монетарий 44 г. до н. э.
Гай Юлий Цезарь, консул 59, 48, 46—44; диктатор 49—44 гг. до н. э.
Денарий, серебро
Дата чеканки: 44 г. до н. э.*
Монетный двор: Рим
вес: 3.33 г
АВЕРС:Четы­рех­ко­лон­ный храм с закры­ты­ми две­ря­ми; на фрон­тоне зем­ной шар; вокруг: CLEMENTIAE CAESARIS («Мило­сер­дию Цеза­ря»). Кай­ма из точек.
РЕВЕРС: Наезд­ник-акро­бат (desultor) с дву­мя коня­ми, гало­пи­ру­ю­щи­ми впра­во, едет на ближ­нем коне; на голо­ве кол­пак, в пра­вой руке кнут, в левой вож­жи; поза­ди венок и паль­мо­вая ветвь; выше P. SEPVLLIVS, ниже MACER. Кай­ма из точек.
Ссылки: Grueber BMCRR I Rome 4176 (p. 549, pl. liv. 22)
Crawford RRC 480/21 (p. 491, pl. LVII). Штемпелей аверса 5, штемпелей реверса 6 (из них три использовалось для типа 22)
Sydenham CRR 1076 (p. 179, pl. 28). Степень редкости 6 (rare)
Babelon MRR Julia 52 / Sepullia 7 (p. 29, 440)
RSC I Julius Caesar 44 (VF £420)
Sear RCTV (2000) I 1421 (VF $1200, EF $2880)
CRI 110
Online: CRRO
* Дата чеканки: апрель — май 44 г. до н. э. (CRI).
Описание аверса и реверса приводится по BMC RR, RRC.
Gorny & Mosch Giessener Münzhandlung. Аукцион 228. Лот 522 (09.03.2015).
Источник: https://acsearch.info
MRR (Babelon), т. II, c. 1—2, к Julia (1885 г.):

LXXXII. ЮЛИИ

Семью Юли­ев мож­но счи­тать самой зна­ме­ни­той из пат­ри­ци­ан­ских семей Рима. Эта семья была в чис­ле тех, кого Тулл Гости­лий пере­вёз в Рим после раз­ру­ше­ния Аль­бы Лон­ги и немед­лен­но воз­вёл в пат­ри­ции1. Из древ­ней­шей над­пи­си нам извест­но, что Юлии жили в Бовил­лах и что при обсто­я­тель­ствах, точ­но нам не извест­ных, при­нес­ли жерт­ву в соот­вет­ст­вии с обы­ча­я­ми Аль­бы, где была их пер­во­на­чаль­ная роди­на, lege Albana2. Намно­го поз­же мы видим, что тра­ди­ции дей­ст­ви­тель­но свя­зы­ва­ют их с Бовил­ла­ми, так как импе­ра­тор Тибе­рий велел вос­ста­но­вить в этом горо­де алтарь (sacrarium), уста­нов­лен­ный в честь рода Юли­ев, и при­ка­зал поста­вить там ста­тую Авгу­ста3. В то же вре­мя, чле­ны этой семьи пре­тен­до­ва­ли на боже­ст­вен­ное про­ис­хож­де­ние: от Юла или Аска­ния, кото­рый был сыном Вене­ры и Анхи­за: он при­шёл осно­вать город Аль­бу после раз­ру­ше­ния Трои. Дик­та­то­ру Юлию Цеза­рю нра­ви­лось в сво­их пуб­лич­ных выступ­ле­ни­ях наме­кать на это небес­ное про­ис­хож­де­ние; это объ­яс­ня­ет при­сут­ст­вие Вене­ры Пра­ро­ди­тель­ни­цы на мно­гих его моне­тах; имя этой боги­ни дик­та­тор дал сво­им сол­да­там в каче­стве паро­ля в бит­вах при с.2 Фар­са­ле и Мун­де. В соот­вет­ст­вии с обе­том, дан­ным перед Фар­са­лом, Цезарь воз­вёл в её честь храм, кото­рый был с необы­чай­ны­ми тор­же­ства­ми открыт 25 сен­тяб­ря 708 г. (46 г. до н. э.)4. Август под­хва­тил при­тя­за­ния сво­ей при­ём­ной семьи, и Вене­ра и в импе­рии тоже про­воз­гла­ша­лась пра­ро­ди­тель­ни­цей Цеза­рей. Чле­ны рода Юли­ев носи­ли сле­дую­щие про­зви­ща: Бур­си­он, Цезарь, Юл, Мен­тон и Либон. На моне­тах мы видим сле­дую­щих пер­со­на­жей: 1. Луций Юлий Цезарь; 2. Секст Юлий Цезарь; 3. Луций Юлий Цезарь; 4. Луций Юлий, сын Луция, Цезарь; 5. Луций Юлий Бур­си­он; 6. Луций Юлий Сали­на­тор; 7. Гай Юлий Цезарь; 8. Гай Юлий Цезарь Окта­виан Август.

© 2009 г. Пере­вод С. Э. Таривер­ди­е­вой

1Dion. Hal. III. 29; Tac. Ann. XI. 24.

2Niebuhr B. G. Römische Geschichte. Bd. II. Berlin, 1836. Anm. 421, 1240.

3Tac. Ann. II. 41.

4Preller L. Roemische Mythologie. 3 Aufl. Hsg. H. Jordan. Bd. 1. B., 1881. S. 444.

