Император Клавдий в образе обнаженного героя
Бронза.
49—50 гг. н. э.
CIL X 1416.
Инв. № 5593.Неаполь, Национальный археологический музей Фото: И. А. Шурыгин

Император Клавдий в образе обнаженного героя.

Бронза.
49—50 гг. н. э.
CIL X 1416.
Инв. № 5593.

Неаполь, Национальный археологический музей.

Геркуланум.
Происхождение:
Авгу­сте­ум (баси­ли­ка) Гер­ку­ла­ну­ма.

Описание:

9. Брон­зо­вая ста­туя обна­жен­но­го Клав­дия

Брон­за.
Гер­ку­ла­нум, Авгу­сте­ум (т. н. Бази­ли­ка), из ниши в абсиде в глу­бине спра­ва? Обна­ру­же­на 20 декаб­ря 1741 г.
Неа­поль, Архео­ло­ги­че­ский музей, инв. № 5593.
Раз­ме­ры: выс. 2,4 м; выс. голо­вы 29 см.

Биб­лио­гра­фия: G. Lahusen—E. Formigli, Grossbronzen aus Herculaneum und Pompeji. Statuen und Büsten von Herrschern und Bürgern, Worms 2007, с. 70—72 (с обшир­ной пред­ше­ст­ву­ю­щей биб­лио­гра­фи­ей).

Брон­зо­вая ста­туя, раз­ме­ра­ми пре­вы­шаю­щая нату­раль­ные, пред­став­ля­ет импе­ра­то­ра Клав­дия в виде обна­жен­но­го героя, в позе, обра­щен­ной фрон­таль­но, с опо­рой на пра­вую ногу; левая слег­ка согну­та и отведе­на назад; левая рука опу­ще­на вдоль тела; пра­вая, отведен­ная в сто­ро­ну, удер­жи­ва­ет длин­ный ски­петр. Дви­же­ние ног силь­нее ска­зы­ва­ет­ся на тор­се, чем у пар­ной ста­туи Авгу­ста (инв. № 5595, кат. 18), что луч­ше соот­вет­ст­ву­ет фор­му­ле Поли­кле­та. Голо­ва постав­ле­на пря­мо с лег­ким нак­ло­ном кпе­ре­ди, что замет­но при рас­смат­ри­ва­нии ее в про­филь, буд­то под­чер­ки­вая выра­жен­ный изгиб пояс­нич­ной обла­сти; сво­ей моде­ли­ров­кой, пла­стич­но­стью и живо­стью голо­ва вызы­ва­ет в памя­ти клас­си­че­скую скульп­ту­ру середи­ны V в. до н. э., тогда как ана­то­мия лба пред­став­ле­на в тра­ди­ци­он­ном для него виде. Офи­ци­аль­ные цен­но­сти, отра­жен­ные в клас­си­че­ских про­пор­ци­ях и сле­до­ва­нии искус­ству Поли­кле­та, начи­ная с авгу­стов­ской эпо­хи, ста­ли вопло­щать­ся в ста­ту­ях обна­жен­ных импе­ра­то­ров и пра­ви­те­лей, созда­вае­мых по обра­зу Дори­фо­ра, кото­рый, будучи вер­ши­ной поис­ка уни­вер­саль­ной гар­мо­нии, и пред­став­ляя собой фигу­ру чело­ве­че­скую и одно­вре­мен­но боже­ст­вен­ную, соот­вет­ст­во­вал эти­че­ским цен­но­стям новой идео­ло­гии режи­ма (сооб­ра­же­ния об исполь­зо­ва­нии цен­но­стей клас­си­че­ско­го искус­ства, начи­ная с Авгу­ста, и далее, в тече­ние всей эпо­хи Юли­ев-Клав­ди­ев, см. R. Zanker, Augusto e il potere delle immagini, Torino 1989, с. 264—269; о наго­те геро­ев в прин­ци­пах элли­низ­ма см. Museo Nazionale Romano I/1, с. 198—201, № 124). Ста­туя увен­ча­на порт­рет­ной голо­вой Клав­дия, выпол­нен­ной в реа­ли­сти­че­ском сти­ле, с харак­тер­ным лицом тре­уголь­ной фор­мы, отяг­чен­ным при­зна­ка­ми воз­рас­та и глу­бо­кой задум­чи­во­стью, с намор­щен­ным лбом, избо­рож­ден­ным попе­ре­ч­ны­ми склад­ка­ми, гла­за­ми про­дол­го­ва­той фор­мы и наме­чен­ны­ми рез­цом зрач­ка­ми, а так­же с корот­ко пост­ри­жен­ны­ми воло­са­ми, обра­зу­ю­щи­ми на лбу чел­ку (см. сход­ный порт­рет импе­ра­то­ра у V. Poulsen, Les Portraits Romains, I, Copenhagen 1962, с. 93, № 59, табл. XCVIII—XCIX). При срав­не­нии с дву­мя колос­саль­ны­ми сидя­щи­ми мра­мор­ны­ми ста­ту­я­ми этих импе­ра­то­ров (инв. №№ 6040 и кат. 20; 6056 и кат. 21), обна­ру­жен­ны­ми в том же зда­нии, а так­же с копи­я­ми двух брон­зо­вых ста­туй, сто­я­щих в позе героя, вид­ны отли­чия Клав­дия, в виде обна­жен­но­го героя от рас­по­ло­жен­но­го рядом Боже­ст­вен­но­го Авгу­ста, изо­бра­жен­но­го в виде Юпи­те­ра, частич­но зак­ры­то­го дра­пи­ру­ю­щей накид­кой и с мол­нией в руке, кото­рый сво­ей мощью столь не похож на при­жиз­нен­ное изо­бра­же­ние прин­цеп­са (H. Döhl—P. Zanker, La Scultura, in Pompei 79. raccolta di studi per il decimonono centenario dell’eruzione vesuviana, a cura di F. Zevi, Napoli 1979, с. 193). Над­пись, обна­ру­жен­ная на ста­туе (CIL X, 1416), поз­во­ля­ет дати­ро­вать ее 48 г. н. э.

