50—30 гг. до н. э.Анкона, Национальный археологический музей Марке
Группа из Карточето-ди-Пергола.
50—30 гг. до н. э.
Анкона, Национальный археологический музей Марке.
Позолоченные бронзовые статуи из Карточето: состояние изученности
Пожалуй, немного существует античных памятников, которые с момента их обнаружения пережили бы столько разнообразных перемен и превратностей, сколько бронзовые статуи из Карточето, и обладали бы такой же известностью — пусть и не всегда благоприятной — среди широкой общественности; поэтому каталог данной выставки, на которой эти статуи органично включены в экспозицию (первую в своём роде, по крайней мере, в Марке) римских скульптур из области Средней Адриатики, может дать возможность заново изложить имеющиеся сведения об этой группе и связанные с ней проблемы и поддержать научный интерес исследователей к ней, отчасти угасший, возможно, из-за негативного влияния вышеупомянутой известности.
Группа, известная как «Позолоченные бронзовые статуи из Карточето-ди-Пергола», представляет собой одну из чрезвычайно малочисленных дошедших до нас конных скульптурных групп большого размера, созданных в античности: из тех групп, что хранятся в Италии, она сопоставима по своей значимости только с так называемыми Конями Сан-Марко из Венеции и Марком Аврелием из Рима — памятниками, украшенными, как и наш, позолотой.
Крупную бронзовую скульптуру, как известно, очень ценили и любили в античном мире, и особенно в римском, прежде всего благодаря иллюзии вечности, которую, казалось, обещала прочность этого материала; «exegi monumentum aere perennius»: гордое заявление поэта Горация (Od. III. 30. 1) о том, что созданный им «Юбилейный гимн» является «памятником, бронзы литой прочней»[1], свидетельствует о силе этой уверенности, которая сама по себе не была безосновательной, если вспомнить о том, в какой практически полной сохранности дошли до нас крупные скульптуры, простоявшие на открытом воздухе почти 2000 лет — как известно о Конях Сан-Марко и Марке Аврелии, — не обнаруживая, помимо всего прочего, большего износа, чем аналогичные работы, выполненные в период между эпохой Возрождения и XIX в.
Таким образом, только вследствие человеческих действий сохранилось так немного античных бронзовых статуй — из тысяч, украшавших храмы, дома, улицы и площади Рима, тысяч или десятков тысяч, рассеянных по городам и святилищам всей Империи: ценность металла, всегда дефицитного в западном мире, по крайней мере до появления меди из Нового Света, в сочетании с относительной лёгкостью переплавки, привели к тому, что не только иконоборческая мания, войны и грабежи, но также, и, быть может, даже чаще, повседневные и постоянные потребности почти целиком «пожрали» крупную классическую бронзовую скульптуру.
Поэтому не случайно большинство сохранившихся скульптур составляют те бронзовые статуи, которые спасло для археологии раннее погребение под землёй (как в случае статуй из Карточето) или в море, что позволило им сегодня возвратиться к нам и стать историческими свидетельствами прошлого.
Рассматриваемая группа1 была случайно обнаружена в июне 1946 г. в местности Санта-Лючия-ди-Каламелло, рядом с Карточето в коммуне Пергола, в ходе сельскохозяйственных работ. Когда сообщение об этом поступило в Управление древностей Марке, статуи были извлечены и перемещены в Национальный музей Анконы. Тогда же были организованы раскопки с целью восстановления их изначального археологического контекста, но ни эти исследования, ни последующие, проведённые в 1958 г., не принесли никаких результатов и лишь подтвердили, что находки были закопаны одновременно, в эпоху, не поддающуюся установлению, в специально выкопанной яме на небольшой глубине.
Скульптурная группа несколько раз реставрировалась и выставлялась. Первую реставрацию, довольно кустарную, в 1948—
1. Позолоченные бронзовые статуи в Музее позолоченных бронзовых статуй и города Перголы (Пергола).
2. Позолоченные бронзовые статуи в Национальном археологическом музее Марке (Анкона).
3. Реконструированная копия Позолоченных бронзовых статуй на террасе Нац. арх. музея Марке (Анкона).