MRR (Babelon), т. II, c. 9—10, к Julia 9—58 (1885 г.):

7. Гай Юлий Цезарь

Юлий Цезарь родил­ся в Риме в 652 г. (102 г. до н. э.); по мате­ри он был пле­мян­ни­ком Мария, и Сул­ла его проскри­би­ро­вал. Его жизнь слиш­ком хоро­шо извест­на, чтобы при­во­дить здесь какие-либо подроб­но­сти, кро­ме тех, кото­рые име­ют зна­че­ние для нумиз­ма­ти­ки. Поэто­му про­сто крат­ко изло­жим его карье­ру:


Вер­хов­ный пон­ти­фик в 691 г. (63 г. до н. э.)
Город­ской пре­тор и про­кон­сул Лузи­та­нии в 692 г. (62 г. до н. э.)
Импе­ра­тор в 693 г. (61 г. до н. э.)
Кон­сул и про­кон­сул Гал­лий на 5 лет в 694 г. (60 г. до н. э.)
Создал воен­ный три­ум­ви­рат с Пом­пе­ем и Крас­сом в 694 г. (60 г. до н. э.)
Женил­ся на Каль­пур­нии в 695 г. (59 г. до н. э.)
Про­кон­сул Гал­лий еще на три года в 699 г. (55 г. до н. э.)
Победил Вер­цин­ге­то­ри­га при Але­зии в 702 г. (52 г. до н. э.)
Пере­шел Руби­кон и захва­тил Рим в 704 г. (50 г. до н. э.)
Победил Пом­пея в Испа­нии в 705 г. (49 г. до н. э.)
Выиг­рал сра­же­ние при Фар­са­ле в 706 г. (48 г. до н. э.)
Рефор­ми­ро­вал кален­дарь в 707 г. (47 г. до н. э.)
Низ­ло­жил Фар­на­ка, пон­тий­ско­го царя, в 707 г. (47 г. до н. э.)
Выиг­рал сра­же­ние при Тап­се в Афри­ке в 708 г. (46 г. до н. э.)
Раз­бил сыно­вей Пом­пея при Мун­де в Испа­нии в 709 г. (45 г. до н. э.)
Повтор­но про­воз­гла­шен импе­ра­то­ром в 709 г. (45 г. до н. э.)
Полу­чил почет­ный титул «Отец оте­че­ства» в 710 г. (44 г. до н. э.)
Убит 15 мар­та 710 г. (44 г. до н. э.)
с.10
Юлий Цезарь был кон­су­лом:
1-й раз в 694 г. (60 г. до н. э.)
2-й раз в 706 г. (48 г. до н. э.)
3-й раз в 708 г. (46 г. до н. э.)
4-й раз в 709 г. (45 г. до н. э.)
5-й раз в 710 г. (44 г. до н. э.)
Он был дик­та­то­ром:
1-й раз в 706 г. (48 г. до н. э.)
2-й раз в 707 г. (47 г. до н. э.)
3-й раз в 708 г. (46 г. до н. э.)
4-й раз в 709 г. (45 г. до н. э.)
Дик­та­тор пожиз­нен­но в 710 г. (44 г. до н. э.)

Он был обо­жест­влен, то есть, полу­чил титул divus, после смер­ти, в пятый день до декабрь­ских календ 712 г. (42 г. до н. э.)1. На осно­ва­нии этих хро­но­ло­ги­че­ских сведе­ний мы будем клас­си­фи­ци­ро­вать моне­ты Юлия Цеза­ря2.

© 2009 г. Пере­вод С. Э. Таривер­ди­е­вой

1Dio Cass. XLVII. 18. 3; ср. Caland C. De nummis M. Antonii III viri vitam et res gestas illustrantibus commentatio. La Haye, 1883. P. 31.

2Ср. de Saulcy Fr. Système monétaire de la République romaine à l’époque de Jules César. Paris, 1873.

MRR (Babelon), т. II, с. 19—20, к Julia 31—58 (1885 г.):

с.19 В кон­це 709 г. или в нача­ле 710 г. Цезарь уве­ли­чил чис­ло млад­ших маги­ст­ра­тов, сре­ди кото­рых были долж­ност­ные лица, ответ­ст­вен­ные за чекан­ку монет1. Три­ум­ви­ры по чекан­ке монет ста­ли кват­ту­о­рви­ра­ми, и в первую кол­ле­гию, состо­яв­шую из пяти маги­ст­ра­тов, вхо­ди­ли сле­дую­щие лица: Марк Мет­тий; Луций Эми­лий Бука; Гай Кос­су­ций Мариди­ан; Луций Фла­ми­ний Хилон. В том же 710 г. (44 г. до н. э.) сенат издал поста­нов­ле­ние, поз­во­ляв­шее Цеза­рю поме­щать свое изо­бра­же­ние на моне­тах2. Марк Мет­тий пер­вым выпу­стил моне­ты с голо­вой Юлия Цеза­ря, поэто­му на неко­то­рых экзем­пля­рах, отче­ка­нен­ных с.20 этим кват­ту­о­рви­ром, Цезарь назван dictator quarto, титу­лом, кото­рый был отме­нен при­ня­ти­ем титу­ла dictator perpetuo в кон­це янва­ря или нача­ле фев­ра­ля 710 г.3 Позд­нее, в тече­ние 710 г. Марк Мет­тий по неиз­вест­ной при­чине, воз­мож­но, из-за смер­ти, пере­стал испол­нять обя­зан­но­сти монет­но­го маги­ст­ра­та, и в кол­ле­гии его заме­нил Пуб­лий Сепул­лий Макр, так что в 710 г. насчи­ты­ва­лось пять кол­лег-маги­ст­ра­тов.

© 2009 г. Пере­вод С. Э. Таривер­ди­е­вой

1Suet. Iul. 41.

2Dio Cass. XLIV. 4.

3von Sallet A. Die Münzen Caesars mit seinem Bildnis // Zeitschrift für Numismatik. Bd. 4. 1877. S.127 f.