Marisa Mastroroberto
CIL X, 1416:

Ti(berio) Claudio Drusi f(ilio) / Caesari Augusto / Germanico / pontif(ici) max(imo) tri[b(unicia) po]t(estate) VIII / i[m]p(eratori) XVI co(n)s(uli) [I]III / patri patria[e] [ce]ns(ori) / ex testame[nto] [3]essi L(uci) f(ilii) M[e]n(enia) Senecae / milit(is) cohor(tis) XIII urbanae et / dedicati[o]ni eius legavit municipib(us) / singulis HS IIII n(ummum)

Тибе­рию Клав­дию, сыну Дру­за, Цеза­рю Авгу­сту Гер­ма­ни­ку, Вели­ко­му Пон­ти­фи­ку, вось­ми­крат­но наде­лен­но­му три­бун­ской вла­стью, шест­на­дцать раз про­воз­гла­шен­но­му импе­ра­то­ром, четы­ре­жды кон­су­лу, Отцу Оте­че­ства, цен­зо­ру, (ста­туя уста­нов­ле­на) по заве­ща­нию [...] Сене­ки, сына Луция из три­бы Мене­нии, вои­на 13-й когор­ты рим­ской город­ской стра­жи. А так­же по его заве­ща­нию каж­до­му граж­да­ни­ну муни­ци­пия (остав­ле­но) по 4 сестер­ция.

Прим. перев.:

1. Брон­зо­вая таб­лич­ка с над­пи­сью была вмон­ти­ро­ва­на в камен­ное осно­ва­ние, на кото­ром сто­я­ла ста­туя.

2. Пред­по­ла­га­ет­ся, что имя сол­да­та, сох­ра­нив­ше­е­ся в виде 4 букв, (essi) было Messius.


Литература:
О посвя­ти­тель­ной над­пи­си:
1. The Statue Bases of Claudius. A Reassessment of The Portraiture of Claudius by Meriwether Stuart, in: P. Guldager Bilde, J. M. Højte & V. F. Stolba (eds.), The Cauldron of Ariantas. Studies presented to A. N. Sceglov on the occasion of his 70th birthday, Black Sea Studies 1 (Århus 2003) 365—388.
2. ANTIQUITÉS D’HERCULANUM. GRAVÉES PAR TH. PIROLI AVEC UNE EXPLICATION PAR S.-PH. CHAUDÉ;
ET PUBLIÉES PAR F. ET P. PIRANESI, FRÈRES. TOME V. BRONZES. PLANCHE XLIV. (P. 78, t. VI de l’Édition royale).

Источники:
© 2011 г. Фото и пер. с итал. и лат.: И. А. Шурыгин.
Информация: музейная аннотация.
© 1989 г. Описание: Ercolano. Tre secoli di scoperte. Electa, Milano, 2009, p. 252, cat. 19.
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная римский имперский император клавдий i клавдия imperator claudius юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii скульптура скульптурный sculptura римская римские бронза из бронзы бронзовый бронзовая бронзовое бронзовые статуя статуи statua statuae мужская в образе обнаженного героя герой скипетр tiberio claudio drusi filio caesari augusto germanico pontifici maximo tribunicia potestate viii imperatori xvi consuli iiii patri patriae censori ex testamento essi luci filii menenia senecae militis cohortis xiii urbanae et dedicationi eius legavit municipibus singulis hs nummum cil 10 x 1416 инв № 5593