Римская история

Книга IX

Из [книги] «О войнах в Македонии»

Аппиан. Римские войны. Изд-во «Алетейя». СПб, 1994.
Текст в изд. 1994 г. печатается по изданию: Аппиан. Римская история. ВДИ, 1950 №№ 2—4.
Пер. С. П. Кондратьева.
Комментарии С. П. Кондратьева, Е. М. Штаерман и Т. Д. Златковской.

I. [Из сбор­ни­ка «О посоль­ствах»; U., стр. 357]. Рим­ляне нисколь­ко не обра­ща­ли вни­ма­ния на македон­ско­го царя Филип­па, начав­ше­го с ними вой­ну, и вооб­ще не дума­ли о нем, пока Ита­лия еще стра­да­ла под уда­ра­ми пол­ко­во­д­ца Ган­ни­ба­ла и пока сами они круп­ны­ми вой­ска­ми зани­ма­ли Ливию, Кар­фа­ген и Ибе­рию и вос­ста­нав­ли­ва­ли свою власть в Сици­лии. Сам Филипп под вли­я­ни­ем жаж­ды рас­ши­рить свою власть, не испы­тав рань­ше от рим­лян ника­кой обиды, отпра­вил к Ган­ни­ба­лу в Ита­лию послов, во гла­ве с Ксе­но­фа­ном1, обе­щая Ган­ни­ба­лу быть его союз­ни­ком про­тив Ита­лии, если и он помо­жет ему под­чи­нить Элла­ду2. Когда Ган­ни­бал согла­сил­ся на это, поклял­ся в соблюде­нии дого­во­ра3 и в свою оче­редь послал послов при­нять клят­вы от Филип­па, три­э­ра рим­лян захва­ти­ла в пути послов обе­их сто­рон и доста­ви­ла их в Рим4. Него­дуя на это, Филипп напал на Кер­ки­ру5, кото­рая была союз­ни­цей рим­лян.

II.6 [Из вати­кан­ских ману­скрип­тов кар­ди­на­ла Маи; Mai, стр. 368]. На вой­ну с Филип­пом рим­лян побуди­ли сле­дую­щие изре­че­ния Сивил­лы7:


Вы, македон­цы, гор­ди­тесь гос­под­ст­вом царей Арге­а­дов8.
Будет для вас царь Филипп и бла­гом вели­ким и горем.
Пер­вый даст горо­дам и наро­дам царей пол­но­власт­ных;
Всю эту сла­ву погу­бит послед­ний Филипп, побеж­ден­ный
Силой людей, при­шед­ших от запа­да и от восто­ка9.

III. [Из сбор­ни­ка «О посоль­ствах»; U., стр. 357]. (1)10 Послы еги­пет­ско­го царя Пто­ле­мея11, а с ними и дру­гие, от хиос­цев, мити­лен­цев и Ами­нанд­ра12, царя ата­ма­нов13, два­жды схо­ди­лись там, куда это­лий­цы созы­ва­ют обыч­но свои горо­да для рас­смот­ре­ния дел14, чтобы при­ми­рить рим­лян, это­лий­цев и Филип­па. При­сут­ст­во­вав­ший тут Суль­пи­ций15 ска­зал, что он не упол­но­мо­чен что-либо решить отно­си­тель­но мира, и тай­но напи­сал сена­ту, что в инте­ре­сах рим­лян, чтобы это­лий­цы вое­ва­ли с Филип­пом. Поэто­му сенат вос­пре­пят­ст­во­вал заклю­че­нию мира и послал в помощь это­лий­цам десять тысяч пеших и тыся­чу всад­ни­ков; с их помо­щью это­лий­цы взя­ли Амбра­кию16, кото­рую немно­го спу­стя, после того как они отплы­ли назад, Филипп взял обрат­но. Послы же опять сошлись и мно­го откры­то гово­ри­ли, что Филипп и это­лий­цы сво­и­ми рас­пря­ми тол­ка­ют элли­нов в раб­ство рим­ля­нам, при­учая их про­из­во­дить частые поку­ше­ния на Элла­ду. Суль­пи­ций под­нял­ся, чтобы воз­ра­жать на это, народ же не стал его слу­шать, но все закри­ча­ли, что послы гово­рят хоро­шо.

(2)17 Нако­нец, это­лий­цы пер­вы­ми сами по себе, без рим­лян, заклю­чи­ли мир с Филип­пом, и вско­ре послы само­го Филип­па и рим­ских вое­на­чаль­ни­ков при­бы­ли в Рим для пере­го­во­ров о мире. Был заклю­чен дого­вор18 меж­ду рим­ля­на­ми и Филип­пом, чтобы ни те, ни дру­гие не оби­жа­ли дру­зей про­ти­во­по­лож­ной сто­ро­ны. На этом закон­чи­лось пер­вое столк­но­ве­ние Филип­па и рим­лян меж­ду собой, но ни те, ни дру­гие не счи­та­ли дого­вор ни надеж­ным, ни заклю­чен­ным по доб­рой воле.

IV.19 [Из сбор­ни­ка «О посоль­ствах»; U., стр. 358]. Немно­го спу­стя Филипп, при­ка­зав тем из сво­их под­дан­ных, кото­рые жили у моря, доста­вить флот, взял Самос и Хиос20, опу­сто­шил часть зем­ли Атта­ла21 и попы­тал­ся захва­тить самый Пер­гам, не щадя ни свя­ти­лищ, ни могил; он опу­сто­шил и Перею22 родо­с­цев, хотя они были ему посред­ни­ка­ми при заклю­че­нии мира, а дру­гой частью вой­ска он опу­сто­шил Атти­ку и оса­ждал Афи­ны, как буд­то ничто из это­го не каса­лось рим­лян. Рас­ска­зы­ва­ли, что Филипп и сирий­ский царь Антиох23 дали друг дру­гу сле­дую­щие обе­ща­ния: Филипп Антио­ху — идти с ним вой­ной на Еги­пет и на Кипр, кото­ры­ми пра­вил тогда, быв­ший еще маль­чи­ком, Пто­ле­мей чет­вер­тый, про­зван­ный Фило­па­то­ром24, Антиох же Филип­пу — идти с ним вой­ной на Кире­ну, Киклад­ские ост­ро­ва и Ионию.

Об этом слу­хе, взвол­но­вав­шем всех, родо­с­цы донес­ли рим­ля­нам. Поми­мо родо­с­цев, и послы афи­нян обви­ня­ли Филип­па за оса­ду. И это­лий­цы, пере­ду­мав, обви­ня­ли Филип­па, что и по отно­ше­нию к ним он ока­зал­ся невер­ным, и про­си­ли опять быть запи­сан­ны­ми в чис­ло рим­ских союз­ни­ков. Рим­ляне выра­зи­ли пори­ца­ние это­лий­цев за их недав­нюю изме­ну, но отпра­ви­ли послов к царям пере­дать запре­ще­ние: Антио­ху — не пося­гать на Еги­пет, Филип­пу же — не совер­шать ника­ких поку­ше­ний на родо­с­цев или афи­нян, или Атта­ла, или дру­го­го како­го-либо дру­га рим­лян. На это Филипп отве­тил, что рим­ля­нам будет хоро­шо, если они будут дер­жать­ся мира с ним на тех усло­ви­ях, на кото­рых они его заклю­чи­ли. Так был нару­шен заклю­чен­ный неко­гда дого­вор, и рим­ское вой­ско быст­ро пере­пра­ви­лось в Элла­ду, при­чем пол­ко­вод­цем на суше был Пуб­лий25, а на море — Луций.