MRR (Babelon), т. II, с. 29—30, к Julia 46—52 (1885 г.):

с.29 Выше уже гово­ри­лось, что Пуб­лий Сепул­лий Макр сме­нил Мар­ка Мет­тия в долж­но­сти кват­ту­о­рви­ра по чекан­ке моне­ты в кол­ле­гии 710 г. (44 г. до н. э.)1. Это про­изо­шло до смер­ти Цеза­ря, посколь­ку на моне­тах Мак­ра мы уже встре­ча­ем леген­ды «Цезарь импе­ра­тор», «Цезарь пожиз­нен­ный дик­та­тор», «Цезарь Отец оте­че­ства» (Caesar imperator, Caesar dictator perpetuo, Caesar parens patriae). Одна­ко Пуб­лий Сепул­лий Макр про­дол­жал испол­нять обя­зан­но­сти кват­ту­о­рви­ра по чекан­ке моне­ты и после мар­тов­ских ид 710 г., ибо он отче­ка­нил экзем­пля­ры, на кото­рые мы видим голо­ву Мар­ка Анто­ния с боро­дой в знак тра­у­ра по Цеза­рю. Дена­рий с изо­бра­же­ни­ем хра­ма Мило­сер­дия тоже отче­ка­нен после мар­тов­ских ид, посколь­ку этот храм был воз­ведён во искуп­ле­ние смер­ти дик­та­то­ра. Мило­сер­дие счи­та­лось глав­ной доб­ро­де­те­лью Цеза­ря; и в хра­ме это­го боже­ства Цезарь и боги­ня были изо­бра­же­ны взяв­ши­ми­ся за руки2. Извест­но, что тип Вене­ры Победи­тель­ни­цы свя­зан с воен­ны­ми победа­ми Юлия Цеза­ря и исто­ка­ми рода Юли­ев; звезда, изо­бра­жён­ная на неко­то­рых экзем­пля­рах, — это звезда Вене­ры. Что каса­ет­ся наезд­ни­ка-акро­ба­та (desultor), изо­бра­жён­но­го на дена­ри­ях № 51 и 52, то он напо­ми­на­ет дена­рии Луция и Гая Каль­пур­ни­ев Пизо­нов и наво­дит на мысль об играх, ана­ло­гич­ных Апол­ло­но­вым играм, кото­рые устро­ил Юлий Цезарь. Об этом сооб­ща­ет Све­то­ний: «Зре­ли­ща он [Цезарь] устра­и­вал самые раз­но­об­раз­ные… знат­ней­шие юно­ши… пока­зы­ва­ли прыж­ки на лоша­дях» (edidit (Caesar) spectacula varii generis… et equos desultorios agitaverunt nobilissimi juvenes)3. Воз­мож­но, Пуб­лий Сепул­лий с.30 Макр, в чис­ле дру­гих знат­ных рим­лян, был следи тех, кто выиг­рал при­зы на этих народ­ных играх.

© 2017 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

1von Sallet A. Die Münzen Caesars mit seinem Bildnis // Zeitschrift für Numismatik. Bd. 4. 1877. P. 130.

2Preller L. Roemische Mythologie. 3 Aufl. Hsg. H. Jordan. Bd. 2. B., 1882. S. 267.

3Suet. Iul. 39. [Пер. М. Л. Гас­па­ро­ва]

MRR (Babelon), т. II, с. 438—439, к Sepullia (1885 г.):

CLI. СЕПУЛЛИИ

с.438 Извест­но лишь два чле­на семьи Сепул­ли­ев: моне­та­рий Пуб­лий Сепул­лий Макр, о кото­рых не име­ет­ся ника­ких иных исто­ри­че­ских свиде­тельств, кро­ме его монет, и ора­тор Сепул­лий Басс, упо­мя­ну­тый Сене­кой1. Пуб­лий Сепул­лий Макр чека­нил моне­ты в 710 г. (44 г. до н. э.), до смер­ти Цеза­ря, и про­дол­жал выпол­нять свои обя­зан­но­сти после убий­ства дик­та­то­ра. Он занял место Мар­ка Мет­тия в кол­ле­гии монет­ных маги­ст­ра­тов до мар­тов­ских ид 710 г., и его кол­ле­га­ми были Луций Эми­лий Бука, Гай Кос­су­ций Мариди­ан и Луций Фла­ми­ний Хилон. Неко­то­рые сведе­ния об этой кол­ле­гии мы при­во­дим в разде­ле о семье Юли­ев2. Все нумиз­ма­ти­че­ские типы, встре­чаю­щи­е­ся на моне­тах Пуб­лия Сепул­лия Мак­ра, свя­за­ны с Юли­ем Цеза­рем или Мар­ком Анто­ни­ем. На моне­тах, отче­ка­нен­ных от име­ни Юлия Цеза­ря при его жиз­ни (№№ 1—5), ука­за­ны его титу­лы импе­ра­то­ра (imperator) и пожиз­нен­но­го дик­та­то­ра (dictator perpetuo); на моне­тах, выпу­щен­ных после мар­тов­ских ид 710 г. (№№ 6—7), изо­бра­же­на голо­ва Юлия Цеза­ря под покры­ва­лом с леген­да­ми «Отец оте­че­ства» (parens patriae) или «Мило­сер­дию Цеза­ря» (Clementiae Caesaris). с.439 На типе № 8 изо­бра­же­на голо­ва Мар­ка Анто­ния с боро­дой в знак тра­у­ра по дик­та­то­ру3, а тип ревер­са, как и № 7, напо­ми­на­ет об играх с уча­сти­ем наезд­ни­ков-акро­ба­тов (desultores), о кото­рых уже гово­ри­лось4. Тип № 9 и после­дую­щие отче­ка­не­ны ранее это­го послед­не­го; на кви­на­ри­ях мы видим бюст Каль­пур­нии, жены Юлия Цеза­ря, с атри­бу­та­ми Вик­то­рии. Мы уже ука­зы­ва­ли на такой же бюст на дена­ри­ях и кви­на­ри­ях Луция Муна­ция План­ка.

© 2017 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

1Controv. III. 16 f.

2См. выше, с.19 и 29.

3См. выше, т. 1, с. 161.

4См. выше, с. 29.

