Grueber BMCRR I Rome 4155—4156 var. (CAESAR — DICT PERPETVO) (Pl. LIV. 10) Crawford RRC 480/7a (штемпелей аверса: 1, также использован для RRC 480/6, реверса: 2, также использован для RRC 480/7b) Sydenham CRR 1062 var. (CAESAR — DICT PERPETVO) Babelon MRR Julia 36 var. / Aemilia 16 (Julia 36: CAESAR — DICT PERPETVO) Cohen I Julius Caesar 24 var. (CAESAR — DICT PERPETVO) p. 12 (20 Fr.) RSC I Julius Caesar 24 var. (CAESAR — DICT PERPETVO) (VF £400) Sear RCTV (2000) I 1410 var. (CAESAR — DICT PERPETVO) (VF $1440, EF $3600) Alföldi 15 (SNR 1968, 59, Type 15) CRI 104
Сохранность: about VF * Дата чеканки: 44 г. до н. э., февраль—март 44 г. до н. э., Рим (RCTV). Описание аверса и реверса приводится по RRC. Очень редкий. Ex Münz Zentrum sale 71, 1991, 793. Numismatica Ars Classica NAC AG — Auction 63 Lot 452 (17 May 2012).
Одна из древнейших и известнейших патрицианских семей в Риме, семья Эмилиев, была сабинского происхождения; согласно одним источникам, она претендовала на происхождение от Мамерка, сына Пифагора, согласно другим — от сына Нумы. Мамерк получил имя Эмилия за свое убедительное красноречие, δἰ’ αἰμυλίαν λόγου1. Другая традиция считает предком Эмилиев Эмила, сына Аскания, от которого произошли Нумитор и Амулий — альбанский царь в эпоху становления Рима. Этот род особенно знаменит Павлами Эмилиями, Скаврами, Мамерками и Лепидами. Также Тацит пишет: род Эмилиев всегда изобиловал достойными гражданами2. Монетариев, чеканивших во времена Республики, много, и мало какие рода были для нумизматики столь же историчны и интересны.
MRR (Babelon), т. I, с. 123, к Aemilia 12—19 (1885 г.):
5. ЛУЦИЙ ЭМИЛИЙ БУКА.
Кваттуорвир по чеканке монеты в 710 г. (44 г. до н. э.).
Этот персонаж, упоминаемый в судебном процессе Скавра1, был сыном монетария Марка Скавра, современника Суллы2. Он был кваттуорвиром по чеканке монеты в год смерти Юлия Цезаря, в 710 г. (44 г. до н. э.). История Луция Эмилия Буки никак иначе неизвестна; все изображения на его монетах относятся к Юлию Цезарю, там же имеются легенда и изображения, связанные с родом Юлиев, а также история коллегии монетариев, в которой состоял Луций Бука.
Семью Юлиев можно считать самой знаменитой из патрицианских семей Рима. Эта семья была в числе тех, кого Тулл Гостилий перевёз в Рим после разрушения Альбы Лонги и немедленно возвёл в патриции1. Из древнейшей надписи нам известно, что Юлии жили в Бовиллах и что при обстоятельствах, точно нам не известных, принесли жертву в соответствии с обычаями Альбы, где была их первоначальная родина, lege Albana2. Намного позже мы видим, что традиции действительно связывают их с Бовиллами, так как император Тиберий велел восстановить в этом городе алтарь (sacrarium), установленный в честь рода Юлиев, и приказал поставить там статую Августа3. В то же время, члены этой семьи претендовали на божественное происхождение: от Юла или Аскания, который был сыном Венеры и Анхиза: он пришёл основать город Альбу после разрушения Трои. Диктатору Юлию Цезарю нравилось в своих публичных выступлениях намекать на это небесное происхождение; это объясняет присутствие Венеры Прародительницы на многих его монетах; имя этой богини диктатор дал своим солдатам в качестве пароля в битвах при с.2 Фарсале и Мунде. В соответствии с обетом, данным перед Фарсалом, Цезарь возвёл в её честь храм, который был с необычайными торжествами открыт 25 сентября 708 г. (46 г. до н. э.)4. Август подхватил притязания своей приёмной семьи, и Венера и в империи тоже провозглашалась прародительницей Цезарей. Члены рода Юлиев носили следующие прозвища: Бурсион, Цезарь, Юл, Ментон и Либон. На монетах мы видим следующих персонажей: 1. Луций Юлий Цезарь; 2. Секст Юлий Цезарь; 3. Луций Юлий Цезарь; 4. Луций Юлий, сын Луция, Цезарь; 5. Луций Юлий Бурсион; 6. Луций Юлий Салинатор; 7. Гай Юлий Цезарь; 8. Гай Юлий Цезарь Октавиан Август.
