственный более ранний тип реверса (особое качество вновь выпущенных реверсов Марка Меттия впервые было отмечено К. М. Крааем, см.: Kraay C. M. Caesar’s Quattuorviri of 44 B. C. // NC. Vol. 14. 1954. P. 23; об особом качестве следующих выпусков Публия Сепуллия см. Alföldi A. Die Erklärung… S. 10—11 = Zur Auswertung… // Schweizer Münzblätter. Bd. 64. 1966. S. 148; Die Erklärung… S. 12, 16 = Zur Auswertung… // SNR. Bd. 47. 1968. S. 61—62). Затем следуют два денария с легендой PARENS PATRIAE; тип реверса второго денария в конце концов стал использоваться с еще двумя типами аверса, храмом Милосердия и головой Антония. Последний денарий выпущен, конечно, после смерти Цезаря, первый, практически наверняка, — тоже; два денария с легендой PARENS PATRIAE лучше всего датировать одним периодом. Что касается чрезвычайных выпусков с легендой IMPER, лучшее объяснение их отличительных особенностей можно найти в том, что они были выпущены сразу после трагедии 15 марта 44 г.
Хронология квинариев и сестерциев относительно друг друга и относительно денариев неясна. Среди квинариев и сестерциев более ранними считаются те, что не имеют никакого отношения к Цезарю (см. ниже).
Луций Эмилий Бука иначе засвидетельствован как сторонник Марка Скавра на суде последнего в 54 г. (Ascon. 28 C) и, вероятно, подобно ему, является родственником Суллы (см. ниже); Марк Меттий, возможно, — тот самый человек, который являлся легатом 58 г.; Публий Сепуллий Макр иначе никак неизвестен, но, возможно, принадлежит к семье из Патавия (Wiseman T. P. Some Republican senators and their tribes // CQ. Vol. 14. 1964. P. 130); Гай Коссуций Маридиан, возможно, является родственником монетария № 395.
Изображение на реверсе типа 1 следует рассматривать как намек на сон, который Сулла видел перед своим походом на Рим в 88 г. (Plut. Sull. 9; Vollenweider M.-L. Der Traum des Sulla Felix // SNR. Bd. 39. 1958—1959. S. 22 с более ранней библиографией; здесь Победа с жезлом заменяет молнию, которой Сулла должен был сразить своих врагов; туманные замечания А Альфёльди: Alföldi A. Die Erklärung… S. 1 = Zur Auswertung… // Jahrbuch des Bernischen Historischen Museums. Bd. 2. 1961—1962. S. 275—284, не относятся к делу); присутствие Венеры на аверсе номера 1 вполне объясняется ее связью с Суллой; прославление Букой столь дальнего родственника как Сулла, ср. с № 427 и надписью, приведенной там. Луна, изображенная на реверсе № 1, вновь появляется на сестерции Луция Эмилия Буки № 26, связанная там со звездой на реверсе, как указанием на ее божественность. Марк Меттий отметил свое происхождение из Ланувия (против: Wiseman T. P. New men in the Roman senate, 139 B. C. — A. D. 14., Oxford, 1971. P. 241) на реверсе своего самого раннего денария № 2, и на сестерции, а также на аверсе своего квинария (см. №№ 316 и 412); Победа на реверсе квинария не отождествляется с цезарианской, но Венера на аверсе сестерция, вероятно, цезарианская, и на аверсе денария № 2 имеется самый ранний портрет Цезаря (Cass. Dio XLIV. 4. 4, ср. Weinstock S. Divus Iulius. Oxford, 1971. P. 274; Vollenweider M.-L. Verwendung und Bedeutung der Porträtgemmen für das politische Leben der römischen Republik // Museum Helveticum 1955. Bd. 12. S. 109; Alföldi A. Das wahre Gesicht Cäsar // Antike Kunst. Bd. 2. 1959. S. 27) с жезлом, напоминающим о его авгурате.
с.494 С этого времени и далее чеканка четырех монетариев постоянно относится к Цезарю или, затем, к Антонию; портрет Цезаря доминирует в выпуске, с Венерой в качестве самого распространённого изображения на реверсе. На № 3 портрет сопровождается жезлом, как символом авгурата Цезаря, и чашей, как символом его понтификата, на № 4 символы исчезают, а титулатура прямо описывает Цезаря как верховного понтифика; об объединении титулов IMPERATOR и PONTIFEX MAXIMVS ср. надписи: Raubitschek A. E. Epigraphical Notes on Julius Caesar // JRS. Vol. 44. 1954. P. 73 (а также AE 1967, 107)2. Другая группа денариев, номера 12—14, указывает на должность верховного понтифика за счет добавления к портрету покрывала; денарии с надписью PARENS PATRIAE показывают жезл (lituus) и остроконечную шапку (apex), как и покрывало. На номере 5 вместе с портретом изображена звезда, на номере 4 — полумесяц, как указание на веру в начало новой эры (см. комментарии к № 494).
Венера как тип реверса всегда сопровождается Победой, обычно со щитом, что явно означает, что это Венера Победительница (см. с. 727); иногда она сопровождается звездой, как указанием на ее божественность, или земным шаром, как символом верховенства.