BMC RR (Grueber), т. I, с. 540, прим. 1 (к №№ 4129—4194) (1910 г.):

Око­ло 44 г. до н. э.; 710 г. от осно­ва­ния горо­да

Моне­ты, отне­сен­ные к этой дате, мож­но разде­лить на три серии: 1. выпу­щен­ные самим Юли­ем Цеза­рем от сво­его име­ни и выпу­щен­ные пре­фек­том Квин­том Оппи­ем, пер­вые — из золота, вто­рые — из брон­зы; 2. выпу­щен­ные моне­та­ри­я­ми, чис­ло кото­рых уве­ли­чи­лось до четы­рех и кото­рые, воз­мож­но, с одним исклю­че­ни­ем, чека­ни­ли моне­ты до и после смер­ти Цеза­ря — они толь­ко сереб­ря­ные; и 3. выпу­щен­ные после смер­ти Цеза­ря пре­фек­та­ми Луци­ем Цести­ем и Гаем Нор­ба­ном по поста­нов­ле­нию сена­та — они золотые.

Таким обра­зом, ста­но­вит­ся понят­но, что золотые и брон­зо­вые моне­ты были огра­ни­че­ны спе­ци­аль­ны­ми выпус­ка­ми и толь­ко сереб­ря­ные моне­ты чека­ни­лись орди­нар­ны­ми моне­та­ри­я­ми монет­но­го дво­ра, хотя по усло­ви­ям их назна­че­ний, они, види­мо, были упол­но­мо­че­ны чека­нить моне­ты из всех трех метал­лов: золота, сереб­ра и брон­зы (см. моне­ты Гая Кос­су­ция Мариди­а­на, с. 552, № 4187).

Основ­ные собы­тия, свя­зан­ные с выпус­ком это­го года, — это оче­ред­ная попыт­ка воз­ро­дить выпуск брон­зо­вых монет; уве­ли­че­ние чис­ла моне­та­ри­ев монет­но­го дво­ра с трех до четы­рех (minorum etiam magistratuum numerum ampliavit; Suet. Iul. 41); и раз­ме­ще­ние, в соот­вет­ст­вии с поста­нов­ле­ни­ем сена­та, порт­ре­та Цеза­ря на моне­тах, почесть, нико­гда ранее не пре­до­став­ляв­ша­я­ся рим­ско­му граж­да­ни­ну (ср. Dio Cass. XLIV. 4).

© 2009 г. Пере­вод С. Э. Таривер­ди­е­вой

BMC RR (Grueber), т. I, с. 547—548, прим. 2 (к №№ 4164—4184) (1910 г.):

с.547 Вене­ра Победи­тель­ни­ца, кото­рую мы видим на типе I, уже встре­ча­лась на чекан­ке Мар­ка Мет­тия и Луция Эми­лия Буки, но инте­рес­но отме­тить вари­а­ции это­го типа на моне­тах Пуб­лия Сепул­лия Мак­ра: здесь её ски­петр опи­ра­ет­ся или на звезду, или на щит. На авер­се голо­ва Цеза­ря ино­гда изо­бра­же­на со звездой или под покры­ва­лом. В этом слу­чае звезда, как и на дена­рии Луция Эми­лия Буки, может напо­ми­нать о поста­нов­ле­нии сена­та, соглас­но кото­ро­му Цезарь был при­чис­лен к богам. Порт­рет под покры­ва­лом (тип II) пред­став­ля­ет его в обра­зе вер­хов­но­го пон­ти­фи­ка. Он назван про­сто импе­ра­то­ром (Imperator), или пожиз­нен­ным дик­та­то­ром (Dictator Perpetuo), или Отцом оте­че­ства (Parens Patriae); два послед­них титу­ла пре­до­ста­вил ему сенат в нача­ле 44 г. до н. э. (Cass. Dio XLIV. 4: «они [сена­то­ры] дали ему титул Отца оте­че­ства и изо­бра­зи­ли его на моне­тах», πα­τέρα τε αὐτὸν τῆς πατ­ρί­δος ἐπω­νόμα­σαν καὶ ἐς τὰ νο­μίσ­μα­τα ἐνε­χάρα­ξαν). Тип ревер­са с наезд­ни­ком-акро­ба­том (desultor) и дву­мя коня­ми напо­ми­на­ет о «самых раз­но­об­раз­ных зре­ли­щах», кото­ры­ми Цезарь раз­вле­кал народ («Зре­ли­ща он [Цезарь] устра­и­вал самые раз­но­об­раз­ные… знат­ней­шие юно­ши… пока­зы­ва­ли прыж­ки на лоша­дях»; edidit (Caesar) spectacula varii generis… et equos desultorios agitaverunt nobilissimi juvenes; Suet. Iul. 39, пер. М. Л. Гас­па­ро­ва). Посколь­ку этот тип встре­ча­ет­ся на моне­тах, отче­ка­нен­ных после смер­ти Цеза­ря, он, види­мо, был послед­ним, исполь­зо­вав­шим­ся при его жиз­ни. Храм Мило­сер­дия, изо­бра­жён­ный на типе III, сенат при­ка­зал постро­ить в честь с.548 Цеза­ря за неко­то­рое вре­мя до его смер­ти в бла­го­дар­ность за про­яв­лен­ное к ним мило­сер­дие (Plut. Caes. 57. 4). Бабе­лон пола­га­ет, что дена­рии с голо­вой Цеза­ря под покры­ва­лом и хра­мом Мило­сер­дия были отче­ка­не­ны после смер­ти Цеза­ря: Babelon E. Description historique et chronologique des monnaies de la République romaine. T. 2. P., 1886. P. 438. Голо­ва Мар­ка Анто­ния под покры­ва­лом и с боро­дой, в знак тра­у­ра (Тип IV), мог­ла появить­ся толь­ко на моне­тах, отче­ка­нен­ных после убий­ства Цеза­ря. Изо­бра­же­ние голо­вы Анто­ния под покры­ва­лом на этих моне­тах послу­жи­ло для фон Зал­ле­та глав­ным аргу­мен­том для дати­ров­ки назна­че­ния Пуб­лия Сепул­лия Мак­ра 43 г. до н. э. (von Sallet A. Die Münzen Caesars mit seinem Bildnis // Zeitschrift für Numismatik. Bd. 4. 1877. S. 131); после учреж­де­ния три­ум­ви­ра­та, но раз­ви­тие собы­тий бла­го­при­ят­ст­ву­ет ско­рее более ран­ней их дати­ров­ке, то есть 44 г. до н. э. После смер­ти Цеза­ря Анто­ний, его кол­ле­га по кон­суль­ству, был самым могу­ще­ст­вен­ным чело­ве­ком в государ­стве и в тече­ние неко­то­ро­го вре­ме­ни прак­ти­че­ски кон­тро­ли­ро­вал сенат, так что каза­лось, что он зай­мёт место, при­над­ле­жав­шее ранее Цеза­рю. Бли­же к кон­цу года, глав­ным обра­зом вслед­ст­вие при­бы­тия Окта­вия, его авто­ри­тет пошат­нул­ся, и когда в нача­ле 43 г. Анто­ний попы­тал­ся ото­брать у Деци­ма Бру­та намест­ни­че­ство в Циз­аль­пий­ской Гал­лии, то был объ­яв­лен вра­гом государ­ства. После­до­вав­шее за этим обра­зо­ва­ние три­ум­ви­ра­та и про­скрип­ции не улуч­ши­ли его отно­ше­ний с сена­том. Ввиду этих исто­ри­че­ских обсто­я­тельств пред­став­ля­ет­ся более веро­ят­ным, что эти моне­ты Мак­ра были выпу­ще­ны в 44 г. до н. э., и вполне воз­мож­но, что когда сенат рас­по­рядил­ся поме­стить на них порт­рет Анто­ния, он был рас­по­ло­жен пре­до­ста­вить тому почесть, ранее даро­ван­ную Цеза­рю, и тем самым фак­ти­че­ски при­знать Анто­ния его пре­ем­ни­ком. Изо­бра­же­ние Анто­ния под покры­ва­лом пред­став­ля­ет его в том обра­зе, в кото­ром он про­из­нёс речь на похо­ро­нах Цеза­ря, а витой жезл (lituus) и ост­ро­ко­неч­ная шап­ка (apex) напо­ми­на­ют о его долж­но­сти фла­ми­на. Типы кви­на­ри­ев не тре­бу­ют разъ­яс­не­ний, если отне­сти их к Юлию Цеза­рю, а о типах сестер­ци­ев уже гово­ри­лось в ком­мен­та­ри­ях к преды­ду­щим выпус­кам (см. с. 511, 520, 522)