V.26 [Из вати­кан­ских ману­скрип­тов кар­ди­на­ла Маи; Mai, стр. 368]. Македон­ский царь Филипп имел бесе­ду27 с Фла­ми­ни­ном28: их све­ли послы эпи­ротов. Когда Фла­ми­нин при­ка­зал Филип­пу очи­стить Элла­ду, не ради рим­лян, но ради самих эллин­ских горо­дов, и воз­ме­стить ущерб, нане­сен­ный выше­на­зван­ным поли­сам29, то Филипп отча­сти…

VI. [Suid., s. v. εὔζω­νοι]. Пас­тух обе­щал про­ве­сти лег­ко­во­ору­жен­ное вой­ско по непро­хо­ди­мой доро­ге в три дня.

VII.30 [Из сбор­ни­ка «О посоль­ствах»; U., стр. 359]. Луций Квин­тий31 отпра­вил на съезд ахей­цев послов, кото­рые вме­сте с афи­ня­на­ми и родос­ца­ми убеж­да­ли их перей­ти к ним, поки­нув Филип­па; со сво­ей сто­ро­ны и Филипп обме­нял­ся с ними посла­ми, про­ся помо­щи, как у (ὡς)32 союз­ни­ков. Они же, обре­ме­нен­ные меж­до­усоб­ной вой­ной со сво­им сосе­дом — лакеде­мон­ским тира­ном Набидом33, не имея соглас­но­го мне­ния, нахо­ди­лись в затруд­не­нии, при­чем боль­шин­ство пред­по­чи­та­ло союз с Филип­пом и недру­же­люб­но отно­си­лось к рим­ля­нам вслед­ст­вие неко­то­рых про­ти­во­за­ко­ний, совер­шен­ных по отно­ше­нию к Элла­де вое­на­чаль­ни­ком Суль­пи­ци­ем34. Но когда рим­ская пар­тия попы­та­лась ока­зать на них дав­ле­ние, боль­шин­ство, него­дуя, поки­ну­ло собра­ние, а осталь­ные, вслед­ст­вие мало­чис­лен­но­сти при­нуж­ден­ные поко­рить­ся, заклю­чи­ли дого­вор с Луци­ем и тот­час напра­ви­лись вслед за ним на Коринф, везя маши­ны для оса­ды.

VIII.35 [Оттуда же; U., стр. 360]. Вто­рич­но Фла­ми­нин встре­тил­ся для пере­го­во­ров с Филип­пом у Мелий­ско­го зали­ва, и так как здесь родо­с­цы36, это­лий­цы и царь ата­ма­нов Ами­нандр обви­ня­ли Филип­па, то Фла­ми­нин велел Филип­пу выве­сти гар­ни­зо­ны из Фокиды и чтобы обе сто­ро­ны отпра­ви­ли послов в Рим. Когда это было сде­ла­но, элли­ны в рим­ском сена­те про­си­ли, чтобы Филипп вывел из Элла­ды три гар­ни­зо­на, кото­рые он сам назы­вал кан­да­ла­ми Элла­ды: во-пер­вых, из Хал­киды37, кото­рый угро­жал Бео­тии, Эвбее и Локрам; во-вто­рых, из Корин­фа, запи­рав­ший Пело­пон­нес как бы ворота­ми, и в-третьих, тот, кото­рый нахо­дил­ся в Демет­ри­а­де38, кото­рый наблюдал за это­лий­ца­ми и маг­не­та­ми; сенат спро­сил послов Филип­па, что царь дума­ет об этих гар­ни­зо­нах, а когда они отве­ти­ли, что не зна­ют, то сенат ска­зал, что пусть Фла­ми­нин сам решит и сде­ла­ет, что он най­дет спра­вед­ли­вым. С таким отве­том послы вер­ну­лись из Рима, Фла­ми­нин же и Филипп, ни в чем не дого­во­рясь друг с дру­гом, вновь обра­ти­лись к воен­ным дей­ст­ви­ям.

IX. [Оттуда же; там же]. (1)39 Побеж­ден­ный вновь40, Филипп послал вест­ни­ка к Фла­ми­ни­ну отно­си­тель­но мира. Фла­ми­нин вновь раз­ре­шил ему встре­тить­ся с ним для пере­го­во­ров, хотя это­лий­цы очень него­до­ва­ли и кле­ве­та­ли на него, что он под­куп­лен подар­ка­ми, и жало­ва­лись, что он так лег­ко во всем меня­ет реше­ния; но Фла­ми­нин пола­гал, что ни рим­ля­нам, ни элли­нам не выгод­но, чтобы после уни­что­же­ния Филип­па воз­рос­ла сила это­лий­цев. А может быть, и неожи­дан­ность победы застав­ля­ла его удо­вле­тво­рить­ся этим. И, назна­чив место, куда долж­но было явить­ся Филип­пу, он велел, чтобы преж­де союз­ни­ки по горо­дам выска­за­ли свое мне­ние. Речи дру­гих41 были пол­ны уме­рен­но­сти, так как они с подо­зре­ни­ем смот­ре­ли на непо­сто­ян­ство сча­стья, что дока­зы­ва­ет­ся тем, что при­шлось испы­тать Филип­пу, и счи­та­ли, что он пре­тер­пел это несча­стье не вслед­ст­вие сла­бо­сти, а от сте­че­ния несчаст­ных обсто­я­тельств; но Алек­сандр, гла­ва это­лий­цев, ска­зал, что Фла­ми­нин, види­мо, не зна­ет, что ни рим­ля­нам, ни элли­нам ничто дру­гое не при­не­сет поль­зы, кро­ме уни­что­же­ния вла­сти Филип­па42.

(2) На это Фла­ми­нин ска­зал, что Алек­сандр не зна­ет харак­те­ра рим­лян, кото­рые нико­гда нико­го из вра­гов не уни­что­жи­ли сра­зу, но поща­ди­ли мно­гих, винов­ных перед ними, и, в том чис­ле, недав­но кар­фа­ге­нян, отдав им их соб­ст­вен­ность и сде­лав дру­зья­ми тех, кото­рые посту­пи­ли неспра­вед­ли­во. «Ты не зна­ешь и того, — ска­зал Фла­ми­нин, — что мно­гие вар­вар­ские пле­ме­на, кото­рые живут на гра­ни­цах Македо­нии, если кто уни­что­жит македон­ских царей, будут лег­ко совер­шать набе­ги на элли­нов. Поэто­му я пола­гаю, что долж­но сохра­нить дер­жа­ву македо­нян, чтобы они, сра­жа­ясь с вар­ва­ра­ми, защи­ща­ли вас, а Филип­пу при­ка­зать уда­лить­ся и вер­нуть элли­нам те места, кото­рые до сих пор он отка­зы­вал­ся отдать; рим­ля­нам же пусть он вне­сет две­сти талан­тов в воз­ме­ще­ние рас­хо­дов на эту вой­ну и даст знат­ней­ших залож­ни­ков, в том чис­ле и сво­его сына Демет­рия; пока же сенат не утвер­дит это­го, пусть будет четы­рех­ме­сяч­ное пере­ми­рие».