4Preller L. Roemische Mythologie. 3 Aufl. Hsg. H. Jordan. Bd. 1. B., 1881. S. 444.
MRR (Babelon), т. II, c. 9—10, к Julia 9—58 (1885 г.):
7. Гай Юлий Цезарь
Юлий Цезарь родился в Риме в 652 г. (102 г. до н. э.); по матери он был племянником Мария, и Сулла его проскрибировал. Его жизнь слишком хорошо известна, чтобы приводить здесь какие-либо подробности, кроме тех, которые имеют значение для нумизматики. Поэтому просто кратко изложим его карьеру:
Верховный понтифик в 691 г. (63 г. до н. э.)
Городской претор и проконсул Лузитании в 692 г. (62 г. до н. э.)
Император в 693 г. (61 г. до н. э.)
Консул и проконсул Галлий на 5 лет в 694 г. (60 г. до н. э.)
Создал военный триумвират с Помпеем и Крассом в 694 г. (60 г. до н. э.)
Женился на Кальпурнии в 695 г. (59 г. до н. э.)
Проконсул Галлий еще на три года в 699 г. (55 г. до н. э.)
Победил Верцингеторига при Алезии в 702 г. (52 г. до н. э.)
Перешел Рубикон и захватил Рим в 704 г. (50 г. до н. э.)
Победил Помпея в Испании в 705 г. (49 г. до н. э.)
Выиграл сражение при Фарсале в 706 г. (48 г. до н. э.)
Реформировал календарь в 707 г. (47 г. до н. э.)
Низложил Фарнака, понтийского царя, в 707 г. (47 г. до н. э.)
Выиграл сражение при Тапсе в Африке в 708 г. (46 г. до н. э.)
Разбил сыновей Помпея при Мунде в Испании в 709 г. (45 г. до н. э.)
Повторно провозглашен императором в 709 г. (45 г. до н. э.)
Получил почетный титул «Отец отечества» в 710 г. (44 г. до н. э.)
Убит 15 марта 710 г. (44 г. до н. э.) с.10
Юлий Цезарь был консулом: 1-й раз в 694 г. (60 г. до н. э.) 2-й раз в 706 г. (48 г. до н. э.) 3-й раз в 708 г. (46 г. до н. э.) 4-й раз в 709 г. (45 г. до н. э.) 5-й раз в 710 г. (44 г. до н. э.)
Он был диктатором: 1-й раз в 706 г. (48 г. до н. э.) 2-й раз в 707 г. (47 г. до н. э.) 3-й раз в 708 г. (46 г. до н. э.) 4-й раз в 709 г. (45 г. до н. э.)
Диктатор пожизненно в 710 г. (44 г. до н. э.)
Он был обожествлен, то есть, получил титул divus, после смерти, в пятый день до декабрьских календ 712 г. (42 г. до н. э.)1. На основании этих хронологических сведений мы будем классифицировать монеты Юлия Цезаря2.
1Dio Cass. XLVII. 18. 3; ср. Caland C. De nummis M. Antonii III viri vitam et res gestas illustrantibus commentatio. La Haye, 1883. P. 31.
2Ср. de Saulcy Fr. Système monétaire de la République romaine à l’époque de Jules César. Paris, 1873.
MRR (Babelon), т. II, с. 19—20, к Julia 31—58 (1885 г.):
с.19 В конце 709 г. или в начале 710 г. Цезарь увеличил число младших магистратов, среди которых были должностные лица, ответственные за чеканку монет1. Триумвиры по чеканке монет стали кваттуорвирами, и в первую коллегию, состоявшую из пяти магистратов, входили следующие лица: Марк Меттий; Луций Эмилий Бука; Гай Коссуций Маридиан; Луций Фламиний Хилон. В том же 710 г. (44 г. до н. э.) сенат издал постановление, позволявшее Цезарю помещать свое изображение на монетах2. Марк Меттий первым выпустил монеты с головой Юлия Цезаря, поэтому на некоторых экземплярах, отчеканенных с.20 этим кваттуорвиром, Цезарь назван dictator quarto, титулом, который был отменен принятием титула dictator perpetuo в конце января или начале февраля 710 г.3 Позднее, в течение 710 г. Марк Меттий по неизвестной причине, возможно, из-за смерти, перестал исполнять обязанности монетного магистрата, и в коллегии его заменил Публий Сепуллий Макр, так что в 710 г. насчитывалось пять коллег-магистратов.
