Денарий, серебро Дата чеканки: 44 г. до н. э. Монетный двор: Рим
вес:
4.12 г
АВЕРС:
CAESAR IMP. — портрет Цезаря в венке, вправо, позади него авгурский жезл (littus) и чаша (culullus) или кимбий (cymbium), или ковш (simpulum). Кайма из точек.
РЕВЕРС:
M. METTIVS. H — стоящая Венера влево, в правой руке держит Викторию, в левой — скипетр, левым локтем она опирается на щит, который, в свою очередь, стоит на земном шаре (или небесной сфере). Кайма из точек.
Сохранность: EF Описание аверса и реверса приводится по BMCRR, RRC, CRR, RSC, RCTV, CRI. Numismatica Ars Classica NAC AG — Аукцион 86, лот 11 (08.10.2015). Цена реализации: 22000 CHF.
Семью Юлиев можно считать самой знаменитой из патрицианских семей Рима. Эта семья была в числе тех, кого Тулл Гостилий перевёз в Рим после разрушения Альбы Лонги и немедленно возвёл в патриции1. Из древнейшей надписи нам известно, что Юлии жили в Бовиллах и что при обстоятельствах, точно нам не известных, принесли жертву в соответствии с обычаями Альбы, где была их первоначальная родина, lege Albana2. Намного позже мы видим, что традиции действительно связывают их с Бовиллами, так как император Тиберий велел восстановить в этом городе алтарь (sacrarium), установленный в честь рода Юлиев, и приказал поставить там статую Августа3. В то же время, члены этой семьи претендовали на божественное происхождение: от Юла или Аскания, который был сыном Венеры и Анхиза: он пришёл основать город Альбу после разрушения Трои. Диктатору Юлию Цезарю нравилось в своих публичных выступлениях намекать на это небесное происхождение; это объясняет присутствие Венеры Прародительницы на многих его монетах; имя этой богини диктатор дал своим солдатам в качестве пароля в битвах при с.2 Фарсале и Мунде. В соответствии с обетом, данным перед Фарсалом, Цезарь возвёл в её честь храм, который был с необычайными торжествами открыт 25 сентября 708 г. (46 г. до н. э.)4. Август подхватил притязания своей приёмной семьи, и Венера и в империи тоже провозглашалась прародительницей Цезарей. Члены рода Юлиев носили следующие прозвища: Бурсион, Цезарь, Юл, Ментон и Либон. На монетах мы видим следующих персонажей: 1. Луций Юлий Цезарь; 2. Секст Юлий Цезарь; 3. Луций Юлий Цезарь; 4. Луций Юлий, сын Луция, Цезарь; 5. Луций Юлий Бурсион; 6. Луций Юлий Салинатор; 7. Гай Юлий Цезарь; 8. Гай Юлий Цезарь Октавиан Август.
4Preller L. Roemische Mythologie. 3 Aufl. Hsg. H. Jordan. Bd. 1. B., 1881. S. 444.
MRR (Babelon), т. II, c. 9—10, к Julia 9—58 (1885 г.):
7. Гай Юлий Цезарь
Юлий Цезарь родился в Риме в 652 г. (102 г. до н. э.); по матери он был племянником Мария, и Сулла его проскрибировал. Его жизнь слишком хорошо известна, чтобы приводить здесь какие-либо подробности, кроме тех, которые имеют значение для нумизматики. Поэтому просто кратко изложим его карьеру:
Верховный понтифик в 691 г. (63 г. до н. э.)
Городской претор и проконсул Лузитании в 692 г. (62 г. до н. э.)
Император в 693 г. (61 г. до н. э.)
Консул и проконсул Галлий на 5 лет в 694 г. (60 г. до н. э.)
Создал военный триумвират с Помпеем и Крассом в 694 г. (60 г. до н. э.)
Женился на Кальпурнии в 695 г. (59 г. до н. э.)
Проконсул Галлий еще на три года в 699 г. (55 г. до н. э.)
Победил Верцингеторига при Алезии в 702 г. (52 г. до н. э.)
Перешел Рубикон и захватил Рим в 704 г. (50 г. до н. э.)
Победил Помпея в Испании в 705 г. (49 г. до н. э.)