(3)43 Филипп при­нял все эти усло­вия; сенат, озна­ко­мив­шись с ними, утвер­дил мир44, но, сочтя пред­ва­ри­тель­ные тре­бо­ва­ния Фла­ми­ни­на недо­ста­точ­ны­ми и ничтож­ны­ми, при­ка­зал, чтобы все эллин­ские горо­да, сколь­ко их ни было под вла­стью Филип­па, были сво­бод­ны­ми и чтобы Филипп вывел из них гар­ни­зо­ны до бли­жай­ших ист­мий­ских празд­ни­ков45; чтобы все кораб­ли, кото­рые он имел, кро­ме одно­го с шестью ряда­ми46 греб­цов и пяти дру­гих кры­тых мень­ших, он пере­дал Фла­ми­ни­ну; чтобы он сей­час внес рим­ля­нам пять­сот талан­тов сереб­ра и пять­сот в тече­ние деся­ти лет и каж­дый годо­вой взнос достав­лял в Рим; чтобы он выдал плен­ных и пере­беж­чи­ков, сколь­ко у него есть. Это доба­вил сенат, и Филипп при­нял все; из это­го была совер­шен­но ясно вид­на недо­ста­точ­ность тре­бо­ва­ний Фла­ми­ни­на. Сенат послал к Фла­ми­ни­ну совет­ни­ка­ми, как рим­ляне обыч­но дела­ли при окон­ча­нии войн, десять чело­век, с кото­ры­ми Фла­ми­нин дол­жен был рас­пре­де­лить все, что было при­об­ре­те­но в этой войне.

(4) Когда он вме­сте с послан­ны­ми все это сде­лал, Фла­ми­нин отпра­вил­ся на ист­мий­ские празд­не­ства и, когда ста­дий был уже полон наро­да, велел труб­ным зву­ком водво­рить мол­ча­ние, а гла­ша­таю объ­явить: «Рим­ский народ и сенат и пол­ко­во­дец Фла­ми­нин, победив македо­нян и царя Филип­па, пове­ле­ли, чтобы Элла­да была сво­бод­ной от чужих гар­ни­зо­нов, не пла­ти­ла нало­гов, жила по сво­им обы­ча­ям и зако­нам»47. Когда вслед за этим под­нял­ся крик радо­сти, шум вос­хи­ще­ния48, все один за дру­гим зва­ли к себе вест­ни­ка, чтобы он им повто­рил это заяв­ле­ние. Они бро­са­ли вен­ки и лен­ты на пол­ко­во­д­ца и поста­но­ви­ли воз­двиг­нуть по горо­дам ему ста­туи. Они отпра­ви­ли послов с золоты­ми вен­ка­ми в Капи­то­лий, чтобы они выра­зи­ли бла­го­дар­ность и впи­са­ли себя в чис­ло рим­ских союз­ни­ков. На этом окон­чи­лась и эта вто­рая вой­на рим­лян с Филип­пом.

(5)49 Немно­го спу­стя Филипп даже ока­зал помощь рим­ля­нам в Элла­де про­тив царя Антио­ха; когда они пере­прав­ля­лись про­тив Антио­ха в Азию, он про­вел их через Фра­кию и Македо­нию по тяже­лой доро­ге на соб­ст­вен­ные сред­ства [и день­ги]50, достав­ляя про­до­воль­ст­вие, про­кла­ды­вая доро­ги и на труд­но­про­хо­ди­мых реках наво­дя мосты и раз­би­вая напа­даю­щих фра­кий­цев, пока не довел их до Гел­лес­пон­та. За это сенат осво­бо­дил сына его Демет­рия, быв­ше­го у рим­лян залож­ни­ком, и сло­жил с него денеж­ные взно­сы, кото­рые за ним оста­ва­лись. Те же самые фра­кий­цы, когда рим­ляне воз­вра­ща­лись после победы над Антиохом, а Филип­па не было с ними, отня­ли у них добы­чу и мно­гих уби­ли; этим осо­бен­но ясно было пока­за­но, сколь­ко поль­зы при­нес им Филипп, когда они шли про­тив Антио­ха.

(6)51 По окон­ча­нии вой­ны с Антиохом мно­гие ста­ли обви­нять Филип­па, что, с одной сто­ро­ны, он нано­сит обиды, я с дру­гой — не выпол­ня­ет того, что было поста­нов­ле­но Фла­ми­ни­ном, когда он водво­рял порядок в Элла­де. Для воз­ра­же­ний про­тив этих обви­не­ний в его защи­ту послом отпра­вил­ся Демет­рий, при­ят­ный рим­ля­нам дав­но, еще с того вре­ме­ни, когда он был у них залож­ни­ком, да и Фла­ми­нин уси­лен­но реко­мен­до­вал его сена­ту. Так как он был молод и вол­но­вал­ся, ему при­ка­за­ли про­чи­тать памят­ную запис­ку отца, в кото­рой по каж­до­му пунк­ту было отме­че­но, что это вот уже сде­ла­но, а это будет сде­ла­но, хотя оно опре­де­ле­но неспра­вед­ли­во: это заме­ча­ние было при­бав­ле­но ко мно­гим пунк­там. Сенат, ува­жая его недав­нее рве­ние в войне с Антиохом, ска­зал, что он про­ща­ет его, и при­ба­вил, что из-за Демет­рия. Так как по все­об­ще­му мне­нию он был очень поле­зен рим­ля­нам в войне с Антиохом и мог бы при­чи­нить мно­го вреда, если бы по прось­бе Антио­ха содей­ст­во­вал ему, то Филипп воз­ла­гал на это боль­шие надеж­ды; но, видя, что ему не дове­ря­ют, выслу­ши­ва­ют про­тив него обви­не­ния, что вме­сто бла­го­дар­но­сти он заслу­жил толь­ко про­ще­ние, и то из-за Демет­рия, он почув­ст­во­вал огор­че­ние и гнев, но скрыл оба эти чув­ства. Когда же при каком-то судеб­ном раз­би­ра­тель­стве рим­ляне мно­гое из при­над­ле­жав­ше­го Филип­пу пере­да­ли Эвме­ну52, все вре­мя ста­ра­ясь осла­бить Филип­па, он уже стал тай­но гото­вить­ся к войне.

X. [Suid., s. v. τετρῦσ­θαι]53. Филипп плыв­ших про­тив него54 уни­что­жил, чтобы они не ска­за­ли рим­ля­нам (Ῥω­μαίοις)55, что силы македо­нян иссяк­ли.