3von Sallet A. Die Münzen Caesars mit seinem Bildnis // Zeitschrift für Numismatik. Bd. 4. 1877. S.127 f.
RRC (Crawford), с. 492—495, к № 480 (1974 г.):
Хронология выпусков этих четырех монетариев запутанна. Денарий со сном Суллы считается первым, так как это единственный денарий, не имеющий отношения к Цезарю (см. ниже), хотя, конечно, в таком мнении есть элемент волюнтаризма. Денарий с легендой DICT • QVART очевидно предшествует денариям с легендой DICT • (IN) PERPETVO; между этими двумя группами можно расположить три денария с легендой IMP. Это можно сделать, так как денарии с легендой DICT • QVART одинаково превосходного качества, денарии с легендой DICT • (IN) PERPETVO практически без исключения сделаны весьма небрежно, а денарии с легендой IMP — и так и так.
Денарии с легендой DICT • (IN) PERPETVO (начиная с какого-то момента до 15 февраля 44 г., ср. Cic. Phil. II. 87) делятся на две группы, номера 6—14 и номера 15—16. Номера 6 и 7а имеют общий штемпель аверса, номера 7а и 7б имеют два общих штемпеля реверса; у номеров 7c—11 и 12—14 имеется несколько общих штемпелей реверса, которые, вне сомнений, доказывают, что портреты с покрывалом и без него чеканились одновременно (см. Alföldi A. Die Erklärung des Namens “Caesar” in den spätrömischen Kompendien (zu v. Ael. 2, 3-5) // Antiquitas. Reihe 4. Beiträge zur Historia-Augusta-Forschung. Bd. 4, Bonn, 1968. S. 10—11 = Zur Auswertung der Münzquellen der Geschichte des Jahres 44 v. Chr. // Schweizer Münzblätter. Bd. 64. 1966. S. 148). Номера 15—16 имеют несколько общих штемпелей реверса, но нет общих штемпелей аверса с номерами 7c—14; качество и титулатура предлагают современность первой группе (нет подтверждения аргументов А. Альфёльди: Alföldi A. Die Erklärung… S. 17—22 = Zur Auswertung… // SNR. Bd. 47. 1968. S. 85—86, 90—91, что вторая группа должна датироваться позже и после смерти Цезаря).
Денарии с легендой IMPER также делятся на две группы, номера 17 и 18, сходного качества и с.493 титулатуры, но без общих штемпелей реверса; здесь несколько штемпелей реверса Марка Меттия объединены с новыми, поспешно выполненными аверсами1; в то же время Публий Сепуллий Макр чеканил следующие выпуски, комбинируя новый тип аверса Марка Меттия и собственный более ранний тип реверса (особое качество вновь выпущенных реверсов Марка Меттия впервые было отмечено К. М. Крааем, см.: Kraay C. M. Caesar’s Quattuorviri of 44 B. C. // NC. Vol. 14. 1954. P. 23; об особом качестве следующих выпусков Публия Сепуллия см. Alföldi A. Die Erklärung… S. 10—11 = Zur Auswertung… // Schweizer Münzblätter. Bd. 64. 1966. S. 148; Die Erklärung… S. 12, 16 = Zur Auswertung… // SNR. Bd. 47. 1968. S. 61—62). Затем следуют два денария с легендой PARENS PATRIAE; тип реверса второго денария в конце концов стал использоваться с еще двумя типами аверса, храмом Милосердия и головой Антония. Последний денарий выпущен, конечно, после смерти Цезаря, первый, практически наверняка, — тоже; два денария с легендой PARENS PATRIAE лучше всего датировать одним периодом. Что касается чрезвычайных выпусков с легендой IMPER, лучшее объяснение их отличительных особенностей можно найти в том, что они были выпущены сразу после трагедии 15 марта 44 г.