© 2017 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

BMC RR (Grueber), т. I, с. 547, прим. 1 (к №№ 4164—4184) (1910 г.):

По-види­мо­му, о Сепул­лии Мак­ре извест­но лишь то, что он был моне­та­ри­ем рим­ско­го монет­но­го дво­ра и, как свиде­тель­ст­ву­ют его моне­ты, зани­мал долж­ность в 44 г. до н. э., а его кол­ле­га­ми, веро­ят­но, были Марк Мет­тий, Луций Эми­лий Бука и Гай Кос­су­ций Мариди­ан.

Его моне­ты тоже делят­ся на две серии: отче­ка­нен­ные до и после смер­ти Юлия Цеза­ря. К пер­вой серии мож­но отне­сти дена­рии типа I и их раз­но­вид­но­сти, типа II и III, а так­же кви­на­рии и сестер­ции; ко вто­рой серии — толь­ко дена­рии типа IV.

© 2017 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

RRC (Crawford), с. 491, к № 480/21 (1974 г.):

На одном штем­пе­ле авер­са встре­ча­ет­ся фор­ма CAESIS, на дру­гом — CAESAREIS, на третьем — CAESARES (BMCRR Rlme 4176; Ryan 1880; Oxford).

© 2017 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

RRC (Crawford), с. 492—495, к № 480 (1974 г.):

Хро­но­ло­гия выпус­ков этих четы­рех моне­та­ри­ев запу­тан­на. Дена­рий со сном Сул­лы счи­та­ет­ся пер­вым, так как это един­ст­вен­ный дена­рий, не име­ю­щий отно­ше­ния к Цеза­рю (см. ниже), хотя, конеч­но, в таком мне­нии есть эле­мент волюн­та­риз­ма. Дена­рий с леген­дой DICT • QVART оче­вид­но пред­ше­ст­ву­ет дена­ри­ям с леген­дой DICT • (IN) PERPETVO; меж­ду эти­ми дву­мя груп­па­ми мож­но рас­по­ло­жить три дена­рия с леген­дой IMP. Это мож­но сде­лать, так как дена­рии с леген­дой DICT • QVART оди­на­ко­во пре­вос­ход­но­го каче­ства, дена­рии с леген­дой DICT • (IN) PERPETVO прак­ти­че­ски без исклю­че­ния сде­ла­ны весь­ма небреж­но, а дена­рии с леген­дой IMP — и так и так.

Дена­рии с леген­дой DICT • (IN) PERPETVO (начи­ная с како­го-то момен­та до 15 фев­ра­ля 44 г., ср. Cic. Phil. II. 87) делят­ся на две груп­пы, номе­ра 614 и номе­ра 1516. Номе­ра 6 и 7а име­ют общий штем­пель авер­са, номе­ра 7а и 7б име­ют два общих штем­пе­ля ревер­са; у номе­ров 7c—11 и 12—14 име­ет­ся несколь­ко общих штем­пе­лей ревер­са, кото­рые, вне сомне­ний, дока­зы­ва­ют, что порт­ре­ты с покры­ва­лом и без него чека­ни­лись одно­вре­мен­но (см. Alföldi A. Die Erklärung des Namens “Caesar” in den spätrömischen Kompendien (zu v. Ael. 2, 3-5) // Antiquitas. Reihe 4. Beiträge zur Historia-Augusta-Forschung. Bd. 4, Bonn, 1968. S. 10—11 = Zur Auswertung der Münzquellen der Geschichte des Jahres 44 v. Chr. // Schweizer Münzblätter. Bd. 64. 1966. S. 148). Номе­ра 1516 име­ют несколь­ко общих штем­пе­лей ревер­са, но нет общих штем­пе­лей авер­са с номе­ра­ми 7c—14; каче­ство и титу­ла­ту­ра пред­ла­га­ют совре­мен­ность пер­вой груп­пе (нет под­твер­жде­ния аргу­мен­тов А. Аль­фёль­ди: Alföldi A. Die Erklärung… S. 17—22 = Zur Auswertung… // SNR. Bd. 47. 1968. S. 85—86, 90—91, что вто­рая груп­па долж­на дати­ро­вать­ся поз­же и после смер­ти Цеза­ря).