XI. [Из сбор­ни­ка «О посоль­ствах»; U., стр. 364]. (1) Рим­ляне отно­си­лись подо­зри­тель­но к быст­ро уси­лив­ше­му­ся Пер­сею56; осо­бен­но их раз­дра­жа­ла друж­ба и бли­зость к нему элли­нов, кото­рым вну­ши­ли нена­висть к рим­ля­нам рим­ские вое­на­чаль­ни­ки. А когда и послы, отправ­лен­ные к бастер­нам57, сооб­щи­ли, что они виде­ли силь­но укреп­лен­ную Македо­нию, хоро­шее сна­ря­же­ние армии и обу­чен­ную моло­дежь, все это еще более обес­по­ко­и­ло рим­лян. Заме­тив это, Пер­сей отпра­вил дру­гих послов, ста­ра­ясь успо­ко­ить подо­зре­ние. В это вре­мя при­был в Рим и Эвмен, царь Азии, нахо­дя­щей­ся вокруг Пер­га­ма, вслед­ст­вие враж­ды с Филип­пом бояв­ший­ся Пер­сея; он, при­дя на заседа­ние сена­та, откры­то обви­нял его в том, что он все­гда враж­деб­но отно­сил­ся к рим­ля­нам, что он умерт­вил бра­та58, имев­ше­го свя­зи с ними, что он помо­гал Филип­пу, уси­лен­но соби­рав­ше­му запа­сы для вой­ны про­тив рим­лян; что, став царем, он не толь­ко ниче­го из это­го не уни­что­жил, но зна­чи­тель­но уве­ли­чил, что он, без­мер­но заис­ки­вая перед Элла­дой, всту­пил в союз с визан­тий­ца­ми и бео­тий­ца­ми, что он под­чи­нил Фра­кию, вели­кую кре­пость воен­но­го зна­че­ния, что он натра­вил друг на дру­га фес­са­лий­цев и перре­бов59, хотев­ших отно­си­тель­но чего-то (τι)60 отпра­вить к вам посоль­ства61.

(2) «Из ваших, — ска­зал он, — дру­зей и союз­ни­ков Абру­по­ли­са62, он лишил вла­сти, а Арте­тав­ра, дина­ста сре­ди илли­рий­цев63, даже убил, устро­ив заго­вор, и совер­шив­ших это при­нял и дер­жит у себя». Он кле­ве­тал и на его ино­зем­ные бра­ки64, оба заклю­чен­ные с цар­ски­ми фами­ли­я­ми, и что сва­деб­ные про­цес­сии невест сопро­вож­да­лись всем родос­ским фло­том. Он ста­вил ему в вину и его трудо­лю­бие и трез­вый образ жиз­ни, хотя он был столь моло­дым, и что он в корот­кое вре­мя заслу­жил от мно­гих любовь и похва­лу. Не упус­кая ниче­го, что ско­рее мог­ло бы вызвать зависть, нена­висть и страх, чем пря­мые обви­не­ния, Эвмен настой­чи­во сове­то­вал сена­ту осте­ре­гать­ся моло­до­го вра­га, столь про­слав­лен­но­го и столь близ­ко­го их соседа.

(3) Сенат же, на деле не желая иметь рядом65 царя разум­но­го, трудо­лю­би­во­го (φι­λόπο­γον)66 и по отно­ше­нию ко мно­гим мило­сти­во­го, столь быст­ро воз­вы­сив­ше­го­ся, явля­ю­ще­го­ся наслед­ст­вен­ным их вра­гом, на сло­вах же обви­няя его в том, что перед тем при­во­дил Эвмен, решил вое­вать с Пер­се­ем. Но, желая, чтобы это реше­ние оста­ва­лось тай­ным, он не допу­стил к себе Гар­па­ла, послан­но­го от Пер­сея для воз­ра­же­ния Эвме­ну, и неко­е­го посла родо­с­цев67, желав­ших воз­ра­жать в лицо Эвме­ну, пока Эвмен был в Риме, а когда он уехал, при­ня­ли их. Послы, преж­де все­го него­дуя по этой при­чине и гово­ря более рез­ко, чем сле­до­ва­ло, еще более раз­дра­жи­ли рим­лян, и без того уже хотев­ших вое­вать68 с Пер­се­ем и родос­ца­ми; одна­ко из сена­то­ров мно­гие обви­ня­ли Эвме­на, что он из зави­сти и лич­но­го стра­ха явля­ет­ся винов­ни­ком столь боль­шой вой­ны. Родо­с­цы же не при­ня­ли его тор­же­ст­вен­ное посоль­ство, послан­ное на празд­ник бога Солн­ца, един­ст­вен­ное из всех цар­ских посольств.

(4) Сам Эвмен, воз­вра­ща­ясь в Азию, из Кир­ры69, под­нял­ся в Дель­фы, чтобы при­не­сти жерт­ву; тут четы­ре чело­ве­ка, скрыв­шись за неболь­шой сте­ной, сде­ла­ли на него поку­ше­ние. Рим­ляне выстав­ля­ли и дру­гие неко­то­рые при­чи­ны вой­ны про­тив Пер­сея, как буд­то она еще не была реше­на; они отправ­ля­ли послов к дру­же­ст­вен­ным царям: Эвме­ну, Антио­ху70, Ари­а­ра­ту71, Мас­са­нассе и Пто­ле­мею72, царю Егип­та, дру­гих же послов они направ­ля­ли в Элла­ду, Фес­са­лию, Эпир и Акар­на­нию и на ост­ро­ва, чтобы при­влечь к себе, сколь­ко суме­ют, сто­рон­ни­ков73; это осо­бен­но взвол­но­ва­ло элли­нов: хотя они были рас­по­ло­же­ны к Пер­сею, быв­ше­му фил­эл­ли­ном, неко­то­рые из них были при­нуж­де­ны вой­ти в согла­ше­ния с рим­ля­на­ми.

(5)74 Узнав об этом, Пер­сей отпра­вил75 в Рим послов ска­зать, что он недо­уме­ва­ет и хотел бы узнать, из-за чего они забы­ли согла­ше­ния и рас­сы­ла­ют послов про­тив него, явля­ю­ще­го­ся их дру­гом; если они в чем-либо его упре­ка­ют, нуж­но раз­ре­шить это во вза­им­ной беседе. Сенат же стал обви­нять его во всем том, о чем гово­рил Эвмен и что сам Эвмен от него потер­пел, но глав­ным обра­зом в том, что он захва­тил Фра­кию, что он име­ет вой­ско и запа­сы, как чело­век, не соби­раю­щий­ся оста­вать­ся спо­кой­ным. Тогда он вновь отпра­вил дру­гих послов, кото­рые, введен­ные в сенат, ска­за­ли так: «Нуж­даю­щим­ся в пово­де для вой­ны, рим­ляне, все это доста­точ­но, как повод. Если же вы ува­жа­е­те дого­во­ры, — а вы сами гром­ко заяв­ля­е­те, что они име­ют для вас боль­шое зна­че­ние, — то, что потер­пев от Пер­сея, вы под­ни­ма­е­те (αἴρεσ­θε76) про­тив него вой­ну? Конеч­но, не пото­му, что у него есть вой­ско и воен­ное сна­ря­же­ние. Ведь это у него не про­тив вас. Ведь и дру­гим царям вы не пре­пят­ст­ву­е­те иметь все это; ведь нет ниче­го про­ти­во­за­кон­но­го иметь силы про­тив тех, кто нахо­дит­ся под его вла­стью, и про­тив соседей, и про­тив ино­зем­но­го вра­га, если он сде­ла­ет поку­ше­ние. К вам же, о рим­ляне, он отправ­лял послов о мире и недав­но воз­об­но­вил дого­вор с вами.