Позднее известные превратности судьбы заносили эту скульптурную группу и в Перголу, где в том же 1987 г. проводилась временная выставка, и в Анкону, где она выставлялась изначально (и где Ф. Минисси соорудил специальную капсулу под куполом с особым микроклиматом) (рис. 2), и много лет не позволяли наслаждаться её видом — исключая лишь краткие, но впечатляющие выставки в Италии и за рубежом3.
Наконец, благодаря программному соглашению, заключённому в 1999 г. по инициативе Министерства культурного наследия и культурной деятельности и Археологического управления Марке, скульптурная группа бронзовых статуй снова начала выставляться — по очереди: в музее Перголы (рис. 1) (где тем временем, согласно министерскому проекту, была создана система контроля влажности и микроклимата типа «воздушной завесы», работающая до сих пор) и в Национальном археологическом музее Анконы4.
Чтобы снизить драматичность проблемы размещения этой группы, в 1999 г. Управление решило изготовить две копии бронзовых статуй: одна воспроизводит группу в её нынешнем состоянии — фрагментированном, неполном и деформированном, а вторая является реконструкцией (рис. 3) и представляет группу в её изначальной с. 40 целостности, такой, какой она была сразу после изготовления.
Первая копия представляет собой подлинный «двойник» оригинальной работы и предназначена для того, чтобы заменять её в случае возможных перемещений между местами экспозиции или на выставках, куда не предполагается отправлять оригиналы; вторая копия, реконструкция, постоянно размещённая на верхней террасе Национального археологического музея Марке, предназначена для учебных целей и позволяет лучше понять, как выглядел в античности памятник этого жанра, с показной роскошью позолоты, но также, благодаря своему размещению снаружи музея, представляет собой его впечатляющий символ, видимый для всех и укрепивший таким образом связи между самим музеем и городом Анкона5.
Вернёмся к самой скульптурной группе: проведённые в своё время исследования и анализы показали, что скульптуры были отлиты по выплавляемым моделям непрямым методом и что сплав, из которого они были отлиты, относится к тройному типу «медь — олово — свинец» и имеет высокое содержание (более 13 %) этого последнего элемента, что достаточно часто встречается в крупных бронзовых статуях римского времени.
Литьё выполнено в технике высочайшего качества и имеет лишь несколько незначительных дефектов; анализы остатков формовочной смеси указывают на присутствие в отощающей добавке минералов вулканического происхождения, и это позволяет предположить, что данные материалы могут происходить из области Лация и Кампании.
Однако это не означает автоматически, что в этой области находилась мастерская, изготовившая статуи, поскольку известно, что в античном мире подобное сырьё обычно транспортировалось на большие расстояния, в том числе и для менее «благородных» сфер деятельности, таких, как керамика, и так обстояло дело ещё с доисторических времён6; с другой стороны, в ходе недавних исследований обнаружились свидетельства существования мастерских по производству крупных бронзовых статуй также и на территории Марке, в античном Сентине7.
Скульптуры были позолочены «листовым» методом: позолота наносилась прямо на металлическую поверхность.
Остатки, сохранившиеся от скульптурной группы, с. 41 позволяют определить, что в неё входило четыре фигуры: двое мужчин на конях и две стоящие женщины; вероятнее всего, они располагались симметрично и пирамидально, то есть всадники находились в середине.
Лучше всего сохранившаяся мужская фигура (до нас дошла почти вся верхняя часть корпуса) представляет всадника в одежде полководца (туника и военный плащ (paludamentum)), правая рука которого поднята в жесте, характерном для обращения (adlocutio) или прибытия (adventus), не пожилого, но зрелого, как свидетельствуют небольшая лысина на висках и отметины возраста на лице (рис. 4); он сидит на крупном коне (тип римского «тяжёлого коня»), сбруя которого богато украшена фалерами и нагрудником с рельефными мифологическими фигурами на фоне морского пейзажа.
Почти всё, что сохранилось от второй конной статуи — это ноги всадника в таких же патрицианских кальцеях, фрагмент руки в том же жесте, что и рука первого всадника, а также голова (рис. 6), ноги и другие части туловища коня; впрочем, этого достаточно, чтобы подтвердить строгое соответствие первой фигуре, от которой вторая, видимо, отличалась только лицом человека и позой коня, зеркальной по отношению к первому.