Хронология квинариев и сестерциев относительно друг друга и относительно денариев неясна. Среди квинариев и сестерциев более ранними считаются те, что не имеют никакого отношения к Цезарю (см. ниже).
Луций Эмилий Бука иначе засвидетельствован как сторонник Марка Скавра на суде последнего в 54 г. (Ascon. 28 C) и, вероятно, подобно ему, является родственником Суллы (см. ниже); Марк Меттий, возможно, — тот самый человек, который являлся легатом 58 г.; Публий Сепуллий Макр иначе никак неизвестен, но, возможно, принадлежит к семье из Патавия (Wiseman T. P. Some Republican senators and their tribes // CQ. Vol. 14. 1964. P. 130); Гай Коссуций Маридиан, возможно, является родственником монетария № 395.
Изображение на реверсе типа 1 следует рассматривать как намек на сон, который Сулла видел перед своим походом на Рим в 88 г. (Plut. Sull. 9; Vollenweider M.-L. Der Traum des Sulla Felix // SNR. Bd. 39. 1958—1959. S. 22 с более ранней библиографией; здесь Победа с жезлом заменяет молнию, которой Сулла должен был сразить своих врагов; туманные замечания А Альфёльди: Alföldi A. Die Erklärung… S. 1 = Zur Auswertung… // Jahrbuch des Bernischen Historischen Museums. Bd. 2. 1961—1962. S. 275—284, не относятся к делу); присутствие Венеры на аверсе номера 1 вполне объясняется ее связью с Суллой; прославление Букой столь дальнего родственника как Сулла, ср. с № 427 и надписью, приведенной там. Луна, изображенная на реверсе № 1, вновь появляется на сестерции Луция Эмилия Буки № 26, связанная там со звездой на реверсе, как указанием на ее божественность. Марк Меттий отметил свое происхождение из Ланувия (против: Wiseman T. P. New men in the Roman senate, 139 B. C. — A. D. 14., Oxford, 1971. P. 241) на реверсе своего самого раннего денария № 2, и на сестерции, а также на аверсе своего квинария (см. №№ 316 и 412); Победа на реверсе квинария не отождествляется с цезарианской, но Венера на аверсе сестерция, вероятно, цезарианская, и на аверсе денария № 2 имеется самый ранний портрет Цезаря (Cass. Dio XLIV. 4. 4, ср. Weinstock S. Divus Iulius. Oxford, 1971. P. 274; Vollenweider M.-L. Verwendung und Bedeutung der Porträtgemmen für das politische Leben der römischen Republik // Museum Helveticum 1955. Bd. 12. S. 109; Alföldi A. Das wahre Gesicht Cäsar // Antike Kunst. Bd. 2. 1959. S. 27) с жезлом, напоминающим о его авгурате.
с.494 С этого времени и далее чеканка четырех монетариев постоянно относится к Цезарю или, затем, к Антонию; портрет Цезаря доминирует в выпуске, с Венерой в качестве самого распространённого изображения на реверсе. На № 3 портрет сопровождается жезлом, как символом авгурата Цезаря, и чашей, как символом его понтификата, на № 4 символы исчезают, а титулатура прямо описывает Цезаря как верховного понтифика; об объединении титулов IMPERATOR и PONTIFEX MAXIMVS ср. надписи: Raubitschek A. E. Epigraphical Notes on Julius Caesar // JRS. Vol. 44. 1954. P. 73 (а также AE 1967, 107)2. Другая группа денариев, номера 12—14, указывает на должность верховного понтифика за счет добавления к портрету покрывала; денарии с надписью PARENS PATRIAE показывают жезл (lituus) и остроконечную шапку (apex), как и покрывало. На номере 5 вместе с портретом изображена звезда, на номере 4 — полумесяц, как указание на веру в начало новой эры (см. комментарии к № 494).
Венера как тип реверса всегда сопровождается Победой, обычно со щитом, что явно означает, что это Венера Победительница (см. с. 727); иногда она сопровождается звездой, как указанием на ее божественность, или земным шаром, как символом верховенства.