(6) Но он изгнал из его цар­ства Абру­по­ли­са. Да, защи­ща­ясь, так как он делал набе­ги на наши пре­де­лы. И это вам сооб­щил сам Пер­сей, и после это­го вы воз­об­но­ви­ли с ним согла­ше­ние; прав­да, тогда здесь еще не было кле­вет­ни­ка77 Эвме­на. Итак, дело с Абру­по­ли­сом пред­ше­ст­во­ва­ло дого­во­ру и каза­лось вам, когда вы его заклю­ча­ли, спра­вед­ли­вым. На доло­пов78 он пошел похо­дом, так как они при­над­ле­жат к его цар­ству; было бы ужас­но, если он дол­жен был бы давать вам отчет о сво­их внут­рен­них делах. Одна­ко он дает вам отчет, высо­ко ува­жая вас и доб­рую о себе сла­ву. Эти доло­пы уби­ли управ­ляв­ше­го ими, пре­дав его муче­ни­ям, и Пер­сей спра­ши­ва­ет, что бы сде­ла­ли вы, если бы ваши под­дан­ные совер­ши­ли подоб­ное. Но неко­то­рые, убив­шие Арте­тав­ра, жили в Македо­нии. Да, по обще­му зако­ну всех людей, по кото­ро­му и вы при­ни­ма­е­те бежав­ших из дру­гих стран. Узнав же, что и это вы ста­ви­те ему в вину, он все­на­род­но объ­явил, что изго­ня­ет их из пре­де­лов цар­ства.

(7) Визан­тий­цам же, это­лий­цам и бео­тий­цам он был союз­ни­ком не про­тив вас, но про­тив дру­гих. И это дав­но (πά­λαι)79 наши послы донес­ли вам, и вы не пори­ца­ли его до кле­ве­ты Эвме­на, ули­чить в кото­рой его в лицо вы не поз­во­ли­ли нашим послам. И вот поку­ше­ние, про­из­веден­ное на Эвме­на в Дель­фах, вы при­пи­сы­ва­е­те Пер­сею, но сколь­ко элли­нов, сколь­ко вар­ва­ров отправ­ля­ли к вам посоль­ства про­тив Эвме­на; всем им этот низ­кий чело­век явля­ет­ся вра­гом. А отно­си­тель­но Герен­ния80 в Брен­те­сии81 кто пове­рил бы, что его, явля­ю­ще­го­ся рим­ля­ни­ном, вашим дру­гом и прок­се­ном82, Пер­сей при­гото­вил себе (ᾔλει­θεν)83 для отрав­ле­ния сена­та, как буд­то бы он мог через него уни­что­жить сенат или остав­ших­ся сде­лать более бла­го­склон­ны­ми бла­го­да­ря истреб­ле­нию дру­гих? Но Герен­ний налгал это тем, кото­рые под­стре­ка­ют вас на вой­ну, давая бла­го­вид­ный пред­лог; Эвмен же из-за враж­ды, зави­сти и стра­ха не постес­нял­ся обви­нить Пер­сея даже в том, что он при­я­тен мно­гим наро­дам и что он любит Элла­ду, что он вме­сто пьян­ства и рос­ко­ши муд­ро власт­ву­ет над сво­им цар­ст­вом. И вы, когда он гово­рил, допу­сти­ли слу­шать такие его речи!

(8) Таким обра­зом, его кле­ве­ту вы под­дер­жи­ва­е­те еще в боль­шей мере про­тив самих себя, застав­ляя думать, буд­то вы не выно­си­те соседей разум­ных, спра­вед­ли­вых и трудо­лю­би­вых. Пер­сей вызы­ва­ет Герен­ния и Эвме­на и вся­ко­го, кто толь­ко захо­чет, при вас на рас­сле­до­ва­ние и суд, вам же он напо­ми­на­ет рве­ние и помощь отца сво­его про­тив Антио­ха Вели­ко­го. Когда она ока­зы­ва­лась, вы ее хоро­шо чув­ст­во­ва­ли; позор­но забы­вать о ней, когда мино­ва­ла нуж­да. Он ука­зы­ва­ет на дого­во­ры, заклю­чен­ные вами с его отцом и с ним самим. Сверх все­го он не боит­ся обра­тить­ся к вам с при­зы­вом ува­жать богов, кото­ры­ми вы кля­лись, не начи­нать неспра­вед­ли­во вой­ны про­тив дру­зей, не ста­вить в вину сосед­ство, бла­го­ра­зу­мие и при­готов­ле­ния; ибо недо­стой­но, чтобы и вас, как Эвме­на, охва­ты­ва­ли зависть или страх. Разум­но про­ти­во­по­лож­ное: беречь соседей забот­ли­вых и, как гово­рит Эвмен, хоро­шо под­готов­лен­ных»84.

(9) Вот что ска­за­ли послы, сенат же, ниче­го не отве­тив им, откры­то решил объ­явить вой­ну. И кон­сул велел послам в тот же самый день выехать из Рима, а в тече­ние сле­дую­щих трид­ца­ти дней уда­лить­ся из Ита­лии. То же самое было объ­яв­ле­но и про­жи­ваю­щим здесь македо­ня­нам. После это­го заседа­ния сена­та тот­час под­ня­лось вол­не­ние, испол­нен­ное гне­ва, так как в немно­гие часы изго­ня­ли сра­зу столь боль­шое чис­ло людей, не мог­ших ни най­ти в столь корот­кий про­ме­жу­ток вре­ме­ни вьюч­ных живот­ных, ни захва­тить с собой все­го иму­ще­ства. Ввиду поспеш­но­сти одни не успе­ли дое­хать до мест оста­но­вок, но про­во­ди­ли ночь сре­ди доро­ги, дру­гие же с детьми и с жена­ми лег­ли око­ло ворот. Все про­ис­хо­ди­ло, как и пола­га­ет­ся при таком неожи­дан­ном при­ка­зе; ибо неожи­дан­ным он мог пока­зать­ся им тем более, что дело еще велось при помо­щи послов85.

XII. [Оттуда же, стр. 369]. После победы Пер­сей, или в насмеш­ку над Крас­сом86 и изде­ва­ясь над ним, или испы­ты­вая, како­во теперь его настро­е­ние, или боясь сил и средств рим­лян, или по дру­гой при­чине, отпра­вил к нему послов для пере­го­во­ров о мире и обе­щал дать мно­гое из того, чего не усту­пал отец его Филипп; ввиду это­го мож­но было тем более подо­зре­вать, что он насме­ха­ет­ся или испы­ты­ва­ет. На это Красс отве­тил Пер­сею, что недо­стой­но рим­лян заклю­чать с ним мир, если он не пере­даст рим­ля­нам и македо­нян и само­го себя87; сты­дясь, что рим­ляне нача­ли вой­ну с пора­же­ния, Красс, созвав собра­ние, засвиде­тель­ст­во­вал, что фес­са­лий­цы в несча­стии вели себя, как храб­рые вои­ны, кле­ве­ща на это­лий­цев и дру­гих элли­нов, что буд­то они пер­вые обра­ти­лись в бег­ство. И этих людей88 он отпра­вил в Рим.

XIII. [Suid., s. v. ἁλω­νευόμε­νος]. Оста­ток лета оба были заня­ты заготов­кой хле­ба: Пер­сей моло­тил (ἁλω­νευόμε­νος) его на полях, рим­ляне — в лаге­ре89.

XIV. [Он же, s. v. πι­μελής]. Квинт Мар­ций Филипп пер­вый при­сту­пал к рабо­те, хотя ему было шесть­де­сят лет и он был тяже­лым и туч­ным (πι­μελής).

XV.90 [Он же, s. v. ἁνα­λαμ­βά­νειν]. В это вре­мя к Пер­сею, кото­рый мыл­ся и отды­хал (τὸ σῶ­μα ἁνα­λαμ­βά­νον­τι), кто-то вбе­жал, чтобы сооб­щить, что вра­ги близ­ко. Он выско­чил из воды, кри­ча, что он захва­чен в плен еще до бит­вы.