Дена­рии с леген­дой IMPER так­же делят­ся на две груп­пы, номе­ра 17 и 18, сход­но­го каче­ства и с.493 титу­ла­ту­ры, но без общих штем­пе­лей ревер­са; здесь несколь­ко штем­пе­лей ревер­са Мар­ка Мет­тия объ­еди­не­ны с новы­ми, поспеш­но выпол­нен­ны­ми авер­са­ми1; в то же вре­мя Пуб­лий Сепул­лий Макр чека­нил сле­дую­щие выпус­ки, ком­би­ни­руя новый тип авер­са Мар­ка Мет­тия и соб­ст­вен­ный более ран­ний тип ревер­са (осо­бое каче­ство вновь выпу­щен­ных ревер­сов Мар­ка Мет­тия впер­вые было отме­че­но К. М. Кра­аем, см.: Kraay C. M. Caesar’s Quattuorviri of 44 B. C. // NC. Vol. 14. 1954. P. 23; об осо­бом каче­стве сле­дую­щих выпус­ков Пуб­лия Сепул­лия см. Alföldi A. Die Erklärung… S. 10—11 = Zur Auswertung… // Schweizer Münzblätter. Bd. 64. 1966. S. 148; Die Erklärung… S. 12, 16 = Zur Auswertung… // SNR. Bd. 47. 1968. S. 61—62). Затем сле­ду­ют два дена­рия с леген­дой PARENS PATRIAE; тип ревер­са вто­ро­го дена­рия в кон­це кон­цов стал исполь­зо­вать­ся с еще дву­мя типа­ми авер­са, хра­мом Мило­сер­дия и голо­вой Анто­ния. Послед­ний дена­рий выпу­щен, конеч­но, после смер­ти Цеза­ря, пер­вый, прак­ти­че­ски навер­ня­ка, — тоже; два дена­рия с леген­дой PARENS PATRIAE луч­ше все­го дати­ро­вать одним пери­о­дом. Что каса­ет­ся чрез­вы­чай­ных выпус­ков с леген­дой IMPER, луч­шее объ­яс­не­ние их отли­чи­тель­ных осо­бен­но­стей мож­но най­ти в том, что они были выпу­ще­ны сра­зу после тра­гедии 15 мар­та 44 г.

Хро­но­ло­гия кви­на­ри­ев и сестер­ци­ев отно­си­тель­но друг дру­га и отно­си­тель­но дена­ри­ев неяс­на. Сре­ди кви­на­ри­ев и сестер­ци­ев более ран­ни­ми счи­та­ют­ся те, что не име­ют ника­ко­го отно­ше­ния к Цеза­рю (см. ниже).

Луций Эми­лий Бука ина­че засвиде­тель­ст­во­ван как сто­рон­ник Мар­ка Скав­ра на суде послед­не­го в 54 г. (Ascon. 28 C) и, веро­ят­но, подоб­но ему, явля­ет­ся род­ст­вен­ни­ком Сул­лы (см. ниже); Марк Мет­тий, воз­мож­но, — тот самый чело­век, кото­рый являл­ся лега­том 58 г.; Пуб­лий Сепул­лий Макр ина­че никак неиз­ве­стен, но, воз­мож­но, при­над­ле­жит к семье из Пата­вия (Wiseman T. P. Some Republican senators and their tribes // CQ. Vol. 14. 1964. P. 130); Гай Кос­су­ций Мариди­ан, воз­мож­но, явля­ет­ся род­ст­вен­ни­ком моне­та­рия № 395.

Изо­бра­же­ние на ревер­се типа 1 сле­ду­ет рас­смат­ри­вать как намек на сон, кото­рый Сул­ла видел перед сво­им похо­дом на Рим в 88 г. (Plut. Sull. 9; Vollenweider M.-L. Der Traum des Sulla Felix // SNR. Bd. 39. 1958—1959. S. 22 с более ран­ней биб­лио­гра­фи­ей; здесь Победа с жез­лом заме­ня­ет мол­нию, кото­рой Сул­ла дол­жен был сра­зить сво­их вра­гов; туман­ные заме­ча­ния А Аль­фёль­ди: Alföldi A. Die Erklärung… S. 1 = Zur Auswertung… // Jahrbuch des Bernischen Historischen Museums. Bd. 2. 1961—1962. S. 275—284, не отно­сят­ся к делу); при­сут­ст­вие Вене­ры на авер­се номе­ра 1 вполне объ­яс­ня­ет­ся ее свя­зью с Сул­лой; про­слав­ле­ние Букой столь даль­не­го род­ст­вен­ни­ка как Сул­ла, ср. с № 427 и над­пи­сью, при­веден­ной там. Луна, изо­бра­жен­ная на ревер­се № 1, вновь появ­ля­ет­ся на сестер­ции Луция Эми­лия Буки № 26, свя­зан­ная там со звездой на ревер­се, как ука­за­ни­ем на ее боже­ст­вен­ность. Марк Мет­тий отме­тил свое про­ис­хож­де­ние из Лану­вия (про­тив: Wiseman T. P. New men in the Roman senate, 139 B. C. — A. D. 14., Oxford, 1971. P. 241) на ревер­се сво­его само­го ран­не­го дена­рия № 2, и на сестер­ции, а так­же на авер­се сво­его кви­на­рия (см. №№ 316 и 412); Победа на ревер­се кви­на­рия не отож­дествля­ет­ся с цеза­ри­ан­ской, но Вене­ра на авер­се сестер­ция, веро­ят­но, цеза­ри­ан­ская, и на авер­се дена­рия № 2 име­ет­ся самый ран­ний порт­рет Цеза­ря (Cass. Dio XLIV. 4. 4, ср. Weinstock S. Divus Iulius. Oxford, 1971. P. 274; Vollenweider M.-L. Verwendung und Bedeutung der Porträtgemmen für das politische Leben der römischen Republik // Museum Helveticum 1955. Bd. 12. S. 109; Alföldi A. Das wahre Gesicht Cäsar // Antike Kunst. Bd. 2. 1959. S. 27) с жез­лом, напо­ми­наю­щим о его авгу­ра­те.