Выиграл сражение при Фарсале в 706 г. (48 г. до н. э.)
Реформировал календарь в 707 г. (47 г. до н. э.)
Низложил Фарнака, понтийского царя, в 707 г. (47 г. до н. э.)
Выиграл сражение при Тапсе в Африке в 708 г. (46 г. до н. э.)
Разбил сыновей Помпея при Мунде в Испании в 709 г. (45 г. до н. э.)
Повторно провозглашен императором в 709 г. (45 г. до н. э.)
Получил почетный титул «Отец отечества» в 710 г. (44 г. до н. э.)
Убит 15 марта 710 г. (44 г. до н. э.) с.10
Юлий Цезарь был консулом: 1-й раз в 694 г. (60 г. до н. э.) 2-й раз в 706 г. (48 г. до н. э.) 3-й раз в 708 г. (46 г. до н. э.) 4-й раз в 709 г. (45 г. до н. э.) 5-й раз в 710 г. (44 г. до н. э.)
Он был диктатором: 1-й раз в 706 г. (48 г. до н. э.) 2-й раз в 707 г. (47 г. до н. э.) 3-й раз в 708 г. (46 г. до н. э.) 4-й раз в 709 г. (45 г. до н. э.)
Диктатор пожизненно в 710 г. (44 г. до н. э.)
Он был обожествлен, то есть, получил титул divus, после смерти, в пятый день до декабрьских календ 712 г. (42 г. до н. э.)1. На основании этих хронологических сведений мы будем классифицировать монеты Юлия Цезаря2.
1Dio Cass. XLVII. 18. 3; ср. Caland C. De nummis M. Antonii III viri vitam et res gestas illustrantibus commentatio. La Haye, 1883. P. 31.
2Ср. de Saulcy Fr. Système monétaire de la République romaine à l’époque de Jules César. Paris, 1873.
MRR (Babelon), т. II, с. 223, к Mettia (1885 г.):
CIII. МЕТТИИ
Имя Меттиев известно уже у сабинов и латинов. Можно, к примеру, назвать Меттия Фуффетия, диктатора Альбы Лонги во времена правления Тулла Гостилия, во время конфликта с которым состоялась борьба Горациев и Куриациев и который выступил в защиту Фиден и Вей против Рима. Меттий Гемин командовал тускульской конницей в войне между Римом и союзными латинскими городами в 414 г. (340 г. до н. э.). Публий Меттий, сторонник Сатурнина и Главции, убивший Гая Меммия, одного из кандидатов в консулы в 654 г. (100 г. до н. э.). Наконец, Марк Меттий, офицер Юлия Цезаря, чеканивший монеты в 710 г. (44 г. до н. э.). Отправленный Цезарем во время галльской войны в качестве посла к Ариовисту, главе союза германцев, он был пленен варваром; но Цезарь после своей победы, освободил его1. Голова Юноны Соспиты, украшающая квинарий Марка Меттия, как и монеты Луция Папия Цельса, Луция Процилия, Росция Фабата, Тория Бальба, напоминает, что Меттии претендовали на происхождение из Ланувия, где у этой богини был знаменитый алтарь. Реверс денария № 3, а также сестерция, близок к реверсу денариев Луция Росция Фабата и Луция Процилия, на которых мы видим богиню Ланувия со змеей. На квинарии Луция Папия Цельса, так же, как и на квинарии Марка Меттия, изображена юная девушка, которая кормит змею, посвященную богине. Каждый год девушек подвергали этому испытанию; чудовище щадило девушку, если не желало съесть ее.
1 Caes. Bell. gall., I, 47, 53.
BMC RR (Grueber), т. I, с. 542, прим. 1 (к №№ 4135—4151) (1910 г.):
M. METTIVS
(MARCUS METTIUS)
Марка Меттия, отчеканившего эти монеты, обычно идентифицируют с одноименным легатом, которого в начале галльской войны в 58 г. Цезарь отправил к Ариовисту, вождю и руководителю союза германцев; он был взят в плен, но впоследствии освобожден Цезарем. Однако эта идентификация не подтверждается монетами с его именем, так как их должны были отчеканить в 44 г. до н. э. Этот монетарий был членом первого монетного кваттуорвирата, учрежденного Юлием Цезарем, и, видимо, его коллегами были Луций Эмилий Бука, Публий Сепуллий Макр и Гай Коссуций Маридиан, которые, как и он, помещали на своих монетах портрет Цезаря в соответствии с постановлением сената (ср. Dio Cass., XLIV. 4). Его коллеги тоже, видимо, мало известны в истории, и это может объясняться тем, что Цезарь поручил руководство монетным двором и государственными доходами своим собственным слугам, занимавшим, вероятно, невысокое общественное положение (Suet., Caesar, 76).