XVI.91 [Из сбор­ни­ка «О доб­ле­стях и поро­ках»; Val., стр. 561; отсюда Suid., s. v. Περ­σεὺς Μα­κεδών]. Вос­пря­нув же духом после бег­ства, Пер­сей (Περ­σεύς), без­за­кон­но убил Никия и Анд­ро­ни­ка, кото­рых перед тем посы­лал пото­пить в море его день­ги и сжечь суда92. Вновь полу­чив в свое рас­по­ря­же­ние и день­ги и кораб­ли, он видел в них свиде­те­лей сво­его позор­но­го стра­ха, о кото­ром они мог­ли сооб­щить и дру­гим; с это­го вре­ме­ни он сра­зу пере­ме­нил­ся, сде­лал­ся жесто­ким и рав­но­душ­ным ко всем; в его суж­де­ни­ях не оста­лось ниче­го ни здра­во­го, ни разум­но­го, и он, кото­ро­го рань­ше было лег­ко скло­нить на хоро­шее реше­ние, кото­рый был про­ни­ца­тель­ным в состав­ле­нии пла­нов и очень сме­лым в бою, исклю­чая слу­ча­ев, где он оши­бал­ся по неопыт­но­сти, он сра­зу сде­лал­ся тогда, когда сча­стье нача­ло его покидать, неожи­дан­но тру­сом и нера­зум­ным, быст­рым, вне­зап­но пере­мен­чи­вым и неис­кус­ным во всем. Это мож­но наблюдать на мно­гих, что с пере­ме­ной поло­же­ния они ста­но­вят­ся менее рас­суди­тель­ны­ми, чем рань­ше.

XVII. (Из сбор­ни­ка «О посоль­ствах»; U., стр. 369]. Родо­с­цы отпра­ви­ли к Мар­цию93 послов поздра­вить его с таким бла­го­при­ят­ным поло­же­ни­ем дел в войне про­тив Пер­сея ([Περ­σεῖ])94. Мар­ций вну­шил этим послам, чтобы они убеди­ли родо­с­цев отпра­вить в Рим посоль­ство с пред­ло­же­ни­ем (быть посред­ни­ка­ми) для пре­кра­ще­ния вой­ны меж­ду рим­ля­на­ми и Пер­се­ем. Услы­шав это, родо­с­цы пере­ме­ни­ли свой взгляд, решив, что дела Пер­сея не так уже пло­хи: ведь они не мог­ли себе пред­ста­вить, чтобы Мар­ций давал им такое пору­че­ние без ведо­ма рим­лян. Но он и в этом слу­чае и во мно­гих дру­гих дей­ст­во­вал лич­но от себя, по сво­ей тру­со­сти. Родо­с­цы, тем не менее, отпра­ви­ли послов в Рим, а дру­гих — к Мар­цию.

XVIII. [Из сбор­ни­ка «О доб­ле­стях и поро­ках»; Val., стр. 562]. (1)95 Ген­тий, царь одно­го из илли­рий­ских наро­дов96, сосед­не­го с македон­ца­ми, заклю­чив с Пер­се­ем союз за три­ста талан­тов, из кото­рых кое-что он полу­чил впе­ред, напал на под­чи­нен­ную рим­ля­нам Илли­рию и заклю­чил в око­вы при­быв­ших к нему в свя­зи с этим послов Пер­пен­ну и Пети­лия97. Узнав об этом, Пер­сей не послал ему уже осталь­ных денег, счи­тая, что он уже и сам по себе стал вра­гом рим­лян. Одна­ко он послал к гетам, жив­шим за Истром, и испы­ты­вал Эвме­на, пред­ла­гая ему день­ги, если он или перей­дет на его сто­ро­ну, или пре­кра­тит вой­ну миром, или укло­нит­ся от борь­бы и не будет помо­гать ни тому, ни дру­го­му, зная хоро­шо, что это не скро­ет­ся от рим­лян, и наде­ясь, что он или полу­чит какую-либо выго­ду от этих пере­го­во­ров, либо такой попыт­кой вызо­вет у рим­лян подо­зре­ние про­тив Эвме­на. Эвмен отка­зал­ся перей­ти на его сто­ро­ну, а за посред­ни­че­ство при заклю­че­нии мира про­сил тыся­чу пять­сот талан­тов, за без­дей­ст­вие же — тыся­чу98. Узнав, что от гетов к нему уже идут десять тысяч всад­ни­ков и десять тысяч пехо­тин­цев в каче­стве наем­ни­ков, Пер­сей тот­час стал отно­сить­ся с пре­не­бре­же­ни­ем к Эвме­ну и ска­зал, что за без­дей­ст­вие он не даст ниче­го (так как это при­нес­ло бы позор обо­им) и что денег за заклю­че­ние мира он впе­ред не даст, но поло­жит на Само­фра­ке99 до того момен­та, когда будет заклю­чен мир. Вслед­ст­вие послан­но­го на него богом безу­мия он стал настоль­ко пере­мен­чи­вым и мелоч­ным.

(2) Но в одном, на что он рас­счи­ты­вал, он все-таки не ошиб­ся: Эвмен стал подо­зри­те­лен рим­ля­нам. Когда геты пере­шли Истр, то было дого­во­ре­но дать Клой­лию100, их пред­во­ди­те­лю, тыся­чу золотых ста­те­ров, каж­до­му всад­ни­ку — десять, пехо­тин­цу — поло­ви­ну это­го; все это состав­ля­ло немно­го боль­ше ста пяти­де­ся­ти тысяч золотых. Пер­сей послал им несколь­ко хла­мид, золотые оже­ре­лья, коней в пода­рок пред­во­ди­те­лям и десять тысяч золотых и, при­бли­зив­шись, вызвал Клой­лия. Послед­ний спро­сил при­шед­ших, несут ли они золо­то, и узнав, что его у них нет, велел вер­нуть­ся к тому, кто их послал. Пер­сей, узнав об этом, так как бог вновь отнял у него разум, стал вслед­ст­вие сво­его непо­сто­ян­ства сре­ди сво­их дру­зей обви­нять гетов как народ по при­ро­де невер­ный и ста­рал­ся пока­зать, что он боит­ся при­нять в свой лагерь при­слан­ные ими два­дцать тысяч; он гово­рил, что едва может при­нять десять тысяч, кото­рых он может победить, если они и под­ни­мут вос­ста­ние.

(3) Он ска­зал это дру­зьям, дру­гое же он при­ду­мал для гетов и про­сил у них поло­ви­ну вой­ска, обе­щая дать при­чи­таю­ще­е­ся золо­то. Такой непо­сле­до­ва­тель­но­сти был он испол­нен, бес­по­ко­ясь о день­гах, кото­рые неза­дол­го перед тем долж­ны были быть бро­ше­ны в море. Клой­лий, увидя воз­вра­щаю­щих­ся послов, гром­ко закри­чал, спра­ши­вая, при­нес­ли ли они золо­то, и, когда они хоте­ли что-то ска­зать, велел им сна­ча­ла отве­тить на вопрос о золо­те. Когда же он узнал, что они не име­ют его, не желая даже слу­шать их, он увел назад свое вой­ско. Так Пер­сей лишил­ся и этих союз­ни­ков, при­шед­ших к нему вовре­мя и в боль­шом коли­че­стве. По нера­зу­мию, зимуя в Филе101 и имея боль­шое вой­ско, он не напа­дал на Фес­са­лию, кото­рая постав­ля­ла рим­ля­нам про­до­воль­ст­вие, а, напро­тив, посы­лал в Ионию, чтобы поме­шать под­во­зу достав­ля­е­мо­го им оттуда про­до­воль­ст­вия.