Одна из женских фигур сохранилась почти полностью: изображена немолодая дама с резкими и суровыми чертами лица, в плаще и с покрытой головой (в столе и палле) (рис. 5); её одежда, поза и с. 42 кольцо особого типа, имеющее немаловажное значение, выдают её знатность и высокое положение. Вторая женская фигура, от которой сохранилась только нижняя часть, видимо, была одета так же.
Фрагментарное и неполное состояние скульптур, а также некоторые серьёзные деформации сохранившихся частей свидетельствуют о том, что эту группу намеренно разрушили при помощи тупых орудий, и только потом захоронили8.
Этот скульптурный комплекс до сих пор представляет серьёзные проблемы, связанные не столько с его хронологией, сколько с идентификацией изображённых персонажей и изначальным местоположением.
По случаю выставки во Флоренции в 1987 г. (впрочем, даже раньше) и в последующих публикациях Сандро Стукки (Sandro Stucchi) идентифицировал женскую фигуру с сохранившимся лицом как Ливию, жену Ливия Друза[2], затем Августа, и мать Тиберия, а всадника — как Нерона Цезаря, несчастного сына Германика, впавшего в немилость в 28 г. н. э. из-за козней тиранического регента Сеяна вместе со своим братом Друзом и матерью Агриппиной; отсутствующие фигуры должны быть идентифицированы как раз с двумя последними персонажами.
Согласно мнению этого автора, скульптурная группа, первоначально размещённая в каком-то римском городе относительно недалеко от места обнаружения, вследствие этого политического несчастья была разрушена и захоронена, что явилось «запретом» или «проклятием памяти» (abolitio или damnatio memoriae).
На самом деле, не говоря уже о том, что в римскую эпоху проведение этого ритуала подобным методом невероятно9, сама идентификация женской фигуры с Ливией казалась не слишком правдоподобной, а на ней строилась вся реконструкция Стукки, ибо до нас не дошло ни одного портрета Нерона Цезаря, идентификация которого со всадником, впрочем, оказывается неправдоподобной, поскольку этот персонаж должен был бы быть молод.
На основании этих соображений, но прежде всего ввиду стилистических и типологических характеристик этих двух фигур, следует согласиться с теми авторами — сперва Джон Поллини, затем Филиппо Коарелли — которые впоследствии вновь поставили эту проблему, правильно датировав группу 50—
Этому периоду хорошо соответствует и мужской портрет, недалёкий от иконографии самого Юлия Цезаря10, и фигура женщины (которая восходит к надгробным статуям позднеэллинистической традиции и типу «Целомудрие» (Pudicitia)), и её причёска.
Переместившись в новые хронологические рамки, необходимо по-прежнему помнить, что речь должна идти о почётном памятнике высокопоставленной семьи, почти наверняка сенаторской, достаточно солидной, чтобы позволить себе изготовление такой группы, причём важную роль в ней — тогда или ранее — должны были играть женщины. Представленный на этой же выставке мраморный портрет натуральной величины и неизвестного происхождения из Ватиканских музеев, который является частью скорее высокого рельефа, чем бюста, и в котором несомненно следует идентифицировать того же самого мужчину, что и в нашем бронзовом всаднике, служит ещё одним свидетельством его высокого положения и известности.
Семьи, которые в данный исторический период (впрочем, один из наиболее известных периодов римской истории) отвечали бы указанным требованиям и позволяли бы таким образом определить первоначальное местонахождение группы, не бесчисленны, но их всё же немало. Действительно, если исходить из предположения, что бронзовые статуи должны были стоять в римском городе, ближайшем к месту их обнаружения, то следует сосредоточить внимание на местных магнатах или, во всяком случае, на тех, кто был тесно связан с этой областью; если же допустить, что происхождение статуй может быть иным и даже весьма далёким, то пространство поиска расширяется почти до бесконечности.
Первым путём пошёл Филиппо Коарелли, который предложил идентифицировать одного из мужчин как Марка Сатрия, известного как из литературных источников, так и из надписей в Суасе и Сентине: его называли «патроном Пиценской области», он служил офицером Юлия Цезаря в Галлии, но позднее участвовал в заговоре его убийц; в сенаторское сословие он вошёл благодаря тому, что его усыновил дядя по материнской линии, Луций Минуций Базил, уроженец Купры Маритимы, чему способствовала мать Сатрия, приходившаяся сестрой Базилу.
Коарелли предполагает, что группа находилась в Сентине и после взятия города Октавианом в 41 г. до н. э. была разрушена по вполне понятным политическим мотивам11.