с.494 С это­го вре­ме­ни и далее чекан­ка четы­рех моне­та­ри­ев посто­ян­но отно­сит­ся к Цеза­рю или, затем, к Анто­нию; порт­рет Цеза­ря доми­ни­ру­ет в выпус­ке, с Вене­рой в каче­стве само­го рас­про­стра­нён­но­го изо­бра­же­ния на ревер­се. На № 3 порт­рет сопро­вож­да­ет­ся жез­лом, как сим­во­лом авгу­ра­та Цеза­ря, и чашей, как сим­во­лом его пон­ти­фи­ка­та, на № 4 сим­во­лы исче­за­ют, а титу­ла­ту­ра пря­мо опи­сы­ва­ет Цеза­ря как вер­хов­но­го пон­ти­фи­ка; об объ­еди­не­нии титу­лов IMPERATOR и PONTIFEX MAXIMVS ср. над­пи­си: Raubitschek A. E. Epigraphical Notes on Julius Caesar // JRS. Vol. 44. 1954. P. 73 (а так­же AE 1967, 107)2. Дру­гая груп­па дена­ри­ев, номе­ра 12—14, ука­зы­ва­ет на долж­ность вер­хов­но­го пон­ти­фи­ка за счет добав­ле­ния к порт­ре­ту покры­ва­ла; дена­рии с над­пи­сью PARENS PATRIAE пока­зы­ва­ют жезл (lituus) и ост­ро­ко­неч­ную шап­ку (apex), как и покры­ва­ло. На номе­ре 5 вме­сте с порт­ре­том изо­бра­же­на звезда, на номе­ре 4 — полу­ме­сяц, как ука­за­ние на веру в нача­ло новой эры (см. ком­мен­та­рии к № 494).

Вене­ра как тип ревер­са все­гда сопро­вож­да­ет­ся Победой, обыч­но со щитом, что явно озна­ча­ет, что это Вене­ра Победи­тель­ни­ца (см. с. 727); ино­гда она сопро­вож­да­ет­ся звездой, как ука­за­ни­ем на ее боже­ст­вен­ность, или зем­ным шаром, как сим­во­лом вер­хо­вен­ства.

Изо­бра­же­ние на ревер­се № 6 явля­ет­ся исклю­че­ни­ем так как там отсут­ст­ву­ет Вене­ра; на нем изо­бра­жен топор, как сим­вол пон­ти­фи­ка­та Цеза­ря, и зем­ной шар, как сим­вол вер­хо­вен­ства (ср. кви­на­рии Пуб­лия Сепул­лия Мак­ра с его объ­еди­не­ни­ем Победы и Фор­ту­ны, о кото­ром см. Weinstock S. Op. cit. P. 121—126); на изо­бра­же­нии так­же име­ет­ся каду­цей, сим­вол бла­го­по­лу­чия, с фас­ци­я­ми без топо­ра — сим­во­лом сво­бо­ды (Cic. Rep. II. 55; о Цеза­ре как Осво­бо­ди­те­ле см. № 473), и при­бав­ле­на пара соеди­нен­ных рук как сим­вол мира и согла­сия3. Тема бла­го­по­лу­чия под­хва­че­на сестер­ци­ем Пуб­лия Сепул­лия Мак­ра с Мер­ку­ри­ем на авер­се и каду­це­ем на ревер­се, темы мира и согла­сия — кви­на­ри­ем Луция Эми­лия Буки, с Миром на авер­се и соеди­нен­ны­ми рука­ми на ревер­се. Про­па­ган­да моне­та­ри­ев Цеза­ря была под­готов­ле­на таким обра­зом, чтобы отра­зить и его дости­же­ния, и его власть; в том же смыс­ле Дион Кас­сий (XLIV. 4. 5) опи­сы­ва­ет реше­ние сена­та постро­ить храм Согла­сия «на том осно­ва­нии, что имен­но бла­го­да­ря Цеза­рю они пре­бы­ва­ли в мире» (ср. Weinstock S. Pax and the “Ara pacis” // JRS. Vol. 50. 1960. P. 45).