Изображение на реверсе № 6 является исключением так как там отсутствует Венера; на нем изображен топор, как символ понтификата Цезаря, и земной шар, как символ верховенства (ср. квинарии Публия Сепуллия Макра с его объединением Победы и Фортуны, о котором см. Weinstock S. Op. cit. P. 121—126); на изображении также имеется кадуцей, символ благополучия, с фасциями без топора — символом свободы (Cic. Rep. II. 55; о Цезаре как Освободителе см. № 473), и прибавлена пара соединенных рук как символ мира и согласия3. Тема благополучия подхвачена сестерцием Публия Сепуллия Макра с Меркурием на аверсе и кадуцеем на реверсе, темы мира и согласия — квинарием Луция Эмилия Буки, с Миром на аверсе и соединенными руками на реверсе. Пропаганда монетариев Цезаря была подготовлена таким образом, чтобы отразить и его достижения, и его власть; в том же смысле Дион Кассий (XLIV. 4. 5) описывает решение сената построить храм Согласия «на том основании, что именно благодаря Цезарю они пребывали в мире» (ср. Weinstock S. Pax and the “Ara pacis” // JRS. Vol. 50. 1960. P. 45).
Новые типы, которые появляются после смерти Цезаря, изображают его как Отца Отечества, об этом титуле см. Cass. Dio XLIV. 4. 4; Liv. Epit. 116; App. BC. II. 442; Nic. Dam., Caes. 80; Suet. Iul. 76; Inscr. It. XIII, 1, p. 183; ILLRP 407 и 408; Sec. Misc. Gr. Rom., 381; о его роли в цезарианской пропаганде см. Cic. Fam. XII. 3. 1; Phil. II. 31; XIII. 22 и 25; Cass. Dio XLIV. 48. 1, 3; Flor. II. 17 (IV. 7). 1; Val. Max. VI. 4. 5; с.495Suet. Iul. 85, 88; App. BC. II. 602. Появляется также проектировавшийся храм Милосердия Цезаря; о храме см. Cass. Dio XLIV. 6. 4; App. BC. II. 443; Plut. Caes. 57; о связи между милосердием Цезаря и его положением как отца отечества см. App. BC. II. 602; ср. Cic. Att. XIV. 22. 1; Phil. II. 116; также с. 735. Наездник, перепрыгивающий с одной лошади на другую (desultor), с пальмовой ветвью и венком, возможно, является намеком на игры, проводившиеся по случаю Парилий (21 апреля 44 г.) в ознаменование победы при Мунде, игр, которые вылились в демонстрацию преданности памяти Цезаря (Cass. Dio XLV. 6. 4; Cic. Att. XIV. 14. 1; 17. 3; 19. 3; нет данных что Октавиан был вовлечен, противоположную точку зрения см.: Alföldi A. Studien über Caesar’s Monarchie I (Bulletin de la Société royale des lettres de Lund). 1952—1953. P. 47—49). Выпуски 44 г. сходны с денарием с наездником на реверсе и портретом Антония на аверсе, бородатого в знак траура, с покрывалом и символами авгурата.
1Точка зрения А. Альфёльди, что партия неиспользованных и в конечном итоге уничтоженных штемпелей аверса имела легенду CAESAR REX (Alföldi A. Die Erklärung… S. 3 = Zur Auswertung… // Schweizer Münzblätter. Bd. 62. 1964. S. 71), не обоснована.
2Значение титулатуры CAESAR IMPERATOR дискуссионно; мне кажется, что это указание не на особый когномен (как считает Д. Кинаст: Kienast D. Imperator // ZSS. Bd. 78. 1961. S. 416—417), и не на обладание постоянным командованием (как считает М. Гельцер, следуя за Альфёльди: Gelzer M. Caesar: Politician and Statesman. Oxford, 1968. P. 307, n. 2), но скорее на позицию Цезаря как постоянного триумфатора (см. Cic. Lig. 7; Cass. Dio XLIV. 4. 2); ср. комм. к № 437 на с. 459. В любом случае, монеты ясно показывают, что Цезарь не принял императорского преномена, предложенного сенатом (Cass. Dio XLII. 44. 2; против: Suet. Iul. 76).
3Изображение, к сожалению, нельзя связать с вопросом о том, обладал ли Цезарь трибунской властью, о чём см. Yavetz Z. Plebs and Princeps. Oxford, 1968. P. 54—55.
CRI (Sear), с. 75, к № 109 (1998 г.):
Реверс представляет собой отступление от типов, использовавшихся в начале года, при жизни Цезаря. На нём изображён наездник-акробат (desultor), участник конных состязаний, проводившихся в рамках регулярных игр в Риме. Наездник управляет двумя конями и, видимо, должен на скаку перепрыгнуть с одного на другого. Венок и пальмовая ветвь символизируют призы, которыми награждался победитель. Заманчиво связать появление этого типа с Парилиями, которые праздновались ежегодно 21 апреля. В 44 г. Парилии превратились в празднование победы Цезаря при Мунде, и Антоний, несомненно. в полной мере воспользовался возможностью привлечь общественную поддержку на сторону цезарианцев. Такой же реверс использовался в сочетании с двумя другими типами аверса: храм, посвящённый Милосердию Цезаря (CLEMENTIAE CAESARIS, см. № 110), и первый портрет Марка Антония (см. № 142). Они явно несут на себе отпечаток пропаганды Антония в первые решающие месяцы его правления в Риме.
Имеется один штемпель аверса с легендой CAESARES и один с легендой CAESAREIS.
Плутарх26 сообщает, что в конце жизни Цезаря сенат, благодарный за милосердие, которое тот столь часто проявлял к его членам, постановил возвести храм в чести Милосердия (Clementia) диктатора. Сомнительно, что этот храм был когда-либо построен, и этот монетный тип, почти наверняка отчеканенный в рамках кампании Антония по популяризации памяти Цезаря, вряд ли может рассматриваться как свидетельство о существовании данного здания.