С другой стороны, Джон Поллини, не считая необходимым ограничивать поиск прямыми связями изображённых с данной областью, предлагает идентифицировать группу как Домициев Агенобарбов — древнейшую, знаменитую и богатую римскую семью, владевшую бескрайними земельными угодьями и слившуюся позднее с императорской семьёй Юлиев-Клавдиев, а персонажей — как Гнея Домиция Агенобарба, консула 32 г. до н. э., его мать Порцию, его жену и его отца Луция Домиция.
На самом деле, как представляется, вопрос об идентификации остаётся открытым, как и вопрос об обстоятельствах разрушения группы; сегодня самым очевидным вариантом представляется связать его с грабежом, совершённым в неизвестное время (возможно, хотя и не обязательно, в эпоху Поздней античности), после чего остатки были помещены в «тайник», расположенный в местности, свободной от римского присутствия, но не слишком отдалённой от крупных путей сообщения.
Во всяком случае, корректно поставив проблему и отбросив фантастические гипотезы, которые периодически озвучиваются12, можно надеяться, что, с одной стороны, новейшие историко-иконографические исследования и работы и, с другой стороны, счастливые и удачные археологические находки с. 43 и в самом деле позволят в недалёком будущем дать нашим бронзовым статуям имена.
ПРИМЕЧАНИЯ
1Ниже перечислена основная библиография, подтверждающая изложенные в тексте аргументы, и особые ссылки, за исключением отдельных случаев, не приводятся:Stucchi S. Gruppo bronzeo di Cartoceto. Gli elementi al Museo di Ancona // Bolletino d’Arte. Vol. 45, № 1—
Annibaldi G. Pergola // Enciclopedia dell’arte antica classica e orientale. Vol. 6. Roma, 1965. P. 53—
Bronzi dorati da Cartoceto di Pergola / A cura di P. R. Del Francia. Firenze, 1987;
Stucchi S. Il gruppo bronzeo tiberiano da Cartoceto. (Studia archeologica, 32) Roma, 1988;
La civiltà picena nelle Marche. Studi in onore di Giovanni Annibaldi (Atti del Convegno Ancona, 10—
Pollini J. The Cartoceto Bronzes: Portraits of a Roman Aristocratic Family of the Late First Century B. C. // AJA. Vol. 97. 1993. P. 423—
Bergemann J. Römische Reiterstatuen. Ehrendenkmäler im öffentlicher Bereich. Mainz am Rhein, 1990;
I bronzi dorati di Pergola. Un enigma? / A cura di M. Luni, F. G. Motta. Urbino, 1998;
Coarelli F. I bronzi di Cartoceto. Un’ipotesi // Ibid. P. 81—
de Marinis G. Gli interventi conservativi: i contributi delle analisi // Ibid. P. 69—
de Marinis G., Quiri P. I Bronzi dorati da Cartoccio di Pergola nel Museo Archeologico Nazionale delle Marche. Recanati, 1999; Luni M. Statue di bronzo a Forum Sempronii e in città del versante medioadriatico. Urbino, 2001. 2Bronzi dorati da Cartoceto di Pergola / A cura di P. R. Del Francia. Firenze, 1987: в том, что касается реставрации и исследований технологии, это издание до сих пор является весьма ценным, хотя и требует частичных дополнений. 3См. особенно: El magico oro. Italia tesoro de la antigüedad (Catalogo della mostra). Firenze, 1996. P. 217 f.; L’or magique. Trésor des Etrusques et des Romains (Catalogo della mostra). Firenze, 1996. P. 219 f.; Die Magie der Goldes. Antike Schatze ans Italien (Catalogo della mostra). Treviso, 1996. P. 117—
ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИЦЫ
[1]Пер С. В. Шервинского.
[2]Ливия была дочерью Марка Ливия Друза и в первом браке женой Тиберия Клавдия Нерона.
© 2002 г. Описание: De Marinis G. I Bronzi dorati da Cartoceto: il punto sulle conoscenze // De Marinis G., Tufi S. R., Baldelli G. Bronzi e marmi della Flaminia. Sculture romane e confronto. (Pergola, 15 giugno — 3 novembre 2002). Artioli Editore, Modena, 2002, pp. 37—43.
© 2018 г. Перевод с итал.: Любимова О. В.