XIX. [Оттуда же, там же, стр. 565]. Когда Павел102 был на вер­шине тако­го бла­го­по­лу­чия, боже­ство поза­видо­ва­ло его сча­стью. Из быв­ших у него четы­рех сыно­вей стар­ших, Мак­си­ма103 и Сци­пи­о­на104, он дал на усы­нов­ле­ние дру­гим, млад­ших же обо­их постиг­ло то, что один умер за три дня до три­ум­фа, а дру­гой пять дней спу­стя. И тем не менее Павел высту­пил перед наро­дом с отче­том, так как был обы­чай, чтобы пол­ко­вод­цы изла­га­ли, что ими сде­ла­но. При­дя на пло­щадь105, Павел ска­зал, что на Кер­ки­ру из Брен­те­сия106 он пере­плыл в один день, из Кер­ки­ры он в пять дней совер­шил путь до Дельф и там при­нес жерт­ву богу, в дру­гие пять дней он при­был в Фес­са­лию и при­нял началь­ство над вой­ском, а в сле­дую­щие пят­на­дцать дней он взял в плен Пер­сея и поко­рил македо­нян. Достиг­нув же все­го это­го столь быст­ро и счаст­ли­во, он стал боять­ся, чтобы не слу­чи­лось чего-либо с вой­ском при его воз­вра­ще­нии «Так как вой­ско счаст­ли­во вер­ну­лось, я про­дол­жал боять­ся за вас, — ска­зал он, — ведь боже­ство завист­ли­во. Но так как несча­стие пора­зи­ло меня и сра­зу у меня умер­ли двое сыно­вей, то лич­но я явля­юсь самым несчаст­ней­шим, но о вас я уже не бес­по­ко­юсь» Ска­зав это, он стал пред­ме­том все­об­ще­го удив­ле­ния за все эти подви­ги и сожа­ле­ния по пово­ду смер­ти его детей, немно­го вре­ме­ни спу­стя он умер.

XX. [Из неиз­вест­но­го грам­ма­ти­ка. Bekk., An., стр. 143, 11]. Вну­шив и этим…

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Афи­ня­нин; по рас­ска­зу Ливия, по доро­ге к Ган­ни­ба­лу в Капую Ксе­но­фан воз­ле Луце­рии встре­тил вой­ско пре­то­ра Мар­ка Вале­рия Леви­на и обма­нул послед­не­го, ска­зав, что послан заклю­чить союз с Римом. Бла­го­да­ря это­му обма­ну он бес­пре­пят­ст­вен­но добрал­ся до Ган­ни­ба­ла.
  • 2215 г.
  • 3Ср. Po­lyb., VII, 9, 13; Liv., XXIII, 33, 10—12; Zon., IX, 4, 2.
  • 4Этот захват послов открыл рим­ля­нам наме­ре­ния Филип­па, что лиша­ло его воз­мож­но­сти вме­шать­ся в вой­ну неожи­дан­но.
  • 5Ост­ров в Иони­че­ском море, совре­мен­ный Кор­фу.
  • 6215 г.
  • 7Ср. Paus. VII, 8, 9. Весь этот отры­вок не при­зна­ет­ся аппи­а­нов­ским в рабо­те Han­na­ke.
  • 8Наиме­но­ва­ние македон­ских царей Арге­ада­ми ясно ука­зы­ва­ет не на пело­пон­нес­ский Аргос, а на македон­ский Аргос в Оре­стее.
  • 9Послед­няя стро­ка пере­веде­на по вари­ан­ту, при­веден­но­му у Пав­са­ния.
  • 10208 г.
  • 11Пто­ле­мей IV Фило­па­тор (220—204).
  • 12Был союз­ни­ком рим­лян и посред­ни­ком при их пере­го­во­рах с Филип­пом. См. Po­lyb., XVI, 27, 4; XVIII, 1, 3; 10, 7—8; XX, 10, 5; XXI, 25, 1—3.
  • 13Жите­ли Ата­ма­нии, обла­сти на гра­ни­це Фес­са­лии и Эпи­ра.
  • 14Город Тер­мон с извест­ным хра­мом Апол­ло­на.
  • 15Пуб­лий Суль­пи­ций Галь­ба Мак­сим, кон­сул 211 г. Ср. Liv., XXVI, 28; XXVII, 30; XXXI, 14; XXXII, 1; Po­lyb., VIII, 3, 6; IX, 6, 6; 42, 1, 4; X, 41, 1; XVI, 24, 1.
  • 16Город в Эпи­ре, в Тес­про­ти­де, к севе­ру от Амбра­кий­ско­го зали­ва, совре­мен­ная Арта. Был в сою­зе с Это­лий­ским сою­зом про­тив Филип­па (Po­lyb., IV, 61, 2, 7).
  • 17205 г.
  • 18Ср. Liv., XXXIX, 12.
  • 19200 г.
  • 20Ср. Po­lyb., XVI, 2—8; XVIII, 2, 1; Liv., XXXII, 33.
  • 21Аттал I, царь Пер­га­ма (241—197). В 211 г. всту­пил в союз с Римом.
  • 22Вла­де­ния родо­с­цев в Карии на побе­ре­жье про­тив Родо­са.
  • 23Антиох III Вели­кий (224—187).
  • 24По-види­мо­му, долж­но было быть: «Пто­ле­мей пятый, про­зван­ный Эпи­фа­ном» — сын Пто­ле­мея Фило­па­то­ра, кото­рый умер в 203 г. (Men­delssohn).
  • 25Пуб­лий Суль­пи­ций.
  • 26198 г.
  • 27Допол­не­но по смыс­лу и в изда­нии Di­dot, и у Men­delssohn’а, и в пере­во­де Whi­te’а.
  • 28Тит Квинк­тий Фла­ми­нин, кон­сул 198 г.
  • 29Men­delssohn пред­ла­га­ет, под вопро­сом, это место читать: «воз­ме­стить ущерб, нане­сен­ный про­ти­во­за­кон­но» или, на осно­ва­нии Diod., XXVIII, 11, «про­тив­но усло­ви­ям дого­во­ра».
  • 30198 г.
  • 31Луций Квинк­тий Фла­ми­нин, брат Тита Квинк­тия Фла­ми­ни­на, пре­тор 199 г.; в 198 г. легат и началь­ник флота в вой­ске сво­его бра­та, кон­сул 192 г.
  • 32При чте­нии ὡς (по конъ­ек­ту­ре Bek­ker’а, при­ня­той новей­ши­ми изда­те­ля­ми) руко­пи­си дают ἐς, при­ня­тое в изда­нии Di­dot; тогда пере­вод: «помо­щи про­тив союз­ни­ков».
  • 33Захва­тил власть в 206 г.
  • 34Пуб­лий Суль­пи­ций Галь­ба, захва­тив вме­сте с Филип­пом Эги­ну, при­мкнув­шую к Ахей­ско­му сою­зу, и не доз­во­лив эгин­цам вне­сти за себя выкуп, про­дал их всех в раб­ство (ср. Po­lyb., IX, 42, 7; XXII, 11, 9).
  • 35197 г.
  • 36Все руко­пи­си дают: «рим­ляне». Конъ­ек­ту­ра Schweig­häu­ser’а.
  • 37Круп­ней­ший город и кре­пость Эвбеи.
  • 38Укреп­лен­ный фес­са­лий­ский город в Маг­не­сии.
  • 39197 г.
  • 40При Кинос­ке­фа­лах.
  • 41Men­delssohn счи­та­ет, что у Аппи­а­на сто­я­ло: «ата­ма­нов».
  • 42Ср. Po­lyb., XVIII, 3—4; 10, 9; 36, 5—9; 37, 1; XXI, 25, 11.
  • 43196 г.
  • 44Ср. Liv., XXXIII, 30; Po­lyb., XVIII, 27; Plut., Flam., 10.
  • 45Справ­ля­лись вес­ной каж­до­го 2-го и 4-го года олим­пи­а­ды.
  • 46По Поли­бию «с шест­на­дца­тью ряда­ми».
  • 47Ср. Po­lyb., XVIII, 42—46; Liv., XXXII, 32; Plut., Flam., 10.
  • 48Послед­нее сло­во кажет­ся Nauck’у сомни­тель­ным.
  • 49190 г.
  • 50Все изда­те­ли счи­та­ют излиш­ним. Поэто­му пред­ше­ст­ву­ю­щие сло­ва нель­зя пони­мать «со сво­и­ми упол­но­мо­чен­ны­ми» (не «отряда­ми», как Whi­te).
  • 51183 г.
  • 52Эвмен II, сын Атта­ла, царь Пер­га­ма (197—159). Ср. Po­lyb., XX, 1, 4.
  • 53Этот отры­вок явля­ет­ся неопре­де­лен­ным по содер­жа­нию и по месту. Неко­то­рые поме­ща­ют его после 3-го фраг­мен­та. Чте­ние Ῥω­μαίοις, при­ня­то Men­delssohn’ом; в изда­нии Di­dot Ῥω­μῖοι. Whi­te, при­няв чте­ние Men­delssohn’а, пере­во­дит по Di­dot.
  • 54Воз­мож­но, про­сто «плыв­ших на кораб­лях».
  • 55При чте­нии Ῥω­μῖοι: «чтобы рим­ляне не ска­за­ли».
  • 56Сыну Филип­па.
  • 57Бастар­нам. Народ кельт­ско­го про­ис­хож­де­ния, жив­ший меж­ду Дне­стром и Дне­пром.
  • 58Демет­рия, о кото­ром гово­ри­лось выше. Пер­сей убил его в 181 г.
  • 59Пле­мя, жив­шее в фес­са­лий­ских обла­стях Гестиео­ти­де и Пеласгио­ти­де.
  • 60По конъ­ек­ту­ре Men­delssohn’а ἂρτι — «недав­но».
  • 61172 г.
  • 62Царя сапе­ев, фра­кий­ско­го пле­ме­ни.
  • 63Илли­рий­цы насе­ля­ли терри­то­рию совре­мен­ной Алба­нии.
  • 64Пер­сей женил­ся на доче­ри сирий­ско­го царя Селев­ка IV Фило­па­то­ра (187—176), а свою сест­ру выдал за царя Вифи­нии Пру­сию II (186—148); см. Liv., XLII, 11.
  • 65Бук­валь­но: «сбо­ку».
  • 66Руко­пи­си: φι­λόσο­φον — «фило­со­фа».
  • 67Его зва­ли Сатир. Ср. Liv., XXII, 14—15.
  • 68Послед­нее сло­во допол­не­но Men­delssohn’ом.
  • 69Дель­фий­ская гавань.
  • 70Антиох IV Эпи­фан (175—163).
  • 71Ари­а­рат V, царь Кап­па­до­кии (220—163).
  • 72Пто­ле­мей VI Фило­ме­тор (181—146).
  • 73Ср. Liv., XLII, 39; 46.
  • 74171 г.
  • 75Вто­рич­но.
  • 76Руко­пи­си: «αἰρεῖσ­θαι».
  • 77Men­delssohn пред­ла­га­ет: «его не окле­ве­тал».
  • 78Доло­пы — пеласги­че­ское пле­мя, жив­шее в Фес­са­лии по скло­нам Пин­да.
  • 79Руко­пись U: πρίν — «рань­ше».
  • 80Боль­шин­ство руко­пи­сей: «Эрен­ний».
  • 81Брун­ди­сии.
  • 82Прок­се­ны были при­бли­зи­тель­но то же, что теперь кон­су­лы в ино­стран­ных государ­ствах.
  • 83Конъ­ек­ту­ра Men­delssohn’а: ἤλει­φεν — тер­мин, озна­чаю­щий «при­гото­вить атле­та к бою». Таким выра­же­ни­ем поль­зо­вал­ся из атти­че­ских ора­то­ров Демад. Руко­пи­си дают доволь­но орди­нар­ное выра­же­ние: εἴλη­φεν — «взял».
  • 84Ср. Liv., XLII, 40—41
  • 85По чте­нию руко­пи­сей; Schweig­häu­ser: «так как посоль­ство еще при­сут­ст­во­ва­ло»; Men­delssohn: «так как еще недав­но в горо­де было посоль­ство».
  • 86Пуб­лий Лици­ний Красс, кон­сул 171 г. Ср. Liv., XLII, 57; Iust., XXXIII, 1; Plut., Aem. Paul., 9.
  • 87Ср. Po­lyb., XXVII, 8, 6—11.
  • 88Men­delssohn ввиду непри­ем­ле­мо­сти смыс­ла пред­ла­га­ет: «и их вождей», на осно­ва­нии Поли­бия и Ливия (XLII, 60).
  • 89Даль­ше у Свиды идет фра­за, кото­рую тоже мож­но при­пи­сать Аппи­а­ну: «Пер­сей хотел сжечь мяки­ну [или вслед­ст­вие мяки­ны]», см. Liv., XLII, 64.
  • 90171 г.
  • 91169 г.
  • 92Ср. Liv., XLIV, 10.
  • 93Филип­пу.
  • 94Послед­ние сло­ва пере­веде­ны по конъ­ек­ту­ре: <ἐπὶ> Περ­σεῖ или же послед­нее сло­во надо отбро­сить.
  • 95168 г.
  • 96Пле­ме­ни лабе­а­тов.
  • 97Ср. Liv., XLIV, 27; Plut., Aem. Paul., 13.
  • 98У Поли­бия 500.
  • 99Ост­ров в Эгей­ском море, извест­ный бога­тым хра­мом Мате­ри богов и мисте­ри­я­ми каби­ров.
  • 100Клон­ди­ку по Liv., XLIV, 26.
  • 101Кре­пость на гра­ни­це Бео­тии.
  • 102Луций Эми­лий Павел Македон­ский.
  • 103Этот сын его, Квинт Фабий Мак­сим Эми­ли­ан, будучи кон­су­лом в 145 г., вое­вал в Испа­нии с Вири­а­том.
  • 104Пуб­лий Кор­не­лий Сци­пи­он Эми­ли­ан.
  • 105На форум.
  • 106В латин­ских источ­ни­ках Брун­ди­сий, зна­чи­тель­ный порт Калаб­рии.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1364004404 1364004408 1364004409 1467010000 1467011000 1467012000