Фон Заллет (Von Sallet, Zeit. f. Num., 1877, с. 127 сл.) отнес к 44 г. чеканку монетариев Марка Меттия, Луция Эмилия Буки, Гая Коссуция Маридиана и Луция Фламиния Хилона, полагая, что денарии Публия Сепуллия Макра следует отнести к следующему, 43 г. до н. э., поскольку они содержат изображение храма Милосердия, который не мог быть возведен при жизни Цезаря, а также портрет Марка Антония под покрывалом. В подтверждение этой классификации он приводит свидетельство клада из Вигатто (Zeit. f. Num., 1875, с. 66), однако захоронение этого клада не могло состояться ранее, чем через несколько лет (см. ниже, с. 558 и таблицы кладов). Однако Граф де Салис отнес монеты Макра к 44 г. до н. э., а монеты Фламиния Хилона — к 43 г. до н. э. Сами монеты, по-видимому, свидетельствуют в пользу классификации графа де Салиса. С другой стороны, Бабелон (т. II, с. 20), полагая, что первый монетный кваттуорвират состоял из Марка Меттия, Луция Эмилия Буки, Гая Коссуция Маридиана и Луция Фламиния Хилона, придерживается мнения, что по какой-то необъяснимой причине Меттий не чеканил монет после смерти Цезаря и был заменен в должности Публием Сепуллием Макром, и что, следовательно, в течение 44 г. было пять монетариев. Ф. Л. Гантер (F. L. Ganter, Zeit. f. Num., 1895, с. 188) тоже отнес этих монетариев к 44 г. до н. э., но он придерживается мнения, что из коллегии выбыл Хилон, преемником которого стал Маридиан. См. также его классификацию выпусков этих монетариев (указ. соч., с. 200—203). Этот порядок распределения монетариев тоже не согласуется с мнением графа де Салиса.
По типам монеты Меттия можно разделить на две серии. К первой серии можно отнести денарии типа I, квинарии и сестерции, которые в каждом случае имеют совмещенные типы, связанные с монетарием и с Юлием Цезарем; а ко второй серии — денарии типов II и II var., которые связаны только с Цезарем. Поскольку не существует монет Меттия, которые можно определенно отнести к периоду после смерти Цезаря, обе серии могли быть выпущены до этого события.
На денариях типа I монетарий поместил на аверсе голову Юлия Цезаря, но на реверсе, видимо, указывает на происхождение своей собственной семьи, которая, следовательно, вышла из Ланувия, где существовал особый культ Юноны Соспиты, о чем уже упоминалось (см. денарии Луция Процилия, с. 386, и Луция Росция Фабата, с. 422). Судя по легенде на аверсе, эти монеты должны были отчеканить в самом начале года, ибо на них указана четвертая диктатура Цезаря (45—44 гг. до н. э.), а не титул Dictator Perpetuo, который был предоставлен ему в начале февраля. Денарии типов II и II, var., с Венерой Прародительницей и небесным глобусом, указывают на притязание рода Юлиев на с.543 происхождение от Анхиза и Венеры. Когда Юлий Цезарь произносил речь на похоронах своей тетки Юлии, вдовы знаменитого Мария, он так описал свою генеалогию: «Род моей тетки Юлии восходит по матери к царям, по отцу же к бессмертным богам: ибо от Анка Марция происходят Марции-цари, имя которых носила ее мать, а от богини Венеры — род Юлиев, к которому принадлежит и наша семья. Вот почему наш род облечен неприкосновенностью, как цари, которые могуществом превыше всех людей, и благоговением, как боги, которым подвластны и самые цари» (Suet., Caesar, 6). Паролем Цезаря в битвах при Фарсале и при Мунде были слова «Венера Победительница», и во время первой из этих битв он дал обет, что построит в Риме храм в благодарность Венере как Подательнице Победы, если все закончится успешно (App., de Bell. Civ., II. 10, 68; там же. 15, 104). На его кольце-печати тоже была изображена Венера Победительница (Dio Cassius, XLIII. 43). Этот тип Венеры Победительницы с небольшими изменениями встречается также на денариях других монетариев этого года. Литуус и кимбий на аверсе указывают на должность верховного понтифика, которую занимал Цезарь. Изображения на квинарии и сестерции, как и на денарии типа I, относятся к семьям Юлиев и Меттиев и к самому Юлию Цезарю.
Возможно, интересно будет отметить, что Светоний (Caesar, 45) сообщает об общей внешности Цезаря: «Говорят, он был высокого роста, светлокожий, хорошо сложен, лицо чуть полное, глаза черные и живые. За своим телом он ухаживал слишком даже тщательно, и не только стриг и брил, но и выщипывал волосы, и этим его многие попрекали. Безобразившая его лысина была ему несносна, так как часто навлекала насмешки недоброжелателей. Поэтому он обычно зачесывал поредевшие волосы с темени на лоб; поэтому же он с наибольшим удовольствием принял и воспользовался правом постоянно носить лавровый венок». Портреты на монетах этого года иллюстрируют рассказ Светония, и на некоторых из них ясно видно, что волосы зачесаны с темени на лоб (см. илл. LIV, №№ 5, 9, 11, 18).
BMC RR (Grueber), т. I, с. 543, прим. 1 (к №№ 4137—4148) (1910 г.):
Такое возобновление букв, как отметок монетного двора является исключительным и их не чеканил никто из коллег Меттия. На основании монет, хранящихся в Национальной Коллекции, представляется, что буквы на монетах типа II завершаются буквой E или F, а буквы на монетах типа II (вариация) начинаются с F или G. Если так, то это подтверждает ту хронологию этого выпуска, которая принимается в настоящей работе.
BMC RR (Grueber), т. I, с. 544, прим. 1 (к №№ 4143—4149) (1910 г.): (1910 г.):
Иногда буквы на аверсе читаются как : Bahrfeldt M. Nachträge und Berichtigungen zur Münzkunde der römischen Republik // Numismatische Zeitschrift. 1896. Bd. 28. S. 146.
Хронология выпусков этих четырех монетариев запутанна. Денарий со сном Суллы считается первым, так как это единственный денарий, не имеющий отношения к Цезарю (см. ниже), хотя, конечно, в таком мнении есть элемент волюнтаризма. Денарий с легендой DICT • QVART очевидно предшествует денариям с легендой DICT • (IN) PERPETVO; между этими двумя группами можно расположить три денария с легендой IMP. Это можно сделать, так как денарии с легендой DICT • QVART одинаково превосходного качества, денарии с легендой DICT • (IN) PERPETVO практически без исключения сделаны весьма небрежно, а денарии с легендой IMP — и так и так.
Денарии с легендой DICT • (IN) PERPETVO (начиная с какого-то момента до 15 февраля 44 г., ср. Cic. Phil. II. 87) делятся на две группы, номера 6—14 и номера 15—16. Номера 6 и 7а имеют общий штемпель аверса, номера 7а и 7б имеют два общих штемпеля реверса; у номеров 7c—11 и 12—14 имеется несколько общих штемпелей реверса, которые, вне сомнений, доказывают, что портреты с покрывалом и без него чеканились одновременно (см. Alföldi A. Die Erklärung des Namens “Caesar” in den spätrömischen Kompendien (zu v. Ael. 2, 3-5) // Antiquitas. Reihe 4. Beiträge zur Historia-Augusta-Forschung. Bd. 4, Bonn, 1968. S. 10—11 = Zur Auswertung der Münzquellen der Geschichte des Jahres 44 v. Chr. // Schweizer Münzblätter. Bd. 64. 1966. S. 148). Номера 15—16 имеют несколько общих штемпелей реверса, но нет общих штемпелей аверса с номерами 7c—14; качество и титулатура предлагают современность первой группе (нет подтверждения аргументов А. Альфёльди: Alföldi A. Die Erklärung… S. 17—22 = Zur Auswertung… // SNR. Bd. 47. 1968. S. 85—86, 90—91, что вторая группа должна датироваться позже и после смерти Цезаря).
Денарии с легендой IMPER также делятся на две группы, номера 17 и 18, сходного качества и с.493 титулатуры, но без общих штемпелей реверса; здесь несколько штемпелей реверса Марка Меттия объединены с новыми, поспешно выполненными аверсами1; в то же время Публий Сепуллий Макр чеканил следующие выпуски, комбинируя новый тип аверса Марка Меттия и собственный более ранний тип реверса (особое качество вновь выпущенных реверсов Марка Меттия впервые было отмечено К. М. Крааем, см.: Kraay C. M. Caesar’s Quattuorviri of 44 B. C. // NC. Vol. 14. 1954. P. 23; об особом качестве следующих выпусков Публия Сепуллия см. Alföldi A. Die Erklärung… S. 10—11 = Zur Auswertung… // Schweizer Münzblätter. Bd. 64. 1966. S. 148; Die Erklärung… S. 12, 16 = Zur Auswertung… // SNR. Bd. 47. 1968. S. 61—62). Затем следуют два денария с легендой PARENS PATRIAE; тип реверса второго денария в конце концов стал использоваться с еще двумя типами аверса, храмом Милосердия и головой Антония. Последний денарий выпущен, конечно, после смерти Цезаря, первый, практически наверняка, — тоже; два денария с легендой PARENS PATRIAE лучше всего датировать одним периодом. Что касается чрезвычайных выпусков с легендой IMPER, лучшее объяснение их отличительных особенностей можно найти в том, что они были выпущены сразу после трагедии 15 марта 44 г.
Хронология квинариев и сестерциев относительно друг друга и относительно денариев неясна. Среди квинариев и сестерциев более ранними считаются те, что не имеют никакого отношения к Цезарю (см. ниже).
Луций Эмилий Бука иначе засвидетельствован как сторонник Марка Скавра на суде последнего в 54 г. (Ascon. 28 C) и, вероятно, подобно ему, является родственником Суллы (см. ниже); Марк Меттий, возможно, — тот самый человек, который являлся легатом 58 г.; Публий Сепуллий Макр иначе никак неизвестен, но, возможно, принадлежит к семье из Патавия (Wiseman T. P. Some Republican senators and their tribes // CQ. Vol. 14. 1964. P. 130); Гай Коссуций Маридиан, возможно, является родственником монетария № 395.
Изображение на реверсе типа 1 следует рассматривать как намек на сон, который Сулла видел перед своим походом на Рим в 88 г. (Plut. Sull. 9; Vollenweider M.-L. Der Traum des Sulla Felix // SNR. Bd. 39. 1958—1959. S. 22 с более ранней библиографией; здесь Победа с жезлом заменяет молнию, которой Сулла должен был сразить своих врагов; туманные замечания А Альфёльди: Alföldi A. Die Erklärung… S. 1 = Zur Auswertung… // Jahrbuch des Bernischen Historischen Museums. Bd. 2. 1961—1962. S. 275—284, не относятся к делу); присутствие Венеры на аверсе номера 1 вполне объясняется ее связью с Суллой; прославление Букой столь дальнего родственника как Сулла, ср. с № 427 и надписью, приведенной там. Луна, изображенная на реверсе № 1, вновь появляется на сестерции Луция Эмилия Буки № 26, связанная там со звездой на реверсе, как указанием на ее божественность. Марк Меттий отметил свое происхождение из Ланувия (против: Wiseman T. P. New men in the Roman senate, 139 B. C. — A. D. 14., Oxford, 1971. P. 241) на реверсе своего самого раннего денария № 2, и на сестерции, а также на аверсе своего квинария (см. №№ 316 и 412); Победа на реверсе квинария не отождествляется с цезарианской, но Венера на аверсе сестерция, вероятно, цезарианская, и на аверсе денария № 2 имеется самый ранний портрет Цезаря (Cass. Dio XLIV. 4. 4, ср. Weinstock S. Divus Iulius. Oxford, 1971. P. 274; Vollenweider M.-L. Verwendung und Bedeutung der Porträtgemmen für das politische Leben der römischen Republik // Museum Helveticum 1955. Bd. 12. S. 109; Alföldi A. Das wahre Gesicht Cäsar // Antike Kunst. Bd. 2. 1959. S. 27) с жезлом, напоминающим о его авгурате.
с.494 С этого времени и далее чеканка четырех монетариев постоянно относится к Цезарю или, затем, к Антонию; портрет Цезаря доминирует в выпуске, с Венерой в качестве самого распространённого изображения на реверсе. На № 3 портрет сопровождается жезлом, как символом авгурата Цезаря, и чашей, как символом его понтификата, на № 4 символы исчезают, а титулатура прямо описывает Цезаря как верховного понтифика; об объединении титулов IMPERATOR и PONTIFEX MAXIMVS ср. надписи: Raubitschek A. E. Epigraphical Notes on Julius Caesar // JRS. Vol. 44. 1954. P. 73 (а также AE 1967, 107)2. Другая группа денариев, номера 12—14, указывает на должность верховного понтифика за счет добавления к портрету покрывала; денарии с надписью PARENS PATRIAE показывают жезл (lituus) и остроконечную шапку (apex), как и покрывало. На номере 5 вместе с портретом изображена звезда, на номере 4 — полумесяц, как указание на веру в начало новой эры (см. комментарии к № 494).
Венера как тип реверса всегда сопровождается Победой, обычно со щитом, что явно означает, что это Венера Победительница (см. с. 727); иногда она сопровождается звездой, как указанием на ее божественность, или земным шаром, как символом верховенства.
Изображение на реверсе № 6 является исключением так как там отсутствует Венера; на нем изображен топор, как символ понтификата Цезаря, и земной шар, как символ верховенства (ср. квинарии Публия Сепуллия Макра с его объединением Победы и Фортуны, о котором см. Weinstock S. Op. cit. P. 121—126); на изображении также имеется кадуцей, символ благополучия, с фасциями без топора — символом свободы (Cic. Rep. II. 55; о Цезаре как Освободителе см. № 473), и прибавлена пара соединенных рук как символ мира и согласия3. Тема благополучия подхвачена сестерцием Публия Сепуллия Макра с Меркурием на аверсе и кадуцеем на реверсе, темы мира и согласия — квинарием Луция Эмилия Буки, с Миром на аверсе и соединенными руками на реверсе. Пропаганда монетариев Цезаря была подготовлена таким образом, чтобы отразить и его достижения, и его власть; в том же смысле Дион Кассий (XLIV. 4. 5) описывает решение сената построить храм Согласия «на том основании, что именно благодаря Цезарю они пребывали в мире» (ср. Weinstock S. Pax and the “Ara pacis” // JRS. Vol. 50. 1960. P. 45).
Новые типы, которые появляются после смерти Цезаря, изображают его как Отца Отечества, об этом титуле см. Cass. Dio XLIV. 4. 4; Liv. Epit. 116; App. BC. II. 442; Nic. Dam., Caes. 80; Suet. Iul. 76; Inscr. It. XIII, 1, p. 183; ILLRP 407 и 408; Sec. Misc. Gr. Rom., 381; о его роли в цезарианской пропаганде см. Cic. Fam. XII. 3. 1; Phil. II. 31; XIII. 22 и 25; Cass. Dio XLIV. 48. 1, 3; Flor. II. 17 (IV. 7). 1; Val. Max. VI. 4. 5; с.495Suet. Iul. 85, 88; App. BC. II. 602. Появляется также проектировавшийся храм Милосердия Цезаря; о храме см. Cass. Dio XLIV. 6. 4; App. BC. II. 443; Plut. Caes. 57; о связи между милосердием Цезаря и его положением как отца отечества см. App. BC. II. 602; ср. Cic. Att. XIV. 22. 1; Phil. II. 116; также с. 735. Наездник, перепрыгивающий с одной лошади на другую (desultor), с пальмовой ветвью и венком, возможно, является намеком на игры, проводившиеся по случаю Парилий (21 апреля 44 г.) в ознаменование победы при Мунде, игр, которые вылились в демонстрацию преданности памяти Цезаря (Cass. Dio XLV. 6. 4; Cic. Att. XIV. 14. 1; 17. 3; 19. 3; нет данных что Октавиан был вовлечен, противоположную точку зрения см.: Alföldi A. Studien über Caesar’s Monarchie I (Bulletin de la Société royale des lettres de Lund). 1952—1953. P. 47—49). Выпуски 44 г. сходны с денарием с наездником на реверсе и портретом Антония на аверсе, бородатого в знак траура, с покрывалом и символами авгурата.