Новые типы, кото­рые появ­ля­ют­ся после смер­ти Цеза­ря, изо­бра­жа­ют его как Отца Оте­че­ства, об этом титу­ле см. Cass. Dio XLIV. 4. 4; Liv. Epit. 116; App. BC. II. 442; Nic. Dam., Caes. 80; Suet. Iul. 76; Inscr. It. XIII, 1, p. 183; ILLRP 407 и 408; Sec. Misc. Gr. Rom., 381; о его роли в цеза­ри­ан­ской про­па­ган­де см. Cic. Fam. XII. 3. 1; Phil. II. 31; XIII. 22 и 25; Cass. Dio XLIV. 48. 1, 3; Flor. II. 17 (IV. 7). 1; Val. Max. VI. 4. 5; с.495 Suet. Iul. 85, 88; App. BC. II. 602. Появ­ля­ет­ся так­же про­ек­ти­ро­вав­ший­ся храм Мило­сер­дия Цеза­ря; о хра­ме см. Cass. Dio XLIV. 6. 4; App. BC. II. 443; Plut. Caes. 57; о свя­зи меж­ду мило­сер­ди­ем Цеза­ря и его поло­же­ни­ем как отца оте­че­ства см. App. BC. II. 602; ср. Cic. Att. XIV. 22. 1; Phil. II. 116; так­же с. 735. Наезд­ник, пере­пры­ги­ваю­щий с одной лоша­ди на дру­гую (desultor), с паль­мо­вой вет­вью и вен­ком, воз­мож­но, явля­ет­ся наме­ком на игры, про­во­див­ши­е­ся по слу­чаю Пари­лий (21 апре­ля 44 г.) в озна­ме­но­ва­ние победы при Мун­де, игр, кото­рые выли­лись в демон­стра­цию пре­дан­но­сти памя­ти Цеза­ря (Cass. Dio XLV. 6. 4; Cic. Att. XIV. 14. 1; 17. 3; 19. 3; нет дан­ных что Окта­виан был вовле­чен, про­ти­во­по­лож­ную точ­ку зре­ния см.: Alföldi A. Studien über Caesar’s Monarchie I (Bulletin de la Société royale des lettres de Lund). 1952—1953. P. 47—49). Выпус­ки 44 г. сход­ны с дена­ри­ем с наезд­ни­ком на ревер­се и порт­ре­том Анто­ния на авер­се, боро­да­то­го в знак тра­у­ра, с покры­ва­лом и сим­во­ла­ми авгу­ра­та.

© 2017 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

1Точ­ка зре­ния А. Аль­фёль­ди, что пар­тия неис­поль­зо­ван­ных и в конеч­ном ито­ге уни­что­жен­ных штем­пе­лей авер­са име­ла леген­ду CAESAR REX (Alföldi A. Die Erklärung… S. 3 = Zur Auswertung… // Schweizer Münzblätter. Bd. 62. 1964. S. 71), не обос­но­ва­на.

2Зна­че­ние титу­ла­ту­ры CAESAR IMPERATOR дис­кус­си­он­но; мне кажет­ся, что это ука­за­ние не на осо­бый ког­но­мен (как счи­та­ет Д. Кинаст: Kienast D. Imperator // ZSS. Bd. 78. 1961. S. 416—417), и не на обла­да­ние посто­ян­ным коман­до­ва­ни­ем (как счи­та­ет М. Гель­цер, сле­дуя за Аль­фёль­ди: Gelzer M. Caesar: Politician and Statesman. Oxford, 1968. P. 307, n. 2), но ско­рее на пози­цию Цеза­ря как посто­ян­но­го три­ум­фа­то­ра (см. Cic. Lig. 7; Cass. Dio XLIV. 4. 2); ср. комм. к № 437 на с. 459. В любом слу­чае, моне­ты ясно пока­зы­ва­ют, что Цезарь не при­нял импе­ра­тор­ско­го пре­но­ме­на, пред­ло­жен­но­го сена­том (Cass. Dio XLII. 44. 2; про­тив: Suet. Iul. 76).

3Изо­бра­же­ние, к сожа­ле­нию, нель­зя свя­зать с вопро­сом о том, обла­дал ли Цезарь три­бун­ской вла­стью, о чём см. Yavetz Z. Plebs and Princeps. Oxford, 1968. P. 54—55.

CRI (Sear), с. 75, к № 109 (1998 г.):

Реверс пред­став­ля­ет собой отступ­ле­ние от типов, исполь­зо­вав­ших­ся в нача­ле года, при жиз­ни Цеза­ря. На нём изо­бра­жён наезд­ник-акро­бат (desultor), участ­ник кон­ных состя­за­ний, про­во­див­ших­ся в рам­ках регу­ляр­ных игр в Риме. Наезд­ник управ­ля­ет дву­мя коня­ми и, види­мо, дол­жен на ска­ку пере­прыг­нуть с одно­го на дру­го­го. Венок и паль­мо­вая ветвь сим­во­ли­зи­ру­ют при­зы, кото­ры­ми награж­дал­ся победи­тель. Заман­чи­во свя­зать появ­ле­ние это­го типа с Пари­ли­я­ми, кото­рые празд­но­ва­лись еже­год­но 21 апре­ля. В 44 г. Пари­лии пре­вра­ти­лись в празд­но­ва­ние победы Цеза­ря при Мун­де, и Анто­ний, несо­мнен­но. в пол­ной мере вос­поль­зо­вал­ся воз­мож­но­стью при­влечь обще­ст­вен­ную под­держ­ку на сто­ро­ну цеза­ри­ан­цев. Такой же реверс исполь­зо­вал­ся в соче­та­нии с дву­мя дру­ги­ми типа­ми авер­са: храм, посвя­щён­ный Мило­сер­дию Цеза­ря (CLEMENTIAE CAESARIS, см. № 110), и пер­вый порт­рет Мар­ка Анто­ния (см. № 142). Они явно несут на себе отпе­ча­ток про­па­ган­ды Анто­ния в пер­вые решаю­щие меся­цы его прав­ле­ния в Риме.

© 2017 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

CRI (Sear), с. 76, к № 110 (1998 г.):

Име­ет­ся один штем­пель авер­са с леген­дой CAESARES и один с леген­дой CAESAREIS.

Плу­тарх26 сооб­ща­ет, что в кон­це жиз­ни Цеза­ря сенат, бла­го­дар­ный за мило­сер­дие, кото­рое тот столь часто про­яв­лял к его чле­нам, поста­но­вил воз­ве­сти храм в чести Мило­сер­дия (Clementia) дик­та­то­ра. Сомни­тель­но, что этот храм был когда-либо постро­ен, и этот монет­ный тип, почти навер­ня­ка отче­ка­нен­ный в рам­ках кам­па­нии Анто­ния по попу­ля­ри­за­ции памя­ти Цеза­ря, вряд ли может рас­смат­ри­вать­ся как свиде­тель­ство о суще­ст­во­ва­нии дан­но­го зда­ния.

© 2017 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

26Caes. 57. 4

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА