49—50 гг. н. э.
CIL X 1416.Инв. № 5593.Неаполь, Национальный археологический музей Фото: И. А. Шурыгин
Император Клавдий в образе обнаженного героя.
49—50 гг. н. э.
CIL X 1416.
Неаполь, Национальный археологический музей.
9. Бронзовая статуя обнаженного Клавдия
Бронза.
Геркуланум, Августеум (т. н. Базилика), из ниши в абсиде в глубине справа? Обнаружена 20 декабря 1741 г.
Неаполь, Археологический музей, инв. № 5593.
Размеры: выс. 2,4 м; выс. головы 29 см.
Библиография: G. Lahusen—
Бронзовая статуя, размерами превышающая натуральные, представляет императора Клавдия в виде обнаженного героя, в позе, обращенной фронтально, с опорой на правую ногу; левая слегка согнута и отведена назад; левая рука опущена вдоль тела; правая, отведенная в сторону, удерживает длинный скипетр. Движение ног сильнее сказывается на торсе, чем у парной статуи Августа (инв. № 5595, кат. 18), что лучше соответствует формуле Поликлета. Голова поставлена прямо с легким наклоном кпереди, что заметно при рассматривании ее в профиль, будто подчеркивая выраженный изгиб поясничной области; своей моделировкой, пластичностью и живостью голова вызывает в памяти классическую скульптуру середины V в. до н. э., тогда как анатомия лба представлена в традиционном для него виде. Официальные ценности, отраженные в классических пропорциях и следовании искусству Поликлета, начиная с августовской эпохи, стали воплощаться в статуях обнаженных императоров и правителей, создаваемых по образу Дорифора, который, будучи вершиной поиска универсальной гармонии, и представляя собой фигуру человеческую и одновременно божественную, соответствовал этическим ценностям новой идеологии режима (соображения об использовании ценностей классического искусства, начиная с Августа, и далее, в течение всей эпохи Юлиев-Клавдиев, см. R. Zanker, Augusto e il potere delle immagini, Torino 1989, с. 264—
Ti(berio) Claudio Drusi f(ilio) / Caesari Augusto / Germanico / pontif(ici) max(imo) tri[b(unicia) po]t(estate) VIII / i[m]p(eratori) XVI co(n)s(uli) [I]III / patri patria[e] [ce]ns(ori) / ex testame[nto] [3]essi L(uci) f(ilii) M[e]n(enia) Senecae / milit(is) cohor(tis) XIII urbanae et / dedicati[o]ni eius legavit municipib(us) / singulis HS IIII n(ummum)
Тиберию Клавдию, сыну Друза, Цезарю Августу Германику, Великому Понтифику, восьмикратно наделенному трибунской властью, шестнадцать раз провозглашенному императором, четырежды консулу, Отцу Отечества, цензору, (статуя установлена) по завещанию [...] Сенеки, сына Луция из трибы Менении, воина 13-й когорты римской городской стражи. А также по его завещанию каждому гражданину муниципия (оставлено) по 4 сестерция.
Прим. перев.:
1. Бронзовая табличка с надписью была вмонтирована в каменное основание, на котором стояла статуя.
2. Предполагается, что имя солдата, сохранившееся в виде 4 букв, (essi) было Messius.
1. The Statue Bases of Claudius. A Reassessment of The Portraiture of Claudius by Meriwether Stuart, in: P. Guldager Bilde,
2. ANTIQUITÉS D’HERCULANUM. GRAVÉES PAR TH. PIROLI AVEC UNE EXPLICATION PAR S.-PH. CHAUDÉ;
ET PUBLIÉES PAR F. ET P. PIRANESI, FRÈRES. TOME V. BRONZES. PLANCHE XLIV. (P. 78, t. VI de l’Édition royale).
Информация: музейная аннотация.
© 1989 г. Описание: Ercolano. Tre secoli di scoperte. Electa, Milano, 2009, p. 252, cat. 19.