Изображение на реверсе № 6 является исключением так как там отсутствует Венера; на нем изображен топор, как символ понтификата Цезаря, и земной шар, как символ верховенства (ср. квинарии Публия Сепуллия Макра с его объединением Победы и Фортуны, о котором см. Weinstock S. Op. cit. P. 121—126); на изображении также имеется кадуцей, символ благополучия, с фасциями без топора — символом свободы (Cic. Rep. II. 55; о Цезаре как Освободителе см. № 473), и прибавлена пара соединенных рук как символ мира и согласия3. Тема благополучия подхвачена сестерцием Публия Сепуллия Макра с Меркурием на аверсе и кадуцеем на реверсе, темы мира и согласия — квинарием Луция Эмилия Буки, с Миром на аверсе и соединенными руками на реверсе. Пропаганда монетариев Цезаря была подготовлена таким образом, чтобы отразить и его достижения, и его власть; в том же смысле Дион Кассий (XLIV. 4. 5) описывает решение сената построить храм Согласия «на том основании, что именно благодаря Цезарю они пребывали в мире» (ср. Weinstock S. Pax and the “Ara pacis” // JRS. Vol. 50. 1960. P. 45).
Новые типы, которые появляются после смерти Цезаря, изображают его как Отца Отечества, об этом титуле см. Cass. Dio XLIV. 4. 4; Liv. Epit. 116; App. BC. II. 442; Nic. Dam., Caes. 80; Suet. Iul. 76; Inscr. It. XIII, 1, p. 183; ILLRP 407 и 408; Sec. Misc. Gr. Rom., 381; о его роли в цезарианской пропаганде см. Cic. Fam. XII. 3. 1; Phil. II. 31; XIII. 22 и 25; Cass. Dio XLIV. 48. 1, 3; Flor. II. 17 (IV. 7). 1; Val. Max. VI. 4. 5; с.495Suet. Iul. 85, 88; App. BC. II. 602. Появляется также проектировавшийся храм Милосердия Цезаря; о храме см. Cass. Dio XLIV. 6. 4; App. BC. II. 443; Plut. Caes. 57; о связи между милосердием Цезаря и его положением как отца отечества см. App. BC. II. 602; ср. Cic. Att. XIV. 22. 1; Phil. II. 116; также с. 735. Наездник, перепрыгивающий с одной лошади на другую (desultor), с пальмовой ветвью и венком, возможно, является намеком на игры, проводившиеся по случаю Парилий (21 апреля 44 г.) в ознаменование победы при Мунде, игр, которые вылились в демонстрацию преданности памяти Цезаря (Cass. Dio XLV. 6. 4; Cic. Att. XIV. 14. 1; 17. 3; 19. 3; нет данных что Октавиан был вовлечен, противоположную точку зрения см.: Alföldi A. Studien über Caesar’s Monarchie I (Bulletin de la Société royale des lettres de Lund). 1952—1953. P. 47—49). Выпуски 44 г. сходны с денарием с наездником на реверсе и портретом Антония на аверсе, бородатого в знак траура, с покрывалом и символами авгурата.
1Точка зрения А. Альфёльди, что партия неиспользованных и в конечном итоге уничтоженных штемпелей аверса имела легенду CAESAR REX (Alföldi A. Die Erklärung… S. 3 = Zur Auswertung… // Schweizer Münzblätter. Bd. 62. 1964. S. 71), не обоснована.
2Значение титулатуры CAESAR IMPERATOR дискуссионно; мне кажется, что это указание не на особый когномен (как считает Д. Кинаст: Kienast D. Imperator // ZSS. Bd. 78. 1961. S. 416—417), и не на обладание постоянным командованием (как считает М. Гельцер, следуя за Альфёльди: Gelzer M. Caesar: Politician and Statesman. Oxford, 1968. P. 307, n. 2), но скорее на позицию Цезаря как постоянного триумфатора (см. Cic. Lig. 7; Cass. Dio XLIV. 4. 2); ср. комм. к № 437 на с. 459. В любом случае, монеты ясно показывают, что Цезарь не принял императорского преномена, предложенного сенатом (Cass. Dio XLII. 44. 2; против: Suet. Iul. 76).
3Изображение, к сожалению, нельзя связать с вопросом о том, обладал ли Цезарь трибунской властью, о чём см. Yavetz Z. Plebs and Princeps. Oxford, 1968. P. 54—55.
CRI (Sear), с. 73, к № 104—104a (1998 г.):
Венера реже всего изображается сидящей и в таком виде её больше не найти ни на одном денарии Римской Республики.