1Точка зрения А. Альфёльди, что партия неиспользованных и в конечном итоге уничтоженных штемпелей аверса имела легенду CAESAR REX (Alföldi A. Die Erklärung… S. 3 = Zur Auswertung… // Schweizer Münzblätter. Bd. 62. 1964. S. 71), не обоснована.
2Значение титулатуры CAESAR IMPERATOR дискуссионно; мне кажется, что это указание не на особый когномен (как считает Д. Кинаст: Kienast D. Imperator // ZSS. Bd. 78. 1961. S. 416—417), и не на обладание постоянным командованием (как считает М. Гельцер, следуя за Альфёльди: Gelzer M. Caesar: Politician and Statesman. Oxford, 1968. P. 307, n. 2), но скорее на позицию Цезаря как постоянного триумфатора (см. Cic. Lig. 7; Cass. Dio XLIV. 4. 2); ср. комм. к № 437 на с. 459. В любом случае, монеты ясно показывают, что Цезарь не принял императорского преномена, предложенного сенатом (Cass. Dio XLII. 44. 2; против: Suet. Iul. 76).
3Изображение, к сожалению, нельзя связать с вопросом о том, обладал ли Цезарь трибунской властью, о чём см. Yavetz Z. Plebs and Princeps. Oxford, 1968. P. 54—55.
RSC I (Seaby), с. 109, к № 34—35 (1978 г.):
Эти монеты вновь напоминают о притязаниях рода Юлиев на происхождение от Венеры.
Вероятно, выпуск денариев этого типа продолжался с середины января до начала февраля и предшествовал монетам с легендой CAESAR DICT PERPETVO, которые, хотя их чеканил и не Меттий, сменили легенду CAESAR IMP на чеканке коллеги Меттия — Сепуллия Макра. Добавление ковша (simpulum) позади портрета Цезаря указывает на его должность верховного понтифика, которую, вопреки обычной практике, он занимал одновременно с авгуратом. Венера, как прародительница рода Юлиев, уже занимала видное место на монетных выпусках Цезаря, и ей предстояло стать главной темой реверсов этого последнего этапа чеканки диктатора. Небольшой шар под её щитом на этом изображении означает мировое господство — самый подходящий символ для монет великого военного лидера. Характерная особенность выпусков Меттия, которая несвойственна больше ни одному из трёх его коллег по чеканке — это использование букв, как знаков монетного двора, на реверсах своих монет с Венерой. Эта практика, обычная на республиканских монетах первых десятилетий I в. до н. э., была забыта на много лет и непонятно, почему её возродил Меттий. Любопытно, что пять букв-знаков (G — L), использованных на монетах этого типа продолжают ряд из других пяти (A — E), которые имеются на той части выпуска Меттия, которую Кроуфорд датирует периодом после убийства Цезаря (см. № 101). Хронология Кроуфорда представляется верной, но загадочная аномалия с последовательностью букв-знаков всё ещё ожидает убедительного объяснения.
Комментарий аукциона Numismatica Ars Classica (2015 г.):
Marcus Mettius was one of four moneyers for 44 BC. No clear information survives to indicate why the college of moneyers, traditionally always being three, was upped to four in this fateful year. Perhaps the increase was mandated by the large outpouring of money needed in anticipation of the planned war with Parthia. In any event, Mettius is alone to use control letters on his reverse dies (here the letter ”H”). These control letters were common on republican coins but had not been used for imperatorial issues. More curiously, Crawford believes that the issues with control letters G through L are from an earlier date than those with control letters A through E. No convincing argument has ever been presented to identify why this might have been so. Both Crawford and Sear indicate that those issues with G-L are lifetime issues while those with A-E are posthumous. MSG.