Римская работа. 170—180 гг. н. э.Инв. № 10.Венеция, Национальный археологический музей Фото: И. А. Шурыгин
Тиберий Клавдий Помпеян.
Римская работа. 170—180 гг. н. э.
Венеция, Национальный археологический музей.
60. Бюст Помпеяна (инв. № 10).
Греческий мрамор. Высота общая 0,67 м, от подбородка до макушки 0,30 м.
Сохранность: хорошая. Имеется длинная трещина на мочке левого уха. Реставрированы: правое ухо, часть шеи и бюст в доспехах из цветного алебастра, украшенный в центре крылатой головой Медузы.
Происхождение: передан в дар по завещанию Гримани в 1586 г. Выставлен в зале XIII Музея.
Этот мрамор был определен Дзанетти, Валентинелли и Дютшке как портрет Пертинакса, однако такую атрибутацию подверг сомнению Бернулли на основании недостаточного физиономического сходства портрета с изображениями этого императора на монетах. Анти, считая эту работу малозначительной, не занимался проблемой ее идентификации, и до последнего времени бюст не привлекал внимания исследователей римской иконографии. С нашей же точки зрения данная работа представляет существенный интерес, причем не только в стилистическом, но и в иконографическом плане, поскольку он обнаруживает сходство с единственным имеющимся (по крайней мере, на сегодняшний день) мраморным изображением тондо (возможно, составлявшим часть какой-то статуи) Тиберия Клавдия Помпеяна, римского генерала сирийского происхождения, известного своим участием во многих войнах, которые вел Марк Аврелий.
Его внешний вид, на протяжении веков остававшийся неизвестным, впервые идентифицировал Петерсен1 в нескольких сценах на колонне Аврелия2. Важная роль, которую он играл в военных кампаниях императора, особенно против маркоманов, квадов и сарматов в 171—
Определенный интерес представляет детальное сравнение бюста с головой Помпеяна, изображенной в три четверти на сцене XX и с четко выступающими профилями в сценах LXXVIII b и LXXXIII. Однако значительно более определенное и представляющее интерес сходство обнаруживается при сравнении его лица, обладающего характерным энергичным выражением, с персонажем на нескольких Аврелиевых панелях аттика арки Константина в Риме, а именно, с рельефами «Profectio» и «Lustratio»7, который достаточно уверенно ассоциируется с персонажем на рельефе «Sacrificio» в музее Консерваторов8, где военачальник изображен между Марком Аврелием и Гением сената. На этом рельефе, как и на венецианской голове, низкая прическа покрывает голову, а челка спускается на лоб, достигая верхних горизонтальных морщин лба. Под выраженными надбровными дугами, высеченными короткими штрихами, видны глаза с обозначенными резцом радужными оболочками и зрачками; внимательный взгляд направлен слегка книзу. Щеки несколько втянуты, скулы выступают, нос крупный, орлиный, рот чуть приоткрыт, губы полные. Пышные, густые борода и усы завершают образ сильного, волевого человека. Сходные элементы, однако отличающиеся стилистически, можно видеть на изображениях знати, окружавшей императора на панелях «Adlocutio», «Пленники», «Подчинение варваров», «Rex datus»9, которые напоминают тип, высеченный в сценах XXXII и XXXVIII колонны10.
Приведенные здесь работы были выполнены двумя разными скульпторами, которые придали модели черты, характерные для официального портрета, сохранив при этом ее индивидуальность; обратное можно сказать о создателях спиральной колонны, изображения которой носят чисто информационный характер. В группе произведений, близких к нашему портрету и изображающих один и тот же прототип (назовем ее группой A), проявляется единый взгляд на высеченную или вырезанную линию, изображающую локоны прически или складки на лице, на использование бурава, которым углубляется рисунок бороды, на пластику изгибов модели в контрасте с игрой колористического рисунка, которая подчеркивает человеческие и драматические мотивы. Вторая группа (назовем ее группой B) объединяет изображения другого прототипа. Для нее характерны менее глубокая работа резцом, более поверхностный светотеневой рисунок, сухая трехмерность форм и выражение скорее решительное, чем пафосное.
Приведенные критические соображения представляются достаточно убедительными. Аргументы исторического и художественного характера соответствуют римскому происхождению венецианского мрамора.
G. Valentinelli, Catalogo dei marmi scolpiti del Museo Archeologico della Marciana di Venezia, in «Atti del R. Istituto Veneto SS. LL. AA.», serie III, voll. VII—
H. Dütschke, Antike Bildwerke in Oberitalien, V, Leipzig 1882, p. 65, n. 175;
J. J. Bernoulli, Römische Ikonographie, I—
G. Pellegrini, Descrizione degli oggetti antichi componenti la sezione classica del Regio Museo Archeologico di Venezia, vol. I, Venezia—
C. Anti, Il Regio Museo Archeologico nel Palazzo Reale di Venezia, Roma 1930, p. 160, n. 9;
G. Traversari, in Arte Antica e Moderna, n. 34—
Fot.: Fotografia del Museo Archeologico di Venezia, 1707 A—
Информация: музейная аннотация.
© 1968. Описание: Traversari G. Museo Archeologico di Venezia. I ritratti. Poligrafico dello Stato, Roma, 1968. С. 77—78, кат. № 60, илл. 60 a—c.
© 2018 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.